правительства и сохранения положения, существовавшего перед началом войны» (с. 122).
При участии посредников в Аккре (Гана) были подписаны соглашения по стабилизации политической обстановки в Кот-д'Ивуар и созданию Правительства Национального Примирения (ПНП), которое должно было включать представителей всех официально существующих политических партий, а также представителей повстанцев. Предполагалось снять ограничения на право занимать государственные посты родившимся в смешанных браках или обладающих двойным гражданством. Разоружение и разграничения правительственных сил и повстанцев должны были пройти под контролем миротворцев ЭКОВАС и французов. Ряд соглашений также были подписаны при посредничестве президента ЮАР Табо Мбеки в Претории (ЮАР).
Авторы считают, что ситуация, обостряясь время от времени, остается законсервированной, с 2003 г. «продолжают существовать противоречивое законодательное определение гражданской принадлежности и нормативы владения сельскохозяйственными угодьями» (с. 127). Национализм сменился регионализмом. По мнению авторов, «земельная реформа должна проводиться на основе уже сложившихся экономических условий, также должен быть создан межрелигиозный совет для предотвращения вспышек насилия и создания взаимного доверия различных этнических групп» (с. 128). В стабилизации обстановки должны принять широкое участие политики Буркина-Фасо и Либерии. Нормализация политической и экономической жизни Кот-д'Ивуар станет благом для всего западноафриканского региона.
В.С. Олишевко
2010.03.035. ОМОТОЛА Дж.Ш. ИНАКОМЫСЛИЕ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОЛ В ДЕЛЬТЕ НИГЕРА, В НИГЕРИИ.
OMOTOLA J. Sh. Dissent and state excesses in the Niger delta, Nigeria // Studies in conflict and terrorism. - L., 2009. - N 32. - P. 129-145.
Союз федерального правительства Нигерии и этнических меньшинств дельты Нигера развивался «как буфер против гегемонии игбо и их доминирования над этими меньшинствами» (с. 129). Автор (Университет Редимер, штат Огун, Нигерия) считает, что
«инакомыслие меньшинств и произвол государства имели сомнительные результаты, так как делали недостижимыми цели обеих сторон» (там же). Разрушение неформальных связей федерального правительства и этнических меньшинств стало очевидным в 80-х годах. Включение этих этнических меньшинств в Восточный регион Нигерии в свое время рассматривалось «как единственная эффективная политика внутренней колонизации и сдерживания некогда могущественных и развитых городов-государств дельты Нигера» (с. 129). Требования создания отдельного государства прозвучало еще в колониальные времена, проблема обострилась в ходе гражданской войны в 1967 г.
В феврале 1966 г. меньшинства дельты созвали Конгресс дельты Нигера (КДН), федеральное правительство в 1967 г. ввело административно-территориальное деление страны на 12 штатов, при этом территория игбо была разделена на два штата. Офицер-иджо Исаак Боро возглавлял отряды ополченцев, сражавшихся на стороне федеральных сил с солдатами Биафры. «Создание 12 штатов требовалось меньшинствами с 1950-х годов... и по-настоящему привело их на сторону федерального правительства. В частности, разделив Восточную область на три штата, два из которых - Риверс и Юго-восточный штат - были созданы для меньшинств, федеральное правительство. ускорило падение Биафры» (с. 133). После смерти Исаака Боро полковник Обасанджо - позднее генерал и президент Нигерии - написал: «19-я бригада почти полностью разложилась и стала неуправляема» (с. 139).
«То, что началось как борьба с доминированием игбо в Восточной области, оказалось впоследствии борьбой с федеральным правительством» (с. 133). 23 февраля 1966 г. Исаак Боро провозгласил Республику дельты Нигера (РДН). РДН просуществовала 12 дней, успев создать Национальный конгресс иджо и Комитет молодежи иджо. Среди соплеменников Боро считается народным героем, ежегодно отмечается День Боро.
В 1990 г. союз политических организаций этнической группы огони, возглавляемый Движением за выживание народа огони (ДВНО), выдвинул правительству генерала Бабангиды Билль о правах огони (БПО). Он включал требования федеральной политической и экономической автономии как естественного способа сохранения и развития огони. В целом они сводились к праву полу-
чения доли прибыли от продажи нефти, добываемой на земле ого-ни, административного использования местных языков и компенсации за экологический ущерб, причиненный при нефтедобыче.
В 1992 г. была создана Комиссия регионов добычи минерального сырья (КРДМС). Деятельность этой комиссии, в том числе, должна была заключаться и в улаживании разногласий между федеральным правительством и меньшинствами дельты. Вопреки созданию новых институтов, лидеры огони и других групп «предпочитали бойкотировать решения правительства и непосредственно обращаться в нефтедобывающие компании» (с. 135).
Радикальными призывами и вспышками насилия отличался полузаконный Национальный молодежный совет народа огони (НМСНО) и Организация прав африканских меньшинств (ОПАМ). Кен Саро-Вива являлся лидером и ОПАМ, и ДВНО. Он сотрудничал со множеством организаций защиты прав человека, природоохранных организаций, у него часто брали интервью мировые СМИ (с. 135).
БПО был представлен подкомитету ООН по Предотвращению дискриминации и защите прав человека в Африке. Также документ был представлен ряду природоохранных организаций Европы, он был рассмотрен на 10-й сессии рабочей группы по правам местного населения в Женеве в 1992 г.
В ответ правительство Нигерии развернуло агрессивную кампанию против организаций огони. ОПАМ была официально запрещена как антигосударственная, автор полагает, что «именно в этот период ДВНО стало считать неизбежным переход от мирной борьбы к насилию, массовые акции насилия начались как в отношении представителей государства, так и в отношении сотрудников нефтедобывающих компаний» (с. 135).
В декабре 1992 г. ДВНО выдвинуло требования к трем крупнейшим компаниям, работающим в дельте: «Шелл», «Шеврону» и Нигерийской национальной нефтяной компании (НННК). Огони потребовали выплатить 6 млрд. долл. США ренты, накопившейся с 1958 г., также они требовали выплаты 4 млрд. долл. США за ущерб природной среде дельты. В требования также входили: немедленная замена всех устаревших нефтепроводов и начало переговоров с огони. На выполнение требований отводилось 30 дней. В марте 1993 г. в «в церквях начались массовые моления за успех борьбы
народа огони... 12 марта 1993 г. огони по инициативе ДВНО бойкотировали президентские выборы» (с. 136).
11 декабря 1998 г. в штате Баэльса по инициативе НМСНО было проведено собрание молодежи из 500 общин, 40 кланов и 25 организаций. Были выдвинуты требования «вывести все оккупационные силы, нефтяные компании должны были прекратить разведку и разработку месторождений» (с. 136). Также представители согласились с необходимостью создания максимально автономного правительства огони, которое будет работать на принципах равенства и справедливости. На выполнение требований ТНК давалось 19 дней. По истечении срока боевое крыло НМСНО «Игбесу бойз оф Африка» начало акции насилия, «направленные на закрытие всех объектов нефтяной промышленности на земле иджа, как шагу к законному возвращению ресурсов» (с. 137). Так, в ноябре 1999 г. в небольшой деревне Оди в штате Баэльса ими были убиты 12 полицейских. Происходили теракты на нефтеперерабатывающих предприятиях и нефтепроводах, похищения и убийства госслужащих и сотрудников компаний, в первую очередь - иностранцев.
Авторы подчеркивают многочисленность «ополчений», предпочитающие насилие законной борьбе за права: «Бакаси бойз» на юго-востоке, «Конгресс народов одуа» на юго-западе, «Конгресс народа арева» на севере. Самыми активными являются Игбесу бойз, Добровольные силы дельты Нигера (ДСДН) и Движение за освобождение дельты Нигера (ДОДН).
ДСДН было создано в 1998 г., официально оно провозглашает те же цели, что и другие политические союзы, борющиеся за экономическую автономию дельты. В сентябре 2004 г. лидер ДСДН Асари Докубо заявил, что в движении «10 тыс. человек готовых бороться за ресурсы дельты Нигера» (с. 137). Арест лидера привел к очередной вспышке насилия, его освобождение в июле 2007 г. не привело к умиротворению сторонников. 11 января 2006 г. представители движения совершили нападения на нефтеперерабатывающее предприятие в Опарома, в штате Баэльса. 24 января 2006 г. боевики движения, переодетые в полицейскую форму, совершили нападение на офис компании в Харкорте. 20 апреля 2007 г. ДСДН была обстреляна резиденция губернатора штата Боэльса.
В ходе конфликтов между огони и андони, а также огони и окирика в июле и сентябре 1993 г. 1 тыс. человек была убита, а
30 тыс. человек стали беженцами. ДВНО немедленно обвинило в провоцировании беспорядков федеральное правительство. Позднее Кен Саро-Вива и его соратники были арестованы как организаторы этих акций насилия. Против боевиков НМСНО в конце 1998 - начале 1999 г. воевали правительственные войска, применявшие танки, артиллерию и ударные самолеты. Операция стала крупнейшим применением силы на территории Нигерии со времен войны с Би-афрой, более 2 тыс. человек погибло, в несколько раз больше были ранены или стали беженцами.
Дельта Нигера не может стать самостоятельным государством, вооруженная борьба местных группировок и применение насилия правительством только ослабляют возможности разумного использования нефтяных ресурсов, позволяют нефтедобывающим компаниям снижать цены на нефть. Широкая разветвленная система совещательных и надзорных органов на местах могла бы снять разногласия и возложить ответственность за местное экономическое и общественное развитие на тех, кто в течение длительного времени ее добивался. В связи с этим необходима «приемлемая признанная система властных полномочий и перераспределения доходов, основанная на честности, равенстве и общественной справедливости» (с. 129).
В.С. Олишевко
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2010.03.036. КУРЦЕР Д., ЛАЗЕНСКИ С. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ.
KURZER D., LASENSKY S. Negotiating Arab-Israeli peace. - Washington: United States institute for peace, 2008. - 191 p.
Посол США в Египте в 1997-2001 гг. и в Израиле в 20012005 гг., руководитель отдела изучения ближневосточной политики при Академии общественных и международных дел имени Вудро Вильсона Даниэль Курцер и главный сотрудник Американского института по изучению мира и вице-президент Центра по анализу и предотвращению конфликтов при том же институте Скотт Лазен-ски анализируют роль США в урегулировании арабо-израильского конфликта.