Научная статья на тему '2013. 03. 027. Воронцова О. В. Юридическая ответственность за порчу земли / отв. Ред. О. Л. Дубовик. – Сыктывкар: КрасГИУ, 2012. – 175 с'

2013. 03. 027. Воронцова О. В. Юридическая ответственность за порчу земли / отв. Ред. О. Л. Дубовик. – Сыктывкар: КрасГИУ, 2012. – 175 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 027. Воронцова О. В. Юридическая ответственность за порчу земли / отв. Ред. О. Л. Дубовик. – Сыктывкар: КрасГИУ, 2012. – 175 с»

Постановления Конституционного Суда РФ, содержащие в себе общеобязательные толкующие нормы, рассчитанные на многократность применения и затрагивающие неопределенный круг лиц, носят прецедентный характер (прецеденты толкования) и являются источниками российского экологического права. Прецедентные акты Верховного Суда РФ (постановления Пленума Верховного Суда РФ) имеют правообразующее значение, поскольку формируют единообразное понимание и применение нормативных эколого-правовых актов, рассчитаны на неоднократное применение, имеют публичный характер, обязательны для обнародования в официальных изданиях. Прецедентные акты Высшего Арбитражного Суда РФ (постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ), касающиеся общих вопросов экологического законодательства и практики его применения, имеют нормативную природу, обеспечивают качественность выносимых судами решений по экологическим спорам, значимы для совершенствования экологического законодательства.

«Применительно к российскому экологическому праву (как отрасли научного знания, права и законодательства) признание прецедента в качестве источника права создаст благоприятные условия и предпосылки для их дальнейшего развития. Кроме того, активное внедрение элементов прецедентного права будет способствовать эффективной реализации российской правовой и экологической политики, углублению интеграции судебной системы России в международное судейское сообщество» (с. 165).

А.А. Рёрихт

2013.03.027. ВОРОНЦОВА О.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОРЧУ ЗЕМЛИ / Отв. ред. О.Л. Дубовик. - Сыктывкар: КРАСГиУ, 2012. - 175 с.

В предисловии профессор О.Л. Дубовик подчеркивает, что «юридическая ответственность является последним доводом, крайней мерой. Но, учитывая низкий уровень правосознания, правовой и экологической культуры, эта мера во многом помогает усилить охрану земель от порчи и загрязнения» (с. 4). В книге детально охарактеризованы возможности права, пресекающие совершаемые в настоящее время нарушения требований по охране земель (почв), и те средства, которыми располагают сегодня структуры, выпол-

няющие охранительные функции, для наказания правонарушителей и восстановления правопорядка, законности, справедливости и, если это достижимо, качества нарушенных земель.

О.В. Воронцова приводит данные официальной статистики о состоянии земель в России: общая площадь земельного фонда составляет 1 709,8 млн. га (по состоянию на 1 января 2010 г.), из них водной эрозии подвержено 17,8% сельхозугодий, ветровой - 8,4, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3, засоленные и солонцеватые - 20,1%. На Тюменском Севере площади оленьих пастбищ уменьшились на 12,5%, т.е. на 6 млн. га, загрязнены мазутом 30 тыс. га (с. 8).

Книга состоит из четырех глав, заключения и обширного библиографического списка, включающего 246 источников (научная литература, нормативный материал, статистические данные, судебная практика).

В первых трех главах содержится анализ ситуации с охраной земель в Российской Федерации и законодательного регулирования административной и уголовной ответственности за порчу земель, а также уровня реализации этих видов юридической ответственности. О.В. Воронцова анализирует понятия: «земля», используя для этого нормы земельного и экологического законодательства, а также позиции, выработанные доктриной; «почва», «плодородный слой» и др. Это чрезвычайно важно, поскольку и в уголовном, и в административном, и в экологическом законодательстве употребляются различные термины и понятия, зачастую являющиеся смежными, несовпадающими, противоречащими, а также отличающиеся от терминологии международных правовых актов.

Факторы, влияющие на реализацию ответственности за порчу земель: а) недостаточное применение такой санкции, как административное приостановление деятельности; б) низкая активность должностных лиц, осуществляющих земельный контроль; в) недостатки профессиональной подготовки лиц, участвующих в выявлении, пресечении и предупреждении административных нарушений; г) противоречивая судебная практика; д) пренебрежение техникой оформления протоколов об административных правонарушениях, собирания и фиксации доказательств. Эффективность реализации уголовного закона снижается из-за отсутствия единого подхода к разработке понятийно-категорийного аппарата, казуи-

стичности текста ст. 254 УК РФ «Порча земли», рассогласованности нормативных актов, раскрывающих бланкетную диспозицию нормы ст. 254 УК РФ, и др. Реализация мер гражданско-правовой ответственности затруднена невозможностью правильного подсчета ущерба и полного возмещения вреда, причиненного земле в результате порчи; отсутствием методик определения вреда, причиненного здоровью человека из-за порчи земель; отсутствием механизмов, обеспечивающих защиту требований граждан и некоммерческих организаций при подаче ими исков, и проч.

Вторая глава посвящена вопросам административной ответственности за порчу земель. Автор анализирует основание применения мер административной ответственности и элементы состава правонарушения (объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону).

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с применением мер юридической ответственности за порчу земель (плодородного слоя почвы) как одного из компонентов окружающей среды (с. 47). Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.6, выражающуюся в самовольном снятии, перемещении плодородного слоя, по ч. 2 - в его уничтожении либо в порче земли, нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для жизни и здоровья людей веществами и отходами, автор обращается к судебной практике, обращая особое внимание на перечень документов, необходимых для административного производства. Судебная практика в отношении вины юридических лиц (ст. 21. ч. 2 КоАП РФ) противоречива: «Если факт загрязнения установлен и не отрицается, то доводы юридического лица о принятии им всех необходимых мер и, как следствие, отсутствие в его действия вины, судом отклоняются» (с. 71).

Порча земли - преступление, предусмотренное ст. 254 УК РФ, которая применяется крайне редко: ежегодно регистрируется от 5 до 15 преступлений. Загрязнение, отравление, эрозия, истощение, деградация, уплотнение, захламление, а также уничтожение плодородного слоя почвы и др. - общественно опасные деяния.

Четвертая глава посвящена международному сотрудничеству и политике Европейского союза в области охраны почв. Согласно

Программе ООН по окружающей среде, почвы, подверженные различным видам деградации, занимают около трети поверхности планеты и сказываются на качестве жизни более чем 1 млрд. человек в более чем 100 странах мира. Но до сих пор не существует единого комплексного международного правового акта, содержащего рекомендации по охране почв, а регулирование на международном уровне осуществляется в различных документах.

Для разрешения накопившихся в России проблем в области охраны почв «уместно обратиться к опыту Франции - от установления общих основ правового регулирования и проведения инвентаризации загрязненных почв и местностей до установления жестких санкций за порчу земли по аналогии с Экологическим и Уголовным кодексами Франции» (с. 148).

Порча земли может стать последствием разного рода криминальных схем завладения землей и правами на нее (незаконного изменения правового режима земельного участка, оформления земли под псевдонедвижимость, незаконного проведения торгов по продаже земельного участка или права аренды либо непроведения торгов в случаях, когда это необходимо), чему способствуют отсутствие единого учета, наличие неучтенных объектов недвижимости, в том числе объектов самовольной застройки, земельных участков, образовавшихся в результате самовольного захвата земель, использования земель без правоустанавливающих документов.

А.А. Рёрихт

2013.03.028. КИЛМАНИ Н. СОВМЕСТНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ. KILMANI N. A collaborative approach to invironmental governance in East Africa // Law, environmental and development j. - Oxford, 2010. -Vol 6, N 2. - P. 200-214.

Автор статьи Николас Килмани - кандидат наук Австралийского национального университета, старший преподаватель школы бизнеса Международного университета США, научный сотрудник Центра исследования предложений по устойчивому развитию

В последние годы все чаще заходит речь о необходимости создания оптимальных экологических механизмов для решения жизненно важных проблем охраны окружающей среды. В Африке, так же как и в других частях развивающегося мира, активную дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.