Научная статья на тему '2014.02.021. ДУНКЕЛЬ Г. ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ САНАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ: ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОМИССИИ ЕС. DUNKEL G. EINHEITLICHER ABWICKLUNGSMECHANISMUS (SRM) FüR EUROPAS BANKEN: EINE BEWERTUNG DES VORSCHLAGS DER EU-KOMMISSION // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 17. - S. 13-16'

2014.02.021. ДУНКЕЛЬ Г. ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ САНАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ: ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОМИССИИ ЕС. DUNKEL G. EINHEITLICHER ABWICKLUNGSMECHANISMUS (SRM) FüR EUROPAS BANKEN: EINE BEWERTUNG DES VORSCHLAGS DER EU-KOMMISSION // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 17. - S. 13-16 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.02.021. ДУНКЕЛЬ Г. ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ САНАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ: ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОМИССИИ ЕС. DUNKEL G. EINHEITLICHER ABWICKLUNGSMECHANISMUS (SRM) FüR EUROPAS BANKEN: EINE BEWERTUNG DES VORSCHLAGS DER EU-KOMMISSION // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 17. - S. 13-16»

тернет. В целом независимо от используемой бизнес-модели интернет-банки добиваются все большего успеха, постоянно диверсифицируя предлагаемые услуги и продукты и расширяя свою клиентскую базу за счет недоверчивых и нерешительных потребителей. Учитывая тенденцию к снижению рентабельности сетевых банковских отделений, эксперты ожидают, что инвестиции банков в развитие онлайновых операций будут и дальше расти.

Г. В. Семеко

2014.02.021. ДУНКЕЛЬ Г. ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ САНАЦИИ ПРОБЛЕМНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ: ОЦЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОМИССИИ ЕС.

DUNKEL G. Einheitlicher Abwicklungsmechanismus (SRM) für Europas Banken: Eine Bewertung des Vorschlags der EU-Kommission // IFO-Schnelldienst. - München, 2013. - Jg. 66, N 17. - S. 13-16.

В июле 2013 г. Европейская комиссия (ЕК) представила предложения по поводу функционирования Единого механизма санации проблемных банков (Single resolution mechanism, SRM) как основного элемента Банковского союза. Работа SRM будет осуществляться через Совет по санации банков (Single resolution board, SRB), который должен давать рекомендации ЕК и проводить координацию планов по реструктуризации проблемных банков. SRM должен находиться под управлением исполнительных органов ЕС и иметь специальный инструмент финансирования - Фонд по реструктуризации (Resolution Fund), средства которого будут формироваться за счет отчислений самих банков, участвующих в реструктуризации проблемного банка.

Предложение ЕК дополняет предложения ЕЦБ о создании Единого механизма надзора (Single supervisory mechanism, SSM), который является вторым элементом Банковского союза. По замыслу ЕК третьим элементом должна стать дальнейшая гармонизация системы гарантий по банковским вкладам. Целью ЕК является создание эффективного механизма реструктуризации банков во время возможного банковского кризиса.

Предполагается, что ЕЦБ станет в будущем центральным надзорным органом в банковской сфере и будет напрямую контролировать деятельность банков в зоне евро, а также в других странах -членах ЕС. В марте 2013 г. ЕК, Совет министров и Европейский

парламент договорились о создании SSM с привлечением ЕЦБ при условии, что ЕЦБ начнет свою надзорную деятельность не ранее осени 2014 г.

В ЕС идет процесс согласования механизмов регулирования и контроля развития кредитных институтов в рамках действующего в странах-членах законодательства. Одновременно согласовываются механизмы санации и реструктуризации кредитных институтов и компаний, работающих с ценными бумагами. В настоящее время эти вопросы обсуждаются в так называемой Брюссельской триаде: Европейском парламенте, Совете министров и ЕК. Вместо централизованного регулирующего органа, финансируемого из Европейского фонда развития, предусматривается лишь механизм сотрудничества национальных надзирающих органов между собой, финансируемых национальными фондами развития.

ЕЦБ в качестве центральной контролирующей инстанции, помимо других задач, должен выявлять кредитные институты, которые попали в затруднительное положение. В свою очередь, SRB должен контролировать состояние соответствующих банков. В его ведении будет находиться почти 6300 кредитных институтов стран -членов Банковского союза. SRB будет обладать правовой независимостью, иметь в своем штате около 300 служащих, задачей которых будет являться согласование планов реструктуризации. Совет будет включать в себя представителей ЕЦБ, ЕК и компетентных национальных органов той страны, в которой находится банк, подлежащий санации, или его филиал. Он должен разрабатывать рекомендации для ЕК в отношении реструктуризации проблемного банка. Затем ЕК на основе представленных рекомендаций будет принимать решение о процедуре и методах санации проблемного банка. Тем самым полномочия национальных контролирующих органов будут ограничены рекомендательными и поддерживающими функциями. За ЕК остается последнее слово в вопросе реструктуризации или проведения процедуры банкротства кризисного банка.

Необходимость создания в ЕС ведомства по санации банков ЕК обосновывает тем, что в противном случае кредитные институты стран-членов, которые участвуют в Банковском союзе, могут оказаться в невыгодной конкурентной ситуации по сравнению с теми институтами, которые в этом Союзе не участвуют. Преиму-

щество последних заключается в том, что за ними будут наблюдать и контролировать их развитие национальные контролирующие органы, тогда как банки стран, входящих в Банковский союз, окажутся под контролем двух различных ведомств ЕС.

В соответствии с проектом SRM Совет по санации банков (SRB) должен быть готов к составлению планов реструктуризации и оценке способности кредитных институтов к решению своих проблем (способности к «bail-in»). Эти компетенции, по мнению автора, слишком широки и практически неприменимы, а потому они должны оставаться в ведении национальных ведомств, обладающих необходимыми знаниями и опытом для принятия справедливых решений.

К тому же непонятно, почему сфера применения рекомендаций SRM должна распространяться на все кредитные институты. Было бы более правильным ограничиться кредитными институтами, действующими за границей, и системными кредитными институтами, банкротство которых может подвергнуть опасности европейскую финансовую систему. Из соображений безопасности ЕК считает, что инструменты санации должны использоваться только в отношении кредитных институтов, банкротство которых способно дестабилизировать финансовую систему.

Инструменты санации не должны использоваться в отношении федеральных и региональных банков-должников, деятельность которых регулируется местным законодательством. Эти банки контролируются федеральными и муниципальными органами власти и не могут дестабилизировать финансовую систему.

Централизованная реструктуризация проблемных банков должна финансироваться за счет средств Фонда по реструктуризации (Resolution Fund), который должен быть создан на основе национальных фондов и заменить их. В течение десяти лет в фонд должны поступать отчисления в размере 1% от застрахованных банковских вкладов всех банков Банковского союза. Если средств фонда окажется недостаточно, то могут быть востребованы чрезвычайные дополнительные взносы. Средства Фонда по реструктуризации могут также использоваться для санации проблемных банков других стран - членов ЕС. Финансирование проблемных банков других стран-членов должно происходить на добровольной основе.

Предложенные ЕС способы принятия решений в отношении проблемных банков достаточно сложные для быстрого применения, особенно в условиях банковского кризиса, отмечает автор. Способы принятия решений, предложенные ЕК, также слишком неповоротливые и в случае срочной необходимости предоставления финансовых средств окажутся бесполезными. По мнению автора, окончательное решение должно приниматься национальными органами, располагающими соответствующими средствами, а также Европейским центральным банком, который в качестве основной надзорной инстанции в зоне евро несет ответственность за выявление кредитных институтов, которые оказались в трудном положении.

Преследуемая ЕК цель в сфере регулирования банков и обеспечения финансовой стабильности не может быть достигнута с помощью единого Фонда по реструктуризации, считает автор. Совместная европейская ответственность противоречит целям регулирования, так как создает для банков ложный стимул. ЕК объясняет, что Фонд по реструктуризации не должен использоваться как фонд спасения. Находящийся в трудной ситуации кредитный институт получает от фонда компенсацию потерь только в том случае, если 8% его обязательств, включая собственный капитал, списываются или превращаются из привлеченных средств в собственные. В будущем спасение особенно крупных институтов будет происходить за счет средств банков стран - членов Банковского союза, отчисляемых в Фонд по реструктуризации. В случае системного кризиса, наряду со своими взносами в этот фонд, банки должны будут при нехватке средств делать чрезвычайные взносы.

В настоящее время в банковском регулировании настойчиво продвигается большое число проектов, при этом часто по отдельным пунктам они не согласованы между собой и противоречат друг другу, что значительно затрудняет деятельность банков. Изменения в регулировании банковской деятельности уже сегодня связывают значительные человеческие, финансовые и технические ресурсы банков. На уровне ЕС особенно затратными для банков являются регламентации, касающиеся структуры капитала, контроля активов, операций с дериватами и пр. Кроме того, в 2014 г. в Германии должны вступить в силу инструменты регулирования банковской деятельности, которые на уровне ЕС пока находятся в стадии про-

2014.02.022-023

екта. Речь идет о таких инструментах, которые позволят улучшить процедуру санации и ликвидации банков. Приспособление национальных регламентаций к европейским задачам возмещает институтам значительные расходы, обусловленные изменениями европейских нормативов.

Автор дает следующие рекомендации на будущее:

- банковское регулирование должно избирательно и целенаправленно решать ключевые проблемы банков и избегать ложных посылов. Хорошим примером является повышение качества собственного капитала в духе предписаний соглашения Базель-3;

- решения по реструктуризации кредитных институтов должны принимать только те инстанции, которые могут в кратчайший срок мобилизовать требуемый капитал;

- необходимость нового регулирования должна быть предварительно проверена, его воздействие реально оценено и согласовано с целями;

- во избежание двойной нагрузки на кредитную систему нужно сначала реализовать общеевропейские проекты регулирования, затем национальные;

- поскольку степень воздействие многих уже вступивших в силу или находящихся в стадии обсуждения проектов регулирования на банки, потребителей и экономику пока не проанализирована, необходимо срочно установить мораторий на 36 месяцев на введение новых правил и оценить уже действующие.

В.И. Шабаева

2014.02.022-023. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ СТРАН С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. (Сводный реферат).

2014.02.022. J AC QUEM ARD R., KUSTER J.-Ch. Banques des pays émergents: Bientôt globales? // Rev. banque. - P., 2013. - N 760. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/banque-investissement-marches-gestion-actifs/article/banques-des-pays-emergents-bientot-globales

2014.02.023. KATEB A. La nouvelle puissance des banques des pays émergents // Rev. banque. - P., 2013. - N 760. - Mode of access: http:// www.revue-banque.fr/banque-investissement-marches-gestion-actifs/ar ticle/nouvelle-puissance-des-banques-des-pays-emergen

Банки стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) активно осваивают стратегии международной экспансии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.