Научная статья на тему '2015.03.027. АГЛИЕТТА М. КИТАЙ: КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И РЕФОРМИРОВАТЬ ФИНАНСЫ. AGLIETTA M. CHINE: MAITRISER L’ENDETTEMENT ET RéFORMER LA FINANCE // LA LETTRE DU CEPII. - P., 2014. - N 345. - P. 1-4'

2015.03.027. АГЛИЕТТА М. КИТАЙ: КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И РЕФОРМИРОВАТЬ ФИНАНСЫ. AGLIETTA M. CHINE: MAITRISER L’ENDETTEMENT ET RéFORMER LA FINANCE // LA LETTRE DU CEPII. - P., 2014. - N 345. - P. 1-4 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КИТАЯ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.03.027. АГЛИЕТТА М. КИТАЙ: КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И РЕФОРМИРОВАТЬ ФИНАНСЫ. AGLIETTA M. CHINE: MAITRISER L’ENDETTEMENT ET RéFORMER LA FINANCE // LA LETTRE DU CEPII. - P., 2014. - N 345. - P. 1-4»

2015.03.027. АГЛИЕТТА М. КИТАЙ: КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И РЕФОРМИРОВАТЬ ФИНАНСЫ. AGLIETTA M. Chine: Maîtriser l'endettement et réformer la finance // La Lettre du CEPII. - P., 2014. - N 345. - P. 1-4.

Ключевые слова: экономика Китая; задолженность; финансовая реформа.

М. Аглиетта - профессор экономики Университета Париж-X (Нантер), научный консультант Центра прогнозирования и международной информации (Centre d'études prospectives et d'informations internationals, CEPII) при премьер-министре Франции.

Китайская экономика, указывает автор, способна выдержать высокую задолженность, которая сильно выросла после 2009 г., чему способствовал масштабный план стимулирования экономического роста с бюджетом в 4 млрд юаней (около 600 млрд долл.). В период 2010-2013 гг. совокупная задолженность в стране увеличивалась ежегодно на 22%. По данным Центрального банка Китая, в конце 2013 г. задолженность домашних хозяйств составила 34% ВВП, а предприятий - 151% ВВП. Государственная задолженность достигла 56% ВВП, в том числе 23% приходилось на долговые обязательства центральных и 33% - местных органов власти (с. 1).

Финансовая реформа в Китае проводится с 2012 г. и включает три направления - либерализация процентных ставок, страхование вкладов и расширение пруденциального контроля, развитие рынка государственных облигаций. Поскольку регулирование процентных ставок стало причиной накапливающихся финансовых диспропорций, в начале 2014 г. китайское правительство приняло дополнительный пакет мер по либерализации финансов. Предложенные правительством меры, отмечает автор, могут вызвать сильный спад на рынке недвижимости и развал небанковского финансового рынка, что приведет к резкому снижению роста и в итоге поставит под удар процесс сокращения избыточных производственных мощностей.

Помимо высокой задолженности серьезной проблемой китайской экономики является чрезмерный уровень кредитования, сохраняющийся с середины 1990-х годов. Избыток кредитов частному сектору отражает отклонение от равновесного уровня показателя отношения общей суммы кредитов к ВВП, который меняется

по мере развития страны. В странах с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) этот уровень равновесия является функцией, прежде всего, ВВП на душу населения. Когда страна переходит из категории развивающихся в категорию СФРЭ, характеризующихся бурным ростом среднего класса, то кредит начинает расти быстрее, чем ВВП. Существуют и другие факторы, определяющие равновесное значение отношения общей суммы кредитов к ВВП. В Китае, в частности, в сторону его повышения действуют такие факторы, как высокий уровень инвестиций, низкая инфляция, слабая волатильность показателей роста и инфляции. Напротив, в сторону его снижения - регламентируемые низкие процентные ставки, рента, которую получают крупные заемщики, и очень посредственное качество пруденциального регулирования. Отсюда следует, что новая фаза финансовой реформы, начавшаяся в 2014 г. и выдвинувшая в качестве приоритета развитие «городского способа потребления», должна включать меры, направленные на повышение равновесного значения отношения кредитов к ВВП.

Эксперты глобальной финансовой группы BBVA (Banco Bilbao Vizcaya Argentaría), используя данные по 80 развитым, развивающимся странам и СФРЭ за 1990-2012 гг., исследовали с помощью макроэкономического моделирования реальные и равновесные значения доли кредитов в ВВП. Полученные результаты позволяют установить, насколько велик избыток кредитования в каждой стране. В частности, согласно выводам этого исследования, избыток кредитов в Китае вырос с 15% ВВП в 1996-2000 гг. до почти 50% в 2011-2013 гг. (с. 2).

Финансовая реформа, начавшаяся в 2012 г., сосредоточена на трех проблемных зонах: задолженность местных органов власти, рынок недвижимости и отрасли с избыточными производственными мощностями.

Для сокращения задолженности местных органов власти предусмотрены меры по реструктуризации долгов и конверсии банковских долговых обязательств в облигации. Правительство намерено развивать рынок облигаций, чтобы уменьшить чрезмерный вес банков в финансировании экономики.

Рынок недвижимости находится в критическом состоянии из-за сокращения объема сделок и замедления роста цен в 70 самых крупных городах. Чтобы поддержать предложение жилья по при-

емлемым ценам, правительство реализует программу строительства социальных квартир и восстановления сельских зон внутри городских конгломератов. Инструментами влияния на предложения являются также признание права собственности фермеров на землю и развитие рынка земли. Одновременно принимаются меры против спекулятивных операций с жильем. Для удержания цен на жилье в динамическом равновесии правительство воздействует на спрос с помощью налога на доход от капитала и налога на недвижимое имущество.

Особенно серьезные финансовые проблемы испытывают две группы предприятий. Во-первых, это строительные компании, у которых накопились большие объемы непроданного жилья, и, во-вторых, компании тяжелой промышленности, связанные со строительством и экспортом. В этих секторах у более 25% предприятий показатель «валовая прибыль / уплаченные проценты» составляет менее 1% (с. 3). Приспособление предприятий, испытывающих финансовые трудности, может происходить путем продажи финансовых активов и возобновления займов. Но все это временные решения, очень чувствительные к повышению процентных ставок. По этой причине финансовая реформа должна проводиться очень осторожно.

В отношении секторов, где имеются избыточные производственные мощности, правительство предусматривает упорядоченное сокращение размера государственных предприятий, которое будет сопровождаться обусловленной и временной финансовой поддержкой. Крупным банкам правительство рекомендовало не предоставлять новых кредитов предприятиям-должникам до тех пор, пока у них не будут ликвидированы избыточные производственные мощности, и пересмотреть сроки выплаты существующих долгов с учетом государственных гарантий по долговым обязательствам, которые никогда не будут погашены. Сокращение избыточных производственных мощностей будет происходить путем укрупнения, объединения и ликвидации предприятий.

Если меры по снижению задолженности будут сопровождаться расширением и ужесточением пруденциального надзора, то они позволят одновременно ограничить деятельность небанковских финансовых учреждений. Речь идет, в частности, о деятельности трастов, получающих ликвидные средства из фондов денежного

2015.03.028-030

рынка (money market funds), на которые не распространяются регламентации банковского регулирования, а также о лизинговых компаниях и о межфирменных кредитах (entrusted loans), на которые не распространяются ограничения кредитования секторов с избыточными производственными мощностями.

Финансовая реформа будет поддержана мерами по переориентации роста. Центральное место среди этих мер занимают реформа прав фермеров на землю, создание рынка земли и предоставление иммигрантам права пользования социальными услугами в городах. Формирование рынка государственных облигаций может иметь ряд позитивных последствий. Среди них: лучшее распределение рисков между рыночными игроками, более эффективное распространение микроэкономической информации, более результативная аллокация активов институциональных инвесторов и трансмиссия сигналов о монетарной политике.

Г. В. Семеко

2015.03.028-030. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - НОВЫЙ РЫНОК ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ БАНКОВ. (Сводный реферат).

2015.03.028. LEBOUCHER S. Entreprises sociales: Vers un nouveau marché pour les banques // Rev. Banque. - P., 2015. - N 782. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/banque-detail-assurance/dossier/ent reprises-sociales-vers-un-nouveau-marche-pour-l

2015.03.029. SIBILLE H. L'investissement à impact social: Une offre à co-construire // Rev. Banque. - P., 2015. - N 782. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/banque-detail-assurance/article/investisse ment-impact-social-une-offre-co-construi

2015.03.030. THÉPOT M. ESS: Un «titre associatif» trop bien rémunéré? // La Tribune. - P., 27.11.2014. - Mode of access: http://www.latribune.fr/actualites/economie/france/20141127trib597768 172/ess-un-titre-associatif-trop-bien-remunere.html

Ключевые слова: социальная и солидарная экономика; социальные предприятия; социально ответственные инвестиции.

Французские специалисты рассматривают проблемы финансирования социальных предприятий частными банками Франции.

По мере развития социальной и солидарной экономики (ССЭ), т.е. сектора, объединяющего так называемые социальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.