Научная статья на тему '2015.04.018. ЛЕМУАН Ф., ЮНАЛЬ Д. ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. LEMOINE F., ÜNAL D. MUTATIONS DU COMMERCE EXTéRIEUR CHINOIS // LETTRE DU CEPII. - P., 2015. - N 352. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP:// WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2015/LET352.PDF'

2015.04.018. ЛЕМУАН Ф., ЮНАЛЬ Д. ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. LEMOINE F., ÜNAL D. MUTATIONS DU COMMERCE EXTéRIEUR CHINOIS // LETTRE DU CEPII. - P., 2015. - N 352. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP:// WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2015/LET352.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / КИТАЙСКИЕ КОМПАНИИ / КОМПАНИИ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.04.018. ЛЕМУАН Ф., ЮНАЛЬ Д. ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. LEMOINE F., ÜNAL D. MUTATIONS DU COMMERCE EXTéRIEUR CHINOIS // LETTRE DU CEPII. - P., 2015. - N 352. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP:// WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2015/LET352.PDF»

торые благоприятны для развитых государств и ущемляют интересы развивающихся стран и экономики стран с формирующимся рынком. Кроме того, может возникнуть вопрос о целесообразности существования и самой ВТО, что может вызвать снижение доверия к мировой торговой системе, в основе которой лежат универсальные правила. Тем не менее очевидно, что устойчивая, справедливая и легитимная торговая система является необходимым условием для построения отношений доверия во всех сферах международных отношений.

О.Н. Пряжникова

2015.04.018. ЛЕМУАН Ф., ЮНАЛЬ Д. ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ.

LEMOINE F., ÜNAL D. Mutations du commerce extérieur chinois // Lettre du CEPII. - P., 2015. - N 352. - 4 p. - Mode of access: http:// www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2015/let352.pdf

Ключевые слова: Китай; внешняя торговля; экспорт; импорт; китайские компании; компании с иностранным участием.

В статье французских специалистов рассматриваются основные тенденции развития внешней торговли Китая. Темпы роста внешней торговли Китая, отмечают авторы, продолжают опережать темпы роста мировой торговли. В 2007-2013 гг. доля страны в мировом экспорте товаров выросла с 8,7 до 11,7%, а в мировом импорте - с 6,7 до 10,3% (с. 1).

Для выявления изменений, происходящих в китайской внешней торговле, авторы рассматривают два вида торговли - ординарную (ordinaire) (экспорт, опирающийся на местные ресурсы, и импорт, ориентированный преимущественно на внутренний спрос), и процессинговую (processing) (торговля промежуточными продуктами для сборочных производств) и два типа участников внешнеторгового оборота: китайские фирмы и фирмы с участием иностранного капитала (ФУИК).

С 2007 г. процессинговая торговля замедляется. Оставаясь источником профицита торгового баланса Китая, она перестает играть роль основного мотора внешней торговли. Китай продолжает расширять свое присутствие в мировой торговле благодаря ординарной торговле. В 2007-2014 гг. ординарная торговля увеличилась

на 13 процентных пунктов, причем особенно быстрый рост продемонстрировал импорт (+14 процентных пунктов). Если в 2007 г. на ординарную торговлю приходилось 43% экспорта промышленной продукции, то в настоящее время - около 60%. Таким образом, делают вывод авторы, новой движущей силой внешней торговли страны стал внутренний спрос (ординарный импорт) и предложение, не связанное с промышленной сборкой (ординарный экспорт) (с. 2).

ФУИК утратили свои доминирующие позиции во внешней торговле Китая из-за чрезмерной специализации на процессинго-вой торговле, которая утратила свою динамику. Несмотря на все более активное включение в ординарную торговлю, особенно в импортные операции, доля этих фирм в китайской внешней торговле снизилась с 59% в 2006 г. до 48% в 2014 г. Таким образом, ФУИК сейчас рассматривают Китай уже не столько как платформу для сборки и экспорта, сколько как желаемый внутренний рынок.

Доля ФУИК в экспорте остается относительно небольшой (24% в 2014 г.), несколько снизившись после быстрого роста в 2000-е годы. Интенсивное внедрение ФУИК в промышленную систему Китая отражает ярко выраженное стремление иностранных инвесторов взять китайские предприятия под свой полный контроль.

В ординарной торговле передовые позиции занимают китайские компании: на их долю здесь приходится 70% торговли. Ординарный экспорт китайских компаний в 2014 г. на 27% превысил процессинговый экспорт ФУИК. Наиболее динамичными рынками для ординарного экспорта являются развивающиеся страны (РС) и страны с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), на долю которых приходится более одной трети китайского экспорта, что в два раза больше, чем в 1997 г. Этот рост обеспечивается в основном китайскими частными и приватизированными предприятиями, реализующими 80% экспорта в РС и СФРЭ (с. 2).

Китайские компании экспортируют ординарные товары во все географические зоны, хотя предпочтение отдается азиатским странам. Увеличение доли инвестиционных товаров, которая в 2012 г. достигла 19%, в ущерб потребительским товарам свидетельствует о качественном изменении китайского экспорта, а также о расширении финансовой и технической помощи РС с целью использования их природных ресурсов и создания транспортных ин-

фраструктур. В целом китайские частные фирмы выступают как динамичные участники реорганизации торговли за счет экспорта нетехнологичной продукции в СФРЭ.

Ординарный и процессинговый экспорт имеют различную природу. Индекс сходства (Finger-Kreinin index of similarity), рассчитанный для 36 отраслей, показывает очень слабую схожесть между структурой ординарного и процессингового экспорта. В то же время ординарный экспорт ФУИК и китайских фирм мало отличаются друг от друга. Их предложение на внешних рынках отражает состояние китайских промышленных предприятий, не входящих в международные производственные цепочки. Именно в ординарной торговле китайские компании и ФУИК могут конкурировать.

Анализ технологической составляющей экспорта показывает, что в 2000-е годы товары среднего технологического уровня, пришедшие на смену низкотехнологичным, стали основным компонентом китайского экспорта. Но, по оценке авторов, с 2006 г. повышение технологического уровня продукции достигло потолка.

Доли высоко- и низкотехнологичных ординарных и процес-синговых товаров в экспорте значительно различаются. В 2012 г. в экспорте ординарных товаров 44% приходилось на низкотехнологичные изделия и 8% - на высокотехнологичные. Экспорт процес-синговых товаров включал 18% низкотехнологичных продуктов и 26% - высокотехнологичных. Несмотря на такой контраст, в связи с ростом объема ординарного экспорта наблюдается увеличение его доли в общем экспорте высокотехнологичной продукции (с 18% в 2007 г. до 26% в 2012 г.) (с. 3). Однако ординарная экспортная продукция китайских компаний в среднем отстает по технологическому уровню от продукции мультинациональных фирм.

С начала кризиса темпы роста ординарного импорта соответствовали темпам экономического роста Китая. Его доля в ВВП стабилизировалась на уровне 12-14%. В импорте увеличилась доля двух типов товаров: сырья (с 27% в 2000 г. до 44% в 2012 г.) и потребительских товаров. В начале 2000-х годов доля в импорте промышленных потребительских товаров составляла 5%, в 2012 г. она приблизилась к доле оборудования (16 и 20% соответственно), что свидетельствует как о быстром росте объема импорта потребительских товаров, так и о росте их цены и качества (с. 3).

В 2012 г. 70% (против 40% в 2006 г.) импортируемых Китаем потребительских товаров входили в сегмент высококачественной дорогой продукции. В период 2006-2012 гг. произошли значительные изменения в структуре импорта потребительских товаров: на первое место вышли автомобили (примерно половина всего импорта в 2012 г.), тогда как в начале 2000-х годов наиболее важной статьей были продовольственные товары (с. 3).

Высокий спрос на импортируемые потребительские товары представляется парадоксальным, учитывая, что потребление домашних хозяйств являлось наименее динамичной составляющей китайского роста. Однако, подчеркивают авторы, не стоит забывать о высоких доходах части населения и процветающей в стране коррупции. В связи с курсом китайского руководства на переход к модели роста, опирающегося в большей степени на спрос среднего класса, тенденция к импорту западных потребительских товаров вряд ли сохранится надолго. Сравнительный анализ свидетельству -ет о том, что, во-первых, быстрый рост импорта потребительских товаров носит догоняющий характер, поскольку первоначально он был очень низким по сравнению, например, с такими странами, как Бразилия, Турция или Мексика; во-вторых, в импорте Китая выше, чем у других стран, доля потребительских товаров самых высоких ценовых категорий.

В заключение авторы отмечают, что происходящие во внешней торговле Китая изменения диктуются перемещением спроса к РС, внутренними трансформациями в самом Китае и изменением модели его развития. В этих условиях акценты в переговорах Китая с его крупнейшими партнерами перемещаются от политики обменного курса и конкуренции китайского экспорта к вопросам, касающимся регулирования конкуренции на внутреннем рынке и условий доступа на него иностранных предприятий.

И.Ю. Жилина

2015.04.019. ПЕТЕРС Х., ШНАЙДЕР С. МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОГО ЭКСПОРТА.

PETERS H., SCHNEIDER S. Schleppende deutsche Exportentwicklung: zyklis^ oder strukturell? // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2015. -Jg. 95, N 2. - S. 121-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.