Научная статья на тему '«Аль-Каида» в Африке'

«Аль-Каида» в Африке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
519
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нечитайло Д.

«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 11, с. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Аль-Каида» в Африке»

Д. Нечитайло,

кандидат политических наук «АЛЬ-КАИДА» В АФРИКЕ

Не будет преувеличением сказать, что радикальная террористическая исламистская организация «Аль-Каида», возглавляемая небезызвестным бен Ладеном, протянула свои зловещие щупальцы по всему миру. В последние годы все больший интерес она проявляет к Африке. Низкий уровень жизни большинства населения «Чёрного континента», всепроникающая коррупция, непрекращающиеся межплеменные распри и гражданские войны - все это великолепная «питательная среда» для пополнения рядов членов «Аль-Каиды» и расширения масштабов ее террористической деятельности. Ниже дается панорама деятельности «Аль-Каиды» в Африке, анализируются перспективы радикального исламизма в разных африканских странах.

В апреле 1991 г. по инициативе лидера суданских исламистов Хасана ат-Тураби в Хартуме была созвана «Исламо-арабская народная конференция» (ИАНК), которая объединила мусульманских радикалов более чем из 50 государств. Цель создания этой организации, как было заявлено, - выработка глобального плана действия против Запада. Усама бен Ладен - один из тех, кого ат-Тураби пригласил в ИАНК; на протяжении нескольких лет он оказывал финансовую помощь этой организации. В начале 90-х годов ат-Тураби создал фонд для финансирования джихада в исламских и африканских странах. В Сомали, Уганде, Чаде, Кении и Танзании исламисты по его инициативе стали создавать военно-тренировочные лагеря. В начале 90-х годов в странах Восточной Африки насчитывалось около 3 тыс. исламистских боевиков из Йемена, Египта, Алжира, Сомали и Кении. Операции «Аль-Каиды» против американских посольств в Кении и Танзании, теракты в Момбасе, на острове Джерба в Тунисе, в Касабланке подтверждают стратегическую важность региона в глобальном исламистском проекте. Ряд видных идеологов и деятелей «Аль-Каиды» происходит из Северной Африки: Египта, Ливии, Алжира и Мавритании. Известный исследователь радикального исламизма Р. Гунаратна, автор книги «Внутри "Аль-Каиды"», пишет, что после взрывов посольств США в Кении и Танзании США временно приостановили дипломатические отношения с рядом африканских стран - Сомали, Суданом, Конго, Гвинеей-Бисау, в которых, по данным американ-

144

ских спецслужб, было отмечено присутствие террористических структур, связанных с «Аль-Каидой». По мнению Р. Гунаратны, после этого радикальные исламисты стали перемещаться в центральные и западные районы Африки. Согласно планам идеологов глобального джихада, следовало продолжать совершение терактов против американских посольств в разных африканских странах.

В феврале 2007 г. на некоторых радикальных исламистских форумах в Интернете была размещена статья «Организация "Аль-Каида" и Африканский континент: Прошлое, настоящее, будущее», в которой рассматривается вопрос о стратегии всемирного исламизма в Африке. Несколько ранее там же была опубликована статья видного идеолога исламизма Абу Аззама аль-Ансари -«"Аль-Каида" перемещается в Африку». По мнению авторов, залогом успеха «Аль-Каиды» в Африке является специфика региона: слабость правительств, внутренние политические и национальные противоречия, коррупция, возможность беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую, создавать радикальные ячейки на местах. На руку исламистским радикалам и боевые столкновения между различными племенами, а также гражданские войны, в ходе которых формируются боеспособные вооруженные группировки. Эти группы, как считают идеологи современного исламизма, следует объединить под знаменем джихада. Принимается во внимание также воинственность местных племен. Аль-Ансари пишет, что если привлечь на свою сторону такие группы, «Аль-Каиде» будет обеспечен успех в деле защиты ислама и мусульман Африки. Чему также на руку, как считают исламисты, высокий уровень бедности и огромное количество оружия у населения. Все это следует использовать для создания мощной инфраструктуры джихада на африканском континенте.

Поначалу «Аль-Каида» ограничивалась редкими заявлениями в поддержку исламистов Сомали. Лишь в июле 2006 г. бен Ладен выступил с коротким обращением, в котором призвал сомалийцев к созданию исламского государства, а затем - к дальнейшей борьбе против тех международных вооруженных сил, которые могут быть отправлены в эту страну якобы «для урегулирования конфликта». «Это будет трактоваться как продолжение атак крестоносцев против исламского мира», - заявил он и предупредил западные страны, что его организация окажет поддержку исламистам, напомнив при этом, что именно под атаками моджахедов американцам в 1995 г.

145

пришлось вывести свои войска из Сомали. По-видимому, в руководстве «Аль-Каиды» не очень рассчитывали на победу исламистов в Сомали. Независимые эксперты в области терроризма утверждают, что численность активистов этой организации в Сомали едва ли велика. Однако в жесткости и фанатизме им не отказать. В ноябре 2006 г. посольство США в Найроби выступило с предупреждением о возможном проведении атак сомалийскими исламистами-смертниками в Кении и Эфиопии. Тогда же было обнародовано письмо, якобы подписанное шейхом Хасаном Дахиром Авей-сом, с призывом уничтожать граждан США, живущих в этих двух странах.

В сентябре 2006 г. в результате атаки смертника на президентский кортеж были убиты шестеро чиновников, включая брата президента страны. Руководство государства обвинило в этом недавно созданный Союз исламских судов (СИС) и «Аль-Каиду». Однако один из лидеров сомалийских исламистов шейх Шариф Шейх Ахмед возложил всю ответственность за теракт на Эфиопию. Премьер-министр переходного правительства Сомали Али Мухам-мад Геди заявил, что его страна становится питательной средой для радикальных исламистов со всего мира. В июне 2007 г. на него было устроено покушение с участием смертника. Позже Геди заявил, что взрывы смертников - явление, чуждое менталитету сомалийцев.

В период политической нестабильности 90-х годов в стране появился Союз исламских судов. Впрочем, его функции не ограничивались правовыми проблемами. Союз создал сеть медицинских и образовательных учреждений, занялся борьбой с преступностью, организовал охрану местных бизнесменов, за что взимал с них определенную плату. СИС боролся с торговлей наркотиками, распространением порнографии. И хотя Союз был в стороне от политических процессов, тем не менее его влияние постепенно росло. Союз исламских судов, как и положено союзной структуре, состоял из трех группировок. Шейх Шариф Шейх Ахмед (получил юридическое образование в Ливии, бывший учитель географии в школе) возглавил умеренное крыло. Он стремился обеспечить безопасность страны и объединить ее. Шейх Хасан Дахир Авейс руководил радикальным крылом, имеющим целью создание в Сомали шариатского государства наподобие того, которое было в Афганистане в период правления талибов. Третья группа была представлена сторонниками создания Великого Сомали, состоящего из собст-

146

венно Сомали, а также районов Кении и Эфиопии, населенных сомалийцами. В октябре 2006 г. эти организации были объединены в одну структуру. Шариф Шейх Ахмед стал руководителем Верховного исламского суда. Шуру возглавил шейх Хасан Дахир Авейс. Еще одной группировкой, входящей в Союз исламских судов, была «Хизб аш-Шабаб», возглавляемая Аданом Хаши Айро. Он получил боевую подготовку в Афганистане, что косвенно указывает на его связь с террористической сетью бен Ладена. Тогда же СИС начал борьбу с пиратами, совершавшими нападения на морские суда. 3300-километровая береговая линия Сомали - одна из самых опасных в мире, так как там активно действуют пираты. Здесь проходят торговые пути, по которым перевозятся нефть, железная руда, зерно, и транспортные суда нередко подвергаются пиратским атакам. По данным ООН, за 2005-2006 гг. здесь было предпринято 45 попыток захвата грузов, при этом 19 оказались для пиратов успешными.

«Войдя во вкус» фактического руководства страной, СИС запретил продажу сигарет, игру на музыкальных инструментах, футбол. Кроме того, СИС стал взимать с населения налог на джихад. В некоторых районах страны начались казни тех, кто не молился пять раз в день. Жесткие меры СИС вызвали недовольство населения, в ряде мест прошли митинги и демонстрации протеста. Между тем Хасан Дахир Авейс, не обращая ни малейшего внимания на протесты, в одном из своих тогдашних интервью заявил о планах создания Великого Сомали и необходимости развернуть «...борьбу за свободу сомалийских братьев в Кении и Эфиопии», что грозило привести к быстрой интернационализации конфликта и дестабилизации всего Африканского Рога. В конце декабря 2006 г., когда войска Эфиопии начали теснить отряды исламистов, представители Союза исламских судов призвали мусульман всего мира отправиться в Сомали и поддержать их в борьбе против неверных. Шейх Юсуф Мухаммад Сиад Индааде, отвечающий за вопросы обороны в СИС, заявил, что «страна открыта для воинов джихада со всего мира. Мы призываем их продолжить Священную войну в Сомали. Мы рады любому, кто может изгнать эфиопского врага. Пусть воины джихада сражаются в Сомали, атакуют Аддис-Абебу». Это обращение было размещено практически на всех радикальных исламистских сайтах. А затем на тех же информационных ресурсах появились рекомендации о том, каким наилучшим маршрутом легче всего добраться до Сомали из Джидды, Дубая,

147

Джибути и Найроби. Мусульмане всего мира призывались «...поддержать моджахедов Сомали финансами и боеприпасами». Тем не менее можно считать, что Союз исламских судов потерпел в Сомали поражение.

Айман аз-Завахири обратился к моджахедам в Сомали с призывом не сдаваться, а продолжать боевые действия. В январе 2007 г. в очередном обращении он рекомендовал «устанавливать мины, устраивать засады, проводить атаки смертников, чтобы ослабить моральный дух неверных...». Он также призвал моджахедов Аравийского полуострова из Йемена, Судана, Магриба и всех стран, расположенных недалеко от Сомали, поддержать братьев по вере всеми возможными средствами. В конце декабря 2006 г. представители некоторых «джихадистских» группировок в Ираке направили исламистам в Сомали ряд рекомендаций. Они касались того, как следует вести боевые действия, как использовать смертников, как учитывать географические особенности местности и заманивать в труднодоступные районы правительственные войска. Им рекомендовалось наладить «коридоры» с соседними странами, а также с племенами, исповедующими ислам, так как «моджахедам недопустимо оставаться в изоляции от остального мира».

Поражение СИС рассматривалось исламистами как временное. Союз, считали исламисты, потерпел военное, но не идеологическое поражение. Поэтому большинство рекомендаций сводилось к советам относительно ведения партизанской войны. В одной из таких статей - «Отступление Союза исламских судов: Причины, преимущества и выводы», опубликованной в начале 2007 г., утверждалось, что в крупных городах моджахеды из СИС менее подвержены налетам авиации Эфиопии. Далее автор статьи писал, что теперь, после отступления сил СИС, народ может сделать выбор между исламским государством и переходным правительством, -при каком режиме больше порядка и стабильности. Более того, Эфиопии будет причинен значительный экономический урон, а следовательно, пострадает и армия. В итоге это приведет к тому, что контроль над мусульманами ослабнет, что облегчит ведение боевых действий против армии Эфиопии. В другой статье под названием «Поражение СИС в Сомали: Нет места высокомерию» автор подверг жесткой критике действия Союза. Он пишет: «Мы должны извлечь урок из наших ошибок», а отступление войск СИС трактует как отказ от боевых действий: «Отступление из столицы недопустимо рассматривать положительно даже в том случае, если

148

моджахеды из Сомали в будущем последуют примеру своих братьев по вере из Афганистана, продолжающих борьбу с американцами». Еще одна статья называется: «Сомали: Мусульмане без поддержки и предательские правительства без совести».

Тем не менее, несмотря на многочисленные статьи с призывами оказать исламистам Сомали помощь всеми средствами, международные исламистские структуры не откликнулись на эти заявления. Они ориентированы прежде всего на поддержку Ирака и Афганистана. Вместе с тем в статьях говорилось о важности Африканского Рога для всемирного джихада, так как он находится в выгодном геостратегическом месте, где концентрируется много морских транспортных средств. «Этот регион может стоить миллиарды долларов мировой экономике, через него можно потрясти международные рынки, поднять цены на нефть». Кроме того, эта территория расположена в непосредственной близости от Йемена и Саудовской Аравии, а ее побережье протянулось от Красного моря до Индийского океана, что облегчает контрабанду оружия и товаров, здесь практически невозможна осада с моря. Чередование пустынь, гористых побережий, густых лесов создаст трудности для войск Запада в применении некоторых вооружений и транспортных средств. Все это обеспечивает преимущество региону, где могут найти убежище воины джихада из Йемена и Саудовской Аравии. Африканский Рог также очень важен с точки зрения совершения терактов против танкеров и военных кораблей. В этом районе очень распространено пиратство, доход от которого может быть использован для финансирования движения джихада. Нельзя не учитывать также социальное устройство территории Африканского Рога, которое носит племенной характер. Там «...лояльность племени намного важнее, чем преданность государству». Именно в обществах с клановой структурой движение джихада получает возможность объединить племена посредством ислама для борьбы против неверных. СИС, помимо «Аль-Каиды», также проводил свою медиакампанию. Он создал сайт http://www.qaadisiya.com/, на котором в начале 2007 г. было объявлено о создании «Национального фронта сопротивления для освобождения Сомали». Через этот информационный ресурс население страны предупреждалось о необходимости держаться как можно дальше от войск оккупантов, так как против них будут проводиться акции террора, и, следовательно, могут пострадать мирные граждане. Также было заявлено о создании организации «Моджахеды Эфиопии», которая в своих

149

действиях будет ориентироваться на бен Ладена и «Аль-Каиду». Рассматривая ситуацию в Сомали, можно заключить, что Союз исламских судов в период своего становления ставил перед собой задачи, далекие от планетарного господства шариата, однако, постепенно набрав силу, привлек к себе внимание международных исламистских структур. Тем не менее при лучшем руководстве, отсутствии внутренних противоречий в СИС, продуманной работе с населением исламистам удалось бы достичь большего.

Другая страна, в которой заметна деятельность «Аль-Каи-ды», - это Нигерия с населением 140 млн. человек, около половины которых исповедуют ислам. В последние пять лет исламисты, преимущественно на севере, стали вводить шариатские нормы. Это привело к распространению насилия в регионе. Кстати, ислам пришел в Нигерию еще в XI в., в основном через арабских торговцев. Исторически сложилось так, что мусульмане населяют север страны, а христиане - юг. По мнению исследователей исламизма в Африке, основной причиной возникновения радикальных группировок служит деятельность международных «благотворительных» организаций, которые являются основными проводниками радикальных тенденций среди мусульман Африки, и Нигерии в частности. В январе 2004 г. в стране возникла группировка численностью около 200 человек под названием «Нигерийский Талибан». Как было заявлено, ее целью является создание независимого исламского государства на части страны. Через несколько недель в результате столкновений с армией группа была разбита. В начале 2007 г. Верховный суд Нигерии предъявил обвинение в терроризме Малламу Бело Ильясу Дамагуну, руководителю компании «Media Trust Ltd», который был связан с «Аль-Каидой», отправлял молодежь в Пакистан, Афганистан и другие страны для прохождения военной подготовки. Он входил в группировку «Нигерийский Талибан» и получил от «Аль-Каиды» за последние пять лет около 300 тыс. долл. для вербовки молодых людей. Ему также инкриминируется отправка 14 человек в военно-тренировочный лагерь «Умма аль-Кура» в Мавритании. Организация «Нигерийский Талибан» также известна как движение «Аль-Хиджра». По мнению лидеров организации, общество настолько погрязло в неверии, что истинным мусульманам надлежит удалиться туда, где торжествуют законы шариата. В середине 2003 г. члены «Аль-Хиджры» переехали в лесистую местность административного центра Майдугури. В этом районе члены группировки вместе с женами и детьми создали по-

150

селение. Сначала события развивались в мирном русле, но уже с конца того же года группировка стала совершать налеты на полицейские участки, захватывала оружие, распространяла листовки с призывами к созданию исламского государства.

В октябре 1999 г. губернатор нигерийского штата Замфара Алхаджи Ахмед Сани заявил о введении в своем штате шариата. При этом он решил взять за образец законодательство Саудовской Аравии. В штат стали приезжать проповедники из стран Персидского залива. Для изучения судопроизводства молодые люди направлялись в страны Ближнего Востока. Примеру Замфара последовали 11 северных штатов Нигерии, которые объявили о постепенном введении у себя шариатских норм. Как отмечает руководитель Центра стратегических и международных исследований США Стефан Моррисон, «...существует большая вероятность благожелательного отношения к "Аль-Каиде" на севере Нигерии».

Постепенное введение шариата в некоторых штатах страны не осталось без внимания со стороны первых лиц всемирного радикального исламизма. В 2003 г. бен Ладен в очередном обращении объявил Нигерию одной из приоритетных стран для «освобождения» (наряду с Иорданией, Пакистаном, Саудовской Аравией, Йеменом) от предательских режимов, подконтрольных США. Нигерия занимает не последнее место в планах всемирного исламизма, который получает здесь возможность нанести удар по экономическим интересам Запада - нефтяным месторождениям страны.

С начала 90-х годов экономика Нигерии стала практически полностью зависимой от экспорта нефти. В стране добывается более 2 млн. баррелей «черного золота» в сутки. В 2004 г. бен Ладен заявил, что в настоящее время США стремятся получить контроль над природными ресурсами Нигерии. Он призвал народ страны «...остановить величайший грабеж истории - нефтяных богатств, которые принадлежат нынешнему и будущему поколениям». Аз-Завахири в 2005 г. призвал моджахедов сконцентрировать свои атаки именно на нефтяных месторождениях - «...богатствах, украденных у мусульман, так как большинство доходов от нефти получают враги ислама». После этого в феврале 2006 г. военный лидер организации «Движения за освобождение дельты Нигера» (ДОДН) генерал-майор Г. Тамуно объявил тотальную войну всем иностранным нефтедобывающим компаниям. Эта группа ведет борьбу, как было заявлено, с «...угнетателями народа дельты Нигера и загрязнением окружающей среды иностранными ТНК». Ее основная

151

цель - взять под контроль добычу природных ресурсов региона. «Движение за освобождение дельты Нигера» потребовало от президента Нигерии освободить из тюрьмы Муджахида Докубо-Асари - руководителя «Народных добровольных сил дельты Нигера», одной из самых боеспособных группировок региона. Эти группировки тесно сотрудничают и придерживаются одинаковых целей. Их совместные действия привели к тому, что компании «Шеврон» пришлось эвакуировать часть сотрудников и сократить добычу нефти. В 2006 г. в районе дельты Нила были убиты 37 военнослужащих нигерийской армии, похищено более 70 заложников, устраивались взрывы нефтепроводов и терминалов. Впоследствии акции ДОДН стали более изощренными. В мае 2006 г. его боевики остановили нефтедобычу в г. Варри, одном из крупнейших городов дельты Нигера. После терактов представители ДОДН отправили e-mail ведущим информационным агентствам с предупреждением о продолжении террора против экономических интересов Запада. Вместе с тем, несмотря на то что ДОДН далек от идеологических установок всемирного радикального исламизма, его тактика отвечает интересам «Аль-Каиды». Первая показательная акция террора ДОДН в начале 2006 г. практически совпала по времени с проведением «Аль-Каидой» атаки на крупнейший нефтяной комплекс Саудовской Аравии. И даже, несмотря на то что нападение в Саудовской Аравии окончилось неудачно, мировые цены на нефть возросли более чем на 2 долл. за баррель. Специалисты до сих пор не могут ответить на вопрос, были эти атаки кем-то спланированы либо это простое совпадение. Фотографии акций против нефтедобывающих объектов «Шелл» в декабре 2006 г. были размещены на исламистских веб-сайтах. Причем интересно, что в большинстве своем христиане - боевики из ДОДН, были представлены как «моджахеды Нигерии», которые «ведут борьбу с американскими нефтяными компаниями, расхищающими богатства мусульман».

В конце апреля 2006 г. катарский телеканал «Аль-Джизира» опубликовал видеозапись выступления бен Ладена, в котором тот призвал моджахедов и их сторонников, особенно в Судане и на Аравийском полуострове, «...приготовиться к длительной войне против крестоносцев и их сторонников в Западном Судане». После этого обращения на одном известном исламистском сайте было размещено видеообращение «Ко всем, кто желает достичь Дар-фура». Автор заявлял, что желающим следует ехать через ливий-

152

скую границу, так как ливийские члены «Аль-Каиды» уже приготовили для них коридор. В появившейся в июне 2006 г. публикации «Отсюда проходит путь на Дарфур» содержатся подробные инструкции и карты наиболее приемлемых маршрутов в различные населенные пункты Судана. 29 сентября 2006 г. Айман аз-Завахири выступил с обращением, в котором критиковал ООН за их предложение отправить своих миротворцев в Дарфур, чтобы остановить кровопролитие. Обращаясь к мусульманской аудитории, аз-Завахири, заявил: «Проснись, мусульманская умма, чтобы защитить свои земли и свою честь от агрессии крестоносцев, которую теперь прикрывают под маской ООН... Никто не защитит тебя, кроме всенародного джихада, ведомого моджахедами».

Тем, кто решил отправиться в Дарфур, была обещана поддержка со стороны моджахедов в Кассале, Хартуме и Дарфуре. Анонимный автор пишет о группировках, которые проявляют наибольшую активность в Судане: «Джамиат Ансар ас-Сунна аль-Мухаммадийя», действующая в различных районах страны; «Джа-миат аль-Китаба ва-с-Сунна аль-Хайрийя (вторая по численности); «Джамиат аль-Итисам биль-Китаб ва-с-Сунна», «Ас-Салафийюн». Известно, что вышеперечисленные радикальные организации были сформированы в конце 90-х годов во время пребывания в Судане бен Ладена. Активисты «Аль-Каиды» создали в этой стране организацию - «Движение джихада в Дарфуре». В марте 2006 г. в меморандуме этой организации были обозначены ее основные цели: предотвращение вовлечения внешних сил в конфликт; борьба против организаций, которые не служат интересам Судана и его гражданам; защита исламской религии, традиций и обычаев от любого иностранного присутствия в Дарфуре; защита целостности Дарфу-ра, а также его культурных и этнических компонентов. Затем в обращении приводятся способы, с помощью которых можно достичь поставленных целей: борьба с иностранными миротворцами (кроме исламских) любыми средствами; сотрудничество со всеми организациями джихада, действующими в мире ислама, достижение с ними единства целей и средств; уведомление всех вооруженных группировок об отказе от сотрудничества с иностранными организациями, так как они будут в числе первых целей для атак моджахедов; предупреждение всем политическим партиям страны о запрете «сотрудничества и содействия империалистам» в Дарфуре; уведомление всех иностранных организаций о невмешательстве в дела Дарфура.

153

В сентябре 2006 г. неизвестная прежде группировка «Аль-Каида» в Судане и Африке взяла на себя ответственность за похищение и казнь главного редактора суданской независимой газеты «Аль-Вифак». В последующем обращении было заявлено: «Журналист-атеист Мухаммад Таха был казнен за то, что порочил имя Пророка». Обращение было подписано Абу Хафсом ас-Судани, лидером отделения «Аль-Каиды» в Судане и Африке. Это было четвертое покушение на жизнь Мухаммада Ахмада Тахи Джанкала. (В мае 2005 г. он опубликовал статью, в которой ставил под сомнение благородное происхождение Пророка.) В результате в столице произошли демонстрации у здания суда с требованием смертного приговора Мухаммаду Тахе. Он был задержан на несколько дней, ему пришлось заплатить штраф в размере 8 млн. суданских фунтов. Через шесть месяцев офис «Аль-Вифак» был обстрелян. Эта была первая операция отделения «Аль-Каиды» в Судане. Но были и другие операции в других странах.

Добывать деньги для «Аль-Каиды» - занятие, разумеется, небезопасное, хотя судьба большинства «финансистов» организации пока складывается более или менее удачно. Мадагаскарская газета «Миди Мадагаскар» недавно сообщила, что член «Аль-Каиды» Фазул Мухаммад, уроженец Коморских островов, причастный к взрывам посольств США в Кении и Танзании в 1998 г., был замечен в провинции Мадзунга на северо-западе Мадагаскара. По некоторым данным, именно с Коморских островов он отправлял боевиков для участия в боевых действиях в Сомали. В январе 2007 г по инициативе ООН было арестовано имущество Джунайды и Фархада Дократов за их финансовое и техническое обеспечение «Аль-Каиды». Джунайда Дократ, стоматолог из Йоханнесбурга, перечислил 120 тыс. долл. Хамзе Рабийе, который считается руководителем международных операций «Аль-Каиды», для переправки в 2004 г. выходцев из стран Южной Африки в военно-тренировочные лагеря Пакистана. Фархад Дократ передавал значительные суммы компании «Аль-Ахтар траст», подконтрольной «Аль-Каиде». В 2005 г. Фархад вместе со своим сыном Муазом посетил Гамбию. Примечательно, что некоторые из его учеников позже были обнаружены среди задержанных активистов «Аль-Каиды» в Пакистане.

Гарун Асват, выходец из Гуджарата (Индия), был задержан в Замбии в конце июля 2005 г. после того, как его номер телефона обнаружили британские спецслужбы у четверых участников терак-

154

та в Лондоне 7 июля того же года. В ходе расследования выяснилось, что за день до лондонского теракта Гарун Асват несколько раз звонил каждому из его участников. Также была выявлена связь между Асватом в Южной Африке и «ячейкой смертников» в Лондоне, возглавляемой Мухаммадом Сиддиком Ханом, который проходил подготовку в Пакистане. Гарун Асват давно был связан с «Аль-Каидой» и другими радикальными исламистскими структурами в Лондоне, а также с Мухаммадом аль-Габра, финансистом и рекрутером, проживавшим в Лондоне. В 2004 г. Асват и аль-Габра встретились в Пакистане во время прохождения военной подготовки. Аль-Габра также обвиняется в том, что отправлял граждан Великобритании воевать в Пакистан и Ирак. Таким образом, выстраивается связь между операциями террористов в Великобритании, подготовкой в Пакистане и финансовой деятельностью в странах Южной Африки.

В конце 90-х годов видный деятель «Аль-Каиды» Аль-Убайд аль-Баншири и Вадих аль-Хадж, секретарь бен Ладена, активно занимались торговлей алмазами и другими драгоценными камнями в Кении и Танзании. Они создали здесь алмазодобывающие компании. В Танзании были также образованы несколько ячеек организации, финансирование которых осуществлялось за счет доходов этих компаний. Активисты «Аль-Каиды» Абдулла Ахмед Абдалла, Ахмед Хальфан Гайлани и Фазул Абдулла Мухаммад использовали опыт, полученный ими от сделок с драгоценными камнями в Восточной Африке, и в начале 2000-х годов основали фирмы того же профиля в Либерии и Сьерра-Леоне. Абдулла Ахмед Абдалла был одним из организаторов взрыва посольства США в Найроби. Танзаниец Ахмед Хальфан Гайлани и коморец Фазул Абдалла Мухам-мад причастны к терактам в Дар-эс-Саламе.

Функционеры «Аль-Каиды» не раз приобретали недвижимость на подставных лиц. Ашиф Мухаммад Джума, танзаниец, сводный брат аль-Баншири, основал компанию «Тахир» по добыче алмазов и золота, через которую легализовывались незаконно добытые алмазы. Аль-Хадж сотрудничал с иорданским торговцем драгоценными камнями Мухаммадом Али Муравой Салехом Одой. Через компанию «Tanzanite King» в Найроби и Момбасе они осуществляли поставку золота и бриллиантов из Танзании в Дубай и Гонконг. Исламисты стремятся наладить контакты с международными криминальными структурами. Нигерийские криминальные группы изготовляют документы, необходимые для въезда во Фран-

155

цию, Италию, Великобританию. У них отработаны схемы продаж драгоценных металлов в странах Запада. Нигерийцы занимают также важное место в международной наркоторговле. У них отлажены каналы поставок наркотиков во многие страны, в том числе в Северную Америку. Поэтому нигерийский криминальный бизнес, несомненно, представляет интерес для международных исламистских структур. 12 штатов на севере Нигерии фактически находятся вне государственной правовой системы. В таких районах, с полуавтономной властью, легко договориться о чем угодно.

Французский эксперт в области терроризма Ален Родье говорит, что Франция занимает у радикальных исламистов особое место. По его мнению, одной из причин этого является поражение арабов в битве при Пуатье в 732 г., колониальное прошлое, участие французов в войне в Персидском заливе в 1991-1992 гг. и в войне в Афганистане, запрет во Франции на ношение хиджаба. На территории Франции эта группировка старается вовлечь в свою деятельность этнических европейцев - новообращенных мусульман. Из 50 тыс. французов, принявших ислам, около 1,1 тыс. являются приверженцами радикального ислама, а около 5 тыс. симпатизируют салафитской версии последнего. После вхождения алжирской группировки «Джамаа ас-Салафийя ли-д-Даава ва-ль-Джихад» («Салафийская группа проповеди и джихада» - СГПД) в состав «Аль-Каиды» власти Франции стали серьезно опасаться террористов-смертников. Также известно, что СГПД отправляет своих членов для участия в военных действиях в Ираке. Таким образом, молодые люди, завербованные в странах Сахеля и переправляемые в Ирак, в дальнейшем могут быть использованы в терактах на территории Франции.

Одна из причин появления радикальных тенденций в африканском исламе - это активная работа так называемых благотворительных фондов и исламских учебных заведений, финансируемых из стран Персидского залива. Известный идеолог Мустафа Сет-марьям Наср (Абу Мусаб ас-Сури) главную роль в распространении идеологии глобального джихада отводит религиозным учебным заведениям, в которых опытные преподаватели призваны готовить молодежь для будущих битв ислама против неверия, «именно они должны будут вымести прежний порядок». В 2003 г. Бека Абдул Наср, один из руководителей «Объединенного демократического фронта Уганды» (ОДФ), направил обращение к моджахедам Ирака. «Мы будем сеять панику среди американцев, наносить уда-

156

ры по их базам и интересам. Мы сделаем это в Африке, а вы - на Ближнем Востоке, в Заливе и Азии. Мы наметили города для предстоящих акций - Найроби, Момбаса, Кампала, Киншаса, Харэр, Лусака, Претория, Йоханнесбург». Уже упоминавшийся выше Р. Гунаратна пишет, что члены ОДФ Уганды проходили подготовку в Судане и Афганистане, а их лидер Шейх Джамиль (Мукулу) лично знаком с бен Ладеном. Он утверждает, что основная задача бен Ладена - создать исламистскую инфраструктуру в Африке. Сам Шейх Мукулу, в прошлом католик, стал мусульманином, когда познакомился с бен Ладеном в Хартуме в начале 90-х годов. Начал выступать с проповедями, в которых подверг жесткой критике руководство Уганды, призывал уничтожать мусульман, которые не поддерживают идеи ведения джихада.

В марте 2003 г. «Ассоциация возрождения и пропаганды исламской веры в Занзибаре» устроила демонстрации в различных городах страны. Организация призывает к уничтожению светских политиков, которые противятся введению шариата, выступает против западного влияния, которое распространяется, по их мнению, главным образом через туризм. В марте 2003 г. ими была сожжена католическая церковь. Руководитель организации Шейх Аззам Ха-мед Хамдан призывает к созданию в Занзибаре исламского государства и обращению всех немусульман в ислам. Этому движению удалось добиться принятия жесткого закона, предусматривающего тюремное заключение за однополые связи сроком до 25 лет. В сентябре 2004 г. Л. Барбо, французский специалист по военной электронике, был убит в своем автомобиле в г. Джидда. В июне 2005 г. саудовские спецслужбы арестовали в Эр-Рияде пятерых членов «Аль-Каиды», причастных к этому убийству. Интересным оказалось то, что они были африканцами, выходцами из Чада. Летом того же года спецслужбы страны опубликовали список лиц, причастных к террористической деятельности. Из 21 представителя радикальных исламистских структур, находящихся за рубежом, трое также являлись выходцами из Чада. В настоящее время в Саудовской Аравии проживают до 100 тыс. этнических чадийцев. Многие из них родились здесь, но не могут получить гражданство, и «Аль-Каида» ведет активную работу среди них и выходцев из других стран Сахеля, проживающих на территории Саудовской Аравии.

По мнению Р. Гунаратны, идеологи радикального исламизма стремятся учитывать этнические особенности тех регионов, которые, по их замыслам, должны быть превращены в арены джихада.

157

Что касается Африки, то успех здесь во многом определяется взаимодействием с племенами, так как радикальные группы нередко выстраиваются здесь по принципу клановой принадлежности. В обществе, организованном на племенной, клановой основе, родственные связи доминируют над всеми прочими отношениями, нередко подчиняя своей логике и экономику, и политику. Р. Гунаратна пишет: «Идеологи всемирного движения джихада учитывают, что тунисцы предпочитают сотрудничать с тунисцами, египтяне с египтянами и т.д. Однако у "Аль-Каиды" более глобальный подход, обращенный к мусульманам вне зависимости от национальной принадлежности». Ее задача - предоставить материальные и информационные ресурсы, чтобы региональные структуры функционировали на основе общей идеологической линии. Именно поэтому «Аль-Каида» функционирует в Азии, Европе, странах Африки, Канаде, США, России, успешно преодолевая культурные и языковые барьеры.

В январе 2007 г. один из известных идеологов современного всемирного исламизма, кувейтец Шейх Хамед бин Абдалла аль-Али, опубликовал обращение под названием «Пакт Верховного совета групп джихада». На различных исламистских интернет-форумах этот документ назвали самым важным после того, как бен Ладен и другие исламисты выпустили декларацию о создании «Всемирного исламского фронта против евреев и крестоносцев» в феврале 1998 г. Несколько раньше, в 2004 г. Айман аз-Завахири предложил создать так называемый «Совет по выработке решений», который бы координировал деятельность различных группировок на основе общей идеологической программы. Документ Ха-меда аль-Али является попыткой консолидировать группировки на основе общей стратегии. Важным элементом этого документа служит призыв действовать на основе общей идеологической линии, и консолидация вовсе не означает создания некой четкой единой организации с ярко выраженной иерархией. В документе содержатся требование проявлять терпимость к другим исламским группировкам и призыв не прекращать контакты с широкими массами мусульман. «Мы должны понять, что нации, равно как и джихаду, необходима мудрость всех составляющих, что самой важной миссией проекта джихада в настоящее время является возможность продемонстрировать глубокий вдох перед лицом врага». Например, деятельность «Движения за освобождение дельты Нигера» в Нигерии против иностранных нефтедобывающих компаний в некоторой

158

плоскости может пересекаться с интересами всемирного радикального исламистского движения. Таким образом, при четкой координации усилий, организовав масштабные террористические акции, «Аль-Каида» может достичь скачка цен на нефть. При этом «Движение за освобождение дельты Нигера» даже не является исламским. В Африке безусловно есть почва для восприятия исламизма. В ряде африканских стран уже сформированы радикальные структуры, которые могут быть использованы в глобальном исламистском проекте.

Все вышесказанное не может не вызвать острого чувства тревоги. Мировая общественность должна найти способы противостояния исламизму, а также растущему влиянию «Аль-Каиды» в Африке. Сегодня они еще могут оказаться действенными. А завтра применить их на практике, возможно, и не удастся - будет слишком поздно...

«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 11, с. 25-28.

О. Величко,

публицист

ДИСКУССИЯ О РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНОМ МНОГООБРАЗИИ: НЕМЕЦКИЕ КАТОЛИКИ О ВОЗМОЖНОСТИ ДИАЛОГА С ИСЛАМОМ

Проблема исламского присутствия в Европе, и, прежде всего, выяснение роли мусульманской иммиграции в экономической, политической и религиозной жизни континента, активно обсуждается в разных аудиториях и на страницах изданий. Это актуально: в Европе проживают ныне 17 млн. мусульман. Предлагаются разнообразные средства смягчения остроты вопроса, но напряжение не убывает. Печальные события 11 сентября 2001 г. дали толчок «волнообразному» развитию этих дискуссий, и каждый новый всплеск терроризма (события в Испании, Франции, Голландии и т.д.) используется сторонниками самых строгих мер как против иммигрантов - «внутренних» мусульман, так и против мусульманских стран вообще. Дискуссия о возможности и необходимости сосуще -ствования с исламом составляет важный этап в развитии общественной мысли современной Европы.

Католический подход к диалогу с исламом зиждется на принципиальной позиции Римско-католической церкви, последова-

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.