2013.04.039. КЛЕРК Д. ДЛЯ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ НЕДОСТАТОЧНО УВЕЛИЧИВАТЬ ЗАНЯТОСТЬ.
CLERC D. Contre la pauvreté l'emploi ne suffit pas // Alternatives écon. - P., 2012. -N 319. - P. 62-64.
Проводимая до настоящего времени во Франции социальная политика, указывает Д. Клерк, оказалась малоэффективной в борьбе с бедностью. Для повышения результативности борьбы с бедностью следует действовать по нескольким направлениям одновременно.
Хотя во Франции уровень расходов на социальные нужды один из самых высоких в мире, властям не удается снизить уровень бедности. В 1990-2010 гг. он оставался практически неизменным и колебался в диапазоне 13,8-14,1%. Дело в том, что многие меры, предпринимаемые в этом направлении, оказались недостаточными.
В этом плане ярким примером является социальное пособие неимущим «минимальный доход интеграции» (revenu minimum d'insertion, RMI)1. Эта форма социальной помощи была введена в 1988 г. в виде гарантированного законом минимального пособия в размере 1760 фр. (268 евро) для лиц, не имеющих средств к существованию. Однако его величина была недостаточной для того, чтобы выйти из бедности. Пособие должно было позволить значительному числу получателей вернуться к прежнему образу жизни, т.е. получить работу. Однако эффект от RMI оказался минимальным с точки зрения возвращения безработных к занятости. Дело в том, что в соответствии с первоначальными правилами при возобновлении работы размер RMI сокращался на сумму получаемой заработной платы и часто сопровождался лишением права на получение местной социальной помощи (на питание детей, на городской транспорт и т.д.) или налоговых льгот. В результате люди предпочитали получать RMI, а не устраиваться на низкооплачиваемую неквалифицированную работу.
1 Пособие RMI действовало в период с декабря 1988 г. по 31 мая 2009 г. Чтобы претендовать на RMI, человеку должно было быть не меньше 25 лет и при этом он должен был быть безработным - либо «по жизни», либо в течение более двух лет (два года потерявшим работу во Франции платят пособие по безработице). С 1 июня 2009 г. RMI было заменено на пособие более широкого спектра действия - пособием «доход активной солидарности» (le revenu de solidarité active, RSA). - Прим. ред.
В 1998 г. были приняты новые меры с целью активизации борьбы с безработицей и уменьшения уровня бедности, которые, однако, имели временный эффект. Разразившийся в 2008 г. кризис вновь привел к увеличению числа лиц, получающих пособия в связи с бедностью.
В то же время темпы роста занятости среди получателей пособий не увеличились. Это происходит не потому, что безработные недостаточно активно занимаются поиском работы, а потому, что та работа, которую находят получатели пособий, в основном носит временный характер. В конечном итоге получатели пособий не могут выйти из замкнутого круга «нестабильная занятость - безработица - отсутствие экономической активности», что не позволяет им преодолеть бедность.
Основной путь для борьбы с бедностью, считает автор, заключается в создании постоянных рабочих мест с полной занятостью. Важно вводить специальные трудовые договоры, финансируемые за счет государства, которые предназначены для лиц, находящихся в затруднительном положении. Такие контракты эффективнее нынешней системы социальных выплат, поскольку будут способствовать повышению профессиональной квалификации.
Однако одних специальных трудовых соглашений недостаточно для борьбы с бедностью. Власти должны проводить политику, направленную на стимулирование получателей пособий к поиску и возобновлению трудовой деятельности. Следует признать, что соответствующие меры не всегда эффективны, так как часть бедняков не работают в связи с особыми обстоятельствами: проблемами со здоровьем, мобильностью, необходимостью ухаживать за детьми и т. д. В результате эта политика способна помочь только тем малоимущим, жизненные обстоятельства которых не препятствуют их занятости.
За период с 1996 по 2008 г. доля экономически неактивных малоимущих французов в работоспособном возрасте значительно увеличилась, что ознаменовало собой провал политики борьбы с бедностью. Ситуация ухудшилась в результате экономического кризиса 2008 г. В связи с ростом численности граждан, получающих социальные пособия, во Франции увеличилось число людей, считающих их нахлебниками и «социальными паразитами».
Учитывая тяжелое положение, в котором живет половина малоимущего населения, указывает автор, насущной мерой является пересмотр пособия «доход активной солидарности» (revenu de solidarité active, RSA), которое заменило RMI в 2009 г. Пособие RSA предоставляется тем, кто имеет неполную занятость, не имеет заработка и пособия по безработице, чей доход ниже минимальной гарантированной оплаты труда, а также пенсий, пособий инвалидам. Повышение RSA на 10% потребует чуть больше 1 млрд. евро, но может вызвать бурную реакцию у части общества, которая порицает оказание помощи и иждивенчество. Такое отношение к государственной социальной помощи вызывает удивление у Д. Клерка, который указывает, что разрыв между 5% наиболее состоятельных французов и остальным населением крайне велик.
С 2008 по 2010 г. основное увеличение численности бедных произошло за счет лиц с доходом в 520 евро. Это в основном граждане в возрасте 18-24 лет, уровень бедности среди них достиг рекордных 24% (с. 64), в частности по той причине, что будучи безработными, они не имеют права на получение RSA. В этой связи одним из направлений политики по борьбе с бедностью должно стать расширение доступа молодежи к получению социальной помощи. При этом необходимо следить за тем, чтобы возможность получения RSA не стала стимулом для молодежи к преждевременному прекращению учебы.
Незаконченное школьное образование и отсутствие профессиональной подготовки, отмечает Д. Клерк, являются основными факторами бедности. Низкоквалифицированные работники представляют значительную долю бедного населения, так как они сталкиваются с большими трудностями в ходе поиска стабильной работы. Эта ситуация воспроизводится из поколения в поколение. Дети бедных родителей имеют в 4 раза больше шансов прекратить учебу, не получив диплома, чем дети из состоятельных семей. Велика вероятность и того, что они создадут семью, имея лишь временную занятость, что в 48% случаев приводит к бедности.
Для исправления положения и создания благоприятных условий для снижения безработицы необходимо ввести в действие механизмы социального и профессионального сопровождения, которые будут применять социальные работники и сотрудники государственной службы занятости.
В качестве положительного примера приводится Дания, в которой службы занятости предлагают безработным возможность пройти профессиональную подготовку или получить рабочее место, которое соответствует их квалификации и профессиональному опыту. В то же время государственная служба, занимающаяся проблемами детей, гарантирует бесплатный уход за детьми всем родителям до тех пор, пока их материальная ситуация не изменится к лучшему. В Дании отмечается самый низкий в ЕС уровень бедности среди лиц с низкой профессиональной квалификацией, а также самое низкое число неполных семей.
Несмотря на кризис, указывает Д. Клерк в заключении, эффективная борьба с бедностью должна осуществляться по нескольким направлениям: повышение размера социальной помощи; усиленное социальное и профессиональное сопровождение лиц, находящихся в затруднительном положении; создание рабочих мест (особенно рабочих мест с предоставлением наставника), снижение численности людей без школьного образования; демократизация доступа к профессиональному обучению и создание доступной для всех системы ухода за детьми.
С.Н. Куликова
2013.04.040. МУСЛИ М. ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКСПОРТИРУЮТ СВОИХ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ.
MOUSLI M. Quand les entreprises exportent leurs salariés // Alternatives écon. - P., 2012. - N 317. - P. 72-73.
Когда транснациональные компании решают переместить производство в другие страны, указывает М. Мусли, перед ними возникает вопрос, экспортировать ли своих сотрудников или нанимать местных рабочих.
От 2,5 до 3 млн. французов живут за границей, причем 45% из них трудятся в качестве наемных работников. Две трети из них работают на условиях местного трудового законодательства, остальные имеют статус экспата (т.е. человека с гражданством одной страны, работающего по контракту в другой стране). Эти люди являются наемными работниками французских предприятий, которые отправили их за границу на достаточно длительный срок, в среднем на 5 лет, хотя в последнее время наблюдается тенденция к увели-