Навыки пользования сотовым телефоном относительно просты, также дешев по сравнению с ПК и сам аппарат. Не везде в беднейших районах есть и постоянное напряжение в электросетях, необходимое для стабильной работы ПК. Именно мобильные телефоны остаются потенциально главной возможностью доступа в Интернет для жителей Тропической Африки. Они позволяют поддерживать родственные и дружественные связи, обеспечивают общение отходников с семьями и соседями. Использование мобильного Интернета отличается от использования стационарного Интернета. Так, в результате опросов молодых пользователей в Йоханнесбурге было установлено, что при доступе через сотовый телефон они чаще всего проверяют электронную почту и свои страницы в социальных сетях. Одновременно треть из них заявила, что мобильный Интернет не может служить полноценной заменой доступу через стационарный ПК. Среди причин называлась ограниченная постоянная и оперативная память сотовых телефонов, невозможность выполнения сложных функций или участия в наиболее популярных онлайн-играх, а также возможности использовать несколько программ сразу. Широкие возможности, предоставляемые смартфонами, айфонами и айпадами большинству африканцев, остаются недоступны в силу стоимости этих устройств. Именно поэтому сотовые телефоны в Африке продолжают использоваться для голосовой связи, СМС и ограниченного доступа в социальные сети или проверки электронной почты.
В.С. Олишевко
2014.02.019. КЭТСУРИС К., СЭЙНЭ А. НЕЗАКОННЫЙ ВЫВОЗ СЫРЬЯ ИЗ НИГЕРИИ: ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЫВОЗУ УКРАДЕННОЙ НЕФТИ. KATSOURIS Ch., SAYNE A. Nigeria's criminal crude: international options to combat the export of stolen oil // Chatham House. - L., 2013. - 68 p. - Mode of accesss: http://www.chathamhouse.org/sites/ default/files/public/Research/Africa/0913pr_nigeriaoil.pdf
Авторы (Королевский институт международных отношений, Лондон, Великобритания) рассматривают масштабы нелегальной переработки и экспорта нигерийской нефти. Контрабанда нефти является частью диверсифицированного незаконного бизнеса в Гвинейском заливе. В Гвинейском заливе сходятся интересы мно-
гочисленных международных преступных групп, и незаконный экспорт нефти является только частью этого бизнеса. В заливе действуют пираты и перевозчики наркотиков, в прибрежной части активны незаконные вооруженные формирования, также в регионе происходит незаконная торговля оружием.
Ежегодно из Нигерии незаконно экспортируется сырья на 38 млрд долл. (с. 17). В 2010-2012 гг. НННК потратила 2,3 млрд долл. на обеспечение безопасности нефтепроводов и их починку. Дельта Нигера - основной район нефтедобычи в Нигерии - одновременно является и самым опасным регионом государства. На пике конфликта в дельте Нигера ежегодно погибали не менее 1 тыс. человек. Широкомасштабная незаконная продажа нефти, начавшаяся еще в конце 70-х - начале 80-х годов, позволила значительно превысить объем нигерийского экспорта, установленный в ОПЕК. Тогда же было выявлено активное участие ливанских и греческих посредников в данном виде торговли. Объём украденной нефти был невелик и исчислялся несколькими тысячами баррелей в день. Низкие цены на нефть, небольшой объем нигерийской добычи и немногочисленность участников позволяли держать этот незаконной бизнес в относительной секретности. В настоящее время незаконный вывоз сырой нефти из Нигерии составляет значительную долю в общей добыче нефти в этой африканской стране. Участниками хищений становятся помимо организованных преступных групп политики, военные офицеры, участники незаконных вооруженных формирований, персонал нефтяных предприятий, высокопоставленные чиновники нефтедобывающих компаний и представители местных общин.
Нигерия является 13-м экспортером нефти в мире. В 2012 г. экспорт превышал 2 млн барр. в день. Для незаконной откачки нефти похитители чаще всего подключаются к нефтепроводам и другим инфраструктурным объектам в дельте Нигера, почти сразу же нефть перекачивается в ожидающие поблизости суда. Некоторая часть сырья проходит очистку в Нигерии, но большую часть крупные суда вывозят за рубеж. Также хищения происходят из 24 крупных экспортных терминалов (с. VIII). В 2013 г. в среднем 100 тыс. барр. в день исчезали из резервуаров, а также из нефтепроводов в заболоченных местностях и на мелководьях (с. Х).
Предположительно 25% похищенной нефти перерабатывается на территории Нигерии.
Нигерийская нефтедобывающая промышленность - одна из наименее прозрачных в мире. Официальные и нелегальные нефтепроводы малоразличимы. Государственная система продажи нефти включает множество посредников. Добыча нефти в основном происходит в штатах Баэльса, Риверз и Дельта, в этих регионах средний доход на душу населения выше, чем в среднем по Нигерии, но большая часть средств выводится за рубеж или расходуется в па-трон-клиентелистских сетях. Правительство учреждало множество специальных фондов и агентств по развитию этих регионов, но коррупция остается высокой, а результаты их деятельности ничтожными. Бывший шеф антикоррупционной полиции государства Нуху Рибаду заявил в 2006 г., что нигерийская элита «украла или потратила ненадлежащим образом 360 млн долл.» (с. 2). В 20032004 гг. Нигерийская комиссия по экономическим и финансовым преступлениям обвинила восемь из девяти губернаторов штатов дельты в крупных коррупционных преступлениях (с. 2).
В 2007-2009 гг. из-за атак на нефтяную инфраструктуру была приостановлена работа примерно на половине разрабатываемых нефтяных месторождений Нигерии. За восемь месяцев 2008 г. страна потеряла не менее 24 млрд долл. из-за активности повстанцев (с. 2). Менее половины жителей дельты имеют доступ к качественной питьевой воде, 20% детей не доживают до пяти лет, ожидаемая продолжительность жизни составляет 47 лет. В среднем жителям требуется преодолеть 52 мили для того, чтобы попасть на прием к врачу, в штате Баэльса на 479 тыс. детей приходится только 3,2 тыс. кабинетов школ, соотношение учеников и учителей 102:1. Дельта Нигера пережила бум незаконной переработки нефти в 2009-2010 гг. Предположительно, на это повлияла амнистия в июне 2009 г. участников незаконных вооруженных формирований, действовавших на территории дельты, а также прекращение субсидирования дизельного топлива во время правления Обасанджо при растущем нигерийском спросе. Незаконную переработку чрезвычайно сложно оценить в силу многочисленности участников и имеющихся мощностей (с. 28). Многие из лидеров местных политических движений являются участниками контрабанды нефти.
При незаконном подключении к нефтепроводу используются трубы до 12 дюймов (30,48 см) диаметром, чаще всего они перекачивают нефть на суда, водоизмещением в 500-3000 метрических тонн, перевозящих 3-8 тыс. барр. нефти. Незаконная врезка происходит в любое время суток и может быть легко обнаружена как с воздуха, так и с земли. После прохода через многочисленные протоки и водоемы дельты Нигера малые суда, как правило, перекачивают нефть на танкеры водоизмещением 5-10 тыс. метрических тонн, т.е. способных перевезти 31-62 тыс. барр. нефти. Почти все они старые и ненадежные и приобретаются за границей как лом.
Во время военной диктатуры высшие офицеры играли активную роль в продаже нефти. В 2000-х годах по подозрению в участии в незаконном вывозе нефти были арестованы больше десятка бывших армейских офицеров, включая контр-адмирала. Один бригадный генерал - на тот момент командующий Объединёнными многоцелевыми силами (ОМС), включающими армейские, военно-морские, авиационные и полицейские подразделения, занимающиеся патрулированием дельты Нигера, был смещен с занимаемого поста по обвинению в незаконной откачке нефти в марте 2006 г. (с. 5). В таблице приведены виды и примерные размеры взяток и других платежей, выплачиваемых контрабандистами для обеспечения своей незаконной деятельности.
Таблица
Размеры взяток, предлагаемых контрабандистами (с. 7)
Вид платежа Сумма
Взятка военно-морским офицерам при досмотре судна 1,5 млн найр (9,5 тыс. долл.) за 500 тонн
Выплаты «безопасности» местным молодежным группировкам 700 тыс. найр в неделю (4375 долл.)
Местной общине 1 млн найр в неделю (6250 долл.)
Взятка офицерам ОМС 2 млн найр в неделю (12,5 тыс. долл.)
На четыре нефтеперерабатывающих завода Нигерийской национальной нефтяной компании (НННК) поступает около 400 тыс. барр. нефти в день. Несмотря на то что заводы загружены только на 20% мощности, большая часть нефти уходит на экспорт.
Даже при полном соблюдении закона нефть, продаваемая НННК, проходит минимум через двух посредников: от НННК к
торговой компании, от торговой компании к покупателю (чаще всего нефтеперерабатывающему заводу). Из более 50 покупателей в 2012 г. только около десятка располагали собственными нефтехранилищами и танкерами и готовы были нести все рыночные и технические риски. Большая их часть была карликовыми компаниями («briefcase companies»), перепродававшими нефть более крупным рыночным игрокам и получавшими в 2013 г. 0,25-0,4 долл. выгоды с каждого барреля (с. 8).
Схожие проблемы испытывал Ирак в период оккупации, когда происходили значительные хищения нефти в южноиракском порте Басра. Также незаконный вывоз происходит из Саудовской Аравии и Анголы. По мнению авторов, «крайне мало фактов подтверждают, что нефтяные контрабандисты из различных стран сотрудничают» (с. 16). В 2012 г. мировое потребление нефти составило более 89 млн барр. в день. С учетом наибольших потерь от контрабанды нигерийской нефти в 250 тыс. барр. в день ее объем составляет 0,3% от уровня мирового потребления. Объём хищения нефти в Нигерии намного превышает совокупный аналогичный показатель в таких нефтедобывающих странах, как Россия, Мексика, Ирак, Индонезия и Колумбия (с. 16). От общей добычи нефти в Нигерии объем ее хищений составляет 12,5%.
Компания «Шелл» занимается разработкой нефтяных полей на территории штатов Риверс, Дельта, Баэльса и Имо и является крупнейшей добывающей компанией в континентальной части страны. Ей принадлежит большая часть трубопроводов и скважин. Итальянская компания «Агип» располагает большими мощностями в штате Баэльса и имеет больше утечек в пересчете на баррель нефти, чем «Шелл». В частности, на принадлежащих итальянской компании объектах было зафиксировано 108 аварий в августе 2011 г. - феврале 2012 г., в то время как на объектах «Шеврон» только шесть. Большая часть разработок «Шеврон» находится на территории штата Дельта.
Государственная НННК чаще всего экспортирует 22-28 судов в месяц в среднем с грузом 950 тыс. барр. Большая часть международных покупателей используют танкеры класса «Суэцмакс» (вместимтью 1,05 млн барр. нефти) и «Афрамакс» (средней вместимостью 500-700 тыс. барр. нефти). Также могут быть использованы супертанкеры вместимостью до 2 млн барр. нефти (с. 27). Для
прибрежного танкера водоизмещением 10 тыс. т необходимо 1015 рейсов, чтобы наполнить танкер класса «Афрамакс», для судна водоизмещением в 5 тыс. т число рейсов удваивается (с. 27).
Незаконный вывоз нефти из Нигерии часто осуществляется на тех же судах, что и ее контрабанда из других стран. Так был осуществлен следующий незаконный вывоз: супертанкер на 2 млн барр. нефти может забрать 950 тыс. барр. сорта «Форкадос» из Нигерии, а затем загрузиться в Анголе нефтью «Гирассол» и отправиться со своим грузом в Индию. В другом случае танкер класса «Суэцмакс» на 1,1 млн барр. нефти вначале загружается 700 тыс. барр. нефти на месторождении Або, а затем дополнительно 300 тыс. барр. сорта «Форкадос» и только затем идет в Европу (с. 31).
По мнению авторов, в ближайшем будущем к незаконной торговле нефтью могут подключиться Гана, Либерия и Сьерра-Леоне, так как на территориях этих государств также существуют значительные месторождения. ВМФ Нигерии крупнейший в регионе, но имеет намного меньшие возможности для патрулирования, чем флоты промышленно развитых стран. В нем около 15 тыс. моряков, более десятка морских и более десятка прибрежных патрульных судов, а также вспомогательная техника. В 2013 г. на содержание ВМФ были потрачены 71,4 млрд найр (около 450 млн долл.), т.е. около 20% оборонного бюджета (с. 48). Во второй половине 2012 г. ВМФ Нигерии отчитался в уничтожении 7378 нелегальных нефтехранилищ и перехвате 908 малых и 40 больших судов, использовавшихся нарушителями закона (с. 19). Согласно отчету ОМС, в 2012 г. было осуществлено 7585 патрулирований малых водоемов в дельте Нигера, уничтожено 4349 незаконных неф-теочистных заводов и пять нефтехранилищ, задержаны 133 баржи, 1215 лодок, 187 грузовиков-цистерн и 18 морских судов (с. 19).
Незаконная перегрузка нефти, как правило, происходит в пределах 200-300 миль от берега, морякам приходится патрулировать около 84 тыс. кв миль для предотвращения незаконного вывоза сырья. Отслеживание кораблей через спутники все еще мало помогает решению проблемы, так как полученная информация не становится частью отлаженного механизма преследования по закону. Авторы полагают, что незаконный вывоз нефти может являться одним из залогов относительной стабильности и единства Нигерии. Нигерия является федерацией 36 штатов, в ней действует 774 мест-
ных правительства, проживают более 250 этнических групп, население превышает 100 млн человек. Различные местные группировки элит взаимодействуют для организации контрабанды нефти и приходят к вынужденному признанию федеральных структур.
В. С. Олишевко
2014.02.020. БЬЕРКЛИ К.Л. УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ: ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В АДДИС-АБЕБЕ, ЭФИОПИЯ.
BJERKLI C.L. Governance on the ground: a study of solid waste management in Addis-Ababa, Ethiopia // Intern. j. of urban and regional research. - Oxford; Cambridge, 2013. - Vol. 37, N 4. - P. 1273-1287.
Автор (Норвежский институт науки и технологии, Тронхейм, Норвегия) рассматривает управление сбором и вывозом твердых отходов в Аддис-Абебе с 2004 по середину 2011 г. Столица Эфиопии - Аддис-Абеба - входит в число самых быстрорастущих городов Восточной Африки. В 1984-1994 гг. его население выросло с 1,4 млн до 2,1 млн человек. Сейчас население города составляет 4 млн человек и прогнозируется рост к 2024 г. до 12 млн человек. С 1984 г. площадь города увеличились вдвое, и составляет примерно 530 км2. Есть только одна мусорная свалка, созданная в 1964 г., она находится под открытым небом и не имеет дренажа. Ее площадь была исчерпана несколько лет назад. При создании она была удалена на безопасное расстояние от поселений, но в связи с быстрым ростом города сейчас она окружена поселениями.
До 2003 г. за вывоз твердых отходов отвечало городское бюро здравоохранения. Возле главных дорог жители выбрасывали мусор в большие контейнеры. Мусоровозы работали не по расписанию из-за недостаточной численности или частых поломок. Контейнеров было мало и жителям приходилось проходить до них большие расстояния. Часто контейнеры стояли переполненными или переворачивались. Сброс мусора в поля и реки стал распространенной практикой. В 2001 г. частники предложили свои услуги по вывозу мусора и добились в этом успехов, но чище стали в основном богатые районы (с. 1278).
В 2003 г. мэр города провел ряд реформ по децентрализации управления, поддержанных международными организациями. Город был разделен на 10 округов (sub-cities), которые в свою очередь