Научная статья на тему '2013. 04. 031. Чесброу Х. Открытые инновации: состояние и перспективы. Chesbrough H. open innovation: where we’ve been and where we’re going // Research-technology management. – Wash. , 2012. – Vol. 55, n 4. – p. 20–27'

2013. 04. 031. Чесброу Х. Открытые инновации: состояние и перспективы. Chesbrough H. open innovation: where we’ve been and where we’re going // Research-technology management. – Wash. , 2012. – Vol. 55, n 4. – p. 20–27 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 031. Чесброу Х. Открытые инновации: состояние и перспективы. Chesbrough H. open innovation: where we’ve been and where we’re going // Research-technology management. – Wash. , 2012. – Vol. 55, n 4. – p. 20–27»

Изучение характера связей бизнеса с университетами в различных странах показывает, что, во-первых, следует учитывать возможности университетов, их место в инновационных системах и их потенциальную роль в качестве стратегических участников. Во-вторых, стратегическая роль университетов тесно связана с деятельностью других элементов инновационной системы, поэтому политика в этой области должна носить комплексный характер. В-третьих, выработка политики с учетом различных условий на национальном, региональном и международном уровнях требует специфических измерений, относящихся к конкретной системе.

Единого, пригодного для всех рецепта не существует. Сегодня изменениям подвергаются многие параметры, характеристики поведения и структуры, и эти изменения требуют многоуровневого эволюционного подхода к их изучению. Анализ показывает, что стратегическая роль университетов и их способность конкурировать за ресурсы во многом определяются национальными и региональными условиями их развития, которые должны быть изучены на микро-, мезо- и макроуровнях. Существующие организационные формы и связи между университетами и бизнесом имеют специализированный характер, пути их адаптации и характер государственного воздействия на них будут зависеть от исторически сложившихся функций и структур.

И.Г. Минервин

2013.04.031. ЧЕСБРОУ Х. ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

CHESBROUGH H. Open innovation: Where we've been and where we're going // Research-technology management. - Wash., 2012. -Vol. 55, N 4. - P. 20-27.

За последнее десятилетие новая модель организации инновационных процессов, получившая название открытых инноваций, получила широкое распространение; ее обсуждению посвящены сотни научных статей и конференций. По мнению автора, директора Центра открытых инноваций в Школе бизнеса Калифорнийского университета в Беркли, сущность новой модели заключается в отказе от закрытых инноваций, т.е. от традиционной модели вертикальной интеграции, согласно которой внутрифирменная инновационная деятельность дает результат в виде освоенных фирмой и

предлагаемых ею рынку новых продуктов и услуг. Открытые инновации (ОИ) - это «целенаправленное использование входящих и исходящих потоков знания в целях активизации внутренних инноваций и расширения рынков для внешнего применения инноваций» (с. 20).

Организационная модель ОИ предполагает использование как внутренних, так и внешних идей, их интеграцию в единые системы, а также использование внутренних и внешних путей для продвижения на рынок. Применяемые при этом бизнес-модели создают определенные механизмы, обслуживают эти системы и используют их для создания стоимости.

Существуют две стороны ОИ: направленность извне вовнутрь и изнутри вовне. Первый вид означает открытие инновационных процессов, происходящих в компании, для разнообразных внешних воздействий и ресурсов. Именно этот аспект ОИ привлек наибольшее внимание исследователей и практиков. ОИ, имеющие противоположную направленность, означают, что организации открывают свои неиспользованные или недоиспользованные идеи для внешнего использования другими предприятиями и бизнес-моделями. Этот аспект ОИ менее исследован и не столь широко признан как в исследованиях, так и в промышленной практике.

Автор подчеркивает важность включения в определение ОИ элемента бизнес-модели, с помощью которой компания осуществляет инвестиции в проект и реализует его. В этом, отмечает автор, отличие данной концепции от других определений, игнорирующих наличие фактора интеллектуальной собственности (ИС) и даже заявляющих о том, что защита ИС необязательна и бесполезна с точки зрения инноваций. Напротив, ИС не только учитывается в модели ОИ, но фактически она дает возможность компании сотрудничать и координировать свою деятельность с партнерами, будучи уверенной в том, что она будет так или иначе защищена от прямого заимствования и копирования. Правовые режимы и бизнес-модели необходимы, по мнению автора, для приведения в действе механизмов ОИ. Отличие этого подхода от других становится очевидным, когда завершается начальный этап разработки продукта и инновация начинает свой путь на рынок. В то же время все исследователи единодушны в том, что ОИ представляют сильный механизм стимулирования инноваций.

В модели закрытых инноваций проекты характеризуются единой направленностью - они питаются научно-технологической базой, которой располагает фирма, проходят через этапы разработки и, при благополучном исходе, доходят до рынка. Эта модель является закрытой, поскольку и на входе, и на выходе существует лишь единственный вариант продвижения. В модели ОИ проекты имеют различные варианты вхождения и выхода на различных этапах продвижения; они опираются как на внутреннюю, так и на внешнюю базу знаний и способны развиваться и продвигаться на рынок через собственную сеть, через внешнее лицензирование или венчурную фирму и т.д. Различные варианты этой модели применялись такими фирмами, как IBM, «Intel», «Philips», «Unilever», «Procter and Gamble».

Важные изменения затрагивают также сферу ИС. При закрытой модели компании накапливают ИС, стремясь расширить возможности своих разработчиков и избежать возможных споров. В результате оказывается, что большая часть приобретенных патентов теряет свою ценность для владеющей ими компании и практически никогда не используется. Как показывают исследования, большинство компаний используют лишь от 10 до 30% своих патентов, причем многие компании также не предлагают их для внешнего употребления путем лицензирования.

В открытой модели, напротив, ИС представляет собой новый класс активов, способных приносить дополнительный доход в рамках действующей бизнес-модели и открывать пути для новых направлений бизнеса и новых бизнес-моделей. ОИ предполагают, что компании являются как активными продавцами ИС в случае, если она не соответствует их бизнес-модели, так и активными покупателями ИС, когда она, будучи внешней по отношению к фирме, соответствует ее бизнес-модели. При этом сама бизнес-модель также становится открытым и активным элементом инновационного процесса. Так, передача технологии на сторону через лицензирование означает, что она будет применяться в условиях иной бизнес-модели; при этом в рамках модели ОИ отпочкования и заимствования, берущие свое начало в базовой инновации, рассматриваются не как издержки, а как дополнительные возможности.

В ряде случаев трансформация бизнес-модели может затрагивать характер бизнеса, предусматривать вторжение в новую от-

расль, в том числе в сферу услуг. В сфере услуг существенной проблемой представляется необходимость согласования двух противоречивых целей: одна состоит в повышении производительности за счет стандартизации, а другая - в удовлетворении запросов потребителей с помощью кастомизации. Решение этой проблемы осуществляется в виде формирования «сервисной платформы» при участии внешних партнеров на принципах ОИ, благодаря чему возникает структура, способная объединить различные технологии, что выгоднее, чем создавать каждый раз новые технологические блоки для решения конкретных задач.

Несмотря на успешность практического применения модели ОИ, следует учесть, что она имеет определенные ограничения и требует выполнения определенных условий. Одно из них состоит в мобильности рабочей силы: движение знаний требует движения человеческих ресурсов. Например, эффективное внедрение новшества в новой фирме часто связано с перемещением вместе с проектом некоторого количества персонала на продолжительный период времени, что не всегда возможно, в том числе в различных условиях рынка труда.

Другое условие - наличие собственных внутрифирменных НИОКР. Процессы передачи знаний не освобождают от необходимости творческих усилий и совместной работы над проблемой. ОИ дают наилучшие результаты при тесном сотрудничестве между людьми и их свободном перемещении между организациями, когда люди способны объединить знания из разных источников, найти способы их инновационного использования. Еще одно условие -соблюдение базовых принципов защиты ИС, особенно в случаях масштабных вложений капитала, с тем чтобы обеспечить надлежащим образом интересы инвесторов.

Если первоначально ОИ рассматривались как методы налаживания сотрудничества между организациями с помощью «открытия» внутренних инновационных процессов, то сегодня многочисленные примеры показывают, что эта модель означает координацию деятельности между многими участниками, выполняющими различные функции в инновационном процессе. Для ее дальнейшего развития все более существенным становится формирование и управление целыми инновационными сообществами.

В будущем применение модели ОИ будет расширяться, организованные таким образом инновации будут охватывать все большее число участников, прежде всего университетов. И эта тенденция получит поддержку со стороны государства. В результате инновационный потенциал не будет ограничен рамками отдельных организаций; практика ОИ будет распространяться на поставщиков, потребителей, партнеров, другие заинтересованные стороны, как и на все общество.

И.Г. Минервин

2013.04.032. ИДЕЛЧИК М., КОГАН С. МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КОРПОРАЦИИ «GENERAL ELECTRIC». IDELCHIK M., KOGAN S. GE's collaboration model // Research-technology management. - Wash., 2012. - Vol. 55, N 4. - P. 28-31.

Исследовательская лаборатория американской корпорации «General Electric» (GE) была создана через восемь лет после создания самой фирмы в 1892 г. Сегодня она превратилась в глобальную сеть «фабрик идей», которые расположены в Нью-Йорке, Силиконовой долине, Мюнхене, Бангалоре, Шанхае и Рио-де-Жанейро. Помимо выполнения традиционных функций корпоративных НИОКР сеть осуществляет стратегию открытого сотрудничества с разнообразными внешними партнерами с целью разработки инновационных технологий и ускорения коммерческого внедрения новых продуктов. Основная стратегическая задача состоит в том, чтобы отслеживать и отбирать прорывные идеи независимо от того, откуда они исходят, управлять связанными с ними рисками, использовать действенные модели сотрудничества, создавать необходимые технологии и ускорять их выход на рынки.

В течение более 60 лет GE успешно внедряла нововведения в своих основных профильных производствах, включая авиационное моторостроение, производство турбин, медицинского оборудования. При этом нововведения охватывали такие традиционные сферы компетенции фирмы, как материаловедение, производственные процессы, инженерное оснащение производства и т.д. Подобные инновации требовали в среднем от пяти до десяти лет. Наряду с решением этих задач фирма осуществляла деятельность, направленную на освоение новых, прежде всего смежных, производств, что требовало значительной аналитической и плановой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.