Научная статья на тему '2013.02.018. РИДАУРА МАРТИНЕС М.Х. РЕФОРМА СТ. 135 КОНСТИТУЦИИ ИСПАНИИ: МОГУТ ЛИ РЫНКИ ЛОМАТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНСЕНСУС? RIDAURA MARTÍNEZ M.J. LA REFORMA DEL ARTíCULO 135 DE LA CONSTITUCIóN ESPAñOLA: ¿ PUEDEN LOS MERCADOS QUEBRAR EL CONSENSO CONSTITUCIONAL? // UNED: TEORíA Y REALIDAD CONSTITUCIONAL . – MADRID , 2012. – N 29. – P. 237–260'

2013.02.018. РИДАУРА МАРТИНЕС М.Х. РЕФОРМА СТ. 135 КОНСТИТУЦИИ ИСПАНИИ: МОГУТ ЛИ РЫНКИ ЛОМАТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНСЕНСУС? RIDAURA MARTÍNEZ M.J. LA REFORMA DEL ARTíCULO 135 DE LA CONSTITUCIóN ESPAñOLA: ¿ PUEDEN LOS MERCADOS QUEBRAR EL CONSENSO CONSTITUCIONAL? // UNED: TEORíA Y REALIDAD CONSTITUCIONAL . – MADRID , 2012. – N 29. – P. 237–260 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – ИСПАНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.02.018. РИДАУРА МАРТИНЕС М.Х. РЕФОРМА СТ. 135 КОНСТИТУЦИИ ИСПАНИИ: МОГУТ ЛИ РЫНКИ ЛОМАТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНСЕНСУС? RIDAURA MARTÍNEZ M.J. LA REFORMA DEL ARTíCULO 135 DE LA CONSTITUCIóN ESPAñOLA: ¿ PUEDEN LOS MERCADOS QUEBRAR EL CONSENSO CONSTITUCIONAL? // UNED: TEORíA Y REALIDAD CONSTITUCIONAL . – MADRID , 2012. – N 29. – P. 237–260»

практики свидетельствует о «содержательной конвергенции и организационном скрещивании» (с. 26). Характерной чертой современного конституционализма автор считает не формальное, а именно содержательное и организационное соединение, сращивание различных правопорядков.

Автор исследует также вопрос о единстве правопорядка в условиях конституционализации, который предполагает наличие связи между правовыми нормами и принципами, в том числе и особенно применительно к ситуации формирования специальных договорных режимов в отдельных областях правового регулирования, т.е. о фрагментизации права. В статье показано, что такого рода специализация действительно создает некие проблемы конфликта норм и порождает необходимость координации норм различного уровня, но не исключает возрастания роли общих норм и принципов, демонстрирующих зрелость международного правопорядка.

Вопросы автономии правопорядков и, прежде всего, европейского правопорядка в статье рассматриваются на основе критического анализа этатистской (Кельзен, Харт) и наднациональной (Ориу, Романо, Монако) трактовок. По мнению Петерс, еще предстоит продумать корреляцию конституционализации международной организации с автономией ее правопорядка. В современном дискурсе «автономия» выступает как замещающее «суверенитет» понятие. Автор полагает, что автономия в теоретико-правовом или догматико-правовом смысле не должна рассматриваться как коррелят конституции.

Г.Н. Андреева

2013.02.018. РИДАУРА МАРТИНЕС М.Х. РЕФОРМА СТ. 135 КОНСТИТУЦИИ ИСПАНИИ: МОГУТ ЛИ РЫНКИ ЛОМАТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНСЕНСУС?

RIDAURA MARTÍNEZ M.J. La reforma del artículo 135 de la Constitución española: ¿ Pueden los mercados quebrar el consenso constitucional? // UNED: Teoría y realidad constitucional. - Madrid, 2012. -N 29. - P. 237-260.

Профессор конституционного права Университета Валенсии Мария Хосефа Ридаура Мартинес анализирует содержание изменений, внесенных в ст. 135 Конституции Испании, посвященную государственным займам и кредитам. В результате конституционной

реформы были не только усилены содержавшиеся в статье положения, но и инкорпорированы и подняты до уровня конституционного принципа положения, которые ранее регулировались коммуни-тарным правом, а также национальным органическим и текущим законодательством. Речь идет о принципе обеспечения финансовой стабильности в условиях выпуска государственных займов и получения кредитов, т.е. о классическом принципе, который был сформулирован финансовой наукой еще в XVIII в. и который получил новое наполнение благодаря неолиберализму. В Европе возрождение интереса к урегулированию данного принципа произошло в рамках европейской интеграции. Принцип стабильности является фундаментальной осью экономической политики ЕС в бюджетных вопросах, он был материализован в ст. 104 Договора о Европейском союзе, согласно которой государства-члены должны предотвращать чрезмерный дефицит публичных средств. Этот принцип был подтвержден в Амстердамском договоре 1997 г. и содержится в настоящее время в ст. 126 Договора о функционировании ЕС 2007 г., в формулировке, усиленной Европейским парламентом. По Маастрихтскому договору фундаментом финансового строения Союза стал принцип ограничения дефицита и долга, в протоколе к Договору был зафиксирован максимальный предел в 3% ВВП как условие для введения единой европейской валюты. Однако это стало не только условием для введения евро: государства и далее должны были поддерживать дефицит бюджета ниже 3% ВВП для того, чтобы обеспечить стабильность европейской валюты. Данный принцип был закреплен в целом ряде актов ЕС, и для его реализации были создана серия превентивных механизмов, а также корректирующих средств на случай невыполнения указанных обязательств государствами-членами (в частности, разработка государствами-членами программ стабильности с определением сроков устранения чрезмерного дефицита). В условиях тяжелого экономического и финансового кризиса была проведена дальнейшая ревизия соответствующих положений Договора, поскольку с проблемой чрезмерного дефицита столкнулось большинство государств-членов. Договор о функционировании ЕС 2007 г. выдвинул в качестве руководящих принципов деятельности государств-членов и Союза стабильные цены, здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, стабильный платежный баланс (ст. 119.3). Статья

129 подкрепляет обязательство государств-членов по предотвращению чрезмерного дефицита бюджета, предоставляя Европейской комиссии полномочие наблюдать за развитием бюджетной ситуации и уровнем публичного долга государств-членов, а также предусматривая применение ряда средств в случае невыполнения обязательств.

В испанский правопорядок этот принцип права ЕС был инкорпорирован в результате принятия Закона 18/2001 от 12 декабря 2001 г. Для национального права принцип бюджетной стабильности имеет «двойную конфигурацию». В отношении публичных агентов (администрации государства, органов социального обеспечения, местных и автономных сообществ) он мыслится как ситуация равновесия или излишка в рамках экономического цикла, способность финансирования в соответствии с европейскими и национальными требованиями и в условиях, установленных для каждой публичной администрации. Этот аспект пока не вызвал споров. В отношении коммерческих публичных организаций, торговых организаций и других лиц публичного права, связанных с публичной администрацией или зависящих от нее, он понимается как бюджетная стабильность равновесия финансового положения. Соответственно, данный аспект сопрягается с принципом независимости автономных и местных сообществ Испании и был оспорен с точки зрения его нарушения. Конституционный суд в своем решении 134/2011 от 20 июля 2011 г. указал, что применение законодательства о бюджетной стабильности не нарушает автономию данных сообществ. Затем эта доктрина была подтверждена еще в шести решениях в течение 2011 г., большей частью, правда, принятых уже после изменения ст. 135 Конституции Испании, что фактически является «укреплением нового канона конституционности».

Идея конституционной реформы ст. 135 обосновывалась ее инициаторами только экономическими и политическими соображениями: включение соответствующего конституционного положения для укрепления веры в средне- и долгосрочную стабильность испанской экономики в ситуации глубокого и долгого кризиса. Реформа должна гарантировать начала бюджетной стабильности, связывая данным обязательством публичную администрацию; подтвердить компромисс Испании с ЕС и в то же время обеспечить экономическую и социальную преемственность для

страны. Это призваны обеспечить следующие юридические формулировки. Во-первых, новая редакция ст. 135 присоединяет к предмету ее регулирования подчинение всех органов публичной администрации принципу бюджетной стабильности (ч. 1 ст. 135 Конституции Испании). Во-вторых, устанавливается запрет как государству, так и автономным сообществам создавать структурный дефицит, превышающий границы, установленные ЕС для государств-членов. Местные сообщества в свою очередь должны обеспечивать бюджетное равновесие (ч. 2 ст. 135 Конституции). В-третьих, применительно к правительству сохранено положение о необходимости для выпуска государственных займов и получения кредита разрешения, установленного законом, теперь это положение распространено и на автономные сообщества, а общая совокупность государственных долгов всех администраций не может превышать предел, установленный Договором о функционировании ЕС, а именно 60% ВВП. Ранее в данной статье относительно кредитов, предназначенных для выплаты процентов и сумм, связанных с обслуживанием государственного долга, содержалось положение о том, что они всегда включаются в расходную часть бюджета. В новой редакции оплата этих кредитов имеет абсолютный приоритет, что отмечается в статье как нововведение, не имеющее аналогов в сравнительном конституционном праве. В-четвертых, в конституционное регулирование заложена и определенная возможность «маневра», поскольку перечислены условия, при которых допустимо отклонение от указанного предела (стихийное бедствие, которому государство не в силах противостоять; экономический спад и др.), наличие данных исключений должно быть подтверждено абсолютным большинством депутатов Конгресса. В-пятых, должен быть издан Органический закон об определении пределов структурного дефицита и объема государственного долга. В Конституции установлен круг вопросов, которые должен урегулировать этот акт: определить пределы дефицита для различных публичных администраций, причины возможного превышения, формы и сроки исправления отклонений, методологию и процедуру вычисления структурного дефицита, ответственность органов публичной администрации в случае невыполнения обязанности по поддержанию бюджетной стабильности.

В статье значительное место уделено критическому разбору процедуры проведения конституционной реформы по ст. 135 Конституции Испании. Автор считает процедуру спорной. Реформа, по его мнению, осуществлялась торопливо, на основе решения двух доминирующих политических сил, без учета мнения других парламентских групп, по срочной парламентской процедуре в одно чтение и без проведения референдума; исключительные интересы рынков не оправдывают реформу Конституции, которая приносит им в жертву конституционное согласие.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.