Научная статья на тему '2014. 01. 017. Папава В. Главные вызовы среднесрочного развития экономики Грузии. Papava V. The main challenges of "post-rosy" Georgia’s medium term economic development. - mode of access: http://gfsis. Org/ media/download/library/articles/papava/Papava_The_Main_Challenges_ of_post-rosy_economic_development. Pdf'

2014. 01. 017. Папава В. Главные вызовы среднесрочного развития экономики Грузии. Papava V. The main challenges of "post-rosy" Georgia’s medium term economic development. - mode of access: http://gfsis. Org/ media/download/library/articles/papava/Papava_The_Main_Challenges_ of_post-rosy_economic_development. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 017. Папава В. Главные вызовы среднесрочного развития экономики Грузии. Papava V. The main challenges of "post-rosy" Georgia’s medium term economic development. - mode of access: http://gfsis. Org/ media/download/library/articles/papava/Papava_The_Main_Challenges_ of_post-rosy_economic_development. Pdf»

скую поддержку организаций, помогающих развитию бизнеса, а в перспективе нацеленный на установление деловых контактов и привлечение инвестиций из Европы. Программа улучшения менеджмента и консультационных бизнес-услуг (Turn around management and business advisory services, TAM-BAS), учрежденная ЕБРР, с бюджетом в 10 млн евро и направленная на стимулирование устойчивого развития, охватывает 600 малых и средних предприятий в странах ВП. В рамках этих программ предприятия в течение 24 месяцев консультируют иностранные эксперты в области структурных изменений, внедрения новых технологий и развития новых навыков у менеджеров высшего звена.

Очевидно, что ЕС в рамках ВП активно помогает странам-участникам в процессе трансформации их экономик, поддерживая демократические и экономические реформы для достижения стабильного развития, роста благосостояния граждан, формированию гражданского общества.

О.Н. Пряжникова

2014.01.017. ПАПАВА В. ГЛАВНЫЕ ВЫЗОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГРУЗИИ.

PAPAVA V. The main challenges of «post-rosy» Georgia's medium term economic development. - Mode of access: http://gfsis.org/ media/download/library/articles/papava/Papava_The_Main_Challenges_ of_Post-Rosy_Economic_Development.pdf

Директор Центра прикладных экономических исследований при Грузинском фонде стратегических и международных исследований (Georgian foundation for strategic and international studies, GFSIS) анализирует особенности экономического развития Грузии с момента завоевания независимости и перспективы среднесрочного развития ее экономики.

За более чем 20-летний период после завоевания независимости (1990) грузинская экономика подверглась значительным преобразованиям. Первые годы были особенно сложными - переход от командной экономики к экономике рыночного типа сопровождался серьезными ошибками в экономической политике. В итоге в 1993 г. ВВП страны упал до 30,73% от уровня 1990 г.; годовая инфляция в 1994 г. достигла 7,84%. По мнению ряда специалистов, посткоммунистическая трансформация грузинской экономики представляла

собой движение от плановой экономики к гиперинфляции. Успешные валютная (1995) и другие реформы, поддержанные международными финансовыми институтами, способствовали достижению макроэкономической стабильности и росту ВВП в 1996-1997 гг. на 24% (с. 2).

Основными причинами, приведшими к серьезному бюджетному и энергетическому кризису в начале 2000-х годов, являются российский финансово-экономический дефолт 1998 г., ошибки в реформировании экономики Грузии и распространение коррупции. К 2003 г. 52% грузинского населения находилось за официальной чертой бедности (с. 3).

После «революции роз» (ноябрь 2003 г.) в Грузии был осуществлен ряд важных «неолиберальных реформ», позволивших преодолеть кризисное состояние экономики. В их числе: реформы, направленные на борьбу с коррупцией; принятие нового налогового кодекса, имевшего своим следствием снижение налоговой нагрузки на бизнес; реформы в сфере трудового законодательства и др. Вместе с тем, отмечается в статье, при авторитарном режиме М. Саакашвили наблюдались случаи нарушения прав собственности; усилились доминирующие позиции в экономике крупных монополий; при отсутствии массовой коррупции непропорционально большие размеры приобрела коррупция в среде элиты. Специалисты, исследовавшие экономику Грузии в 2000-х и начале 2010-х годов, описывают ее как «неолиберальную фантазию», «авторитарный либерализм», «симбиоз неолиберализма и необольшевизма» (с. 3).

В последние годы правления М. Саакашвили Грузия, дистанцировавшись от первоначально принятой европейской модели экономического развития, начала развивать модель консюмеризма, т.е. фактически вступила на путь «сингапуризации» экономики. Современная грузинская экономика базируется в большей степени на стимулировании потребления, а не роста производства, что, по мнению автора, имеет негативные последствия. Согласно имеющимся данным, общий объем государственного и частного потребления составляет 90% ВВП. Импорт страны в 3 раза превышает ее экспорт. При этом 22% экспорта составляют автомобили, импортированные с целью реэкспорта в соседние страны, и 8% - металлолом. Существенный разрыв между экспортом и импортом при сла-

бом развитии реального сектора свидетельствует об экономической отсталости Грузии. Рост потребления при такой модели осуществляется за счет притока денег из-за рубежа. В первые годы после «революции роз» это были в основном прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и денежные переводы родственников грузинских граждан - более 1 млн грузин, проживающих в настоящее время за границей, ежегодно переводят в Грузию через банковскую систему более 1 млрд долл. (с. 4). Львиная доля ПИИ вкладывалась в сектор недвижимости, способствуя развитию жилищного бума и надуванию «финансового пузыря». При низком уровне сбережений в стране главным источником кредитных средств коммерческих банков были заимствования на европейских финансовых рынках. Таким образом, возросший приток иностранного капитала в Грузию после «революции роз» способствовал формированию нового потребительского спроса, но не оказывал заметного воздействия на рост обрабатывающей промышленности, способной удовлетворить этот спрос.

С началом глобального финансового кризиса в 2008 г. ПИИ в Грузию резко упали. Российско-грузинская война (август 2008 г.) также была одной из причин ухудшения экономического положения страны. Однако Грузия пережила мировой кризис относительно спокойно, благодаря финансовой помощи в размере 5,8 млрд долл., полученной ею от международных институтов (с. 4).

Из-за слабого развития реального сектора экономики уровень безработицы в Грузии в кризисные и посткризисные годы был довольно высок - 13-15% (по официальным данным). Однако по данным социологических обследований, 70% опрошенных называли себя безработными. Это объясняется тем, что 50-57% рабочей силы - это самозанятые, и их низкие доходы не дают им оснований считать свою работу занятостью. Свыше 80% самозанятых работают в сельском хозяйстве. На аграрный сектор приходится 54% всей рабочей силы и только 8% ВВП, что свидетельствует о кризисном состоянии этой отрасли. Показательно, что 80% основных пищевых продуктов импортируется; при этом вместе с продуктами в страну завозится и «агфляция» (рост цен на продовольствие, присущий современным мировым аграрным рынкам). Неудивительно, что при таком уровне развития производства 40% населения страны живет

ниже черты бедности, а 64% самозанятых имеют доход ниже прожиточного минимума (по данным на 2008 г.) (с. 5).

После победы на выборах в октябре 2012 г. коалиции «грузинская мечта» во главе с Б. Иванишвили экономические условия в стране коренным образом изменились. Сценарий развития, соответствующий модели консюмеризма, теперь не имеет какого-либо шанса на реализацию. Новое правительство сосредоточилось на развитии реального сектора экономики одновременно с социальной поддержкой бедных слоев населения. Главными принципами провозглашены: ускорение сближения с ЕС, введение системы антимонопольного регулирования, защита прав потребителей по европейскому образцу. Государственное антимонопольное регулирование в сочетании с практикой невмешательства (в том числе неофициального) правительства в дела бизнеса будут содействовать развитию конкуренции в грузинской экономике.

Грузия, по мнению автора, заключит Соглашение о свободной торговле (Free trade agreement, FTA) c ЕС самое позднее к 2014 г. Само по себе это событие повысит привлекательность страны для иностранных частных инвестиций. К преимуществам Грузии относятся такие факторы, как относительно низкая, по сравнению со странами ЕС, стоимость рабочей силы, упрощенная система регистрации бизнеса и относительно низкий уровень налогов, что в совокупности при благоприятных условиях будет служить стимулом для создания новых рабочих мест. Получив доступ на европейские рынки сбыта своих товаров высокой обработки, Грузия сможет экспортировать эти товары и в Турцию, которая присоединилась к FTA в 2008 г. Данный сценарий развития грузинской экономики, базирующийся на заключении FTA с ЕС и последующем росте экспорта, автор считает абсолютно реалистичным (с. 6). Соглашение о режиме свободной торговли с США будет заключено, очевидно, не ранее 2020 г., поскольку переговоры еще не начинались. Соответственно вплоть до этой даты соглашение не скажется на развитии грузинской экономики.

Что же касается полномасштабных торговых отношений с Россией, то их перспективы, по мнению автора, трудно предсказуемы, так как определяются в большей мере политическими, а не экономическими соображениями. Тот факт, что обе страны входят во Всемирную торговую организацию (ВТО), не является доста-

точным условием для развития взаимной торговли. Следовательно, фактор торговли с Россией не может быть учтен при среднесрочном прогнозировании экономического роста Грузии.

Основываясь на описанном сценарии, автор определяет среднегодовой темп экономического роста в Грузии в течение 20132020 гг. в промежутке от 5 до 10%. Пессимистический прогноз (5%) опирается на предположение об ухудшении глобальной экономической обстановки (углубление кризиса), а оптимистический (10%) построен на допущении, что глобальная экономика вступит в период стабильного роста. Предполагается, что среднедушевой доход в Грузии к 2020 г. превысит уровень 2011 г. в 2,3 раза, составив 7,37 долл. против 3,20 долл. в 2011 г. (с. 7).

Согласно прогнозу, наиболее высокие темпы роста ожидаются в тех отраслях, где Грузия обладает сравнительными преимуществами. К ним относятся: транспортировка энергоресурсов; сельское хозяйство и пищевая промышленность; производство гидроэлектроэнергии; туризм. Именно в этих отраслях будет отмечаться наибольший приток инвестиций.

В заключение автор отмечает, что основные двигатели экономического роста Грузии - развитие реальной экономики, принятие трудового законодательства по европейскому образцу и проведение соответствующей социальной политики - будут содействовать улучшению качества жизни грузинских граждан.

Е.Е. Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.