Научная статья на тему '2017.01.011. ФУКЭН М., ЮГО Ж. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ - ДВИГАТЕЛЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. FOUQUIN M., HUGOT J. LA RéGIONALISATION, MOTEUR DE LA MONDIALISATION // LA LETTRE DU CEPII. - P., 2016. - N 365. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2016/LET365.PDF'

2017.01.011. ФУКЭН М., ЮГО Ж. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ - ДВИГАТЕЛЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. FOUQUIN M., HUGOT J. LA RéGIONALISATION, MOTEUR DE LA MONDIALISATION // LA LETTRE DU CEPII. - P., 2016. - N 365. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2016/LET365.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТОРГОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТ РАССТОЯНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.011. ФУКЭН М., ЮГО Ж. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ - ДВИГАТЕЛЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. FOUQUIN M., HUGOT J. LA RéGIONALISATION, MOTEUR DE LA MONDIALISATION // LA LETTRE DU CEPII. - P., 2016. - N 365. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/LETTRE/2016/LET365.PDF»

К причинам структурных изменений автор относит, во-первых, усиление протекционизма. Обязательство стран «двадцатки» (G20) «отбросить протекционизм», которое они приняли на саммите в Лондоне в 2009 г., не помешало увеличить некоторые таможенные пошлины, число антидемпинговых расследований, а также ввести более скрытые формы протекционизма (в рамках политики государственных закупок, например). Их роль в замедлении мировой торговли не доказана, но примеров более чем достаточно, особенно в последние годы. Кроме того, слабость самих рынков сбыта может привести к усилению протекционизма, поддерживая вялость торговли.

Во-вторых, автор указывает на рост международной фрагментации производственных процессов, которая играла основную роль в ускорении мировой торговли в 1990-е и 2000-е годы. Однако именно в торговых потоках, в которых цепочки стоимости играют важнейшую роль, разрыв между прогнозом и наблюдаемой стоимостью наиболее значителен. Это свидетельствует не столько о регрессе международной фрагментации производственных процессов, сколько о том, что она больше не является ускорителем товарообмена. Хотя это заключение нуждается в подтверждении, представляется естественным, что выигрыш, связанный с распространением производственных цепочек, сокращается по мере развития процесса: наиболее выгодные варианты извлечения дохода уже используются, отдача от движущих сил этого движения (снижение транспортных расходов и удаленная координация) снижается.

В заключение автор делает вывод о том, что в ближайшее время едва ли стоит ожидать оживления мировой торговли1.

И.Ю. Жилина

2017.01.011. ФУКЭН М., ЮГО Ж. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ - ДВИГАТЕЛЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

FOUQUIN M., HUGOT J. La régionalisation, moteur de la mondialisation // La Lettre du CEPII. - P., 2016. - N 365. - 4 p. - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/lettre/2016/let365.pdf

1 В конце сентября 2016 г. ВТО снизила прогноз роста объема мировой торговли товарами с 2,8% (апрель 2016 г.) до 1,7%. (Jean S. La croissance du commerce mondial en deçà des attentes de l'OMC. Comme prévu! - Mode of access: http://www.cepii.fr/.BLOG/bi/post.asp?IDcommunique=480). - Прим. реф.

Ключевые слова: глобализация; торговые издержки; регионализация; эффект расстояния.

В статье советника Французского исследовательского центра международной экономики (Centre de recherche français dans le domaine de l'économie internationale, CEPII) и сотрудника Папского Университета Хавериана (Pontificia Universidad Javeriana) (Богота, Колумбия) уточняется хронология волн глобализации, а также ее перспективы.

Рассматривая хронологию глобализации, авторы отмечают, что в далеком прошлом периоды, благоприятные для торговли, были очень короткими. До XV в. объем международной торговли не превышал 1% созданного богатства (с. 1). Почти постоянные конфликты между Францией и Англией в XVII-XVIII вв. также ограничивали их торговые связи. Лишь в XIX в. торговля действительно интенсифицируется. Этот период, известный как «первая глобализация», закончился с началом Первой мировой войны.

Большинство исследователей относят начало первой глобализации к 1870-м годам. Однако собранные авторами данные о двусторонней торговле (1,8 млн позиций) за 1827-2014 гг. позволили им сделать вывод о том, что первая глобализация началась в Европе в первом десятилетии XIX в. и распространилась на другие континенты к концу столетия. Технологические инновации конца XIX в. (паровой двигатель, телеграф), политика поддержки торговли второй половины XIX в. (соглашения о свободной торговле, подписанные в 1860-е годы, распространение золотого стандарта с 1870 г.), возможно, не сыграли традиционно приписываемой им роли, поскольку, по данным авторов, процесс интернационализации торговли начался раньше. По мнению авторов, одностороннему снижению торгового протекционизма в Европе способствовала стабилизация международных отношений после Венского конгресса (1815).

Оценка степени открытости стран по экспорту (доле экспорта к ВВП) на основе собранных авторами данных показала, что в 1830-1870 гг. их степень открытости удвоилась. В период между двумя войнами средняя степень открытости падает ниже уровня начала XIX в. Возобновление ее роста начинается в 1960-е годы, но только в 1970-е годы достигает уровня, сравнимого с периодом

первой глобализации. Таким образом, колебания этого показателя указывают на две волны глобализации.

Поскольку степень открытости не является точным мерилом глобализации и не учитывает географическое распределение экономической деятельности в мировых масштабах, для оценки уровня глобализации авторы используют гравитационную модель международной торговли, которая позволяет сравнить наблюдаемую торговлю с прогнозом и оценить значение специфических барьеров международной торговли. Под глобализацией авторы понимают процесс конвергенции между наблюдаемой мировой торговлей и теоретической ситуацией, в которой международные торговые барьеры не превышают национальные торговые ограничения. Разрыв между реальной и гипотетической ситуацией отсутствия торговых барьеров отражает совокупность специфических издержек, связанных с международной торговлей (транспортные издержки, таможенные пошлины, коммуникационные расходы, колебания обменных курсов и т.д.). «Агрегированные торговые издержки» конвертируются в тарифный эквивалент. Нейтрализуя влияние географического распределения мировой экономики на международную торговлю, этот разрыв позволяет точно оценить степень глобализации.

Исследование авторов показывает, что с 1830 г. среднее снижение торговых барьеров в международной торговле эквивалентно снижению на 30 процентных пунктов (п.п.) таможенных пошлин. Между 1830 г. и Первой мировой войной торговые барьеры снизились примерно на 15 п. п. Торговые издержки значительно увеличиваются в период между двумя войнами, снижаются после Второй мировой войны и снова падают на 10 п.п. с начала 1990-х годов (с. 2).

Экономические отношения после Второй мировой войны восстанавливались в условиях высокого протекционизма, унаследованного от Великой депрессии и подкрепленного деколонизацией и созданием коммунистического блока. С 1947 г. переговоры в рамках ГАТТ запустили многосторонний процесс торговой либерализации. Подписанный через 10 лет Римский договор предусматривал полную отмену таможенных барьеров внутри Европы. Кроме того, контейнеризация, получившая развитие в конце 1960-х годов, значительно снизила транспортные издержки.

При этом авторы отмечают, что каждое торговое направление глобализуется по-своему. Анализ показывает, что длительное снижение внутриевропейских торговых барьеров (1840-е годы) предваряет снижение трансатлантических барьеров (начиная с 1890-х годов). Снижение торговых издержек в странах Южной Европы началось после аналогичного процесса между странами Западной и Северной Европы. В целом торговые издержки сначала снижаются между географически близкими станами, т.е. расширение глобализации обусловлено расстоянием между странами. В 1830 г. увеличение на 10% расстояния между двумя странами сокращало двустороннюю торговлю в среднем на 3%; накануне Первой мировой войны - на 13%, а в 2010 г. - на 19%. Таким образом, с развитием торговли расстояние между странами становится препятствием для ее развития при усилении процесса регионализации (с. 3).

Этот феномен объясняется рядом фактором. Политика благоприятствования торговле в первую очередь касалась наиболее близких партнеров. Самым ярким примером регионализации является послевоенная европейская интеграция. Другая причина регионализации кроется в растущем значении информации для установления торговых связей (культурные и языковые барьеры не столь важны между близкими соседями). Возможно также влияние снижения доли постоянных расходов (coûts fixes), связанных с торговлей (приобретение информации, погрузка, разгрузка и т.д.), при росте доли транспортных расходов, изменяющихся в зависимости от расстояния.

С начала XIX до начала XXI в. европейские страны проводили амбициозную торговую политику открытости (за исключением периодов Великой депрессии и двух мировых войн), которая способствовала регионализации торговли. Эта долгосрочная тенденция сходит на нет в конце ХХ в. В этот период мощным регулятором международной торговли стала ВТО. В 2000-е годы в свободную торговлю включились формирующиеся экономики, что позволило многонациональным фирмам запустить программы разделения производственных цепочек и извлекать прибыль из различий в зарплате между странами.

Основным бенефициаром этого переустройства мирового производства является Китай. Так, в начале 2000-х годов более 70%

2017.01.012-015

китайского экспорта состояло из продуктов, собранных на территории страны из импортированных компонентов. По мнению авторов, динамизм торговли между Азией и остальным миром должен сохраниться, в частности учитывая эстафету, принятую у Китая Индией, Вьетнамом и Бангладеш. Напротив, вялость роста европейской экономики, если ситуация не изменится, может ограничить рост торговли на короткие расстояния внутри Европы. Несомненно, возможность прогресса остается за торговлей на большие расстояния, что подтверждается значением таких «мегарегиональ-ных» соглашений, как Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП).

Однако период глобализации, начавшейся после Второй мировой войны, может просто закончиться, т.е. интенсификация торговли прекратится. В пользу такого сценария говорят следующие аргументы. Переориентация китайского роста на внутренний рынок должна снизить зависимость страны от международной торговли, что может затормозить процесс разделения цепочек создания стоимости. Растущее неравенство в большинстве стран порождает социальную напряженность, что часто приводит к осуждению глобализации. Политика сокращения потребления энергии должна на длительный период снизить рост торговли углеводородами. Наряду с этим в результате развития прямых иностранных инвестиций происходит интенсивное замещение местного производства международной торговлей.

И.Ю. Жилина

2017.01.012-015. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИТАЯ И СТАТУС КИТАЯ В ВТО. (Сводный реферат).

2017.01.012. DUCOURTIEUX C. Pour contrer le dumping chinois, Bruxelles cherche des solutions en douceur // Le Monde. - P., 2016. -21.07.

2017.01.013. DUCOURTIEUX C., STROOBANTS J.-P. L'Europe veut mieux protéger ses industriels face à la Chine // Le Monde. - P., 2016. -13.05.

2017.01.014. GARNIER.J., DUCOURTIEUX C. Bruxelles appelée au chevet de l'acier européen // Le Monde. - P., 2016. - 15.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.