Научная статья на тему '2014. 02. 032. Замедлят ли демографические изменения подъем Китая? / Эгглстон К. , ой Ж. К. , Розелл С. И др. Will demographic change slow China’s rise? / Eggleston K. , oi J. C. , Rozelle S. E. A. // the J. of Asian studies. - Ann Arbor, 2013. - Vol. 72, n 3. - p. 1-14'

2014. 02. 032. Замедлят ли демографические изменения подъем Китая? / Эгглстон К. , ой Ж. К. , Розелл С. И др. Will demographic change slow China’s rise? / Eggleston K. , oi J. C. , Rozelle S. E. A. // the J. of Asian studies. - Ann Arbor, 2013. - Vol. 72, n 3. - p. 1-14 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА -КНР / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КНР / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ КНР / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 032. Замедлят ли демографические изменения подъем Китая? / Эгглстон К. , ой Ж. К. , Розелл С. И др. Will demographic change slow China’s rise? / Eggleston K. , oi J. C. , Rozelle S. E. A. // the J. of Asian studies. - Ann Arbor, 2013. - Vol. 72, n 3. - p. 1-14»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2014.02.032. ЗАМЕДЛЯТ ЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДЪЕМ КИТАЯ? / ЭГГЛСТОН К., ОЙ Ж.К., РОЗЕЛЛ С. и др. Will demographic change slow China's rise? / Eggleston K., Oi J.C., Rozelle S. e.a. // The j. of Asian studies. - Ann Arbor, 2013. - Vol. 72, N 3. - P. 1-14.

Коллектив авторов (Стэнфордский университет, США) анализирует демографические факторы, влияющие на экономику Китая.

Согласно переписи в КНР 2010 г., ее население достигло 1,34 млрд человек, из которых 50% живут в городах и 13,3% старше 60 лет (с. 1). По прогнозам доля пожилого населения в Китае будет быстро расти. За ближайшее десятилетие средний возраст превысит таковой в США, а к 2040 г. доля лиц 65 лет и старше вырастет до 25% (с. 1). Может ли это привести к экономическому кризису? Ясно одно: демографические изменения, включая тендерный дисбаланс, старение населения и взаимодействие этих факторов с быстрой урбанизацией, будут сильно влиять на то, как Китай будет справляться с замедлением темпов экономического роста.

Соотношение полов у новорожденных в Китае в 2010 г. составило 118 мальчиков на 100 девочек (с. 2). Дефицит молодых женщин приведет в ближайшие десятилетия к появлению 2030 млн «вынужденных холостяков», что, в свою очередь, может привести к нестабильности институтов брака и семьи и всего социального порядка. Более того, напряженность не ограничится обширным сельским хинтерландом; проблемы придут в города. Уже в 2010 г. между деревней и городом Китая мигрировали 221 млн человек (с. 2).

Демографические изменения в Китае уникальны по масштабам и скорости. Смертность упала вдвое еще в 1950-е годы, а рождаемость упала тоже вдвое в 1970-е. Демографические изменения представляют собой серию вызовов для правительства. В традиционном Китае и на протяжении большей части истории КНР власти управляли в основном сельским населением - с помощью местных институтов, таких как основанные на взаимопомощи клановые сети. По мере того как деревенское население мигрирует в городские районы, традиционные локальные механизмы решения проблем ослабляются или исчезают. Обостряются проблемы социального обеспечения, поддержки пожилых, здравоохранения и разрешения конфликтов. Руководство экспериментирует с новой формой сельской организации и управления. В городских районах оно тоже пытается найти бюрократическое решение указанных проблем через «социальный менеджмент». И в городе и в деревне эти усилия привели к значительному разрастанию государственного аппарата, что уже привело к напряженности в отношениях между центральными и местными властями. «Эти проблемы управления будут определять будущее Китая. Экономический, политический и социальный контекст, который превращает вложение труда и капитала в экономическую производительность, - возможно, самая важная и наименее понятная сфера, где демографические изменения будут влиять на подъем Китая» (с. 3).

Авторы рассматривают роль этих изменений в соответствии со стандартными детерминантами экономического роста: вложение труда и его производительность, капиталовложения и сбережения, многофакторная производительность, социальная стабильность и управление.

Труд и его производительность. Отношение между изменением населения и экономическим ростом остается дискуссионной проблемой. «Популяционные пессимисты» начиная с Мальтуса считают, что рост населения замедляет экономический рост, поскольку мешает технологическому прогрессу и накоплению капитала. Другие (например, экономист С. Кузнец), напротив, считают, что многочисленное население способствует складыванию крупной экономики и нововведениям. «Теория объединенного роста» и институциональные подходы к демографическим изменениям видят в этих аргументах не противоречие, а взаимодополнение: в разные

периоды работают разные аргументы. Чтобы изучить воздействие роста населения на рост экономики, недавние исследования разделяют рост населения на два компонента - плодовитость и смертность. Большинство сосредоточиваются на одном механизме - соотношении работающего населения и иждивенцев. Импульс росту дохода от изменений в возрастной структуре населения (в сторону высокой доли работающих) называется «демографическим дивидендом». В 1982-2000 гг. Китай получил первый такой дивиденд, на который пришлось около 15% его беспрецедентно быстрого роста производства на душу населения (с. 4). С 2000 г. этот фактор слабеет и, согласно некоторым прогнозам, к 2014 г. полностью исчезнет, если существенно не изменится политика. Появление нехватки рабочих рук будет содействовать замедлению экономического роста из-за повышения заработной платы и высоких расходов на обновление промышленной структуры.

Готова ли рабочая сила Китая увеличить производительность и остаться конкурентоспособной в мировом масштабе? Есть несколько причин осторожного оптимизма для этого. Основу производительности труда обеспечивают значительные вложения в образование. Если в начале 1960-х годов неграмотной была треть китайцев, теперь - менее 5%; на 100 тыс. жителей приходятся 8930 выпускников колледжей (с. 4-5). Кроме того, у китайцев по сравнению с другими развивающимися странами относительно долгая продолжительность жизни. Вложения в здравоохранение и образование внесли вклад в повышение жизненного уровня по меньшей мере с эпохи Мао. Однако остается вопросом, достаточны ли вложения Китая в человеческий капитал, чтобы вывести экономику из замедления. В процентах от ВВП вложения в образование остаются скромными в сравнении со странами со средним и высоким доходом. Особенно сильно от низкого уровня человеческого капитала (здравоохранение, питание, образование) страдают бедные сельские районы. 25-30% населения 592 «бедных уездов» составляют школьники в возрасте от пяти до 16 лет, на которых приходится немалая часть будущей рабочей силы Китая (с. 5). Школьная система не обеспечивает детей квалификацией, которая потребуется работникам через 20 лет. Нынешняя система образования, основанная на зубрежке, не учит детей учиться. Большинство тех, кто оканчивает девять классов, почти не знают английского

и никогда не касались компьютера. Во многих отношениях ситуация ухудшается по медицинским факторам, что связано с нехваткой железа в детском организме и отсутствием корректировки зрения. Все больше учеников оставляют школу, так как рост заработной платы делает работу привлекательнее, чем продолжение учебы. Нет системы стимулов, которая побуждала бы детей учиться дальше.

Улучшение здравоохранения больше не играет важной роли в увеличении трудоспособного периода жизни. Развитие здравоохранения приводит к большей численности трудоспособных в тех странах, где доля молодого населения выше, например в Индии. По старению населения Китай быстро догоняет Европу и США. В результате за исключением наиболее бедных районов рост продолжительности жизни - это рост жизни на пенсии, а не увеличение трудоспособного периода. Проблему усугубляет и распространение хронических болезней, связанное с быстрой урбанизацией.

К счастью для Китая, демографические изменения влекут за собой социально-экономические, которые частично нейтрализуют их отрицательное воздействие на рабочую силу. Опыт Европы и США показывает, что когда у родителей меньше детей, они вкладывают в них больше. В этом смысле снижение рождаемости может способствовать увеличению производительности каждого работника. Многое зависит от политики контроля над рождаемостью.

Капитал и сбережения. Высокая норма сбережений в Китае частично (на треть) объясняется низкой рождаемостью и потребностью родителей копить на старость. Из этого ясно, почему китайцы по-прежнему предпочитают иметь сыновей (что проявляется, например, в селективных абортах, хотя они нелегальны). Может ли Китай получить «второй демографический дивиденд», сберегая достаточно, чтобы добиться постоянного роста соотношения капитала и труда и повышения жизненного уровня? Многое зависит от того, насколько изменится перевод средств между поколениями и насколько щедрой будет государственная политика социального обеспечения. Сейчас Китай - единственная страна среди почти 40 стран, для которых определены показатели перевода средств между поколениями, финансирующая «дефицит жизненного цикла» (потребление, превышающее доход, в юности и старости) целиком из трудового дохода. Многое предстоит сделать в сфере страхования здоровья и пенсионного обеспечения. Хотя уменьше-

ние темпов сбережений и увеличение внутреннего потребления как мотора экономического роста - признанные цели для китайской экономики, быстрое снижение темпов сбережений может даже поставить этот рост под угрозу, создав опасность для банковской системы. Именно высокая норма сбережений и закрытая финансовая система в первую очередь и держат экономику Китая на плаву. По мере старения населения этот источник сбережений существенно сократится, подрывая финансовое здоровье страны.

Многофакторная производительность, социальная стабильность и управление. Исторически важнейшая детерминанта замедления экономического роста - замедление темпов роста многофакторной производительности. Например, сельский Китай служит «спасательным кругом» миллионам трудовых мигрантов, которые могут вернуться в свои деревенские дома во время экономических затруднений. Что произойдет, когда с дальнейшим развитием урбанизации свободной земли не останется? Брак - социализирующая сила, способствующая стабильности. Дальнейшее возрастание гендерной диспропорции может привести к росту преступности. Демографические факторы усиливают напряженность и внутри китайской семьи. Уменьшение ее размеров ведет к сокращению семейной заботы о стариках, что бросает вызов традиционным нормам. Китайская модель внутренней миграции зависит от способности семей заботиться об оставшихся в сельских районах пожилых и детях. Традиционные отношения между поколениями испытывают давление. Миграция сама по себе ослабляет семейные связи, подрывая социальные нормы заботы о пожилых родителях. Правительство в 2009 г. инициировало пенсионную систему для сельских жителей в 62 уездах; однако как она будет работать - еще непонятно. Содействовать коррекции издержек быстрых демографических изменений может недискриминационная политика в отношении женщин. По мере укрепления социально-экономического положения женщины стимул для китайцев предпочитать сыновей может ослабевать.

Попытки решить взаимопереплетенные социальные проблемы бюрократическими методами почти неизбежно приведут к напряженности между обществом и государством. Как в городе, так и в деревне расширение бюрократического аппарата может стать центральной мишенью народного недовольства. Замедление роста

грозит стабильности, так как сильно затруднит правительству задачу выполнять свои обязательства.

«Мы считаем, что демографические изменения, вероятно, замедлят подъем Китая, но долгосрочное воздействие этого почти наверняка проявится как следствие, а не причина замедленного роста. Иными словами, подъем Китая будет медленным - лишь частично благодаря одной демографии, - а затем демографические изменения будут сильно влиять на способность китайского общества приспосабливаться. Наиболее вероятный сценарий состоит в том, что рост ВВП на душу населения ощутимо замедлится в течение следующих пяти лет - по множеству причин, связанных с тем, что Китай достиг статуса страны со средним доходом и столкнулся с еще большими проблемами из-за сохранения высоких темпов роста многофакторной производительности, по мере того как экономика теряет избыток сельского труда и приближается к технологическому пределу. После этого демографические изменения будут определять почти каждый аспект того, как Китай справится с замедляющимся темпом экономического роста, и могут играть решающую роль в будущей социальной стабильности Китая, что будет иметь последствия для региона и остального мира» (с. 11).

К.А. Фурсов

2014.02.033. ЛАРСОН Т. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ: ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

LARSSON T. The strong and the week: Ups and downs of state capacity in Southeast Asia // Asian politics and policy. - New Jersey, 2013. -Vol. 5, N 3. - P. 337-358.

Сила или слабость государства является результатом сложного взаимодействия между правящими элитами, внутренними социальными движениями, геополитической расстановкой сил. Однако эти факторы не дают понимания различий в нынешнем потенциале стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) собирать налоги и обеспечивать правовые и административные институты, поддерживающие рынок. В своей статье Томас Ларсон (Кембриджский университет, Великобритания) сосредоточен на анализе этих двух измерений потенциала государства (фискальном и административно-правовом), поскольку именно они обеспечивают институциональный фундамент для политической ответственности и экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.