Научная статья на тему '2014. 01. 033. Баттистини Б. , хэклин Ф. , Башера П. Стратегия и практика корпораций по созданию венчурных предприятий. Battistini B. , Hacklin F. , baschera P. The State of corporate Venturing: insights from a global study // Research-Technology management. - Wash. , 2013. - vol. 56, n 1. - p. 31-39'

2014. 01. 033. Баттистини Б. , хэклин Ф. , Башера П. Стратегия и практика корпораций по созданию венчурных предприятий. Battistini B. , Hacklin F. , baschera P. The State of corporate Venturing: insights from a global study // Research-Technology management. - Wash. , 2013. - vol. 56, n 1. - p. 31-39 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА США / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ США / ЗАНЯТОСТЬ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 033. Баттистини Б. , хэклин Ф. , Башера П. Стратегия и практика корпораций по созданию венчурных предприятий. Battistini B. , Hacklin F. , baschera P. The State of corporate Venturing: insights from a global study // Research-Technology management. - Wash. , 2013. - vol. 56, n 1. - p. 31-39»

имуществ, всякую возможность нужно использовать для завоевания доверия. В долгосрочных отношениях сегодняшнее доверие расширяет завтрашние возможности. Не следует также увлекаться стоимостными оценками предприятия, нужно помнить, что интерес могут представить все его элементы, в том числе нефинансовые стимулы, и рассматривать различные сценарии успеха (032, с. 88).

В настоящее время новые методы и подходы уже находят все более широкое применение на практике. Метод экономного старта преподается в более чем 25 университетах, а также с помощью популярных курсов онлайн. Во многих городах по всему миру действуют организации, знакомящие с ним сотни перспективных предпринимателей. Метод разрабатывался применительно к быстрорастущим технологичным венчурным предприятиям, но, по мнению С. Блэнка, он в равной мере полезен в создании малых предприятий, составляющих основной массив экономики в целом, и будет способствовать их росту и повышению эффективности, что также окажет положительное влияние на динамику ВВП и занятости (029, с. 70). Так, Национальный научный фонд США уже начал в 2011 г. использовать этот метод по специальной программе в целях коммерциализации результатов фундаментальных исследований.

Практика применения новых методов полезна как для стартовых, так и для действующих компаний, поскольку в современных условиях усилий, направленных лишь на совершенствование существующих бизнес-моделей, недостаточно. Крупные компании осознали, что успешное функционирование в условиях постоянно усиливающихся внешних угроз требует постоянных инноваций, непрерывной разработки новых бизнес-моделей, а значит и новых организационных структур и компетенций.

И.Г. Минервин

2014.01.033. БАТТИСТИНИ Б., ХЭКЛИН Ф., БАШЕРА П. СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА КОРПОРАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ ВЕНЧУРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

BATTISTINI В., HACKLIN F., BASCHERA P. The state of corporate venturing: Insights from a global study // Research-technology management. - Wash., 2013. - Vol. 56, N 1. - P. 31-39.

Сотрудники Швейцарской высшей технической школы Цюриха (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich, ETH Zürich) от-

мечают, что создание корпоративных венчуров переживает бурный рост и открывает широкие перспективы для инновационной и инвестиционной деятельности. В статье подводятся итоги исследования практики ведущих глобальных корпораций в этой области и перспектив ее развития.

Корпоративный предпринимательский венчуринг представляет собой важную составную часть тенденции трансформации роли НИР. Формируется новая модель бизнес-инноваций. Проблемы, поставленные глобальными рынками перед технологическим развитием, заставляют корпоративное руководство совершенствовать инновационные стратегии и методы, сочетать внутренние исследования и разработки с лицензированием, сотрудничеством с академической сферой, созданием партнерств и инновационных консорциумов, инвестированием венчурного капитала. Корпоративный венчуринг является одной из наиболее перспективных стратегий, направленных на превращение закрытой, линейной модели организации инноваций в открытую, основанную на сотрудничестве модель с участием новых партнеров.

Венчурные подразделения внутри корпораций - не новое явление, первые инициативы такого рода появились в 1960-е годы вслед за чрезвычайным успехом первых независимых венчурных фондов. В последующем это явление переживало подъемы и спады, отражавшие циклический характер венчурного инвестирования и экономической динамики в целом. Подъемы корпоративного венчуринга наблюдались в периоды высокой конъюнктуры фондового рынка, наличия доступных источников финансирования. Однако в последние полтора года впервые за 50-летнюю историю корпоративного венчуринга подобные инвестиции инициировались или расширялись в начальной фазе экономического цикла при неблагоприятных финансовых условиях.

В настоящее время корпоративный венчуринг существенно отличается от первоначальной практики: корпорации значительно расширили масштабы этой деятельности, открывающей доступ к внешним источникам инноваций благодаря участию предпринимателей и венчурных капиталистов. Это делает актуальным и необходимым изучение сегодняшнего состояния корпоративного венчуринга.

Проведенное ETH Zürich обследование в своей завершающей фазе охватило 48 венчуров, действующих в различных секторах экономики. В центре внимания находились стратегические вопросы, связанные с организационной структурой, процессами и результатами деятельности, перспективами развития и проблемами управления. Для целей исследования корпоративное венчурное структурное подразделение определялось как обособленная организационная единица, принадлежащая, полностью или частично, крупной корпорации и выполняющая задачи стратегического инвестирования в новые венчурные бизнесы.

Обследование показало значительные изменения облика корпоративного венчуринга за последнее десятилетие под влиянием таких факторов, как накопление опыта управления, рост обеспеченности квалифицированными человеческими ресурсами, новое стратегическое мышление, признающее важность наряду с внутренними инициативами систематического доступа к внешним источникам инноваций. Большинством участников отмечены расширение масштабов и увеличение продолжительности функционирования венчурных предприятий, важные изменения в их организации, стратегической направленности, управлении человеческим капиталом.

В основе создания венчуров, как правило, лежит сочетание стратегических рыночных и финансовых целей. Деятельность корпоративных венчуров направлена главным образом на решение задач стратегического роста, улучшение финансовых результатов, организационного обучения в области технологических и рыночных компетенций. Их внимание сосредоточено на выявлении и использовании новых возможностей бизнеса - от оценки идей и проведения тщательного анализа рисков до принятия решений об инвестициях и их структуре. Венчуринг, таким образом, помогает своим материнским корпорациям определять новые перспективные направления на базе существующих ресурсов и компетенций.

Проекты корпоративного венчуринга реализуются в различных организационных формах - от независимых структур до специальных подразделений в рамках материнской компании и, соответственно, при различных способах финансирования. Ограниченную автономию в принятии решений отметили 31% респондентов, а две трети - наличие специального источника капитала, например в ви-

де закрытого фонда (с. 34). Автономные структуры управления оказываются более оперативными, а также более эффективными в разрешении конфликтов интересов между долгосрочными стратегическим задачами венчура и краткосрочными финансовыми задачами материнской компании. Подотчетность венчура зависит от его стратегических задач. Тот факт, что 30% участников обследования подчинены непосредственно главному исполнительному руководителю и совету директоров материнской компании, говорит об их возрастающем стратегическом значении. В системах оплаты менеджеров корпоративных венчуров возрастает значение стимулирующих компонентов, связанных с долгосрочными результатами деятельности. Системы стимулирования, основанные на результатах, призваны служить инструментом согласования интересов и привлечения квалифицированных работников.

Оценка результатов деятельности венчуров неизбежно представляет определенные трудности. Если традиционные фонды венчурного капитала руководствуются единственным критерием максимизации финансовых показателей, то корпоративным венчурам необходимо выполнять как финансовые, так и стратегические задачи (табл.). Отмечается, однако, что зачастую имеющийся набор показателей недостаточно полно отражает стратегическую ценность венчуринга, выражаемую в таких показателях, как объем доступной технологической информации, количество отсмотренных бизнес-идей, рост объемов продаж соответствующей продукции и технологии, число нововведений (выраженных в патентах или новых продуктах). В дополнение к традиционным показателям важно применять широкий круг индикаторов, отражающих как вклад венчурных подразделений в деятельность компании и ее сферы НИР, так и стратегические выгоды сотрудничества и партнерских связей, возникающих в результате их функционирования. Среди участников обследования 85% систематически используют множество показателей результатов, но только 49% определяют относительную их значимость.

Таблица

Принятые показатели результативности деятельности венчуров и степень их выполнения (в %) (с. 35)

Степень значимо- Результаты в сравнении с

сти показателя целевыми показателями

Важен Очень Перевыпол- Недовы-

важен нение полнение

Финансовая результативность 25 50 75 25

Доступ к технологической и рыночной информации 29 33 79 21

Прорывные технологии 25 27 59 41

Создание стратегических взаимосвязей 31 21 84 16

Разработка новых продуктов 30 14 71 29

Укрепление активов корпорации 25 17 76 24

Вклад в развитие основного про- 21 17 42 58

изводства

Предпринимательская культура 25 13 65 35

Выход на формирующиеся рынки 19 17 63 37

Поиск нового основного направления бизнеса 27 6 40 60

Доступ к новым компетенциям 19 13 70 30

Повышение спроса на продукцию 21 8 35 65

Привлечение и закрепление способных работников 21 8 58 42

Корпорации, стремящиеся к дифференциации стратегических инвестиций в инновации, как правило, обращаются к методам корпоративного венчуринга, но подходы к его организации могут существенно различаться. При этом им приходится решать ряд организационных проблем, связанных с поддержанием устойчивых взаимосвязей между венчуром, материнской компанией и внешней предпринимательской средой. Эффективность программ венчурин-га определяется, прежде всего, такими факторами, как долгосрочное заинтересованное участие со стороны материнской компании, создание и поддержание соответствующих отношений, адекватное решение текущих проблем.

Как показали результаты обследования, в зрелых компаниях успешное функционирование венчуров связано с регулярным и планируемым решением этих проблем. Его первый этап состоит в

обеспечении необходимой внутренней заинтересованности и участия с помощью согласования стратегических целей в рамках смежных организационных структур, создания гармоничной системы отчетности и вовлечения в процесс ключевых руководящих лиц. Далее необходимо установление продуктивных отношений с внутренними и внешними партнерами. В области внешних связей венчур может создать сеть доверенных инвестиционных партнеров, а внутри корпорации стать надежным ориентиром, активно участвовать в инновационном процессе, дополняя и усиливая научно-исследовательский потенциал фирмы.

Решая вопрос о характере эффективных организационных структур венчурных подразделений, исследователи выделили три основные организационные модели, которые определяются различными целями и конкретными условиями создания венчуров.

Стратегическая модель (принята в 29% обследованных венчуров) характеризуется чисто стратегическими целями обеспечения роста и стимулирования инноваций, решаемыми с помощью формирования инновационной и предпринимательской культуры в организации в целом, поощрения разнообразия инновационных идей и освоения внешних источников требуемых знаний. В этом случае корпоративные венчурные единицы структурно обособлены, но частично интегрированы в одно из основных подразделений (например, НИР). Для эффективного функционирования такой модели необходим ряд условий: четкая постановка стратегических целей; поддержание устойчивого функционирования и доверия в рамках венчурного сообщества; разработка надежного подхода к финансированию.

Финансовая модель (23% венчуров) служит реализации преимущественно финансовых целей. Ее главный инструмент - диверсификация, инвестирование в различные стратегические направления. Венчуры создаются как независимые предприятия и обеспечиваются специально выделенным и закрепленным объемом финансовых ресурсов, с тем чтобы минимизировать вмешательство материнской корпорации и ускорить внутренние процессы принятия решений. Ключевыми факторами успеха в этой модели являются заблаговременный анализ и учет возможных конфликтов интересов между венчуром и материнской компанией относительно инвестирования и решения о прекращении деятельности; ограни-

чение вмешательства корпорации в деятельность венчура, особенно связанной с инвестиционной стратегией и финансовой дисциплиной; обеспечение адекватных систем вознаграждения и стимулирования персонала.

Сбалансированная модель (48% обследованных венчуров) преследует различные, как стратегические, так и финансовые цели. Во многих случаях основное направление формулируется как получение доступа к передовым технологиям и бизнес-моделям при финансовой жизнеспособности, обеспечивающей устойчивое положение венчура на рынке и в качестве стратегического партнера для инвесторов. При этой модели масштабы инвестиций определяются долгосрочной стратегией корпорации, венчур создается как самостоятельное предприятие, подотчетное высшему руководству корпорации, и наделяется четкими задачами и правами. Особого внимания требуют такие факторы, как принятие набора ключевых показателей, согласованных со стратегическими целями и финансовыми требованиями; эффективное распределение ресурсов и целенаправленная инвестиционная стратегия; недопущение произвольных изменений стратегических целей без достаточного анализа финансовых последствий; наличие персонала, обладающего квалификацией в области как финансов, так и стратегии.

Каждая организационная модель представляет определенные преимущества, поэтому единой рекомендации не существует. Эффективный подход к организации корпоративного венчуринга направлен на развитие потенциала материнской корпорации в длительной перспективе и зависит, в частности, от общей стратегии корпорации, ее организационной культуры, имеющегося инновационного портфеля.

Реализация инноваций служит важнейшим рычагом повышения экономической эффективности и конкурентоспособности корпорации, а создание венчуров - ее стратегическим инструментом, ускоряющим инновационный процесс, открывающим доступ к передовым технологиям и создающим условия для стратегического партнерства. В текущей экономической ситуации, в условиях сокращения традиционных видов инвестирования венчурного капитала роль корпоративного венчуринга приобретает все большее значение.

И.Г. Минервин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.