Научная статья на тему 'Новые направления в предоставлении средств финансовой поддержки экспорта'

Новые направления в предоставлении средств финансовой поддержки экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые направления в предоставлении средств финансовой поддержки экспорта»

Новые направления в предоставлении средств финансовой поддержки экспорта

Ю. Л. Савинов

Доктор экономических наук, профессор (Всероссийская академия внешней торговли)

Л. Ю. Мигунов (Всероссийская академия внешней торговли)

Современное развитие международной торговли происходит в условиях острого рыночного соперничества компаний, оказывающего стимулирующее воздействие на усилия субъектов рынка по разработке и совершенствованию новых средств повышения их конкурентоспособности.

Поскольку одним из главных факторов при принятии решения о покупке для покупателя является экономия денежных средств, то продавцы стали разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся методы финансовой поддержки продаж. Довольно часто под мерами финансовой поддержки экспорта понимают предоставление рассрочки платежа, то есть экспортный кредит, хотя подобная интерпретация совокупности этих мер не является полной. Экспортный кредит представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается, как правило, в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Но весь ассортимент мер по финансовой поддержке экспорта довольно широк и они применяются во взаимной связи - то есть совместно с экспортным кредитом предоставляются гарантии или страховой полис, осуществляется рефинансирование кредитных

процентов. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость, чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше возможность реализовать товар на мировом рынке.

Анализ существующих и разрабатываемых средств финансовой поддержки экспорта имеет важнейшее значение для развития отечественного экспорта, коль скоро российские предприятия приступают к деятельности по расширению продаж на внешних рынках.

Факторы формирования и структура мер финансовой поддержки экспорта во внешнеторговых операциях

Современное развитие международной торговли происходит в условиях острого рыночного соперничества компаний, оказывающего стимулирующее воздействие на усилия компаний по разработке и совершенствованию новых средств повышения их конкурентоспособности. Такие действия компаний полностью соответствуют законам предпринимательской деятельности в условиях рынка в течение многих десятилетий, особенно с тех пор как большинство товарных рынков стали "рынками покупателя". Выход на мировой рынок в последние 30-40 лет тысяч компаний новых индустриальных государств, а в последнее десятилетие и развитие сети Интернет в десятках го-

сударств, позволившее принять участие в международной торговле тысячам новых компаний, еще более обострил проблему сбыта. Если ранее для победы в рыночном соперничестве предприятиям промышленно развитых государств требовалась разрабатывать и изготавливать продукцию в соответствии с требованиями покупателя, то в последние годы этого стало недостаточно, поскольку многие компании новых индустриальных стран и государств с переходной экономикой могут делать то же самое. Поэтому поиск средств выигрыша в конкуренции стал смещаться в сферу сбыта -продавцы стали вынуждены предлагать покупателям такие относительно льготные условия продажи, которые могли гарантированно обеспечить успех на рынке.

Таким образом, помимо усилий по повышению конкурентоспособности продукции в сфере ее разработки и изготовления компании приступили к совершенствованию имевшихся в их арсенале, а также к разработке новых инструментов борьбы за покупателя. Поскольку одним из главных факторов при принятии решения о покупке для покупателя является экономия денежных средств, то продавцы стали разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся методы финансовой поддержки продаж. Такие средства способствовали сбыту товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Средства финансовой поддержки экспорта (СФПЭ) играют важную роль в развитии международного товарооборота. Стимулируя формирование дополнительного спроса на рынке со стороны заемщиков, они способствуют увеличению объемов мировой торговли. Условия финансовой поддержки экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм за рынки сбыта. Особенно активно кредитование внешней торговли стало развиваться в послевоенный период. С начала 60-х годов экспортный кредит во всех его многочисленных формах стал нормой международной торговли многими видами товаров, и в первую очередь машинами и оборудованием. По многочисленным оценкам международный кредит в той или иной форме обслуживает в настоящее время до 80% экспорта отдельных групп машин и оборудования.

Необходимость и постоянное расширение СФПЭ характеризуется действием двух главных факторов:

1. Роль средств финансовой поддержки экспорта в международной торговле возросла в ходе научно-технической революции, одним из следствий которой явилось увеличение предложения на мировом рынке машин, оборудования, целых промышленных комплексов, т.е. товаров инвестиционного назначения, производство и закупка которых связаны с крупными капиталовложениями экспортеров и импортеров, зачастую не имеющих достаточных собственных оборотных фондов.

2. СФПЭ превращаются в один из важнейших факторов, от которых зависит конкурентоспособность на рынке инвестиционных товаров. Предоставление СФПЭ, маневрирование его условиями часто способствуют вытеснению конкурентов на рынке. Широкое использование, например, экспортных кредитов для форсирования вывоза обработанных товаров привело к развязыванию так называемой "кредитной войны", в ходе которой существенные преимущества на мировом рынке получили фирмы промышленно развитых стран с налаженной системой государственного стимулирования экспорта, а, следовательно, стали привлекать покупателя не только ценой и качеством товара, но и более льготными условиями предоставляемых СФПЭ, прежде всего за счет удлинения сроков кредитования и снижения его стоимости.

Ассортимент СФПЭ включает ряд достаточно разнообразных инструментов, облегчающих приобретение товара путем либо прямой отсрочки платежа (прямые СФПЭ), либо способствуя этому (косвенные СФПЭ). Все СФПЭ тесно взаимосвязаны и обслуживают все стадии движения товара от экспортера к импортеру, включая заготовку или производство экспортного товара, пребывание его в пути и на складе, в том числе за границей, а также использование товара импортером в процессе производства и потребления. Чем ближе дата платежа к моменту поставки товара, тем благоприятнее, как правило, для должника условия СФПЭ.

В ходе реализации контракта экспортер испытывает острую потребность в использовании СФПЭ во время двух периодов, которые разделяются датой отгрузки товара. Первое - это СФПЭ, которые требуются в период, необходимый для организации производства и подготовки товара к отгрузке, который известен как период, предшествующий отгруз-

ке (то есть это - предэкспортное финансирование). Организация производства необычно большого заказа или нескольких подобных заказов может создать для экспортера определенные финансовые трудности, в частности, потребность в дополнительном оборотном капитале. Даже при реализации обычных сделок нехватка оборотного капитала может затруднить реализацию экспортного контракта. Второй период (послеэкспортное финансирование) охватывает период после даты отгрузки товаров до момента окончания всех отношений между продавцом и покупателем, он обычно ограничен рамками контракта и может включать любые затраты продавца по обслуживанию покупателя, которые он несет в соответствии с условиями договора с покупателем. И в этот момент ему также требуются СФПЭ.

В соответствии с подходом международной организации ОЭСР в состав СФПЭ включаем:

- прямое экспортное кредитование (принимающее различные формы),

- выдачу гарантий по выплате экспортных кредитов (банковские гарантии) и страхо-вых полисов, покрывающих риски неоплаты со стороны зарубежного должника,

- бонификацию процентов частных банков по экспортным кредитам,

- прямое финансирование экспортера.

Кроме этих средств, широко анализируемых в работах ОЭСР, считаем целесообразным добавить в состав комплекса СФПЭ проектное финансирование.

Динамика и изменения в географическом направлении предоставления СФПЭ

Среди международных организаций изучением средств финансовой поддержки экспорта занимаются ОЭСР, Бернский союз страховщиков и в некоторой степени ВТО. Вопросами анализа условий и статистическим наблюдением выданных кредитов и других СФПЭ в течение многих лет занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Дело объясняется тем, что в середине 60-х гг. именно ОЭСР стала разрабатывать документы по предотвращению конкуренции

между странами - экспортерами по условиям выдаваемых кредитов, а затем и всех средств финансовой поддержки экспорта. В то время международная организация ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам) занималось только тарифным "разоружением" и проблемами либерализации международной торговли. И вопросы предупреждения конкуренции между странами-экспортерами по условиям предоставляемых экспортных кредитов был передан именно в ОЭСР.

С самого начала ОЭСР приступила к разработке мер предупреждения кредитного соперничества и по мере эволюции средств финансовой поддержки экспорта распространила свое регулирование на многие новые инструменты поддержки экспорта. В настоящее время широко используемое в работах ОРЭСР понятие "предоставление экспортных кредитов" охватывает четыре вида средств финансовой поддержки товарного экспорта, связанные с экспортными кредитами, но не все из них являются именно кредитами. Публикуемая статистика не является полной по всем видам СФПЭ и в ней не дается четкое разделение всех СФПЭ по срокам. В ходе анализа удалось ее структурировать и получить ряд обобщающих таблиц.

Исходя из практики международной торговли можно сказать, что краткосрочные СФПЭ (до 1 года) предназначены для рассрочки платежа товаров, реализация которых покупателем не вызывает серьезных затруднений по срокам. Это преимущественно полуфабрикаты, продукты сельского хозяйства (обработанные и необработанные), сырьевые товары. В то же время СФПЭ со сроком покрытия свыше 1 года предназначены для финансирования поставок готовых изделий, продукции машиностроения, такие товары обычно поставляются на внешние рынки со сроками платежа более 3 лет и выше.

Главными странами, предоставляющими СФПЭ для стимулирования вывоза товаров являются основные страны-экспортеры - Германия, США, Япония, Республика Корея, Франция, Великобритания. Объем СФПЭ, выданных на средний и длительный срок (более 1 года) странами-членами ОЭСР, составляет ежегодно около 45 млрд СДР: в 1998 г. 43,4 млрд, в 2005 г - 44,8 млрд СДР. (См. таблаблицу 1)

Таблица 1

Средства финансовой поддержки экспорта, включая прямые экспортные кредиты, выданные в странах-членах ОЭСР в 1998 - 2005 гг. на средний и длительный срок (на срок

свыше 1 года) в пересчете на СДР

Годы Страны 1998 2000 2005

Млн СДР % Млн СДР % Млн СДР %

Всего 43 469 100,0 48 129 100,0 44 828 100,0

В том числе

Страны-ЕС 19 436 44,7 24 851 51,6 28 746 64,1

Г ермания 6 105 14,0 7 750 16,1 10 137 22,6

Франция 6 199 14,3 3 439 7,1 6 614 14,8

Италия 581 1,3 2 461 5,1 3 549 7,9

Великобритания 2 384 5,5 4 422 9,2 1 930 4,3

Страны, не входящие в ЕС 24 033 55,3 23 277 48,4 16 082 35,9

США 12 363 28,4 9 419 19,6 5 949 13,3

Япония 6 559 15,1 5 863 12,2 3 972 8,9

Республика Корея 382 0,9 1 178 2,4 1 539 3,4

Рассчитано по: Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2005). Official aggregated record of the level of officially supported export credits extended by OECD Member countries for the period to the end of 2005. OECD. TD/ECG(2006)13/FINAL. 2006. P.4.

Исходя из приводимых в таблице 1 данных видно, что на мировом рынке отмечаются существенные структурные сдвиги среди стран, предоставляющих СФПЭ. Прежде всего, следует подчеркнуть растущее влияние стран ЕС на рынке СФПЭ. Если в 1998 г. на их долю приходилось 44,7% всех СФПЭ среди государств-членов ОЭСР, то в 2005 г. - уже 64,1%. В то же время удельный вес стран, не являющихся членами ЕС, снизился с 55,3% до 35,9%. В группе государств ЕС наиболее заметно растущее влияние Германии, чья доля повысилась с 14,0% в 1998 г. до 22,6% в 2005 г., то есть в 1,6 раза. Еще более заметно за рассматриваемые годы вырос удельный вес Италии - с 1,3% до 7,9% (более чем в 6 раз). Позиции других стран в предоставлении СФПЭ за период существенно не изменились, кроме США, удельный вес которых в совокупном

объеме выданных СФПЭ в мире падает. В общей сумме выданных средств финансовой поддержки экспорта его удельный вес понизился с 28,4 до 13,3%, то есть больше чем в 2 раза. В настоящее время Германия вышла на первое место в мире по размерам выданных СФПЭ, опередив США почти в 2 раза и так же опередила США в 2006 г. по объемам экспорта.

Одновременно следует подчеркнуть заметные изменения в позициях среди государств - членов ОЭСР, не являющихся членами ЕС. Кроме США также следует подчеркнуть уменьшение роли Японии - с 15,1% в 1998 г. до 8,9% в 2005 г. Понизился, и достаточно заметно, удельный вес Швейцарии. При этом заметно поднялась роль Республики Корея - с 0,9 до 3,4% и Канады - с 7,6 до 9,3%.

Рисунок 1

Соотношение объемов средств финансовой поддержки экспорта на средний и длительный срок (более 1 года) выданных двумя группами стран-членов ОЭСР.

Источник: Outstanding Amounts of Medium- and Long-Term Export Credits by Reporting Country (more than one year)// Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2005). OECD. P. 2006. Table 9, P. 44.

Данные, рассчитанные и приведенные в рисунке 1, показывают, что страны - члены ЕС в настоящее время прилагают максимальные усилия по продвижению своих товаров на мировом рынке. Они выигрывают в международной конкуренции, тесня государства - не члены ЕС.

Рассмотрим теперь направления предоставления средств финансовой поддержки экспорта из стран-членов ОЭСР. Анализ показывает, что, исходя из разных причин, прежде всего, относительно высокой платежеспособности и более низкого уровня рисков, средства

финансовой поддержки экспорта предоставляются в начале XXI в. преимущественно для поставок товаров в наиболее развитые страны (см. таблицу 2). Таким образом, широко использовавшийся в 70-е и 80-е годы тезис, что кредиты и другие средства поддержки экспорта применяются для стимулирования экспорта в развивающиеся государства, стал ныне неверен. Наоборот, средства финансовой поддержки экспорта предоставляются для вывоза товаров в государства, наиболее промышленно развитые, с наиболее высокими темпами экономического развития.

Таблица 2

Географическое распределение предоставления средств финансовой поддержки экспорта странами-членами ОЭСР на средний и длительный срок (более 1 года)

Группы стран по уровню дохода (в СДР) на душу населения* 1998 г. 2000 г. 2005 г.

Млн СДР % Млн СДР % Млн СДР %

Всего, в том числе 43 469 100,0 48 128 100,0 44 828 100,0

Страны с низким уровнем дохода 8 592 19,8 4 684 9,7 2 690 6,0

Страны с промежуточным (между низким и средним) уровнем дохода 14 702 33,8 11 926 24,8 12 446 27,8

Страны с уровнем дохода между средним и высоким 10 876 25,0 20 715 43,1 11 305 25,2

Страны с высоким уровнем дохода на душу населения 9 299 21,4 10 803 22,4 18 387 41,0

Примечание к таблице:

* На основе классификации ООН, выполненной в 1998 г.: страны с низким уровнем дохода на душу населения - до 760 долл., страны с промежуточным (между низким и средним) уровнем дохода на душу населения - от 761 до 3 030 долл., страны с уровнем дохода между средним и высоким - от 3 031 до 9 360 долл., страны с высоким уровнем дохода на душу населения - более 9 361 долл. на душу населения.

Источник: Long-Term Export Credits by Income Group (over five years) - (million SDRs, Percentage and Number) Table 4(a) / Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2005). Official aggregated record of the level of officially supported export credits extended by OECD Member countries for the period to the end of 2005. OECD. TD/ECG(2006)13/FINAL. 2006

В географическом распределении стран-получателей средств финансовой поддержки товарных поставок наблюдаются существенные изменения. В частности, за 1998 -2005 гг. снизился объем в денежном выражении и удельный вес СФПЭ, предоставляемых для экспорта в государства Африки - с 8,4 до 4,5%. Развивающиеся государства Америки (Северной, Центральной и Южной) также понизили свои удельные веса - совокупно с 20,4 до 10,4%. В то же время резко вырос удель-

ный вес стран Северной Америки, это - промышленно развитые государства - США и Канада, а также Мексика, входящая в группу новых индустриальных стран. Их удельный вес в мировом объеме СФПЭ вырос с 8,3 до 12,5%. Одним из крупнейших на мировом рынке получателей кредитов стали США.1

Произошли существенные сдвиги в направлении и СФПЭ в странах Азии: роль Центральной и Юго-Восточной Азии, куда входят только развивающиеся государства Азии, сни-

зилась, удельный вес других азиатских регионов, включающих новые индустриальные государства, сильно вырос, например Восточной Азии - с 1,6 до 10,7%, Южной Азии с 5,8 до 9,7%, но особенно Западной Азии, куда входят крупные нефтедобывающие государства -Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ и др. - с 10,0 до 18,5%. Роль Европейских государств как получателей СФПЭ за рассматриваемые годы выросла - с 13,2 до 23,8%, при этом рост отмечался во всех регионах Европы, кроме Южной, роль которой несколько понизилась.

Из анализа цифровых данных в таблице 3 можно сделать вывод: на мировом рынке обостряется конкуренция за поставки товаров в развитые страны (Северная Америка, Центральная, Северная и Западная Европа), быстро развивающиеся, новые индустриальные государства и территории Восточной Азии (Тайвань, Малайзия, Сингапур и др.), а также нефтедобывающие страны Западной Азии. Роль развивающихся стран Африки, Латинской Америки и Центральной Азии, как ранее доминирующее направление усилий экспортеров относительно, и часто - абсолютно, падает.

Таблица З

Основные регионы-получатели СФПЭ, выданных государствами - членами ОЭСР на средний и

длительный срок (свыше 1 года)

Годы Страны 199S 2OOO 2OO5

Млн СДР Г Млн СДР Г Млн СДР Г

Всего 44 4б9 100 48 129 100 44 828 100

Африка 3 737 8,4 4 б73 9,7 2 028 4,5

Центральная Америка 3 9б3 8,9 4 535 9,4 2 0б5 4,б

Северная Америка 3 б77 8,3 5 2б3 11,9 5 588 12,5

Южная Америка 4 551 10,2 4 072 8,5 2 341 5,2

Центральная Азия 1 б3б 3,7 448 0,9 354 0,8

Восточная Азия б 970 1,б 5 470 11,4 4 789 10,7

Южная Азия 2 5б0 5,8 3 348 7,0 4 352 9,7

Западная Азия 4 430 10,0 8 бб4 18,0 8 29б 18,5

Восточная Европа 3 874 8,7 2 583 5,4 5 571 12,4

Северная Европа 375 0,8 1 708 3,5 2 039 4,5

Западная Европа 477 1,1 1 178 2,4 2 283 5,1

Источник: Medium- and Long-Term Export Credits by Recipient Country (more than one year) - (million SDRs) Table 2(b) / Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2005). Official aggregated record of the level of officially supported export credits extended by OECD Member countries for the period to the end of 2005. OECD. TD/ECG(2006)13/FINAL. 2006

В публикациях ОЭСР можно выявить структурный сдвиг - в общем объеме выдаваемых средств поддержки экспорта сумма средств долгосрочного характера, то есть со сроком погашения более 5 лет, выросла с 12,5 млрд СДР в 1998 г. до 20,9 млрд СДР в 2005 г., среднегодовой темп прироста составил 7,7%, доля СФПЭ, выдаваемых на длительный срок в сумме всех видов СФПЭ повысилась с 28,1% в 1998 г. до 46,7% в 2005 г., а удельный вес

СФПЭ, выдаваемых на срок от 1 до 5 лет в сумме средне- и долгосрочных кредитов снизилась с 71,95 в 1998 г. до 53.3%. На основании этих сдвигов (см. таблицу 4) можно сделать вывод о преимущественном росте выдачи СФПЭ долгосрочного характера (свыше 5 лет). Совершенно очевидно, что краткосрочные СФПЭ теряют свою значимость в борьбе за покупателя, хотя еще и превалируют по сумме совокупных СФПЭ, выданных странами-членами ОЭСР.2

Таблица 4

Динамика выдачи долгосрочных СФПЭ государствами-членами ОЭСР (на срок свыше 5 лет)

(в млн СДР)

Годы Страны 1998 2000 2005

Млн СДР % Млн СДР % Млн СДР %

Всего 12 480 100 15 800 100 20 901 100

В том числе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны-ЕС 6 757 54,1 10 004 63,3 13 359 63,9

Г ермания 2 432 19,5 2 993 18,9 5 020 24,0

Франция 1 863 14,9 1 916 12,1 2 465 11,8

Италия 418 3,3 1 774 14,2 1 541 7,4

Швеция 209 1,7 769 4,9 1 178 5,6

Страны, не входящие в ЕС 5 723 45,9 5 796 36,7 7 542 36,1

Япония 1 898 15,2 344 2,2 881 4,2

Республика Корея 58 0,5 134 0,8 2 260 10,8

США 3 166 25,4 4 586 29,0 4 008 19,2

Рассчитано по: Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2005). Official aggregated record of the level of officially supported export credits extended by OECD Member countries for the period to the end of 2005. OECD. TD/ECG(2006)13/FINAL. 2006. P.4.

В структуре выданных средств долго- поддержки экспорта товаров в промышленно

срочной финансовой поддержки экспорта от- развитые и новые индустриальные страны (см.

четливо выявляется тенденция расширения таблицу 5).

Таблица 5

Географическое распределение предоставления средств финансовой поддержки экспорта странами-членами ОЭСР на длительный срок (более 5 лет)

Группы стран по уровню дохода (в СДР) на душу населения* 1998 г. 2000 г. 2005 г.

Млн СДР % Млн СДР % Млн СДР %

Всего, в том числе 12 479 100,0 15 800 100,0 20 901 100,0

Страны с низким уровнем дохода 3 934 31,5 1 787 11,3 1 873 9,0

Страны с промежуточным (между низким и средним) уровнем дохода 5 404 43,4 6 850 43,4 6 363 30,4

Страны с уровнем дохода между средним и высоким 2 564 20,5 4 879 30,8 4 362 20,9

Страны с высоким уровнем дохода на душу населения 577 4,6 2 284 14,5 8 303 39,7

Рассчитано по: Long-Term Export Credits by Income Group (over five years) - (million SDRs, Percentage and Number) Table 4(a). // Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2005). Official aggregated record of the level of officially supported export credits extended by OECD Member countries for the period to the end of 2005. OECD. TD/ECG(2006)13/FINAL. 2006 Р. 11.

За рассматриваемый период при общем росте поставок с 12,5 до 20,9 млрд долл. поставки под долгосрочные СФПЭ в страны Западной Европы увеличились в 80 раз - с 30 млн до 2,4 млрд долл., а в Северную Америку - с 236 до 2 039 млн долл. Даже поставки в страны Западной Азии, представленный нефтедобывающими странами, возрастали не так быстро (с 1 до 3,6 млрд долл.). Это свидетельствует о том, что на рынке усиливается борьба за покупателей из стран с устойчивым экономическим ростом.

С учетом того, что США предоставляют СФПЭ с длительными сроками погашения, их доля в общей задолженности стран-долж-ников пока еще является самой высокой: 37,7%, второе место занимает Германия (33,1%), третье - Франция (20,8%). На рынке средств воздушного транспорта США занимают первое место (49,7%), затем Франция (32,5%), Германия (17,7%). На рынке электроэнергетического оборудования основное место на мировом рынке принадлежит Германии (48,9%), затем идут Япония (24,7%), США (11,0%).

Таблица 6

Распределение долгосрочных СФПЭ, выданных на срок более 5 лет по отраслям по всем

странам-получателям

Годы Регионьг'''--^^ 199S 2000 2005

Млн СДР Г Млн СДР Г Млн СДР Г

Всего 12 480 100,0 15 800 100,0 20 901 100,0

Приобретение транспортных средств, в том числе 4 749 38,1 б 1б2 49,4 9 б58 4б,2

Средств воздушного транспорта 3 б30 29,1 5 483 43,9 5 858 28,0

Средств ж.-д. транспорта 344 2,8 435 3,5 270 1,3

Средств водного транспорта 449 3,б 142 1,1 3 055 14,б

Средств связи 552 4,4 1 225 9,8 1 327 б,3

Оборудование для производства и передача электроэнергии, в том числе 2 815 22,5 4 192 33,б 1 913 9,2

Для ТЭЦ на угле б80 5,4 58б 4,7 б 0

Для ТЭЦ на газе 403 3,2 1 1б8 9,4 518 2,5

Годы Регионы^ 1998 2000 2005

Млн СДР Г Млн СДР Г Млн СДР Г

Для АЭС 59 0,4 29 0,2 491 2,3

Оборудование для обрабатывающей промышленности, в том числе 3 041 24,4 3 21б 25,8 б 3б1 30,4

Для химической промышленности 87 0,7 407 3,3 б0б 2,9

Для общего машиностроения и электротехники б39 5,1 1 5б0 12,5 2 844 13,б

Для транспортного машиностроения 53 0,4 10 0,1 1 479 7,1

Рассчитано по: Table 5(a) Long-Term Export Credits by Sector (over five years) - (million SDRs and Number) / Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2005). Official aggregated record of the level of officially supported export credits extended by OECD Member countries for the period to the end of 2005. OECD. TD/ ECG(2006) 13/FINAL. 2006

Динамика выдачи СФПЭ странам с высоко задолженностью отличается умеренным ростом: в 2005 г. их объем был равен 633 млн СДР (в 2004 г. - 257, в 2003 г. - 448, в 2002 г. -343, в 2001 г. - 424).

Объемы СФПЭ, предоставленных странам с высокой внешней задолженностью (сведения даны по странам, получившим СФПЭ со сроками выплаты более 1 года и на сумму свыше 10 млн СДР) в 2001 - 2005 гг. составили 2 105 млн СДР, в том числе: Гана - 458, Эфиопия - 297, Мозамбик - 257, Лаос - 235, Камерун - 200, Гондурас

- 186, Сенегал - 94, Мали - 48, Боливия - 33, Танзания - 32, Того - 28, Кот д'Ивуар - 27, Руанда - 27, Чад - 25, Конго (Демократическая Республика) -25, Никарагуа - 25, Буркина Фассо - 24, Уганда -

19, Замбия - 18, Либерия - 15, Бенин - 10.3

Средства финансовой поддержки экспорта были выданы компаниям и предприятиям на поставку товаров, в том числе машин и оборудования, для следующих отраслей: строительство - 297, воздушный транспорт - 269, гидроэнергетика - 190, телекоммуникации - 174, нефте- и газодобыча - 127, производство цветных металлов - 111, очистка воды и водоснабжение - 102, дорожный транспорт - 76, здравоохранение - 43, водный транспорт - 20.

Структура валют, используемых для предоставления различных средств финансовой поддержки экспорта, в течение достаточно длительного времени остается сравнительно стабильной (см. таблицу 7).

Таблица 7

Структура валют, используемых для предоставления средств долгосрочной (более 5 лет)

поддержки экспорта (в пересчете на СДР)

Годы Виды валют 1998 2000 2005

Млн СДР Г Млн СДР Г Млн СДР Г

Доллар США 8 709 б0,7 12 308 77,8 12 438 59,5

Валюты стран Европы, вошедших в валютный союз ЕС 2 594 20,8 2 73б 17,3 8 0б0 38,б

В том числе евро 30 0,2 2 709 17,1 8 0б0 38,б

Японская иена 1 031 8,3 137 0,8 2б9 1,3

Подсчитано по: Long-Term Export Credits by Currency (Over five years)// Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the year 2005). Table 7, p.31, 2006, p.30

Доллар США уверенно удерживает сравнительно прочные позиции в сумме предоставленных СФПЭ (60%), в то же время отмечается рост использования экспортерами кредитных документов в евро и снижение роли японской иены. Такое явление - последствие либерализации торговли и дерегулирования товарных рынков - "долларизация" внутренних цен на основные товары, которые подтягиваются до мирового уровня.4

Анализ, проведенный экономистами Чикагского университета, показал, что до сих пор многие государства используют доллар в качестве валюты цены и валюты платежа. Так, например, в импорте Швеции из США и Канады 94,3% контрактов фиксировалось в валюте продавца, а 64,5% шведского экспорта в эти страны в валюте импортера. Примерно 2/3 импорта США из Японии фиксируется в долларах. Экспортеры Японии в течение длительного времени фиксировали цены в долларах. В отношении импорта европейских стран из Японии 63% фиксировалось в долларах и только 37% в иенах. Имеется несколько гипотез для выяснения тенденции по фиксированию экс-

портных контрактов фирм Японии в США в долларах, в частности, длительная стабильность валютного курса иены, относительно небольшой риск японских экспортеров, использование валюты контракта как формы неценовой конкуренции, исключение контрактов фиксированных в долларах от некоторых типов финансового контроля со стороны банка Японии, а также стимулирование со стороны банка Японии фиксирование контрактов в долларах.5

Согласно данным ОЭСР, для поддержки экспорта в развивающиеся страны с наиболее высокой задолженностью объем СФПЭ со сроком погашения 1 год и выше в 2001-2005 гг. увеличился с 641 млн до 3 027 млрд СДР, то есть в 4, 7 раза. При этом из табличных данных видно, что главной целью экспортеров являлась поддержка продаж средств транспорта и развитие инфраструктуры. На основании данных, опубликованных ОЭСР, видно, что основным направлением предоставления СФПЭ развивающимся странам с наиболее высокой задолженностью, является продажа в кредит средств транспорта (преимущественно воздушного) и электроэнергетика.

Так, за 2001-2005 гг. доля средств транспорта повысилась с 5 до 34%, в том числе воздушного - с 0,2 до 24,4%. Одновременно увеличилась доля электроэнергетики и обра-

батывающей промышленности (за счет резкого роста металлургии), и заметно снизилась доля горнодобывающей промышленности и сферы телекоммуникаций.

Таблица 8

Объем выданных средств долгосрочной финансовой поддержки экспорта (более 5лет)

на конец года

Годы Странъ1^~~^~— 1998 2000 2005

Млрд СДР % Млрд СДР % Млрд СДР %

Всего, в том числе 329,7 100,0 321,7 100,0 303,3 100,0

Г ермания 44,2 13,4 40,2 12,5 69,4 22,9

Франция 61,1 18,5 55,0 17,1 46,0 15,2

США 71,0 21,5 64,5 20,0 45,9 14,3

Япония 36,5 11,1 35,9 11,2 27,7 9,1

Великобритания 25,0 7,6 22,7 7,1 18,1 6,0

Италия 22,6 6,8 24,5 7,6 24,2 8,0

Канада 13,5 4,1 16,8 5,2 14,0 4,6

Австрия 13,0 3,9 9,2 2,9 13,5 4,4

Республика Корея 3,2 0,9 3,5 1,1 6,1 2,0

Источник: Outstanding Amounts of Medium- and Long-Term Export Credits by Reporting Country (more than one year) // Statistics on Export Credit Activities (Up and Including the Year 2005). OECD. P. 2006. TD/ECG(2006), 13/FINAL, Table 9, P. 44

Как видно из приведенной таблицы 8, между странами-экспортерами, использовавшими средства долгосрочной финансовой поддержки экспорта, произошло существенное изменение соотношения сил. США, удерживавшие долгое время первое место по предоставлению средств поддержки экспорта на срок более 5 лет, перешли на третье место, а на первое место вышла Германия. На втором месте в течение рассматриваемого периода находилась Франция. В числе стран, значительно укрепивших свои позиции на рынке средств долгосрочного финансирования экспорта, следует отметить Италию, Республику Корея, незначительно повысился удельный вес Канады и Австрии, а другие государства уменьшили свои позиции на данном рынке.

Изменения в структуре, организации и технике выдачи средств финансовой поддержки экспорта в главных государствах-экспортерах

Анализ структуры средств долгосрочной финансовой поддержки экспорта на основании данных ОЭСР показывает, что наибольший удельный вес и наиболее высокие темпы роста относятся к статье "кредитные гарантии", то есть гарантии государственных организаций или частных компаний по предоставлению гарантий платежа по предоставленному кредиту.

Таблица 9

Динамика предоставления различных средств финансовой поддержки экспорта в странах-

членах ОЭСР на длительный срок (свыше 5 лет)

Виды финансовой поддержки экспорта 1998 г. 2000 г. 2005 г.

Млн СДР % Млн СДР % Млн СДР %

Всего, в том числе 12 479 100,0 15 800 100,0 20 901 100,0

Кредитные гарантии 7 142 57,2 10 490 66,4 17 101 81,8

Прямые экспортные кредиты 2 521 20,2 1 978 12,5 2 593 15,2

Бонификация процентов по кредиту 2 673 21,5 3 290 20,8 1 146 6,7

Рефинансирование экспортеров 143 1,1 42 0,3 61 0,3

Рассчитано по: Long-Term Export Credits by Type of Credit (over five years)// Statistics on Export Credit Activities (Up and Including 2005). OECD. P. 2005. Р.28, 2006 p. 27

Рассчитанные в таблице 9 данные показывают, что почти во всех странах-членах ОЭСР из всех средств финансовой поддержки экспорта преимущественно применяются га-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рантии экспортных кредитов. Исключение составляют лишь Япония и Республика Корея, которые используют для поддержки вывоза товаров прямые экспортные кредиты.

Таблица 10

Структура предоставляемых средств финансовой поддержки экспорта (предоставляемых

на срок свыше 5 лет) странами-членами ОЭСР

чЧ Годы Виды финансо вой поддерж ки экспорта ^ 2003 2004 2005

Всего по всем странам-членам ОЭСР, в том числе 14 945 100,0 19 176 100,0 20 901 100,0

- Гарантии по экспортным кредитам 9 214 61,7 13 374 69,7 17 101 81,8

-Прямые экспортные кредиты 3 943 26,4 4 155 21,7 2 593 12,4

- Финансирование процентов по кредиту 1 752 11,7 1 647 8,6 1 146 5,5

- Предэкспортное финансирование экспортеров 36 0,2 0 61 0,3

Годы Виды финансо-'''''*. вой поддерж-~\^ ки экспорта ^ 2003 2004 2005

Средства финансовой поддержки, предоставляемые странами ЕС 6 290 100,0 9 844 100,0 13 359 100,0

- Г арантии по экспортным кредитам 4 409 70,1 8 197 83,3 12 129 90,8

- Прямые экспортные кредиты 146 2,3 0 23 0,1

- Финансирование процентов по кредиту 1 699 27,0 1 647 16,7 1 146 8,6

- Предэкспортное финансирование (Рефинансирование) 36 0,6 0 61 0,5

- Средства финансовой поддержки, предоставляемые странами, не являющимися членами ЕС 8 656 100,0 9 332 100,0 7 543 100,0

- Гарантии по экспортным кредитам 4 805 55,5 5 177 55,5 4 972 65,9

- Прямые экспортные кредиты 3 797 43,9 4 155 44,5 2 571 34,1

- Финансирование процентов по кредиту 54 0,6 0 0

- Предэкспортное финансирование (Рефинансирование) 0 0 0

Подсчитано по: Long Term Export Credits by Type of Credit (Over five Years).// Statistics on Export Credit Activities (Up to and Including the Year 2004). TD/ECG(2006)13/FINAL. OECD. 2005, 2006, Table 6.

Некоторые страны - прежде всего Республика Корея и Япония, специализируются на мировом рынке в предоставлении краткосрочных средств поддержки экспорта, далеко оставляя позади других экспортеров - Германию, США, Францию, которые, судя по всему, не проявляют желания развивать эти формы поддержки экспорта. Хотя следует отметить су-

щественное увеличение показателей по США и Канаде за рассматриваемый период.

Весьма интересен показатель средней стоимости средств финансовой поддержки экспорта по отраслям. Его значение весьма важно при определении направлений и объемов предоставления СФПЭ в России.

Таблица 11

Средний стоимостной объем СФПЭ, предоставленных компаниями - экспортерами ОЭСР для

поддержки экспорта в наименее развитые страны

Отрасль, в которой функционирует предприятие-покупатель Объем сделок за 2001 -2004 гг. Общее число сделок за 2001 - 2004 гг. Средняя стоимость сделки в млн. СДР

В целом по всем отраслям В том числе 3 027 399 7,6

ГЭС 97 1 97,0

Нефте- и газодобыча 127 2 63,5

Цветная металлургия 111 2 55,5

Добыча цветных металлов 141 3 47,0

ТЭЦ на жидком топливе 122 3 40,7

Воздушный транспорт 827 23 36,0

Черная металлургия 74 2 37,0

Добыча минеральных удобрений 27 1 27,0

ТЭЦ на газе 26 1 26,0

Цементная промышленность 90 5 18,0

Т елекоммуникации 322 38 8,5

Водоснабжение и очистка воды 198 30 6,6

Передача и распределение электроэнергии 180 29 6,2

Ж.-д. транспорт 30 5 6,0

Химическая промышленность 13 3 4,3

Строительство 117 30 3,9

Дорожный транспорт 129 39 3,4

Водный транспорт 31 9 3,4

Агропромышленность 23 14 1,6

Транспортное машиностроение 21 15 1,4

Сельское хозяйство 20 27 0,7

Текстильная и кожевенная промышленность 7 11 0,6

Источник: Official Export Credit Commitments to Heavily Indebted Poor Countries by Sectors. Credits with a Repayment Term of Two Years or Greater 1 January 2001 - 31 December 2004. OECD. P. 2006.

Средний показатель стоимости СФПЭ составляет 7,6 млн СДР (то есть около 10 млн долл.), наиболее существенно его превышают показатели поставок оборудования для нефте- и газодобычи, энергетических объектов, цветной и черной металлургии, цементной промышленности.

Либерализация международной торговли и развитие конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках, способствует унификации многих средств финансовой поддержки экспорта, применяемых в различных государ-

ствах. Среди всех видов средств финансовой поддержки экспорта наибольшее значение имеют полисы страхования экспортных кредитов, банковские гарантии и предоставление экспортного кредита. Ниже будут рассмотрены основные направления в предоставлении этих СФПЭ и те новые моменты, которые имеют важное значение для анализа сущности этих инструментов в настоящее время

За период после второй мировой войны в промышленно развитых государствах разра-

ботана, создана и успешно функционирует достаточно совершенная структура поддержки национального экспорта. Она не единообразна

- в разных государствах есть общие черты, а есть и отличия. Тем не менее, в каждой стране продолжается процесс совершенствования национальной системы поддержки экспорта, в результате чего внедряются некоторые общие инструменты поддержки экспорта, национальные отличия модифицируются, как правило, принимая часто универсальные характеристики. Примерные объемы экспорта, использующие предоставляемые государственными и полугосударственными банками и организациями СФПЭ составляет: во Франции - порядка 17%, Германии - 6%, Нидерландах - 5%, в США - около 3%.6 Однако по ряду готовых товаров, прежде всего по многим видам машин и оборудования, этот показатель по странам составляет 20-40%. Условия предоставле-

ния этих средств, сложившиеся на мировом рынке, влияют на формирование условий предоставление средств поддержки экспорта со стороны частных финансовых организаций и банков в отдельных странах.

С учетом СФПЭ, предоставленных частными структурами, доля экспорта, основанного на использовании всех видов СФПЭ, равна 3040%, а по машинам и оборудованию - до 80%.

Сравнение организации и видов выдаваемых инструментов поддержки экспорта в США и пяти ведущих европейских государствах (Германии, Франции, Великобритании, Италии и Нидерланды) показывает, что в рассматриваемых странах можно выявить наличие аналогичных предоставляемых инструментов. Прежде всего, это касается ассортимента предлагаемых средств финансовой поддержки экспорта.

Таблица 12

СФПЭ, преимущественно используемые в ведущих государствах-членах ОЭСР

Страна Виды гарантий, используемых для поддержки экспорта и иностранных инвестиций Поддержка экспортных кредитов

Страхование экспортных кредитов Предоставление гарантий по экспортным кредитам Страхова- ние инвестиций за рубежом Прочие* Пря- мые экспо- ртные креди- ты Субси- дирова- ние процентов по экспортным кредитам

США + + +

Франция + + + +

Г ермания + + + + + +

Италия + + + + +

Нидер- ланды + + + + +

Велико- британия + + + + +

Примечание к таблице:

*Страхование риска от изменения валютного курса, неуспеха участия в торговых выставках или следование ошибочным рекомендациям конъюнктурных исследований рынка.

Источник: Export Finance. Comparative Analysis of U.S. and European Union Export Credit Agencies. Third Ed. Washington. October 2005, P. 12

Как можно выявить из таблицы 12, все страны активно обеспечивают предоставление косвенных мер поддержки экспорта - страхование кредитов, предоставление гарантий по ним, а также такой косвенной меры, как субсидирование процентов по экспортным кредитам, в то же время использование прямой финансовой поддержки - предоставление прямых экспортных кредитов государственными и зависящими от них финансовыми структурами практикуется не во всех странах, эта практика широко используется лишь в США и Германии. Надо отметить при этом, что именно эти две страны являются крупнейшими экспортерами. Таким образом, можно говорить, что в определенной мере используемые в этих странах СФПЭ доказали свою эффективность и если другие промышленно развитые страны не стараются предоставлять подобные средства через государственные и полугосударственные структуры, то это может иметь следствием отставание в развитии экспортных поставок. При этом можно выявить определенные различия между странами.

Американская система предоставления СФПЭ больше направлена на предоставление прямых экспортных кредитов из ресурсов государственного банка (Эксимбанка), европейская имеет целью стимулирование деятельности частных банков, а государственные структуры обеспечивают лишь поддержку в форме предоставления гарантий и субсидирования процентной ставки по кредитам.

Другие различия в практике предоставления СФПЭ сводятся к следующему:

1) Эксимбанк (США), как правило, принимает больше кредитных рисков по предоставленным СФПЭ, чем европейские ЭКА.

2) Гарантии Эксимбанка по средне- и долгосрочным кредитам являются "безусловными". Это делает поддержку Эксимбанка более привлекательной для экспортеров, поскольку в Европе ЭКА в четырех из пяти стран требуют от экспортеров принимать на себя от

5 до 15% рисков.

3) В отличие от США, где риски покрываются безоговорочно, в европейских финансовых учреждениях обязательство покрытия рисков формулируется с определенными ого-ворками.7

4) Эксимбанк дает американским экспортером больший набор гарантий против политических и коммерческих рисков, а также гарантии от рисков неплатежа со стороны иностранных партнеров.

Для сравнения укажем, что Компания по страхованию экспортных кредитов (Франция) - Compagnie Francaise d'Assurance pour 1є Commеrce Exterieure (COFACE) предоставляет страхование краткосрочных коммерческих рисков при экспорте в страны-члены ОЭСР за свой счет и страхование долгосрочных коммерческих рисков в страны, не являющиеся членами ОЭСР, за счет средств правительства Франции. Обычно экспортерам предоставляется страхование в размере 85-95% стоимости сделки, в частности, для кредита покупателю

- 95% от размера банковского кредита против политических и коммерческих рисков и для кредитов поставщика - 90% от политических рисков и 85% от коммерческих. Кроме того, Кофасе дает гарантии на определенных условиях и не на все политические риски, а только на те, которые уточнены в контракте по экспортному страхованию.8

Особенности выдачи СФПЭ малым и средним предприятиям. В большинстве промышленно развитых государств разработана политика предоставления СФПЭ для малых и средних предприятий. Здесь есть две особенности: 1) как правило, речь идет о краткосрочных СФПЭ, в первую очередь краткосрочных кредитах, 2) при этом, процесс оказания содействия предприятиям по возможности осуществляется через частные компании и организации. Так, в странах ЕС предоставление краткосрочных СФПЭ находится полностью в руках частных фирм.

В Голландии выдача СФПЭ для малых фирм осуществляется компанией Gerling NCM, а не соответствующим государственным агентством. Некоторые европейские страны не предоставляют СФПЭ малым и средним фирмам на средние и длительные сроки. Поставки с расчетами в краткие периоды, касающиеся обычно продажи сырьевых товаров и потребительских товаров обычно предполагают выдачу СФПЭ для малых и средних фирм. Они не занимаются сделками с расчетами на средний и длительный срок, предполагающих обычно продажу машин и оборудования или реализации крупных инвестиционных проектов.

Некоторые неевропейские страны устанавливают размеры, выделяемые для поддержки экспорта малых и средних предприятий. Например, по своему Уставу Эксимбанк (США) выделяет малым и средним предприятиям 10% своих средств, в Мексике ежегодно устанавливается сумма поддержки для таких фирм, например в 2001 г. - 3,5 млн долл. Подобные же установки существуют в Канаде и в Австралии.

В ряде стран-членов ОЭСР на долю малых и средних компаний приходится более 70% всех контрактов с краткими сроками погашения задолженности покупателя. В целом, в том числе в США и Канаде, помощь малым и средним предприятиям предоставляется на широкой основе, но в сумме всех видов финансовой поддержки экспортеров их доля невелика. Так, в Канаде ежегодно примерно 4,3 тыс. малых фирм-экспортеров получают на короткий срок средства поддержки экспорта, их общая сумма равна примерно четвертой части суммы всего объема СФПЭ. Кроме этого, на средний срок примерно 460 малых фирм-экс-портеров Канады получают средства поддержки экспорта на сумму, равную 7,4% суммы всех видов СФПЭ страны. В США малые предприятия ежегодно подписывают около 1,8 тыс. экспортных контрактов с краткими сроками погашения задолженности и примерно 330 контрактов со средними сроками погашения, их сумма составляет примерно 14% и 3,6% от суммы всех выданных СФПЭ. Но даже для получения таких относительно небольших сумм малые и средние компании должны доказать, что у них имеется опыт внешнеторговой деятельности - не менее двух лет и объем экспортных продаж не менее 3 млн долл. в год. Обычно такие СФПЭ предоставляются под контракты по продаже запасных частей, сырьевых товаров и потребительских товаров. Также для малых фирм предлагается такой специфический инструмент, как страхование стоимости выхода на внешний рынок, он предоставляется национальным компаниям, имеющим объем чистой выручки от экспорта не более 50 млн долл. в течение срока не менее 3-х лет.9

Возрастание роли государственного стимулирования экспорта через предоставление СФПЭ. Одной из самых ярких и значительных черт в развитии официальной поддержки экспорта, в первую очередь, международ-

ного кредита во второй половине XX в. является существенное возрастание роли государства - переход от отдельных мер по улучшению реализации кредитно-финансовых мероприятий до создания целостной национальной системы финансирования экспорта. В 60-е и 70-е годы ХХ в. для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде стран (Великобритании, Франции, Японии и др.) при поддержке государства была создана специальная система кредитования экспорта.

Осуществление государственного регулирования поддержки экспорта имеет несколько особенностей:

1) Сокращение политики прямого государственного субсидирования и переход к использованию средств финансовой поддержки экспорта с использованием ресурсов частных банков и их гарантий или страхования. ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, в том числе и через льготные государственные кредиты, и дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Таким образом, необходимость выполнять требования ВТО ведет к использованию для прямого экономического стимулирования экспорта только страхования экспортных кредитов с поддержкой государства.10 С экономической точки зрения, государственные структуры считают более выгодным привлекать для финансирования экспорта капиталы частных банков, сосредотачивая усилия лишь на гарантировании этих кредитов или их страховании.

Стоит отметить, что первоначально, в первые послевоенные годы, правительства европейских и других государств предпринимали различные шаги для субсидирования экспорта с целью, прежде всего, улучшения их платежных балансов. В последствии, однако, были предприняты многосторонние меры с тем, чтобы положить конец некоторым мерам форсирования экспорта, таким, как предоставление в различных формах экспортных субсидий, которые искажали условий конкуренции.

2) Предоставление экспортерам преимущественно долгосрочных кредитов - до десяти-пятнадцати лет, прежде всего, специализированными кредитно-финансовыми институтами под государственные гарантии.

3) Повышение роли экспортного страхования, которое смягчало для экспортеров и

банков остроту проблемы выяснения платежеспособности их внешнеторговых партнеров. В условиях обострения конкуренции в международной торговле каждое государство стремилось создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. Были созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, а также банковские консорциумы, перед которыми ставилась задача создания благоприятных условий рефинансирования кредитных операций коммерческих банков на внешнем рынке в центральном банке.

4) Усиление акцента на страхование от политических и военных рисков. Руководство ЕС разослало во все экспортные кредитные агентства в странах-членах ЕС рекомендации, предусматривающие, что государственная поддержка в виде СФПЭ не должна быть направлена на страхование от "рыночных" рисков.11

Повышенная конкуренция на экспортных рынках заставляет правительства вырабатывать новые формы государственного стимулирования поддержки экспорта, в частности

- расширение гаммы рисков, предназначенных для страхования через государственные и частные страховые компании, а самое главное -предоставление комбинированных мер, обеспечивающее формирование более благоприятных условий экспортного кредитования с целью сокращения издержек по его использованию отдельно, либо одновременно с финансированием и предоставлением гарантий. Главным инструментов является комбинированное предоставление кредитов частных банков и гарантий государственных структур, прежде всего, банков, а также в небольших размерах -субсидирование процентных ставок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что система государственного регулирования поддержки экспортеров на протяжении последних лет подвергалась достаточно острой критике со стороны деловых кругов отдельных стран-экспортеров, в частности промышленно развитых государств, ввиду незначительных бюджетных ассигнований на эти цели и неэффективного механизма ее реализации. В этой связи, например, в Италии в начале 2000 г. был реализован новый план предоставления средств финансо-

вой поддержки экспорта, имеющий целью аккумулирование частных средств на денежном рынке и их предоставление экспортерам от имени государственных структур. В соответствии с принятым Правительством Декретом, Агентство по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) было трансформировано в Государственный институт по страхованию внешнеторговых операций с сохранением прежнего наименования. Самое главное, по нашему мнению, то, что САЧЕ получил право привлекать заемные средства через кредитную систему, как в Италии, так и за рубежом, включая эмиссию облигаций, с аккумуляцией получаемых средств на именных счетах Института в Казначействе. В дополнение к традиционным операциям по страхованию экспорта САЧЕ стал заниматься также предоставлением гарантий по прямым инвестициям и бартерным сделкам. Кроме того, функции (и соответствующие фонды) по "бонификации процента" переданы из госбанка "Медиокредито Чентрале" в государственную организацию "Симест", ведавшую до того вопросами государственной поддержки в создании СП за рубежом (главным образом, в развивающихся странах, странах Восточной Европы и СНГ) малыми и средними предприятиями Италии. Одновременно с передачей компетенции из "Медиокредито Чентрале" в "Си-мест" откомандированы сотрудники, занимающиеся вопросами финансового содействия экспорту. Декретом предусмотрено расширить сферу деятельности "Симест", наделив ее правом участия также в СП, создаваемых в странах ЕС, если контрольный пакет акций этих предприятий будет принадлежать итальянским участникам.

Декрет предусматривает также расширение деятельности в сфере внешнеэкономических связей специально созданного органа -Межминистерского комитета по экономическому программированию (ЧИПЕ), в задачу которого входит подготовка ориентировочной сметы расходов на финансирование госгарантий по экспортным кредитам на предстоящий год, исходя из потребностей итальянских экспортеров и с учетом степени риска внешних рынков; определение операций, подлежащих государственному субсидированию, расходов, идущих на "бонификацию процента", и перечня стран, на операции с которыми это распространяется. Кроме того, ЧИПЕ определяет ус-

ловия получения государственного страхового покрытия по долям итальянского участия в создаваемых СП, а также устанавливает, в каких случаях "Симест" предоставляется право продления срока выкупа у него итальянским партнером по СП своей доли в капитале, либо изменения предельного срока выкупа.12 При Министерстве внешней торговли учрежден "единый операционный центр" по обслуживанию предприятий для обеспечения более эффективного использования информационного обеспечения и инструментов осуществления экспортной политики.13

В конце ХХ - начале XXI вв. в системе мер государственного регулирования поддержки экспортеров стала проявляться новая тенденция: одновременно с развитием государственного кредитования происходит увеличение объема коммерческого кредитования (под государственные гарантии и предоставление страховых полисов) и связанных с ним средств финансовой поддержки экспорта косвенного характера. Рост мирового внешнеторгового оборота (доля экспорта в мировом ВВП поднялась с 12% в 1960 г. до 22% в 1980 г. и до примерно 26% в 2005 г.), удлинение времени реализации товаров, увеличение числа посредников, форсирование (в том числе и государством) производства и реализации товаров, а также меры ВТО, направленные на сокращение прямого (а в ряде случаев и косвенного) государственного участия в коммерческой деятельности предприятий на внешних рынках -все это привело к необходимости для фирм увеличения объема продаж товаров в кредит с использованием фирменного и банковского кредитования и использования так называемых "обеспечивающих" мер государственного содействия развитию экспорта. При этом было бы неверно считать, что государство "ушло в тень", отказалось от поддержки своих экспортеров.

Речь идет, прежде всего, о мерах государственного регулирования условий кредитов на международном уровне и стимулирования создании банковских систем фактического финансирования кредитов (посредством их дисконтирования или предоставления займов) или предоставления кредитных гарантий.

Хорошо развитые системы финансовой поддержки экспорта созданы в Японии и европейских государствах. Так, во Франции госу-

дарственный кредитный механизм для поддержания экспорта начал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах - Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует в кредитовании экспортных операций через внешнеторговые банки, созданные с консорциумами коммерческих банков. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банк Японии в отличие от соответствующего в США имеет весьма широкие возможности кредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, а также операции по иностранным капиталовложениям японских компаний. Причем он кредитует преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров. Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах с рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, в США и в других странах сложилась целая система страхования и гарантирования экспортных операций.

Рассмотрим более подробно, деятельность государственных структур по стимулированию экспорта на примере США, как страны, имеющей наиболее развитую систему поддержки экспорта. Типичным примером деятельности национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США (Эксим-банк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска. Подобные институты функционируют и в ряде других стран, в частности, в Японии и во Франции.

Несколько агентств федерального правительства США предлагают программы финансовой помощи американским экспортерам. Некоторые программы предлагают гарантии по кредитам, при условии, что кредитор был предварительно одобрен, другие программы предусматривают предоставление кредита экспортеру или иностранному правительству. Правительственные программы в целом имеют

целью улучшать условия доступа экспортеров к источникам кредитования, а не субсидировать издержки до уровня ниже рыночного.

Правительственные гарантии и программы страхования используются коммерческими банками, чтобы уменьшить риск, связанный с предоставлением кредитов экспортерам. Кредиторы, озабоченные способностью экспортера исполнить контракт на продажу товаров, и возможностью перечисления ему денег за выполненный контракт часто используют правительственные программы, чтобы уменьшить риски, которые иначе препятствовали бы им обеспечивать финансирование. В других случаях кредиторы иностранных покупателей американских товаров и услуг отказываются обеспечивать финансирование без поддержки от американского государственного агентства.

Большие усилия по финансированию экспорта предпринимаются на уровне государства в США. Здесь работает Комитет координирования усилий по стимулированию экспорта (The Trade Promotion Coordinating Committee

- TPCC) - межведомственный комитет, который состоит из 19 американских правительственных агентств, и имеет целью играть ключевую роль в максимизации экспортного потенциала США. Комитет создан в 1992 г. в соответствии с Законом по стимулированию расширения экспорта (The Export Enhancement Act of 1992). Он координирует действия различных государственных ведомств и реализует различные инициативы под эгидой Министерства торговли США. Президент и Председатель Экспортно-импортного Банка (Эксимбанка) занимают должности Вице-председателей TPCC. Комитет TPCC ежегодно представляет в Конгресс годовой отчет под названием Национальная экспортная стратегия (NES), в котором делается анализ проведенных за год мероприятий и намечаются новые.14

Другие агентства занимаются операциями по своему профилю. Администрация Малого бизнеса (Small Business Administration -SBA) предлагает программы для малых экспортеров. Американское Министерство сельского хозяйства (U.S. Department of Agriculture) предлагает несколько программ кредитования на средний и длительный срок, чтобы поддержать расширение экспорта сельскохозяйственных товаров. Управление по выдаче кредитов

для поддержки прямых инвестиций американских фирм за рубежом - OPIC (Overseas Private Investment Corporation) обеспечивает специализированную помощь американским фирмам, предоставляя им гарантии серьезности намерения и программы страхования подрядчиков при осуществлении американских инвестиций за границей, что также может быть реализовано американскими экспортерами. Торговая Администрация Развития (Trade Development Administration) обеспечивает предоставления грантов на разработку проектов, проводимых американскими фирмами и, таким образом, стремится оказывать влияние в пользу американских экспортеров при разработке проектных технико-экономических обоснований и проектов.15 Агентство для международного Развития (Agency for International Development

- AID) обеспечивает предоставления грантов развивающимся странам, которые могут быть использованы для закупок американские товаров и услуг.

Хотя Министерство торговли США не предлагает никаких программ финансирования, оно предоставляет собственные экспортные рекомендации через свою обширную сеть Центров поддержки экспорта (Export Assistance Centers - EACs). Министерство торговли США обычно предоставляет американским фирмам необходимую информацию, полезную для принятия решений о предоставлении кредита зарубежному покупателю.16 Кроме того, на платной основе возможно получение необходимой финансовой информации об иностранных компаниях во многих странах. В частности, на платной основе можно получить сведения относительно финансового состояния компании, размера ее продаж и долговых обязательств, величины капитализации, длительности присутствия на рынке, опыта ведения деловых операций и другой информации, включая оценку операций этих зарубежных фирм с американскими компаниями. Экспортер может войти в контакт с американскими компаниями, чтобы узнать об их опыте получения платежей от иностранной фирмы.

Получение подобной информации в некоторых странах затруднительно, в этих случаях используются услуги нескольких американских компаний, которые собирают финансовую информацию об иностранных фирмах (особенно крупных) и предоставляют ее сво-

им подписчикам. В некоторых случаях банки способны предоставить сведения о платежах по кредитам иностранными компаниями, получив информацию через собственные зарубежные отделения или через банки-корреспонденты.

Эксимбанк - американское государственное агентство, имеющее целью стимулировать экспорт американских товаров и услуг. Он выполняет эту цель, обеспечивая предоставление кредитов, гарантий и программ страхования на рыночных условиях. Одна из главных целей Эксимбанка состоит в том, чтобы "выровнять условия соперничества для американских экспортеров, столкнувшихся на мировом рынке с конкуренцией иностранных компаний", использующих поддержку в соответствии с официальными государственными экспортными программами финансирования внешнеэкономической деятельности.

Эксимбанк - самое большое и самое разностороннее агентство федерального правительства, финансирующее торговлю, предлагает многочисленные программы, чтобы удовлетворить широкий диапазон потребностей малого и среднего бизнеса, так же как и крупных экспортеров. Страхование кредита защищает против неплатежа при экспорте, реализованном при краткосрочном кредите. Другие гарантии и предоставление кредитов расширяют возможности продаж на условиях долгосрочного кредита на товары длительного пользования.

Банк поддерживает закупки американских товаров и услуг кредитоспособными иностранными покупателями, которые не могут получить кредит через обычные коммерческие банки и кредитные агентства, способные обеспечить финансирование экспортных поставок. За более чем 70 лет действия, Эксимбанк поддержал экспортные сделки фирм США на сумму более 400 млрд долл.

В 2006 г. Эксимбанк отметил 72-ой год реализации программ финансовой поддержки американского фирмам - экспортерам, прежде всего на новых рынках во всем мире. В 2005 финансовом году Эксимбанк поддержал реализацию экспортных сделок фирм США на сумму 17,9 млрд долл. В количественном отношении это составило 3 128 сделок, из которых 2 617, или более чем 80%, были непосредственно исполнены фирмами малого бизнеса.17

Средства финансовой поддержки экспорта, практикуемые государственными структурами промышленно развитых стран, требуют наличия больших денежных фондов, поэтому государство стремится снять с себя часть бремени по их аккумуляции и привлекает основную массу необходимых ресурсов с частных рынков капитала, а собственные бюджетные средства направляет только на доведение условий предоставления внешнеторговых кредитов до конкурентоспособного уровня, понижая процентные ставки по ним и увеличивая период кредитования. Соответственно, чем больше условия предоставления внешнеторговых кредитов отличаются от существующих на внутреннем рынке капитала, тем выше расходы правительства. Теоретически при такой системе субсидирования экспорта государство способно значительно "отрывать" условия своих кредитов от рыночных, но на практике его возможности в этом отношении не безграничны. Это вынуждает развитые страны искать компромиссы в данной области, т.е. определять рамки взаимосогласованных условий государственного финансирования внешней торговли.18

Многие государства, используя созданные системы кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, оказывают финансовую поддержку своим банкам-кредиторам и фирмам-экспортерам.

На некоторых рынках можно выявить рост доли государственного кредитования экспорта по сравнению с частным. Он вызван меньшей выгодностью последнего для покупателей. Причина этого заключается не только в более высоком рыночном уровне процентной ставки по кредитам частных банков, но и в меньшем размере кредита, отсутствии автоматизма в его получении. Кроме того, развитие на международном ссудном рынке тенденции предоставления займов по "плавающим" ставкам значительно затрудняет оценку общей стоимости займа для должника, для которого уровень процента по привлекаемому кредиту часто бывает заранее неизвестен.

Однако, опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам и прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых

кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Примечания:

1N. Ferguson. Globalisierung: Gespenstische Parallelen // Europ. Rundschau. - Wien, 2005. - Jg. 33, N 3. - S.115.

2Подробнее эти данные будут представлены в следующих публикациях авторов.

3Official Export Credit Commitments to Heavily Indebted Poor Countries by Buyer Country/ Credits with a repayment Term of Two Years or Greater. 1 January 2001 - 31 December 2005.OECD. P. 2006, P.1-2.

4M. Chossudovski. The globalisation of poverty: Impacts of IMF a. World bank reform. - L.; Atlantic; Highlands (N.J.): Zed books, 1997. - р. 41.

5S. Magy. Import Prices and Money Payment. Chicago University Press. Th. Ed. 2007, p. 118, 119.

6 Export Finance. Comparative Analysis of U.S. and European Union Export Credit Agencies. Third Ed. Washington. October 2005, P.4.

7Export Finance. Comparative Analysis of U.S.and European Union Export Credit Agencies. Third Ed. W. October 2005, p.4.

8Ibid., P. 32, 34.

9Officially - Supported Export Credits And Small Exporters. Sec. Ed. OECD. P. May 23, 2007, Р 8.

10Скрага Ф. Экспортные кредиты: И помощь и защита /Скрага А., Скрага М. // http://www.neg.by/ publication/2005_08_26_5989.html// №>64(882) от 26.08.05.

11См. Communication of the Commission to Member States Amending the Communication pursuant to Article 93 (1) of the EC Treaty applying Article 92

and 93 of the Treaty to Short-Term Export-Credit Insurance. EC 2001. http://europa.eu.int/comm/trade/ pdf/amend_comm.pdf

12При ЧИПЕ создана Комиссия по координации и подготовке мероприятий внешнеторговой политики с предоставлением ему права определять в директивном порядке приоритеты и критерии оперативной деятельности. Комиссию возглавляет премьер-министр или по его поручению - министр внешней торговли, в ее состав входят представители Министерства казначейства, МИД, Минпрома, Мин-сельхоза. Предложения для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Комиссии готовятся МВТ, на которое возложена также задача координации деятельности ИЧЕ, «Симест», «Финест» и других органов.

13Макроэкономика Италии. Помощь экспорту// http://geo2000.nm.ru/data/euro/italy/2.htm

14Export-import bank of the United States. Report to the U.S. Congress on export credit competition and the export-import bank of the United States for the period January 1, 2003 through December 31, 2003. W. June 2004. p. 127.

15См. http://www.unzco.com/basicguide/

c5.html

16http: //www. unzco. c om/ba sicguide/c5. html

17 U.S. Small. Firms Play Big Role In $216.8 Million Sale To Mexico’s Pemex// ttp://www.exim.gov/ pressrelease.cfm/464AEF7F-C106-F5E4-16DCD18213 4D6A72/ August 25, 2006

18Пятенко С. В. Кредитно-денежная политика в США/ Отв. ред. Аникин А.В.; АН СССР. Институт мировой экономики и международных отношений. - М.: Наука, 1988. - 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.