Научная статья на тему '2013.02.017. ПЕТЕРС А. ПРАВОВЫЕ ПОРЯДКИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ: К НОВОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ СВЯЗЕЙ. PETERS A. RECHTSORDNUNGEN UND KONSTITUTIONALISIERUNG: ZUR NEUBESTIMMUNG DER VERHäLTNISSE // ZEITSCHRIFT FüR ÖFFENTLICHES RECHT. – HEIDELBERG, 2010. – N 65. – S. 3–63'

2013.02.017. ПЕТЕРС А. ПРАВОВЫЕ ПОРЯДКИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ: К НОВОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ СВЯЗЕЙ. PETERS A. RECHTSORDNUNGEN UND KONSTITUTIONALISIERUNG: ZUR NEUBESTIMMUNG DER VERHäLTNISSE // ZEITSCHRIFT FüR ÖFFENTLICHES RECHT. – HEIDELBERG, 2010. – N 65. – S. 3–63 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.02.017. ПЕТЕРС А. ПРАВОВЫЕ ПОРЯДКИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ: К НОВОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ СВЯЗЕЙ. PETERS A. RECHTSORDNUNGEN UND KONSTITUTIONALISIERUNG: ZUR NEUBESTIMMUNG DER VERHäLTNISSE // ZEITSCHRIFT FüR ÖFFENTLICHES RECHT. – HEIDELBERG, 2010. – N 65. – S. 3–63»

то и в этом случае принимаемые решения представляют собой значительное новшество в судебной практике (с. 152).

В заключение статьи автор указывает, что для того чтобы оценить значение новой процедуры «приоритетного вопроса о конституционности», введенной во Франции в результате конституционной реформы 2008 г., требуется время и значительная судебная практика. В целом же важность факта оценки правовых норм с точки зрения их конституционности при их применении к конкретному лицу не может быть подвергнута сомнению.

В. В. Маклаков

2013.02.017. ПЕТЕРС А. ПРАВОВЫЕ ПОРЯДКИ И КОНСТИТУ-ЦИОНАЛИЗАЦИЯ: К НОВОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ СВЯЗЕЙ. PETERS A. Rechtsordnungen und Konstitutionalisierung: Zur Neubestimmung der Verhältnisse // Zeitschrift für Öffentliches Recht. -Heidelberg, 2010. - N 65. - S. 3-63.

В статье профессора юридического факультета Базельского университета (Швейцария) Анне Петерс проанализированы определения правопорядка, разработанные в теории права (Кельзена, Харта, Романо и др.), а также в международном и европейском праве (Гентц, Брунс, Дельбрюк, Булль и др.). Под правопорядком автор понимает «порядок через право» или «организованное право». Определение правопорядка включает два аспекта: нормативный и систематический. Нормативный аспект является материальным и переходным: нечто содержательно организуется посредством права. Систематический аспект - формальный и рефлексивный: право самоупорядочивается. Оба аспекта находятся во взаимодействии.

Конституционализация права вообще и, в частности, международного права относится как к нормативному, так и систематическому аспектам правопорядка. Само понятие «конституционализация» является в настоящее время объектом широкой дискуссии, а разнообразие высказанных в ее ходе мнений отражает множественность представлений о конституции и конституционализме. Вместе с тем общим в этой дискуссии является то, что берется под сомнение понимание международного права как «конституционно нейтральной полосы». В данной работе понятие «конституциона-лизация» используется для краткого обозначения двустороннего

процесса формирования конституционного права и расширения конституционализма как интеллектуального течения.

В статье обосновывается идея формирования глобального конституционного права, под которым понимается совокупность международных правил и принципов, настолько важных, что они именуются «конституционными» или действуют наподобие конституции. В качестве конституционного права в международном праве должны признаваться только такие основные нормы и структуры, которые выполняют типичные конституционные функции. К их числу автор относит символическую функцию, функцию определения, организационную и регулятивную функции конституционного права. Поскольку в международном праве имеются нормы и принципы, которые прямо эти функции выполняют (хотя, по оговорке автора, часто только в рудиментарной форме), эти нормы могут рассматриваться как глобальное конституционное право и как конституционное право в международном праве. В работе специально выделены и проанализированы следующие «конституцио-нализирующие элементы» в международном праве: нормативный индивидуализм (автор рассматривает физических лиц в качестве участников международного права, наделенных все расширяющимся кругом прав по международным актам); реконструкция государственного суверенитета (речь идет о смене парадигмы международного права, т.е. вытеснении принципа государственного суверенитета принципом гуманности и сохранении его только в онтологическом смысле, как основы горизонтальной системы взаимного уважения государств); основные конституционные ценности (права человека, защита окружающей среды и свободная торговля и др.); демократизация международного права; конституционали-зация как компенсация (экспорт в международное право некоторых конституционных принципов из различных правопорядков для восполнения имеющегося там «дефицита»).

Отношения между международно-правовым правопорядком, европейским правопорядком и правопорядками государств - членов ЕС описаны с использованием различных уровней анализа. Автор показывает, что формально-юридически продолжают действовать правила, выработанные в рамках монистической и дуалистической моделей отношений между международным и внутригосударственным правом. Однако теоретический анализ этих отношений и

практики свидетельствует о «содержательной конвергенции и организационном скрещивании» (с. 26). Характерной чертой современного конституционализма автор считает не формальное, а именно содержательное и организационное соединение, сращивание различных правопорядков.

Автор исследует также вопрос о единстве правопорядка в условиях конституционализации, который предполагает наличие связи между правовыми нормами и принципами, в том числе и особенно применительно к ситуации формирования специальных договорных режимов в отдельных областях правового регулирования, т.е. о фрагментизации права. В статье показано, что такого рода специализация действительно создает некие проблемы конфликта норм и порождает необходимость координации норм различного уровня, но не исключает возрастания роли общих норм и принципов, демонстрирующих зрелость международного правопорядка.

Вопросы автономии правопорядков и, прежде всего, европейского правопорядка в статье рассматриваются на основе критического анализа этатистской (Кельзен, Харт) и наднациональной (Ориу, Романо, Монако) трактовок. По мнению Петерс, еще предстоит продумать корреляцию конституционализации международной организации с автономией ее правопорядка. В современном дискурсе «автономия» выступает как замещающее «суверенитет» понятие. Автор полагает, что автономия в теоретико-правовом или догматико-правовом смысле не должна рассматриваться как коррелят конституции.

Г.Н. Андреева

2013.02.018. РИДАУРА МАРТИНЕС М.Х. РЕФОРМА СТ. 135 КОНСТИТУЦИИ ИСПАНИИ: МОГУТ ЛИ РЫНКИ ЛОМАТЬ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНСЕНСУС?

RIDAURA MARTÍNEZ M.J. La reforma del artículo 135 de la Constitución española: ¿ Pueden los mercados quebrar el consenso constitucional? // UNED: Teoría y realidad constitucional. - Madrid, 2012. -N 29. - P. 237-260.

Профессор конституционного права Университета Валенсии Мария Хосефа Ридаура Мартинес анализирует содержание изменений, внесенных в ст. 135 Конституции Испании, посвященную государственным займам и кредитам. В результате конституционной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.