Научная статья на тему '2013. 03. 026. Никишин В. В. Судебный прецедент как источник экологического права Европейского союза и России: сравнительно-правовой анализ / Отв. Ред. О. Л. Дубовик. – М. : Юрлитинформ, 2012. – 256 с. – библиогр. : С. 166–205'

2013. 03. 026. Никишин В. В. Судебный прецедент как источник экологического права Европейского союза и России: сравнительно-правовой анализ / Отв. Ред. О. Л. Дубовик. – М. : Юрлитинформ, 2012. – 256 с. – библиогр. : С. 166–205 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 026. Никишин В. В. Судебный прецедент как источник экологического права Европейского союза и России: сравнительно-правовой анализ / Отв. Ред. О. Л. Дубовик. – М. : Юрлитинформ, 2012. – 256 с. – библиогр. : С. 166–205»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

2013.03.026. НИКИШИН ВВ. СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / Отв. ред. О. Л. Дубовик. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 256 с. - Биб-лиогр.: с. 166-205.

Монография посвящена исследованию российского и зарубежного экологического законодательства, международно-правовых документов в области охраны окружающей среды, а также анализу практики разрешения экологических споров российскими судами и судами Европейского союза. В ней широко освещаются доктринальные подходы к пониманию значения судебного прецедента как источника экологического права. Книга состоит из предисловия, введения, трех глав, заключения и обширной библиографии, включающей списки законодательных актов Российской Федерации, международных законодательных и нормативных правовых актов Европейского союза, актов Конституционного Суда РФ, определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ, верховных, краевых, областных судов субъектов РФ, постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и информационных писем, актов Европейского Суда по правам человека и Суда ЕС, актов судов первой инстанции, русскоязычной и иностранной литературы. Кроме того, в приложении 1 содержится таблица о классификации судебных прецедентов, а в приложениях 2 и 3 - статистические данные, отражающие основные тенденции судебной практики ЕС за период 1953-2010 гг., в приложении 4 - систематизированные акты Конституционного Суда РФ по случаям обращения к праву на благоприятную окружающую среду, в приложениях 5-10 отражены в табличной форме акты, характеризующие деятельность Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Первая глава монографии посвящена общей характеристике судебного прецедента как источника экологического права. Исследование судебного прецедента как источника экологического права связано с его восприятием в качестве гибкого механизма преодоления пробелов в правовом регулировании экологических отношений. Судебный прецедент в англосаксонской правовой семье характеризуется признанием за общим правом природы судейского права; ярко выраженным казуальным характером; повышенной ролью и значимостью процессуального права по сравнению с материальным правом; высоким уровнем независимости судебной власти по отношению к другим ветвям государственной власти. В странах романо-германской правовой семьи, охватывающей своим действием практически весь Европейский континент, в последнее время постепенно стала признаваться нормотворческая роль судебной практики из-за появления новых важных отраслей права, в том числе экологического. «Относимость судебных прецедентов к числу экологических обусловливается как существом подобных дел, так и содержанием применяемых судом правовых норм. Особое значение в определении судебного прецедента как экологического имеет наличие в судебном решении элементов защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, публичных образований» (с. 12). Структура судебного прецедента может состоять либо из трех элементов: изучение фактов, выработка доводов, вынесение самого решения, либо из двух: необходимая основа решения и попутно сказанное.

Критериями классификации судебных прецедентов могут быть следующие. В соответствии с деклараторной теорией прецеденты разделяются на конфирмативные и интерпреативные; по временному критерию - на ранее действующие и действительные; по степени обязательности применения прецедента судом - безусловно-обязательные и условно-обязательные; по правовому содержанию - прецеденты толкования и прецеденты разъяснения; а по юрисдикции судебного органа - на решения наднациональных и национальных судебных инстанций; по отраслевому критерию - на судебные прецеденты, имеющие значение в рамках той или иной отрасли права.

Вторая глава - «Судебный прецедент в системе источников права Европейского союза». Автор характеризует конституцион-

ные эколого-значимые нормы Италии, Франции, Германии и других стран - членов ЕС, а также экологическое законодательство стран романо-германской правовой семьи. Он подчеркивает, что в романо-германском праве «существует расхождение между велениями следовать букве закона и судебной практикой, стоящей перед необходимостью более широкого понимания эколого-правовых норм, содержащихся в законодательстве» (с. 76). Далее автор останавливается на проблеме соотношения судебного прецедента с обычаем и с доктриной, а также с принципами права, анализирует этапы становления и развития системы источников экологического права ЕС, начиная с 18 апреля 1951 г., когда был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. Для понимания особенностей прецедентного права Евросоюза В.В. Никишин характеризует его судебную систему: «Формально не являясь правотворческими органами, суды ЕС создают новые правовые нормы посредством толкования действующих нормативных предписаний в ходе рассмотрения конкретных дел» (с. 97). За период 2002-2008 гг. количество дел эколого-правового характера, рассмотренных только Европейским Судом по правам человека, составило 102. Из них 17 были связаны с опасными веществами, 20 -с отходами, два - с изменениями климата (с. 210).

Судебный прецедент как источник экологического права следует рассматривать как судебный правовой акт, создающий, изменяющий, отменяющий либо разъясняющий и толкующий нормы экологического права. Классификация экологических судебных прецедентов может быть произведена по обязательности их применения (юридической силе) и по правовому содержанию (нормативной новизне). При наличии пробелов в экологическом законодательстве могут быть найдены возможности их восполнения путем формирования правовых ориентиров судебной деятельности, в том числе непосредственно судами на основе получившей признание и санкционирование высшими судами правоприменительной практики. «Использование судебного прецедента служит повышению ответственности судей за качество выносимых ими решений, единообразному применению эколого-правовых норм, в итоге - защите естественных - неотчуждаемых прав человека, к которым относится право каждого на благоприятную окружающую среду» (с. 160).

Постановления Конституционного Суда РФ, содержащие в себе общеобязательные толкующие нормы, рассчитанные на многократность применения и затрагивающие неопределенный круг лиц, носят прецедентный характер (прецеденты толкования) и являются источниками российского экологического права. Прецедентные акты Верховного Суда РФ (постановления Пленума Верховного Суда РФ) имеют правообразующее значение, поскольку формируют единообразное понимание и применение нормативных эколого-правовых актов, рассчитаны на неоднократное применение, имеют публичный характер, обязательны для обнародования в официальных изданиях. Прецедентные акты Высшего Арбитражного Суда РФ (постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ), касающиеся общих вопросов экологического законодательства и практики его применения, имеют нормативную природу, обеспечивают качественность выносимых судами решений по экологическим спорам, значимы для совершенствования экологического законодательства.

«Применительно к российскому экологическому праву (как отрасли научного знания, права и законодательства) признание прецедента в качестве источника права создаст благоприятные условия и предпосылки для их дальнейшего развития. Кроме того, активное внедрение элементов прецедентного права будет способствовать эффективной реализации российской правовой и экологической политики, углублению интеграции судебной системы России в международное судейское сообщество» (с. 165).

А.А. Рёрихт

2013.03.027. ВОРОНЦОВА О.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОРЧУ ЗЕМЛИ / Отв. ред. О.Л. Дубовик. - Сыктывкар: КРАСГиУ, 2012. - 175 с.

В предисловии профессор О.Л. Дубовик подчеркивает, что «юридическая ответственность является последним доводом, крайней мерой. Но, учитывая низкий уровень правосознания, правовой и экологической культуры, эта мера во многом помогает усилить охрану земель от порчи и загрязнения» (с. 4). В книге детально охарактеризованы возможности права, пресекающие совершаемые в настоящее время нарушения требований по охране земель (почв), и те средства, которыми располагают сегодня структуры, выпол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.