Научная статья на тему '2016.01.011. БЕРМАН Н., БЕРТУ А. КОГДА ЭКСПОРТ ПОМОГАЕТ ПРОДАЖАМ ВНУТРИ СТРАНЫ. BERMAN N., BERTHOU A. QUAND EXPORTER AIDE à VENDRE CHEZ SOI // LETTRE DU CEPII. - P., 2015. - N 354. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2015/LET354.PDF'

2016.01.011. БЕРМАН Н., БЕРТУ А. КОГДА ЭКСПОРТ ПОМОГАЕТ ПРОДАЖАМ ВНУТРИ СТРАНЫ. BERMAN N., BERTHOU A. QUAND EXPORTER AIDE à VENDRE CHEZ SOI // LETTRE DU CEPII. - P., 2015. - N 354. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2015/LET354.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКСПОРТ / ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.01.011. БЕРМАН Н., БЕРТУ А. КОГДА ЭКСПОРТ ПОМОГАЕТ ПРОДАЖАМ ВНУТРИ СТРАНЫ. BERMAN N., BERTHOU A. QUAND EXPORTER AIDE à VENDRE CHEZ SOI // LETTRE DU CEPII. - P., 2015. - N 354. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2015/LET354.PDF»

годы. Он выражается, в частности, в увеличении доли импортируемых компонентов, а следовательно и добавленной стоимости, в экспорте. На мировом уровне доля импортируемой добавленной стоимости в экспорте в 1970-1980-е годы стабильно составляла 15%, а в настоящее время достигает 25-30% (с. 4).

Используя разработанный ОЭСР показатель степени включенности двух торговых партнеров в мировые цепочки стоимости, сотрудники CEPII приходят к выводу, что при слабой включенности партнеров в цепочки стоимости наблюдаемый в 2012-2013 гг. рост торговли немного ниже ожидаемого (в среднем 1,5% против 2,8%). При средней включенности разрыв значительнее (1% против 6,5%), и он очень высок при сильной включенности (-0,6% против 9,1%) (с. 4). До кризиса преобладала обратная тенденция: торговые потоки имели тенденцию к более быстрому росту при более сильной включенности в мировые цепочки стоимости, чем при слабой. Эти результаты наводят на мысль о том, что помимо относительной слабости роста и вялой инвестиционной активности недавние изменения в мировой торговле могут быть связаны с замедлением динамики, обусловленной сегментацией мировых цепочек стоимости, и представляют собой, таким образом, длительное нарушение предшествующего тренда.

Хотя этот вывод нуждается в более полном обосновании, представляется, что выигрыш, связанный с распространением производственных цепочек, уменьшается по мере развития процесса. Кроме того, некоторые события, в частности землетрясение в Японии и наводнение в Таиланде в 2011 г., нарушившие нормальную работу заводов (в частности по производству электроники), находящихся на другом конце света, показали неустойчивость процесса международного разделения производительных процессов, что может ограничивать его углубление. Финансово-экономический кризис также продемонстрировал насколько быстро и мощно могут передаваться макроэкономические кризисы.

И.Ю. Жилина

2016.01.011. БЕРМАН Н., БЕРТУ А. КОГДА ЭКСПОРТ ПОМОГАЕТ ПРОДАЖАМ ВНУТРИ СТРАНЫ.

BERMAN N., BERTHOU A. Quand exporter aide à vendre chez soi // Lettre du CEPII. - P., 2015. - N 354. - 4 p. - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2015/let354.pdf

Ключевые слова: Франция; предприятия; экспорт; внутренняя торговля; взаимодополняемость.

В статье швейцарского и французского специалистов представлены результаты эмпирического анализа взаимосвязи между экспортом французских предприятий обрабатывающей промышленности и их продажами внутри страны в 1995-2001 гг.

Большинство моделей международной торговли строятся на спорном, с точки зрения авторов, предположении о постоянстве предельных издержек, что исключает передачу на внутренний рынок шоков спроса из зарубежных стран. Однако, если предельные издержки меняются в зависимости от объема производства, то продажи предприятий на одном рынке могут отразиться на продажах на других рынках. Так, при столкновении с краткосрочными ограничениями производительности, препятствующими инвестициям или быстрому увеличению численности персонала, рост продаж на неожиданно начавшем расти зарубежном рынке может вынудить предприятие сократить продажи на других рынках. В этом случае экспорт замещает продажи внутри страны. Напротив, при ограничениях на ликвидность увеличение продаж предприятия на зарубежном рынке может стать источником финансовых средств для развития его деятельности на других рынках. В этом случае экспорт и внутренние продажи дополняют друг друга.

Проведенный авторами анализ показывает, что экспорт французских предприятий и продажи внутри страны являются взаимодополняемыми. По их оценкам, изменения экспорта французских предприятий и их продаж внутри страны однонаправлены: изменение экспорта на 10% приводит в том же году к изменению продаж на внутреннем рынке на 1-3%. Эта взаимодополняемость наблюдается как в периоды роста, так и спада зарубежного спроса и экспорта (с. 2).

Анализ влияния внешнего шока на экспорт французских предприятий и их продажи на внутреннем рынке (на примере азиатского кризиса 1997-1998 гг., который привел к падению французского экспорта в страны Юго-Восточной Азии), свидетельствует о том, что сокращение экспорта французских предприятий, доля экспорта которых на азиатские рынки превышала 20%, в 1998 г. коррелировало со снижением их продаж на французском рынке (с. 2). В то же время продажи во Франции предприятий, экспорти-

ровавших продукцию на азиатские рынки до кризиса, в 1997-2001 гг. были на 3,5% ниже, чем продажи предприятий, первоначально не экспортировавших на эти рынки. Это подтверждает взаимодополняемость между экспортом и продажами на внутреннем рынке в условиях кризиса на внешних рынках (с. 3).

По мнению авторов, распространение экспортных шоков на внутренние продажи происходит в первую очередь через финансовый канал. Поскольку предприятие несет постоянные и переменные расходы, оно должно иметь быстрый доступ к банковскому финансированию. Если он ограничен, предприятие может использовать доходы, получаемые за счет продаж на одних рынках, для финансирования деятельности на других. Ограничения ликвидности зависят от особенностей предприятия, а также сферы его деятельности. При этом авторы отмечают, что влияние шоков зарубежного спроса на внутренние продажи французских предприятий более выражено для мелких предприятий (менее 100 занятых), которые сильнее подвержены финансовым ограничениям.

Однако авторы допускают, что для некоторых предприятий ограничения производительности приводят скорее к замещению экспорта внутренними продажами, а не к их дополняемости. Так, не наблюдается взаимодополняемость между экспортом и внутренними продажами на предприятиях с числом занятых 45-49 человек. Это объясняется ограниченностью производительности многих предприятий, в силу различных причин не стремящихся переходить порог в 50 занятых. Тем не менее выявленная взаимодополняемость экспорта и внутренних продаж говорит о том, что ограничение производительности некоторых предприятий не является доминирующим фактором и не определяет в целом взаимосвязь между экспортом и внутренними продажами.

В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что интернационализация мелких и средних предприятий (МСП), доступ которых к внешнему финансированию затруднен, может усилить их финансовую неустойчивость. При внезапном снижении продаж на внешних рынках (как в случае азиатского кризиса) финансовые трудности могут нарушить торговые операции предприятий во Франции. Это не тривиальный результат, поскольку академические исследования часто указывают на то, что предприятия-экспортеры более производительны, более прибыльны и финансово

устойчивы, чем работающие на внутренний рынок. Авторы полагают, что их работа дополняет подобные исследования. Они подчеркивают, что для МСП, менее устойчивых в финансовом плане, экспорт является рисковой сферой деятельности, поскольку внешний шок может помешать их деятельности на внутреннем рынке. Следовательно, необходимы механизмы поддержки МСП-экспор-теров.

В заключение авторы отмечают, что шок зарубежного спроса влечет за собой однонаправленные колебания экспорта и продаж на французском рынке через канал предложения. Так, наряду с корреляцией циклов спроса между странами сокращение продаж французских предприятий, в наибольшей степени ориентированных на экспорт, могло быть вызвано снижением зарубежного спроса на французскую продукцию при обвале торговли в 2009 г. и в 20122013 гг. в период рецессии в зоне евро. Возросшие финансовые трудности предприятий во время кризиса из-за снижения прибыли, несомненно, сыграли в этом ключевую роль (с. 4).

И.Ю. Жилина

ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ

2016.01.012. КОРНО-ГАНДОЛФ С. РЕВОЛЮЦИЯ СЛАНЦЕВОЙ НЕФТИ В США: ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ БИЗНЕС-МОДЕЛИ.

CORNOT-GANDOLPHE S. La révolution des pétroles de schiste aux États-Unis: Le test du business model est en cours // Note de l'Ifri. - P.: IFRI, janvier 2015. - 87 p. - Mode of access: http://www.ifri.org/sites/ default/files/atoms/files/revolution_petrole_schiste_scg_ok.pdf

Ключевые слова: США; энергетика; сланцевая нефть; конвенционная нефть; особенности добычи сланцевой нефти; бизнес-модель сектора сланцевой нефти; рентабельности добычи; добывающие компании.

В работе консультанта по вопросам энергетики (Франция) рассматривается состояние производства в США легкой нефти из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.