Научная статья на тему '2016. 01. 010. Жан С. Замедление роста мировой торговли указывает на изменение тенденции. Jean S. le ralentissement du Commerce mondial annonce un changement de tendance // Lettre du cepii. - p. , 2015. - n 356. - 4 p. - Mode of access: http://www. Cepii. Fr/pdf_pub/lettre/2015/let356. Pdf'

2016. 01. 010. Жан С. Замедление роста мировой торговли указывает на изменение тенденции. Jean S. le ralentissement du Commerce mondial annonce un changement de tendance // Lettre du cepii. - p. , 2015. - n 356. - 4 p. - Mode of access: http://www. Cepii. Fr/pdf_pub/lettre/2015/let356. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ВВП / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕПОЧКИ СТОИМОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 010. Жан С. Замедление роста мировой торговли указывает на изменение тенденции. Jean S. le ralentissement du Commerce mondial annonce un changement de tendance // Lettre du cepii. - p. , 2015. - n 356. - 4 p. - Mode of access: http://www. Cepii. Fr/pdf_pub/lettre/2015/let356. Pdf»

компаниями, ассоциациями потребителей, торговыми объединениями, инициативными группами по ОС и здравоохранению.

Наконец, десятое заблуждение состоит в том, что правительства и политики не контролируют процесс проведения переговоров. На самом деле правительства и члены Европейского парламента играют ключевую роль и за ними решающее слово.

По мнению С. Мальмстрем, Европейского комиссара по торговле, ТТИП поможет ЕС придать новый импульс экономическому росту, приспособиться к обострению конкуренции со стороны РС, сохранить свое влияние в мире.

А.А. Сидоров

2016.01.010. ЖАН С. ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УКАЗЫВАЕТ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ. JEAN S. Le ralentissement du commerce mondial annonce un changement de tendance // Lettre du CEPII. - P., 2015. - N 356. - 4 p. - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2015/let356.pdf

Ключевые слова: финансово-экономический кризис; мировая торговля; ВВП; протекционизм; международные цепочки стоимости.

В статье директора Французского исследовательского центра в области международной экономики (Centre de recherche français dans le domaine de l'économie internationale, CEPII) анализируются причины замедления роста мировой торговли.

Последний финансово-экономический кризис оказал очень сильное влияние на мировую торговлю: в 2009 г., когда мировой ВВП снизился на 2%, объем торговли товарами и услугами упал более чем на 10%. Но в 2010 г. он вырос почти на 13%, тогда как мировой ВВП - на 4,1% (с. 1). Мировая торговля в целом в два-три раза более волатильна, чем ВВП, поскольку большая ее часть приходится на промышленные товары, спрос на которые носит более циклический характер, чем спрос на услуги и сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, во время кризиса ограничение коммерческих кредитов и ужесточение условий предоставления гарантий сдерживали международную торговлю.

Одной из потенциальных причин замедления роста мировой торговли являются, по мнению автора, невысокие темпы роста ми-

рового ВВП, составлявшие в 2012-2014 гг. 2,4-2,6%, что лишь немного ниже среднего показателя в 3,1% за 1995-2008 гг. В то же время темпы роста объема мировой торговли товарами и услугами в последние три года не превышали 3,5% против 6,9% в среднем в 1995-2008 гг. (с. 2). Таким образом, если до кризиса мировая торговля росла в два раза быстрее мирового ВВП, в настоящее время темпы ее роста ненамного опережают темпы роста ВВП. Хотя снижение эластичности торговли по росту ВВП можно объяснить слабостью инвестиций в мировом масштабе, автор полагает, что определяющее влияние на нее оказали изменения в структуре спроса.

Существенно повлиял на темпы роста мировой торговли и кризис зоны евро. Объем внутриевропейской торговли в 2012-2014 гг. рос в среднем всего на 0,4% в год. При исключении внутриевро-пейской торговли средний показатель роста мировой торговли составил бы 3,8%, что значительно ниже среднего показателя в 7,2% в докризисный период. Автор также отмечает прекращение в 2011 г. роста открытости мировой экономики. За период 1993-2008 гг. она повысилась с 18 до 30%, что было связано со снижением транспортных издержек, совершенствованием инфраструктуры, падением стоимости телекоммуникаций, а также ослаблением торгового протекционизма. С 2011 г. открытость мировой экономики стабилизировалась на уровне в 29%, что, по мнению автора, возможно, свидетельствует об изменении тенденции (с. 2). Определенное воздействие на рост мировой торговли в докризисный период оказывало, кроме того, рассредоточение мирового богатства между странами за счет относительно быстрого роста развивающихся стран. Совместное действие этих тенденций стимулировало мировую торговлю в течение десятка лет перед кризисом, но в настоящее время причины для сохранения этих тенденций отсутствуют.

Для количественного анализа происходящих изменений сотрудники СЕР11 использовали гравитационную модель, позволяющую выявить зависимость стоимости торговли от характеристик торговых партнеров и факторов, влияющих на двустороннюю торговлю. По оценкам СЕР11, касающимся докризисного периода (1995-2008), при росте ВВП стран-партнеров на 1% их торговля при прочих равных условиях увеличивается на 1,4% в краткосрочном плане и на 1,7% - в долгосрочном. Однако, хотя экстраполяция

докризисной модели позволяла ожидать роста торговли в размере 8% в год в 2012 и 2013 гг., в действительности ее объем не увеличивался (с. 3).

Тенденция к замедлению роста торговли по сравнению с докризисным периодом наблюдается в большинстве стран: среди стран, занимающих первые 20 мест по объему торговли (зона евро рассматривается как одна страна), исключениями являются только Мексика и Индия. Среди стран, занимающих первые шесть мест в мировой торговле, прогнозируемые темпы роста объема торговли в посткризисный период всегда превышали наблюдаемые. При этом в зоне евро разрыв между прогнозируемыми и наблюдаемыми темпами роста торговли в стоимостном выражении невелик (по мнению автора, это объясняется в основном слабостью роста, а не специфическими проблемами торговли), а в США, Японии, Южной Корее и особенно Китае (в 2012-2013 гг. разрыв составлял 13 процентных пунктов) он весьма значителен. В то же время до кризиса внешняя торговля Китая отличалась исключительным динамизмом: темпы ее роста намного превышали прогнозируемые показатели (с. 3).

Причину замедления роста торговли, полагает автор, следует искать в сочетании структурных факторов, одним из которых многие считают возрождение протекционизма. Несмотря на обязательство стран группы двадцати (G-20) не прибегать к протекционистским мерам, с 2008 г. в мире было введено около 600 различного рода ограничений торговли, что заставило некоторых наблюдателей говорить о «нечистом протекционизме» (protectionnisme trouble). Однако по данным Всемирной торговой организации (ВТО) в 2014 г. они распространялись менее чем на 4% мирового импорта. Кроме того, в 2012 г. были введены в действие новые меры по либерализации торговли, которые практически нивелируют протекционистские меры. Следовательно, усиление протекционизма в условиях кризиса не объясняет разрыва между наблюдаемым и прогнозируемым на основе гравитационной модели ростом торговли.

Второй потенциальный фактор структурных изменений связан с мировыми цепочками стоимости, т.е. c фрагментацией процесса производства на большое число этапов. Этот процесс сыграл ключевую роль в ускорении роста мировой торговли в 1990-2000-е

годы. Он выражается, в частности, в увеличении доли импортируемых компонентов, а следовательно и добавленной стоимости, в экспорте. На мировом уровне доля импортируемой добавленной стоимости в экспорте в 1970-1980-е годы стабильно составляла 15%, а в настоящее время достигает 25-30% (с. 4).

Используя разработанный ОЭСР показатель степени включенности двух торговых партнеров в мировые цепочки стоимости, сотрудники CEPII приходят к выводу, что при слабой включенности партнеров в цепочки стоимости наблюдаемый в 2012-2013 гг. рост торговли немного ниже ожидаемого (в среднем 1,5% против 2,8%). При средней включенности разрыв значительнее (1% против 6,5%), и он очень высок при сильной включенности (-0,6% против 9,1%) (с. 4). До кризиса преобладала обратная тенденция: торговые потоки имели тенденцию к более быстрому росту при более сильной включенности в мировые цепочки стоимости, чем при слабой. Эти результаты наводят на мысль о том, что помимо относительной слабости роста и вялой инвестиционной активности недавние изменения в мировой торговле могут быть связаны с замедлением динамики, обусловленной сегментацией мировых цепочек стоимости, и представляют собой, таким образом, длительное нарушение предшествующего тренда.

Хотя этот вывод нуждается в более полном обосновании, представляется, что выигрыш, связанный с распространением производственных цепочек, уменьшается по мере развития процесса. Кроме того, некоторые события, в частности землетрясение в Японии и наводнение в Таиланде в 2011 г., нарушившие нормальную работу заводов (в частности по производству электроники), находящихся на другом конце света, показали неустойчивость процесса международного разделения производительных процессов, что может ограничивать его углубление. Финансово-экономический кризис также продемонстрировал насколько быстро и мощно могут передаваться макроэкономические кризисы.

И.Ю. Жилина

2016.01.011. БЕРМАН Н., БЕРТУ А. КОГДА ЭКСПОРТ ПОМОГАЕТ ПРОДАЖАМ ВНУТРИ СТРАНЫ.

BERMAN N., BERTHOU A. Quand exporter aide à vendre chez soi // Lettre du CEPII. - P., 2015. - N 354. - 4 p. - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2015/let354.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.