среди неполных семей (32% среди матерей-одиночек и лишь 6,5% среди пар, не имеющих детей).
Л. Жанно отмечает, что во Франции бедность затрагивает каждого пятого человека, если принимать во внимание все методы измерения бедности, связанные с условиями жизни. За период с 2004 по 2008 г. бедными были более трети населения старше 16 лет (16 млн. человек). Среди них 41% находились в этой группе короткий период, 32% в течение 2-3 лет и 27% постоянно в течение 4-5 лет.
Возраст работников имеет большое значение. Прослеживается разница в бедности молодого и пожилого человека. У молодежи вся жизнь впереди и есть время для исправления ситуации. У пожилых, наоборот, шансов на улучшение положения значительно меньше.
Бедность, указывает Л. Жанно в заключении, имеет тенденцию передаваться от поколения к поколению. Бедные дети имеют в 4 раза меньше шансов на успешное школьное обучение в сравнении с детьми из обеспеченных семей, а потому у них больше шансов стать маргиналами в дальнейшей жизни.
С.Н. Куликова
2013.04.042. ДЮВУ Н. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ИНВЕСТИЦИЯ.
DUVOUX N. Considérer la protection sociale comme un investissement // Alternatives écon. - P., 2012. - N 319. - P. 65-66.
По мнению французского социолога Н. Дюву социальная политика, проводимая во Франции, очень сегментирована и не приспособлена для борьбы с бедностью.
Основной недостаток политики борьбы с бедностью, указывает автор, состоит в том, что она направлена на уже случившееся событие и адресована только тем, кто попал в ряды бедняков. Это то, что было названо парадоксом перераспределения: чем больше перераспределение сосредоточено на бедности, тем меньше у него шансов достичь своей цели, так как оно не касается тех, кто может оказаться в этой ситуации в ближайшем будущем. Для того чтобы быть эффективной, социальная политика должна иметь как можно более универсальный характер, предлагая защиту всему населению, а не только отдельной группе (бедным, молодежи).
Безусловно, определенная нацеленность на конкретные группы населения необходима, и такие инструменты, как социальный минимум, помогают если не ликвидировать, то хотя бы снизить уровень бедности. Но это не означает, что действующая социальная политика достигла успеха. Но и нельзя утверждать, что она провалилась. Сегодняшняя ситуация показывает неспособность нынешней политики в области сокращения бедности изменить тенденцию к стабилизации и росту бедности.
Оценивая результаты введения такого инструмента, как пособие «доход активной солидарности» (revenu de solidarité active, RSA), автор указывает, что он позволил 150 тыс. человек преодолеть черту бедности. Однако около двух третей тех, кто имел право на такое пособие, не обратились за его получением. Так, в конце 2012 г. 480 тыс. домашних хозяйств получали пособие RSA, в то время как претендовать на него могли бы 1,5 млн. человек. Вместе с тем положение огромного большинства получателей пособия RSA не изменилось. Их покупательная способность в связи с ростом цен на основные продукты потребления сократилась. Реформа социальной помощи неимущим, связанная с введением RSA, представлялась в свое время как основное достижение социальной защиты. Однако, в конечном итоге, она была сведена лишь к некоторому изменению существовавшего ранее пособия «минимальный доход интеграции» (revenue minimum d'insertion, RMI).
По мнению автора, надо реинтегрировать права молодежи в общее право. Идея введения RSA специально для молодежи может вызвать много побочных эффектов. Надо изменить некоторые правовые положения с тем, чтобы обеспечить доступ к получению RSA лицам, достигшим 18 лет1.
В последнее время, отмечает автор, вновь начала расти бедность среди пожилых людей. Попытка разрешить эту проблему путем введения специальных пособий для отдельной группы населения, в частности для пожилых людей, может привести к нежелательным последствиям для RSA. Ставится вопрос: какой способ оказания помощи пожилым людям является лучшим - повышение размера пенсий или предоставление женщинам в работо-
1 В настоящее время получить пособие RSA могут лица старше 25 лет. -Прим. ред.
способном возрасте возможности вести более активную трудовую жизнь, например, за счет расширения рабочих мест для них в службах по уходу за маленькими детьми. Последний способ, в свою очередь, приведет к увеличению отчислений в пенсионную систему и увеличению рабочего стажа женщин, что повысит размер их собственной пенсии.
Н. Дову обращает внимание на необходимость решения нескольких проблем, касающихся пожилых граждан. Первая заключается в хроническом недоиспользовании потенциала стареющих работников. В Финляндии удалось решить эту проблему, в частности путем введения более сбалансированного вознаграждения различных поколений работников. Ставится вопрос: может быть надо ввести во Франции принцип «за равный труд равную оплату» для того, чтобы ограничить действия предпринимателей, стремящихся избавляться от пожилых работников, оплата труда которых зависит от трудового стажа. Необходимо создать условия для обучения наемных работников в течение всей профессиональной жизни для того, чтобы способствовать постепенному повышению их заработной платы.
Другая проблема заключается в системе социальной защиты Франции, которая оказывает поддержку трудящимся в зависимости от имеющейся у него работы, от стабильности его занятости. Эти обстоятельства оказывают влияние на то, какими правами, в частности пенсионными, обладает индивид.
По мнению автора, необходимо изменить основы всей системы социальной защиты Франции. В первую очередь следует установить универсальные права на социальную защиту, так чтобы каждый человек имел право на социальную поддержку вне зависимости от его рабочего статуса. Необходимо пересмотреть размер социального минимума, который едва достигает 50% установленного порога бедности и не обеспечивает достойного образа жизни. Социальный минимум во Франции один из самых низких в Европе.
Необходимо разработать долгосрочные меры, которые должны быть направлены на обеспечение социального сопровождения лиц, находящихся в трудном материальном положении, расширение критериев доступа к получению пособий по безработице, обес-
2013.04.043-044
печение более равноправного доступа к системе социальной защиты, идет ли речь о получении образования или денежных пособий.
Подводя итоги, Н. Дюву указывает, что власти и граждане должны расценивать социальную защиту и связанные с ней расходы как инвестиции, как и в случае, когда речь идет о расходах на получение среднего и высшего образования.
С.Н. Куликова
2013.04.043-044. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В США: НА ПУТИ К РЕФОРМИРОВАНИЮ. (Сводный реферат).
2013.04.043. GREENSTEIN R., KOGAN R. Are low-income programs enlarging the nation's long - term fiscal problem? Programs outside health care projected to decline as share of economy. - Wash., D.C.: Center on budget and policy priorities press, 2012. - 6 p.
2013.04.044. GREENSTEIN R. Statement of Robert Greenstein, president, on census 2011 poverty, income, and health insurance data. -Wash., D.C.: Center on budget and policy priorities press, 2012. - 4 p.
В своем исследовании сотрудники Центра по бюджетным и политическим приоритетам Р. Гринстейн и Р. Коган выступают против бытующей в среде республиканцев и правых журналистов идеи о том, что программы вспомоществования бедным являются одной из причин растущего государственного долга США (043).
В действительности, практически весь рост стоимости реализации программ для малоимущих, указывают Р. Гринстейн и Р. Коган, вызван, во-первых, экономическим кризисом и, во-вторых, ростом стоимости медицинских услуг в целом, что отражается и на программе медицинского страхования для малообеспеченных американцев «Медикейд». Согласно подсчетам Бюджетного управления конгресса США (БУК), доля программ помощи бедным, за исключением программ в области медицинской помощи, в процентах от ВВП будет сокращаться; следовательно, они не могут рассматриваться как существенный фактор увеличения государственного долга. Более того, доля программ для малоимущих в процентах от ВВП будет ниже, чем в среднем за последние 40 лет (с 1972 по 2011 г.). В частности, расходы федерального бюджета на эту категорию лиц, включая налоговые льготы, такие как налоговый кредит на заработанный доход (earned income tax credit), составляли 1,3% ВВП в последние десятилетия. Лишь в 2011 г. они