Научная статья на тему '2016.02.013. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ / БА М., ФОНТФАНЕ Л., МАРТИН Ф., МЕЙЕР Т. À LA RECHERCHE DES PARTS DE MARCHé PERDUES / BAS M., FONTAGNé L., MARTIN PH., MAYER TH. // LES NOTES DU CONSEIL D’ANALYSE éCONOMIQUE. - P., 2015. - N 23. - P. 1-12'

2016.02.013. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ / БА М., ФОНТФАНЕ Л., МАРТИН Ф., МЕЙЕР Т. À LA RECHERCHE DES PARTS DE MARCHé PERDUES / BAS M., FONTAGNé L., MARTIN PH., MAYER TH. // LES NOTES DU CONSEIL D’ANALYSE éCONOMIQUE. - P., 2015. - N 23. - P. 1-12 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ФРАНЦИЯ / ЭКСПОРТ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.02.013. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ / БА М., ФОНТФАНЕ Л., МАРТИН Ф., МЕЙЕР Т. À LA RECHERCHE DES PARTS DE MARCHé PERDUES / BAS M., FONTAGNé L., MARTIN PH., MAYER TH. // LES NOTES DU CONSEIL D’ANALYSE éCONOMIQUE. - P., 2015. - N 23. - P. 1-12»

вании в странах-партнерах, за счет включения в соглашения ограничительных оговорок, касающихся ОС. Подписанное в ноябре 2015 г. соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, содержащее обязательства сторон в области ОС, может показать (если оно будет ратифицировано), способны ли подобные соглашения играть конструктивную роль в международном сотрудничестве в сфере защиты ОС и климата.

И.Ю. Жилина

2016.02.013. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ / БА М., ФОНТФАНЕ Л., МАРТИН Ф., МЕЙЕР Т. À la recherche des parts de marché perdues / Bas M., Fontagné L., Martin Ph., Mayer Th. // Les notes du Conseil d'analyse économique. - P., 2015. - N 23. - P. 1-12.

Ключевые слова: мировая торговля; Франция; экспорт товаров и услуг; ценовая и неценовая конкурентоспособность; издержки производства; государственная поддержка экспорта.

В исследовании Совета экономического анализа (Conseil d'analyse économique) при премьер-министре Франции рассматриваются причины ослабления внешнеторговых позиций страны в последние десятилетия.

Выход на мировой рынок государств с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), прежде всего Китая, автоматически привел к уменьшению долей промышленно развитых стран в мировой торговле. Снижение доли Франции отчасти объясняется таким перераспределением долей. Однако доля Франции в мировом товарном экспорте снизилась сильнее, чем соответствующие показатели других стран Евросоюза (за исключением Италии): за 19952013 гг. - на 42% (с 6,1 до 3,5% мирового экспорта товаров и услуг) против 21% у Германии и 27% у Великобритании (с. 2).

Некоторые эксперты связывают плохие внешнеторговые результаты Франции с неправильно выбранной экспортной специализацией, ограничениями кредита, недостаточной государственной поддержкой экспортеров и т.д. По мнению авторов, все эти обстоятельства имеют второстепенное значение.

Как свидетельствуют приведенные расчеты, продуктовая и географическая специализация сыграла очень незначительную роль

в ослаблении внешнеторговых позиций Франции в 2006-2014 гг. Ее вклад оценивается в 0,1% среднегодовых потерь доли на мировом рынке (с. 3).

Рассматривая причины неблагоприятной динамики французского экспорта, авторы подразделили прирост товарных потоков на две части: 1) прирост, связанный с увеличением прошлых товарных потоков, и 2) прирост, обусловленный созданием новых товарных потоков (за счет появления новых предприятий-экспортеров, выпуска новых продуктов или освоения новых географических рынков предприятиями, которые уже давно работают на экспорт). Первый путь увеличения экспорта авторы называют интенсивным, а второй - экстенсивным. В краткосрочном аспекте (в годовом разрезе) на интенсивный путь приходилась основная часть прироста товарных потоков - 87,7%, а на экстенсивный - соответственно 12,3%, из них всего 2,4% объясняются появлением новых предприятий-экспортеров. Иными словами, появление новых предприятий-экспортеров нельзя рассматривать как основную причину роста французского экспорта. Однако в долгосрочном периоде (10 лет) экстенсивный путь, как показывают расчеты, более результативен: его вклад в прирост экспорта повышается до 53,5%, в том числе 26,2% за счет появления новых предприятий-экспортеров (с. 4).

Значительные различия в итогах кратко- и долгосрочного анализа прироста экспорта объясняются тем, что первоначально новые экспортные потоки имеют очень незначительные размеры, но они способны быстро расширяться с течением времени и за десятилетие становятся весьма существенными. Делается вывод, что создание новых экспортных потоков является важным фактором динамики экспорта, во всякой случае в долгосрочном аспекте.

Высокий уровень концентрации экспорта в руках небольшого числа компаний-экспортеров характерен не только для Франции, но для других стран ЕС. Поэтому нельзя объяснить современные внешнеторговые проблемы Франции тем, что в стране мало компаний-экспортеров, в том числе из числа малых и средних предприятий (МСП): в 2011 г. на долю последних приходилась одна треть стоимости французского экспорта (в страны за пределами ЕС). Это меньше, чем в Италии (49%), но больше, чем в Германии (28%) (с. 4).

Авторы указывают три основные причины, оправдывающие государственную поддержку экспорта МСП: 1) издержки, связан-

ные с поиском информации, которые в силу примерно фиксированной величины являются для МСП более существенным бременем, чем для крупных предприятий; 2) несовершенства кредитного рынка, ограничивающие доступ МСП к заемным средствам; 3) позитивное влияние развития экспортной деятельности МСП на близлежащие предприятия, имеющие с ними производственные связи.

Государственная поддержка экспорта включает множество различных инструментов: более 90% МСП, которые уже экспортируют свои товары или находятся в процессе подготовки к выходу на внешние рынки, согласно проведенным опросам, воспользовались поддержкой по крайней мере одного государственного ведомства. Различаются два основных типа государственной поддержки экспорта:

- сопровождение: информационное обеспечение, помощь в налаживании связей с партнерами, участие в профессиональных салонах, наем иностранных волонтеров и т.д.;

- финансирование через государственный инвестиционный банк «BPI France» и страхование экспортных кредитов через государственное агентство «Coface».

По уровню поддержки МСП Франция находится в числе наиболее продвинутых в этой сфере стран Европы. Однако даже при условии дальнейшего совершенствования методов поддержки МПС, утверждают авторы, таким способом не удастся решить проблему ослабления позиций французских товаров на мировых рынках.

Конкурентоспособность любой страны имеет два измерения -ценовое и неценовое. Ценовая конкурентоспособность является прямым результатом уровня производственных издержек на единицу продукции и поэтому достаточно легко поддается количественной оценке. В отличие от этого оценить неценовую конкурентоспособность, которая отражает неценовые характеристики товара, позволяющие повысить его цену (марка, имидж компании, страна-экспортер, качество послепродажных услуг, надежность продукта и т.д.), трудно. Для оценки неценовой конкурентоспособности французских товаров авторы провели математический анализ на основе дезагрегированных данных по ведущим странам ОЭСР за 2000-2013 гг. Неценовая конкурентоспособность рассчитывается как функция спроса, который имеет негативную зависимость от

цены (при постоянной эластичности замещения) и позитивную - от неценовых характеристик продукта (восприятие качества продукта).

В результате расчетов были выявлены наиболее конкурентоспособные по неценовым факторам сектора экономики Франции. На 1-м месте авиакосмическая промышленность - 1-е место по неценовой конкурентоспособности среди стран ОЭСР, кожгалантерея (2-е место) и виноделие (3-е место). В авиакосмической промышленности уровень неценовой конкурентоспособности Франции оценивается коэффициентом 2,4: это означает, что в этом секторе французские экспортеры могут установить цену в 2 с лишним раза более высокую по сравнению со средней по странам ОЭСР (при одинаковом качестве товаров).

Авторы указывают на различия в позициях трех первых секторов Франции и Германии (в пользу последней). Так, Германия занимает 1-е место среди стран ОЭСР во всех трех самых конкурентоспособных секторах по неценовым факторам - производстве автомобильных запчастей, цветных металлов и пластмассы. Причем на эти три сектора приходится 15% товарного экспорта Германии; во Франции соответствующий показатель ниже - всего 7% (с. 8).

При сравнении позиций стран ОЭСР в отдельных секторах установлено, что в 2013 г. 55 французских секторов (из 102 обследованных) входили в десятку самых конкурентоспособных по неценовым факторам - здесь у Франции 7-е место. Такие позиции по неценовой конкурентоспособности авторы считают относительно хорошими. В отличие от этого в десятку сильнейших входили 85 немецких секторов - она лидирует по данному рейтингу (с. 9). Италия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания и Япония также опережают Францию, но с меньшим отрывом.

По мнению авторов, чтобы понять причины снижения конкурентоспособности французских товаров, надо сконцентрировать внимание на соотношении «качество - цена». Обычно дискуссии по этой проблеме сосредоточиваются на прямых издержках на рабочую силу у предприятий-экспортеров. Как известно, эти издержки у французских экспортеров выше, чем в странах-партнерах, что ведет к низкой ценовой конкурентоспособности французских товаров (хотя есть отрасли, у которых с такой конкурентоспособностью все в порядке - авиакосмическая промышленность, судостроение, электрораспределительное оборудование и др.). Издержки на рабо-

2016.02.014-015

чую силу оцениваются в среднем в 23% стоимости французского экспорта, а с учетом трудовых издержек промежуточных товаров, использованных в производстве (полуфабрикатов, энергоресурсов, бизнес-услуг и т.д.), - в 44%. Авторы придерживаются широкого подхода к оценке издержек, полагая, что не только непосредственно предприятия-экспортеры, но многие другие производители товаров и услуг участвуют в создании ценовой конкурентоспособности. Иными словами, в этом процессе участвует вся французская экономика, а потому надо подумать об оптимизации тарифов на электроэнергию, ограничении роста цен на услуги и зарплаты, снижении социальных взносов предпринимателей и т.д.

Успешность экспортной экспансии, в конечном счете, является простым отражением эффективности национальной производственной системы, а потому политика в области конкурентоспособности совпадает с политикой повышения производительности. Здесь особенно важны государственные меры по стимулированию инноваций, развитию НИОКР и профессионального образования. Кроме того, необходимо ограничивать жесткость рынков труда и товаров, чтобы обеспечить реаллокацию факторов производства (труда и капитала) - от менее эффективных предприятий к более эффективным.

Г. В. Семеко

ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ

2016.02.014-015. ПРИОРИТЕТ СОЛИДАРНОСТИ НАД ЭКОНОМИКОЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. (Сводный реферат).

2016.02.014. DU LAU D'ALLEMANS A., ROZÈS S. Aux origines de la crise européenne, des politiques contraires à son génie // Confrontations Europe. - P., 2015. - Juillet-Septembre, N 110. - P. 17.

2016.02.015. ULMER C. Créer un «new deal» pour la zone euro // Confrontations Europe. - P., 2015. - Juillet-Septembre, N 110. - P. 18-19.

Ключевые слова: ЕС; экономическая интеграция; зона евро; кризис в Греции; европейская солидарность; европейский проект; Валютный союз.

В статьях французских исследователей поднимается вопрос о судьбе европейского проекта - Европейского союза (ЕС). Выделе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.