ница возмещается за счет дополнительных выплат к заработной плате. В случае необходимости выплачиваются дополнительные премии. Однако эти меры поддержки распространяются, прежде всего, на страны, расположенные за пределами Европы. Премии тем выше, чем более трудными являются условия проживания в той или иной стране - скверный климат, высокая вероятность заболеваний, политическая и социальная нестабильность. Компенсации и предлагаемые льготы должны быть достаточно привлекательными для сотрудников, чтобы заинтересовать их в перемещении в другую страну. Вместе с тем они не должны быть и слишком щедрыми, чтобы работник был заинтересован вернуться во Францию.
Наиболее сложными в техническом отношении являются налоговые вопросы. Положение экспата регулируется как французским налоговым законодательством, так и законодательством страны его пребывания. Франция имеет соглашения об избежании двойного налогообложения со многими странами.
Что касается семейных вопросов, то, как правило, сотрудника, работающего длительное время за границей, сопровождают жена и дети. Чтобы оценить адаптивные способности работника и его семьи, предприятие часто предоставляет ему возможность пожить некоторое время в другой стране, прежде чем он примет окончательное решение. Как правило, фирма оплачивает обучение детей во французской школе. Однако женщины редко имеют возможность получить работу в стране пребывания: 32% не имеют работы, 16% трудятся в компании мужа, 52% - в других компаниях за более низкое, чем у супруга вознаграждение.
В заключении М. Мусли отмечает, что опыт работы сотрудников за границей положителен: 57% всем довольны и 39% скорее удовлетворены, чем нет (с. 73).
С. Н Куликова
2013.04.041. ЖАННО Л. УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ.
JEANNEAU L. Un état des lieux alarmant // Alternatives écon. - P., 2012. - N 319. - P. 58-61.
После разразившегося в 2008 г. экономического кризиса численность бедняков во Франции возросла и в 2010 г. составила 8,6 млн.
человек (с. 58). Для борьбы с бедностью, считает Л. Жанно, власти должны принять план, рассчитанный на несколько лет.
В соответствии с определением английского социолога П. Таунсенда (Р. То^8епф быть бедным означает «быть исключенным из принятого в обществе образа жизни». Существует несколько методов измерения уровня бедности. Наиболее распространенным является измерение уровня бедности в денежном выражении. В 2010 г. 8,6 млн. человек во Франции относились к беднякам, что на 450 тыс. больше, чем годом ранее (с. 58). Иными словами, 8,6 млн. человек относились к группе бедных, так как их доход был ниже порога бедности, установленного в размере 60% медианного дохода. Этот критерий разделяет население на две части: тех, кто зарабатывает больше, и тех, кто зарабатывает меньше. Данный показатель бедности является относительным и меняется в зависимости от размера медианного дохода. С 1970 по 2010 г. порог бедности удвоился - с 472 евро до 964 евро на одного человека. Сегодняшние бедные в принципе богаче, чем бедные 40 лет назад, однако за прошедшее время повысился и средний уровень жизни. Однако не все страны придерживаются такого метода определения численности бедных. В США, например, предпочитают измерять бедность в абсолютных величинах в зависимости от прожиточного минимума. Такой метод занижает реальный масштаб распространения рассматриваемого явления. Если бы в США измеряли бедность в относительных показателях, как во Франции, то в 2005 г. к бедным можно было причислить 25% населения, т.е. в 2 раза больше, чем при официально принятом методе измерения (с. 58). В странах Европы, наоборот, принято измерять бедность в относительных показателях.
Показатели бедности во Франции одни из самых низких и сопоставимы с соответствующими показателями в таких странах, как Швеция, Финляндия, Австрия, Дания и Нидерланды. Это обстоятельство является следствием работы системы социального обеспечения, которая оказывает помощь наиболее обездоленным гражданам. Выплата социальных пособий позволяет на 8 процентных пунктов снизить долю лиц, живущих за чертой бедности. Однако в последнее время защитный механизм стал не столь эффективным, в частности, из-за применяемого метода индексации социальных пособий в соответствии с изменением цен, а не общим
изменением доходов. С начала 1990-х годов большинство социальных минимумов оторваны от минимального гарантированного уровня заработной платы (salaire minimum interprofessionnel de croissance SMIC).
Л. Жанно указывает, что бедность выражается не только в недостатке материальных средств, но и в различного рода лишениях. Так, многие бедные в целях экономии денег отказываются от обогрева своего жилья во время холодов, рискуя простудиться. Многие не имеют возможности получить медицинскую помощь, так как у них нет полиса медицинского страхования. Кроме того, малоимущие граждане вынуждены отказывать себе в некоторых дорогих продовольственных товарах (мясо, рыба, фрукты), приеме друзей, посещении кинотеатров, отпуске и выезде на отдых в другое место. В соответствии с методикой Национального института экономических исследований и статистики (INSEE) Франции уровень бедности зависит от условий жизни. При наличии у индивида 8 ограничений из 27 (из разработанного институтом списка ограничений, испытываемых малоимущими гражданами) он относятся к группе бедных. В течение первого десятилетия XXI в. показатель бедности, рассчитанный по методике INSEE, сокращался. Однако в 2010 г. он опять начал расти. В соответствии с этим индикатором 13,3% домашних хозяйств входят в группу малоимущих (с. 60). По мнению самих французов, быть бедным означает испытывать не только недостаток в материальных средствах, но и недостаток самоуважения, страдания от изолированности и чувство вины за то, что гражданин получает социальную помощь.
Рассматривая структуру группы малоимущих граждан, автор указывает, что более половины бедняков находятся в возрасте до 35 лет. Среди них 2,6 млн. представляют собой лиц, не достигших 18 лет, а значит, уровень бедности среди них составил в 2010 г. 19,6%, что на 1,9 процентных пункта больше, чем в 2009 г. Такая структура группы малоимущих граждан ставит под вопрос эффективность предоставления семейных пособий во Франции, на которые выделяются значительные средства. В других странах бедность среди детей значительно ниже: 10,2% в Дании, 11,2 в Финляндии, 12,4 в Швеции и 13,5% в Нидерландах (с. 60).
Наиболее высокий уровень бедности у лиц в возрасте 1824 лет (21,8%). Это объясняется трудностями, с которыми сталки-
вается молодежь на рынке труда, и тем, что рамки социальной поддержки молодежи сравнительно ограничены. Во время кризиса бедность среди молодежи усилилась: в 2004 г. уровень бедности среди 18-24-летних составлял 17,6% (с. 60).
Положение лиц старше 65 лет несколько лучше. Но в связи с реформами пенсионной системы, проводимыми во Франции с 1993 г., бедность среди пожилых лиц постепенно возрастает. С 2009 по 2010 г. уровень бедности среди пенсионеров повысился на 0,3 процентных пункта. Особое беспокойство вызывает положение женщин старше 75 лет. Многие из них, зачастую вдовы, получают маленькую пенсию в связи с недостаточным рабочим стажем. Уровень бедности среди таких женщин составляет 14 против 9% среди мужчин того же возраста.
Бедность довольно неравномерно распределяется по территории Франции. Уровень бедности в 5 раз выше в пяти самых бедных департаментах по сравнению с пятью наиболее богатыми. В основном бедностью затронуты департаменты, расположенные на Севере и в средиземноморском регионе. В городских зонах также велик уровень бедности (32,4% в 2009 г.), так как там больше молодежи, более низкий уровень занятости и более высокая доля иммигрантов. Бедность среди иммигрантов в 2,8 раза превосходит средний показатель бедности по стране (с. 60).
Среди причин, приводящих к бедности, наиболее часто указывается потеря работы. Уровень бедности среди безработных достигает 36%. Но наличие работы также не является гарантией достаточной защиты от бедности. В 2009 г. насчитывалось 1,9 млн. работающих бедняков, что на 132 тыс. человек больше, чем в 2003 г. Это обстоятельство связано с увеличением количества нестабильных низкооплачиваемых рабочих мест, частичной занятостью и распространением временных трудовых контрактов. Работники с низкой квалификацией или не имеющие квалификации наиболее часто попадают в число лиц с нестабильной занятостью и безработных. Отсутствие образования также является одной из причин бедности. В 2009 г. 20% лиц, не имеющих диплома об образовании, были бедными, и лишь 5% умудрились оказаться бедными при наличии такого диплома.
Неблагополучное семейное положение также может стать причиной бедности. Повышенный уровень бедности отмечается
среди неполных семей (32% среди матерей-одиночек и лишь 6,5% среди пар, не имеющих детей).
Л. Жанно отмечает, что во Франции бедность затрагивает каждого пятого человека, если принимать во внимание все методы измерения бедности, связанные с условиями жизни. За период с 2004 по 2008 г. бедными были более трети населения старше 16 лет (16 млн. человек). Среди них 41% находились в этой группе короткий период, 32% в течение 2-3 лет и 27% постоянно в течение 4-5 лет.
Возраст работников имеет большое значение. Прослеживается разница в бедности молодого и пожилого человека. У молодежи вся жизнь впереди и есть время для исправления ситуации. У пожилых, наоборот, шансов на улучшение положения значительно меньше.
Бедность, указывает Л. Жанно в заключении, имеет тенденцию передаваться от поколения к поколению. Бедные дети имеют в 4 раза меньше шансов на успешное школьное обучение в сравнении с детьми из обеспеченных семей, а потому у них больше шансов стать маргиналами в дальнейшей жизни.
С.Н. Куликова
2013.04.042. ДЮВУ Н. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ИНВЕСТИЦИЯ.
DUVOUX N. Considérer la protection sociale comme un investissement // Alternatives écon. - P., 2012. - N 319. - P. 65-66.
По мнению французского социолога Н. Дюву социальная политика, проводимая во Франции, очень сегментирована и не приспособлена для борьбы с бедностью.
Основной недостаток политики борьбы с бедностью, указывает автор, состоит в том, что она направлена на уже случившееся событие и адресована только тем, кто попал в ряды бедняков. Это то, что было названо парадоксом перераспределения: чем больше перераспределение сосредоточено на бедности, тем меньше у него шансов достичь своей цели, так как оно не касается тех, кто может оказаться в этой ситуации в ближайшем будущем. Для того чтобы быть эффективной, социальная политика должна иметь как можно более универсальный характер, предлагая защиту всему населению, а не только отдельной группе (бедным, молодежи).