Научная статья на тему '2015. 01. 024-026. Азия - новый центр мировой финансовой системы. (сводный реферат)'

2015. 01. 024-026. Азия - новый центр мировой финансовой системы. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / АЗИЯ / ГОНКОНГ / СИНГАПУР / СФРЭ / СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 024-026. Азия - новый центр мировой финансовой системы. (сводный реферат)»

2015.01.024-026. АЗИЯ - НОВЫЙ ЦЕНТР МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. (Сводный реферат).

2015.01.024. LAUZUN P. de. Asie: Nouveau centre de la finance mondial // Rev. Banque. - P., 2014. - N 773 bis. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/banque-investissement-marches-gestion-acti fs/article/asie-nouveau-centre-finance-mondiale

2015.01.025. TIBI Ph. Les fonds souverains sont une des dimensions du financement de l'économie mondiale par les pays émergents // Rev. Banque. - P., 2014. - N 773 bis. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/banque-investissement-marches-gestion-actifs/article/les-fond s-souverains-sont-une-des-dimensions-fi

2015.01.026. LEVINGER H. Asia's corporate bond markets - large differences, close cooperation needed // Rev. Banque. - P., 2014. -N 773 bis. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/banque-inves tissement-marches-gestion-actifs/article/asia-corporate-bond-markets-lar ge-differences-c

Ключевые слова: финансовый центр; финансовый рынок; Азия; Гонконг; Сингапур; СФРЭ; суверенные фонды благосостояния.

В статьях анализируются проблемы развития финансовой системы стран Азии в годы глобального финансового кризиса.

П. де Лозэн, делегированный генеральный директор Французской банковской ассоциации (Fédération bancaire française, FBF) и делегированный генеральный директор Французской ассоциации финансовых рынков (Association française des marchés financiers, AMAFI), указывает, что Азия в настоящее время является главным двигателем роста мировой экономики (024). На азиатские страны, в основном на Китай, приходится наибольшая часть валютных резервов стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), объем которых достигает 2/3 мировых валютных резервов. Суверенные фонды стран Азии (государственные инвестиционные фонды), осуществляющие массированные инвестиции в американские и европейские банки, стали важным субъектом мирового рынка капитала. В этой связи многие исследователи говорят о возможности превращения Азии в центр мировых финансов. Насколько такая перспектива реальна в ближайшие годы? Ответ на этот вопрос определяют два фактора финансовой мощи стран Азии: стабиль-

ность высоких темпов роста экономики и поддержка присутствия иностранных инвесторов.

Что касается экономического роста, то с 2010 г. в регионе наблюдается его замедление, а приток иностранного капитала, спровоцированный в 2013 г. Федеральной резервной системой США, объявившей о намерении изменить свою монетарную политику, свидетельствует о том, что ситуация в СФРЭ Азии далеко не так стабильна, как представляется многим экономистам.

Приток иностранных инвесторов в Азию, прежде всего на финансовые биржи Гонконга и Сингапура, и размеры их инвестиций зависят от того, какие им будут предоставлены юридические и страховые гарантии безопасности, необходимые для ведения бизнеса.

Азиатские суверенные фонды стали символом растущей финансовой мощи азиатского региона, указывает Ф. Тиби, президент AMAFI, профессор высшей Политехнической школы (025). По данным Института суверенных фондов благосостояния (Sovereign wealth funds institute) объем средств под управлением крупнейших в мире суверенных фондов составил в апреле 2014 г. 6400 млрд долл. против 3300 млрд в сентябре 2007 г., т.е. почти удвоился за годы кризиса, охватившего западные страны. При этом большинство суверенных фондов происходит из СФРЭ Азии -40%, а 38% - из нефтяных стран Среднего Востока (025). Все эти фонды имеют достаточно крупные размеры (в среднем около 90 млрд долл.), а у таких гигантов, как ADIA, SAFE, CIC и KIA объем средств составляет соответственно 770 млрд, 570 млрд, 575 млрд и 410 млрд долл. (025). Значительные финансовые ресурсы позволяют им позиционироваться в качестве надежных поставщиков таких финансовых услуг, как управление активами, инвестирование, операции на рынке частных акций (не обращающихся на фондовом рынке).

Значительны и размеры средств, сосредоточенных в руках азиатских центральных банков (более 8000 млрд долл., из них 3800 млрд, по состоянию на 31 декабря 2013 г., приходилось на Китай).

В связи с накоплением в Азии огромных финансовых ресурсов эксперты ставят вопрос о возможности их использования для финансирования мировой экономики и дефицитов стран Запада.

Чтобы оценить эту возможность, необходимо, прежде всего, изучить, в какие активы вкладывают средства суверенные фонды и центральные банки, какова их инвестиционная стратегия. Установлено, что азиатские суверенные фонды больше ориентированы на вложения в реальные активы, в то время как центральные банки осуществляют массированные инвестиции в государственные облигации, деноминированные в долларах и евро.

Ведущие западные страны, в том числе страны, считающиеся самыми либеральными, как правило, возражают против взятия иностранными инвесторами под свой контроль стратегических активов. Считается, что это подрывает национальную безопасность и выводит за пределы страны центры принятия решений. Ф. Тиби приводит в качестве примера отрицательную реакцию США на намерение одного из крупнейших мировых портовых операторов «Dubai Ports World» взять под контроль в 2006 г. управление шестью американскими портами, а также на попытку китайской нефтяной группы CNOOC приобрести в 2005 г. американскую нефтяную корпорацию «Unocal». Оба проекта так и не были реализованы.

Ф. Тиби отмечает, что активность СФРЭ в развитых странах в настоящее время приносит последним значительные выгоды. Так, с начала последнего финансового кризиса СФРЭ добавили около 50 млрд долл. к капиталу американских и европейских банков («Barclays», «Citigroup», «Merrill Lynch», «Morgan Stanley», UBS, «Unicredit»). СФРЭ осуществляют инвестиции в западные компании очень осторожно и открыто, стараясь не переступать порога, обеспечивающего принимающей стороне прямой или косвенный контроль. Участие представителей инвесторов из СФРЭ в административном совете западных компаний не сопровождается сменой команд или стратегии.

Более существенное влияние стран СФРЭ на западную экономику, по мнению Ф. Тиби, проявляется в других сферах. Речь идет, прежде всего, об учреждении крупных компаний, которые вступают в конкуренцию с традиционными западными лидерами или берут под контроль возрастающую часть местного рынка, например, ископаемых энергоресурсов. Другой канал влияния -сделки типа «слияния - поглощения» между западными компаниями и их конкурентами из СФРЭ (например, приобретение китайской компьютерной компанией «LeNovo» группы «РС IBM», слия-

ние люксембургской компании «Arcelor» и индийской «Mittal Steel» и др.) и приобретение (часто по инициативе правительств) части капитала западных компаний, испытывающих трудности (например, в 2014 г. французская группа «PSA Peugeot Citroen» продала по 14% своих акций китайской компании «DongFeng»).

Финансовое влияние СФРЭ сильно ощущается на рынке долговых обязательств, где эти страны сейчас осуществляют финансирование государственных долгов и дефицитов через суверенные фонды и центральные банки.

Вопрос о суверенных фондах СФРЭ очень важен. Однако, считает Ф. Тиби, гораздо большее значение для мировой экономики в настоящее время имеют другие проблемы: во-первых, проблема нарушения равновесия между экономическими зонами, вызванная процессом глобализации; во-вторых, проблема развития новых крупных финансовых центров в Азии, составляющих конкуренцию американскому Уолл-стрит и лондонскому Сити.

Необходимо решить проблему обеспечения долгосрочного равновесия между экономическими регионами мира. Современная ситуация, когда дефициты западных стран систематически финансируются за счет профицитов СФРЭ, имеет единственную перспективу - дефляция в западных странах или денежная эмиссия. Это тупик, для выхода из которого нужны совместные геополитические решения.

Что касается развития финансовых центров за пределами западного мира, то, если там будут созданы необходимые юридические условия, новые финансовые центры станут притягивать все больше западных предприятий. Благодаря этому последние получат дополнительные возможности для роста в будущем.

С начала глобального финансового кризиса азиатские компании резко активизировали эмиссионную деятельность, используя выпуск облигаций для финансирования своих потребностей наряду с традиционным способом привлечения финансовых ресурсов -банковским кредитованием. Объем эмиссий с 2008 г. вырос в четыре раза, указывает Х. Левингер, сотрудница исследовательского подразделения «Deutsche Bank» (026). Однако уровень развития рынка корпоративных облигаций в отдельных странах Азии различается: он более развит в Сингапуре, Южной Корее, Малайзии и Тайване, где его размер близок или превышает 50% от ВВП. В от-

личие от этих стран рынок корпоративных облигаций в Китае, Индии, Индонезии и Таиланде пока находится на начальной стадии развития. Например, в Китае размер этого рынка составляет около 16,4%, в Индии - 11,8 и в Индонезии - 5,9% от ВВП. Однако темпы роста данного рынка в последней группе азиатских стран очень высокие. Так, в Китае за прошедшие четыре года размер рынка относительно ВВП вырос в два раза.

Особенностью азиатского рынка корпоративных облигаций является высокая доля бумаг, деноминированных в местной валюте: за период 2009-2013 гг. доля таких бумаг в общей сумме эмиссии составила 83% - это значительно выше, чем в СФРЭ других регионов. Так, в Латинской Америке доля деноминированных в местной валюте облигаций в общей сумме эмиссии составила в тот же период только 28%. Вместе с тем в Азии данный показатель начал постепенно снижаться, и доля деноминированных в иностранной валюте облигаций повысилась с 15% в 2008-2009 гг. до 17% в 2013 г. В Индонезии и Гонконге эмиссия деноминированных в иностранной валюте облигаций занимает доминирующие позиции. В условиях низких процентных ставок на глобальном рынке заимствование денег в долларах США является относительно дешевым в сравнении с займами в местной валюте. Низкие расходы на обслуживание долговых обязательств стимулируют компании к эмиссии деноминированных в иностранной валюте облигаций.

Доминирующая часть эмиссии корпоративных облигаций приходится на небольшое число компаний. Так, в Филиппинах, Тайване и Индонезии десять эмитентов обеспечили в 2013 г. 80% выпуска, причем в основном это компании горнорудной промышленности, коммунальных услуг, строительства и транспорта. Ключевая роль в буме корпоративных облигаций в Китае и Гонконге принадлежит компаниям, работающим в сфере строительства и недвижимости (соответственно 24 и 37% общей суммы эмиссий в 2012-2013 гг.).

Львиная доля эмиссии корпоративных облигаций в Китае, Малайзии, Филиппинах и Южной Корее размещается по открытой подписке на внутреннем рынке. В Китае только в 2012 г. регулятор принял схему частного размещения (по закрытой подписке) облигаций мелких и средних предприятий, чтобы снизить их зависимость от банковского кредитования. Напротив, в Индии более 80%

вновь эмитированных компаниями облигаций размещается через закрытую подписку.

Обратной стороной быстрого роста рынка корпоративных облигаций в Азии является увеличение левериджа, что повышает риски нарушения финансовой стабильности, особенно когда эмитируются краткосрочные облигации или облигации, деноминированные в иностранной валюте. Объем долговых обязательств по облигациям и кредитам китайских и гонконгских нефинансовых компаний сейчас превысил 100% ВВП; у Таиланда, Сингапура и Индии этот показатель ниже - менее 80% ВВП, а у Индонезии он самый низкий - 19% ВВП. В последние годы корпоративная задолженность росла быстрыми темпами во многих странах мира, но в Китае ежегодный прирост этой задолженности был особенно высоким - 22% в течение пяти лет.

Для развития рынка корпоративных облигаций в Азии был предпринят ряд политических инициатив, некоторые из которых оказались достаточно успешными. К их числу можно отнести трастовый фонд (Credit guarantee and investment facility, CGIF), созданный в 2010 г. в рамках АСЕАН+3 (10 стран совместно с Китаем, Японией и Южной Кореей) и Азиатского банка развития для предоставления гарантий по облигациям компаний и содействия долгосрочным инвестициям в регионе. Другая удачная инициатива -решение Комиссии по ценным бумагам и бирже (Securities and exchange commission, SEC) в Таиланде, предоставляющее аккредитованным инвесторам право продавать облигации без рейтинговой оценки (unrated bonds). Кроме того, важную роль в развитии рынка корпоративных облигаций сыграли рейтинговые агентства в таких странах, как Китай, Индия, Южная Корея, Малайзия и Таиланд.

В настоящее время, по мнению Х. Левингер, для развития рынка корпоративных облигаций уже недостаточно локальных инициатив; перед регуляторами стран Азии стоит более важная задача - создать механизм, который будет благоприятствовать инновациям и одновременно подталкивать компании к поиску финансирования из более широкого круга источников (026). Азиатский рынок корпоративных облигаций достиг таких размеров, когда требуются согласованные действия по модернизации вспомогательных структур, таких как стандартизированные системы кре-

дитного рейтинга, услуги по управлению рисками, правовые и регламентирующие рамки.

Г.В. Семеко

2015.01.027. НИБЛОК С.Дж., ХЕНГ П., СЛОАН К. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФОНДОВЫЕ РЫНКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

NIBLOCK S.J., HENG P., SLOAN K. Regional stock markets and the economic development of Southeast Asia // Asian-Pacific economic literature. - 2014. - Vol. 28, N 1.- P. 47-59. - Mode ofaccess: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/apel.12068/abstract;jsessioni d=700263F69520C8566D9C5C5A8C801C7B.f01t03

Ключевые слова: фондовые рынки; финансовая либерализация; инвестиции; Юго-Восточная Азия; АСЕАН.

В статье рассматриваются проблемы развития финансовых рынков стран АСЕАН (Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Мьянма, Вьетнам, Лаос и Камбоджа). Фондовые рынки Юго-Восточной Азии (ЮВА) демонстрируют динамичный рост и рассматриваются многими экспертами как один из двигателей экономического развития региона. В докладе Азиатского банка развития от 2011 г. отмечается, что в конце 2010 г. капитализация фондового рынка в Сингапуре, Малайзии и Индонезии превысила 100% ВВП, в Таиланде и Филиппинах - 80% ВВП. Во Вьетнаме, где действуют две фондовые биржи, их вклад в капитализацию все еще значительно слабее, чем вклад банковской системы. В Камбодже, где фондовый рынок был учрежден лишь в 2012 г., сейчас происходит формирование структур корпоративного управления и механизмов биржевой торговли. В Брунее, Лаосе и Мьянме пока нет фондовых рынков (с. 50).

Традиционно основным источником финансирования инвестиций в ЮВА была банковская система. В начале 1990-х годов в странах ЮВА были реализованы программы финансовой либерализации с целью повышения конкурентоспособности и эффективности национальных банковских систем. При этом не было предпринято каких-либо специальных мер по поддержке развития местных фондовых рынков, чья экономическая роль оставалась незначительной из-за их низкого оборота, низкой ликвидности, не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.