В качестве примера растущей за счет иностранных инвестиций компании автор приводит компанию «Energías de Portugal» (EDP), которая является одним из объектов проводимой португальским правительством программы приватизации. Наибольшую активность проявляют в Португалии китайские инвесторы. Так, в декабре 2011 г. китайская компания «China's Three Gorges» (CTG) выиграла тендер по приобретению 21,35% акций EDP за 2,7 млрд. евро. По мнению автора, китайцев интересует не столько сама EDP, сколько такие возможности ее потенциального роста, как возобновляемые источники электроэнергии, на долю которых приходится значительная часть производства электроэнергии компании, и дочерние предприятия в Бразилии (EDP служит для инвесторов воротами в Бразилию и, в меньшей степени, в США и Испанию). Оценив данные преимущества, CTG выплатила EDP премию в размере 48% сверх рыночной стоимости акций, опередив конкурентов из Германии и Бразилии, и предоставила ей кредитную линию в 2 млрд. евро. Последний факт особенно важен для EDP, учитывая ее огромную (2,5 млрд. евро) задолженность, срок погашения которой истекает в 2016 г. (с. 104).
Среди других объектов запланированной приватизации -авиалиния «TAP», аэропорт «ANA» и некоторые другие предприятия. Как считает Ф. Мур, «успех приватизационной программы будет во многом зависеть от того, в какой мере иностранные инвесторы сумеют оценить преимущества Португалии как кратчайшего пути в Южную Атлантику» (с. 104).
Е.Е. Луцкая
2013.02.013. УИЛСОН Э. ЭКОНОМИКА ГРУЗИИ ДО И ПОСЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2012 г.
WILSON E. Georgia's success story may have sting in its tale // Euro-money. - L., 2012. - Vol. 43, N 518. - P. 149-152.
В статье обобщаются достижения и анализируются проблемы Грузии в сфере экономики и экономической политики после обретения независимости (в начале 1990-х годов) и оцениваются перспективы ее развития после победы на парламентских выборах в октябре 2012 г. политической коалиции «Грузинская мечта», возглавляемой Б. Иванишвили.
Сегодня Грузия представляет собой финансовый и торговый центр всего кавказского региона. Экономика страны с развитым частным сектором характеризуется открытостью, прозрачностью, незначительным (по сравнению с периодом пребывания в СССР) уровнем коррупции. Главные цели экономической политики страны заключаются в развитии сильного частного, особенно банковского, бизнеса, туризма, транзитного центра торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами; в реализации долгосрочной пенсионной реформы, а также в развитии рынка капитала, который обеспечит условия для доступа мелких и средних предприятий (МСП) на тбилисскую фондовую биржу.
За анализируемый период Грузия быстро превратилась из отсталой страны с высоким уровнем коррупции и разветвленной мафиозной сетью в страну свободного частного бизнеса, занимающую 16-е место в мире по возможностям создания новых предприятий. Автор считает неоспоримыми заслуги М. Саакашви-ли, избранного президентом в 2003 г. после «революции роз», в осуществлении курса на снижение роли государства в экономике. Согласно Закону об экономической свободе (Economic liberty act), принятому в июле 2011 г., государство не должно контролировать более 30% производства продукции (с. 149).
В статье приводятся высказывания многих официальных лиц в поддержку данного курса. Так, по словам мэра Тбилиси Г. Угула-вы, политика Грузии состоит в том, чтобы «не инвестировать государственные деньги в те области экономики, где частный сектор может действовать лучше. В последние годы мы отменили 200 лицензий и других ограничений для бизнеса и сократили число налогов с 21 до 6» (с. 150). Заслугой правительства является построение стабильной экономики в регионе, «традиционно раздираемом конфликтами и хаосом». Темп роста ВВП составил 6,3% в 2010 г. и 6,8% в 2011 г., причем в последнем квартале 2011 г. он равнялся в годовом исчислении 8,8% (с. 150).
Главными двигателями экономического роста Грузии являются гидроэнергетика, туризм и банковский сектор. Производство электроэнергии в последние три года удвоилось благодаря значительным капиталовложениям в гидроэнергетические проекты. В ближайшие несколько лет планируется вложить еще 5 млрд. долл. в строительство 42 новых энергосооружений. Грузия потреб-
ляет 18% производимой ею электроэнергии, остальное экспортируется в Россию. О росте туризма свидетельствуют следующие цифры: число туристов возросло с 700 тыс. в 2007 г. до 2,8 млн. в 2011 г. (включая бизнес-туризм).
Банковский сектор страны, заслуживающий особого внимания, стоит на пороге трансформации и консолидации. В настоящее время в Грузии функционирует явно излишнее количество небольших банков, возникших на волне «свободы предпринимательства» в конце 1990-х годов. Некоторые банки с тех пор исчезли с рынка, другие, столкнувшись с проблемами выживания, видят для себя единственный выход в слиянии с более крупными кредитными учреждениями. Правительство страны заинтересовано в развитии нового поколения банков, способных конкурировать с двумя крупнейшими лидерами сектора - «Bank of Georgia» (BoG) и Банк TBC, на долю которых приходится соответственно 35 и 20% банковского бизнеса страны, а вместе они контролируют 55% рынка (с. 150).
BoG уже получил весьма успешный листинг на Лондонской бирже, TBC намеревается это сделать в ближайшее время. Однако в долгосрочном плане эти коммерческие банки придерживаются различной стратегии. Если BoG сосредоточен в основном на экспансии в пределах отечественного рынка, то ТВС стремится к широкой диверсификации как в географическом, так и в продуктовом отношении. Исторически ТВС занимался преимущественно обслуживанием корпоративного бизнеса, однако в настоящее время его цель состоит в превращении в универсальный банк. Он активно развивает филиальную сеть в сфере розничных банковских услуг с упором на управление активами богатых клиентов. ТВС является единственным иностранным банком, получившим доступ на рынок розничных банковских услуг в Азербайджане. Попытки банка обосноваться в банковском секторе Украины и Белоруссии пока не реализованы из-за сильной иностранной конкуренции.
Государственная финансово-экономическая политика нацелена на создание благоприятной среды как для функционирования отдельных финансовых институтов, так и для рынка капитала в целом. По словам председателя Национального банка Грузии (National Bank of Georgia, NBG) Г. Кадакидзе, Грузия «нуждается в либеральном банковском регулировании... Никаких разграничений в подходе к резидентам и нерезидентам. Если ваш банк имеет хо-
рошую репутацию и хорошо управляется, то вы приветствуемы в Грузии» (с. 151). Следующая долгосрочная цель - превращение Грузии в региональный финансовый центр и центр частного банкинга.
Однако реализация этих амбиций наталкивается на множество ограничений, из которых наиболее важными являются создание тбилисской фондовой биржи и осуществление давно запланированной пенсионной реформы. Без последней невозможна трансформация рынка капитала.
Внешне благоприятный, по мнению автора, «политико-экономический ландшафт» Грузии круто изменился в разгар предвыборной кампании и особенно после победы на выборах коалиции, возглавляемой Б. Иванишвили. Политическое противостояние последнего с президентом М. Саакашвили выявило скрытые изъяны официальной системы управления. Б. Иванишвили, самый богатый человек Грузии (журнал «Forbes» оценивает его состояние в 6,4 млрд. долл.), справедливо обвинил президента в том, что тот сосредоточил в своих руках всю полноту политической власти, ослабил роль парламента и судебной системы и практически свел на нет роль премьер-министра. По словам И. Аласания, соратника Б. Иванишвили, действующий президент «управляет Грузией как своим феодальным поместьем» (с. 152).
В ответ на критику со стороны оппонентов М. Саакашвили развернул кампанию по запугиванию и дискредитации своих противников, в том числе Б. Иванишвили. Дважды полиция совершала рейдерские набеги на контролируемый им банк «Cartu Bank» под предлогом расследования фактов отмывания денег и финансирования политической партии (в первом случае была конфискована наличность в сумме 2 млн. долл. и 1 млн. евро, во втором - наложен штраф в 500 тыс. долл.). Подобные действия со стороны властей не могли не сказаться на деятельности данного банка, испытавшего значительный отток депозитов и вызвавшего ухудшение общего политико-экономического климата в стране.
Б. Иванишвили и его сторонники не ставят своей целью коренным образом изменить экономический курс Грузии. Задачи новой власти состоят в том, чтобы сделать судебную систему более независимой; усилить роль парламента; реструктурировать экономику с особым упором на перестройку сельского хозяйства; содей-
2013.02.014-015
ствовать развитию МСП, доступного здравоохранения и образования; провести реформу пенсионной системы; ликвидировать бедность.
Е.Е. Луцкая
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
2013.02.014-015. НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК В ОБЛАСТИ КЛИМАТА. (Сводный реферат).
2013.02.014. SARGL M., WOLFSTEINER A., WITTMANN G. Weltklimaordnung: Emissionshandel zwischen Staaten mit schrittweiser Klimagerechtigkeit // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2011. - Jg. 91, N 10. - S. 704-711.
2013.02.015. LIPPELT J. Kurz zur Klima: Nationale Anpassungsstrategien an den Klimawandel in Europa // IFO-Schnelldienst. - München, 2012. - Jg. 65, N 7. - S. 38-40.
В статьях представлены модель нового международного порядка в области климата (014) и национальные стратегии приспособления к изменению климата (015).
Принятый в 1997 г. Киотский протокол предусматривает, что промышленно развитые страны (ПРС) должны до 2012 г. снизить выбросы парниковых газов (ПГ) на 5,2% по сравнению с 1990 г. При этом для отдельных стран установлены различные обязательства по снижению. Так, ЕС обязался снизить выбросы на 8% (014, с. 704).
В 2009 г. в Копенгагене планировалось заключить следующее соглашение по климату, но не были согласованы обязательные нормы по снижению выбросов ПГ. В результате делегаты из 25 стран, в том числе из США, Японии, Китая, Индии и Германии, подписали так называемое «Копенгагенское соглашение», в котором поставлена задача ограничить повышение температуры на планете двумя градусами по Цельсию (014, с. 704). ПРС должны были к тому же до конца января 2010 г. письменно подтвердить свои добровольные обязательства по защите климата. «Копенгагенское соглашение» было принято участниками лишь к сведению, поскольку эта политическая декларация не имеет юридической силы.
На 16-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в декабре 2010 г. в Канкуне (Мексика) опять