№ 1(49), 2007 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ
Г" X
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Л
ЭКОНОМИКА «РОЗОВОЙ» ГРУЗИИ: РАСЦВЕТ ИЛИ УВЯДАНИЕ?
Сергей СМИРНОВ
независимый исследователь (Алматы, Казахстан)
Благодаря защищенному рынку чая и вин, привлекательности своих черноморских курортов Грузия была одной из самых процветающих советских республик. Развал СССР, последовавшее за «парадом суверенитетов» открытие бывшими союзными республиками своих границ для широкого импорта и войны внутри страны привели к тому, что экономические показатели Грузии стремительно «покатились» вниз. Однако в последние годы ситуация стала улучшаться (см. табл. 1).
Тем не менее уровень жизни населения остается низким: официально безработными считаются около 13% трудоспособного населения1. Однако независимые эксперты полагают2, что, по сравнению с 2003 годом, на начало 2005-го безработица возросла на 20% и составила около 47% трудоспособных жителей3. Большинство крупных про-
1 См.: [http://www.statistics.ge], 20 ноября 2006.
2 См.: [http://www.materik.ru/mdex.php?country=5], 20 ноября 2006.
3 Официальная статистика не включает в со-
став безработных сельских жителей и горожан, име-
ющих дачные участки.
мышленных предприятий продолжает простаивать или работать не на полную мощность.
За годы независимости страну покинули более 1 млн чел.4, причем выехала наиболее трудоспособная и активная часть граждан. Значительная часть населения республики выживает в основном благодаря родственникам, работающим за рубежом. По мнению экспертов, объем ежегодных денежных переводов грузинских гастарбайтеров только из России оценивается от 1 до 2 млрд долл. В аналитическом докладе МВФ об экономических перспективах государств Ближнего Востока и Центральной Азии утверждается, что в 2005 году на долю денежных переводов из-за рубежа приходилось более 5% ВВП Грузии5. Гос-министр страны Каха Бендукидзе оценивает эту сумму в 4% ВВП.
4 См.: [http://www.businessuchet.ru/content/download. asp?r=1D66DA02-51E8-4208-BCB0-1EC670DC3083], 20 ноября 2006.
5 См.: [http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q= 10702], 20 ноября 2006.
Таблица 1
Экономические показатели
^ 2008 (П) 2007 (П) 2006 (П) 2005 (О) 2004 2003 2002
Доход на душу населения, долл. 2 353 2 020 1 681 1 480 1 134 813 730
Номинальный ВВП, млрд лари 17,1 15,3 13,3 12,1 9,9 8,0 7,4
Номинальный ВВП, млрд долл. 10,3 8,9 7,5 6,7 5,2 3,7 3,4
ВВП на душу населения, тыс. долл. 2,4 2,0 1,7 1,5 1,1 0,8 0,7
Прирост реального ВВП, % 4,7 7,1 6,2 8,7 6,2 11,1 5,5
Прирост реального ВВП на душу населения,% 5,7 8,2 7,3 9,7 6,9 11,8 6,3
Общий государственный долг, % от ВВП 32,1 33,2 35,5 37,1 44,7 62,1 62,3
Реальные инвестиции, изменения,% 7,2 6,1 8,7 14,1 31,9 21,3 6,7
Реальный экспорт, изменения, % 7,9 11,3 14,0 13,0 3,8 21,1 25,5
Безработица(ср. количество обратившихся за пособием), % 16,5 16,3 15,7 14,7 12,6 11,5 12,6
Индекс потребительских цен (ср. значение), изменение, % 6,0 6,0 6,0 6,0 5,7 4,7 6,7
П р и м е ч а н и е: П — прогноз, О — оценка.
Л
И с т о ч н и к: Standard & Poor’s [http://www.sandp.ru/article.php?pubid=2350&sec=cr].
и)
По данным аналитиков, условия работы не обеспечивают инвесторам снижения или ликвидации существующих рисков, а политическая ситуация препятствует социаль-
но-экономическому развитию. Так, несмотря на то что малые и средние предприятия составляют 97% всех активных компаний, их доля в ВНП страны составляет всего около
10% (в государствах Евросоюза — 60%). Правительство предприняло определенные шаги по улучшению систем регулирования и проверок: санитарные инспекции не «курсируют» по ресторанам и кафе, а бизнес можно
начать и без предварительной регистрации. Тем не менее до международных стандартов еще далеко, поэтому малое предпринимательство получило распространение в основном в виде рыночной торговли.
Откуда лари в бюджетном ларе?
За период после «революции роз» государственный бюджет вырос почти в четыре раза — с 500 млн до 1,8 млрд долл. Вместе с тем действительным успехом это назвать сложно, так как рост поступлений в казну определяется преимущественно «одноразовыми» факторами: приватизацией крупных госпредприятий, изъятием финансовых средств у ряда местных олигархов и внешними вливаниями.
Следует отметить, что сразу после прихода к власти Михаил Саакашвили перевел программу «большой приватизации» в разряд приоритетных. Согласно официальным данным6, в 2005 году приватизация принесла в бюджет более 446 млн лари (около 250 млн долл.)7, что, по оценке миссии МВФ, составило 3,5% от ВВП страны. Были проданы такие крупные объекты, как «Грузинское морское пароходство» (93 млн долл.), «Телеком Грузии» (5 млн долл.), «Руставский металлургический комбинат» (27 млн долл.), единственный в стране комбинат по производству медного концентрата — АО «Маднеу-ли» (35,1 млн долл.). В целом в республике было приватизировано более 1,5 тыс. предприятий, то есть в руках государства практически не осталось крупных объектов (пожалуй, лишь почта, магистральный газопровод, железная дорога и Ингурская ГЭС, расположенная на границе с Абхазией).
По подсчетам грузинских экспертов, приватизация может продлиться до конца 2008 года, после чего бюджет лишится этого источника доходов, а подавляющую часть экономики страны будет контролировать частный капитал (преимущественно иностранный).
Что касается второго источника поступлений, то для местных «олигархов» была введена практика «добровольного выкупа» из тюрьмы. Без соблюдения «излишних» юридических процедур их отправляли за решетку и освобождали только после того, как в казну возвращались незаконно нажитые миллионы. Безусловно, эти акции не имели ничего общего с законностью, но вызывали симпатии населения. Например, Гия Джохтабе-ридзе (зять свергнутого Э. Шеварднадзе) заплатил за свое освобождение 15 млн долл. Аналогичным образом бюджет был пополнен за счет арестованных средств, а также имущества бежавшего из страны экс-лидера Аджарии Аслана Абашидзе и его сторонников. После бегства Абашидзе из Батуми государство конфисковало его собственность, оценивавшуюся в 100 млн долл. Как подчеркнул председатель Национального банка Грузии Роман Гоциридзе, «бюджет страны сразу увеличился в два раза! За счет чего? На торговле с Турцией зарабатывал лично Аслан Абашидзе —50 млн долл. шли в личный бюджет этого самого большого феодала»8. Теперь деньги начали поступать в государственную казну, однако, пополняя ее подобным образом, Саакашвили нажил себе множество влиятельных врагов.
6 См.: [http://www.statistics.ge], 20 ноября 2006.
7 Значительные доходы от приватизации способствовали сокращению чистого внешнего долга. Совокупный объем государственного внешнего долга страны и взятых под государственные гарантии кредитов, по данным Министерства финансов на 31 августа 2005 года, составляет 1,77 млрд долл. (или 3,16 млрд лари). Из них государственный внешний долг составляет 1,68 млрд долл.
8 См.: Ведомости, 23 октября 2006.
Страна плотно «подсела на иглу» внешней помощи. После прихода к власти М. Саакашвили объем внешних вливаний9 увеличился в 2,5 раза — с 48 млн долл. в 2003 году до 124 млн долл. в 2004-м. Только от правительства США в 2005 году Грузия получила около 138 млн долл. (примерно 14% бюджетных доходов)10. В 2006-м, по предварительной оценке МВФ, доноры «подарили» стране 174млн долл. Однако, похоже, эта помощь впрок не идет, и в результате мы имеем то, что имеем. А ведь, к примеру, после Второй мировой войны по плану Маршалла Германия получила всего 1,3 млрд долл. Конечно, доллар тогда «весил» больше, но и Грузия — всего лишь одна Бавария (правда, с бездонными карманами местной элиты).
Еще одним источником поступлений в бюджет (достигающих 47%), причем (в отличие от предыдущих) относительно постоянным, является плата за транзит грузов. Так, за семь лет работы нефтепровода Баку — Супса, по которому азербайджанская нефть идет на мировые рынки, из черноморского порта Супса было отправлено 330 танкеров, в результате чего бюджет Грузии получил в качестве платы за транзит нефти свыше 30 млн долл. Ввод в эксплуатацию трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан позволит Грузии ежегодно получать за транзит нефти более 50 млн долл. Кроме того, в ближайшие время начнутся поставки природного газа по Южно-Кавказскому трубопроводу. Через несколько лет объем голубого топлива, получаемого по нему Грузией, увеличится с 200 млн до 800 млн куб. м, из которых 300 млн составит плата за транзит, а 500 млн правительство страны сможет покупать по льготным ценам.
Следует отметить, что рентабельной будет лишь полная загрузка этих трубопроводов. Для нефтетрассы она равняется 50 млн т в год, а для газопровода — более 6 млрд куб. м. Однако нынешние возможности Азербайджана явно не соответствуют этим условиям. В
2005 года республика экспортировала 13 млн т нефти, а поставки газа на внешний рынок были незначительны. Видимо, без подключения к обоим трубопроводам стран Центральной Азии не обойтись.
Статистика и реалии
Оценивая нынешнее состояние экономики страны, приходишь к неутешительному выводу: ни вступление Г рузии в ВТО, ни «революция роз» радикально не улучшили ситуацию. Основная экономическая деятельность сконцентрирована в сфере услуг (особенно финансовых), которая обеспечивает 57% ВВП, в сельском хозяйстве (выращивание винограда, цитрусовых и чая) — 21% ВВП, в добывающей (марганец и медь) и пищевой промышленности (алкогольные и безалкогольные напитки) — 23%. Соответственно в структуре экспорта преобладают цитрусовые, чай, вино, металлолом, марганцевая руда, сплавы черных и цветных металлов, реэкспортируемое топливо, минеральная вода. Импортируются природный газ, электроэнергия, нефтепродукты, мука и зерно, машины, различное оборудование.
Результатом такой структуры стало растущее из года в год отрицательное сальдо внешнеторгового баланса страны (см. табл. 2). Так, в 2005 году страна экспортировала продукцию на 0,87 млрд долл., импортировала — на 2,46 млрд долл.11 Однако уже в первой половине 2006-го дефицит внешней торговли составил 1,58 млрд долл., увеличившись по отношению к аналогичному периоду 2005 года на 82,2%12. При росте объемов экспорта
9 См.: Ведомости, 23 октября 2006.
10 См.: [http://www.materik.ra/mdex.php?country=5], 20 ноября 2006.
11 См.: [http://www.wn.rU/finance/news/07.02.2006/2.html].
12 См.: [http://www.izvestia.ru/news/news116774/?print], 20 ноября 2006.
Таблица 2
Макроэкономические показатели
^ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 (О) I 2006 (П)^
ВВП, изменения в % в реальном выражении 1,9 4,7 5,5 11,1 6,2 9,3 7,5
Доля промышленности в ВВП, % 17,3 16,6 17,6 17,7 16,1 15,6 _
Доля сельского хозяйства в ВВП, % 20,2 20,7 19,3 19,3 16,4 14,8 _
Доходы от приватизации нарастающим итогом, % от ВВП 23,0 23,1 23,3 23,6 34,5 38,1
Торговый баланс, млн долл. -398 -486 -439 -598 -719 -907 -1 048
Чистая сумма ПИИ, млн долл. 153 80 122 335 503 415 390
Сумма внешнего долга, млн долл. 1 582 1 712 1 858 1 954 2 039 2 137 _
Уровень безработицы, % трудовых ресурсов 10,4 10,3 11,9 10,7 12,5 13,8 _
Среднемесячная зарплата до вычетов и удержаний, изменения, % 7,1 30,8 20,5 10,4 19,9 22,5
Потребительские цены на конец года, изменения, % 4,6 3,4 5,6 7,0 7,5 6,4 8,0
Общегосударственные расходы, % от ВВП 19,2 18,3 17,8 18,7 19,5 24,9 _
/------------------------------------------------
П р и м е ч а н и е: П — прогноз, О — оценка.
с т о ч н и к: Transition Report 2006, EBRD [http://www.ebrd.com/pubs/econo/6813r.pdf].^<
на 26%, импорт «подскочил» примерно на 61%13. Только из-за запрета России на ввоз грузинских вин и минеральной воды экспортные потери республики оцениваются в 35—40 млн долл.14 Тем не менее РФ остается одним из основных торговых партнеров Грузии.
По итогам шести месяцев 2006 года15 торговый оборот между этими странами составил 324,1 млн долл., что на 45% больше, чем за первое полугодие 2005-го. При этом экс-
13 См.: Transition Report 2006, EBRD [http://www.ebrd.com/pubs/econo/6813r.pdf], 20 ноября 2006.
14 См.: Спиртные напитки и пиво, 19 октября 2006, № 30.
15 См.: [http://www.izvestia.ru/news/news116774/?print], 20 ноября 2006.
порт грузинской продукции в Россию сократился на 14,6%, в то время как импорт из РФ увеличился на 68,5%. В первом полугодии 2006 года внешнеторговый оборот с Россией составил 15,8% от всего внешнеторгового оборота Грузии, что на 0,7% меньше аналогичного показателя предыдущего года.
В число основных торговых партнеров Грузии входят также Турция, Украина, Азербайджан, Германия, Великобритания и США16. Согласно данным Департамента статистики Грузии, в 2006 году торговый оборот между Тбилиси и Анкарой был равен 243,8 млн долл.17 То, что крупнейшим торговым партнером является Турция, неудивительно. Грузия добилась от нее генеральной системы преференций GSP plus, что позволяет турецким компаниям производить в Грузии 7 000 наименований товаров и беспошлинно ввозить их в Турцию.
Таким образом, страна живет за счет экспорта сырья и сельхозпродукции, а также импорта «чужих» товаров. В июле 2006 года был принят новый Таможенный кодекс, сокративший число тарифных групп, применяемых к импорту, до трех. Теперь таможенные пошлины не будут взимать с машин и механизмов, являющихся основными статьями импорта Грузии. Вместе с тем импорт сельхозпродукции и стройматериалов будут облагать максимальной пошлиной в 12%18.
Существующий уровень зарплат19 не позволяет ожидать в ближайшие годы увеличения потребительского спроса. Уровень жизни остается низким: свыше 50% населения живет за чертой бедности20, и это понятно. Повышение зарплаты неразрывно связано с массовыми сокращениями, а с трудом выполненная прежними властями Национальная программа по преодолению бедности, в свое время одобренная Всемирным банком и МВФ, нынешним руководством страны положена на полку. Причиной назвали устаревание проекта, но желания обновить его ни у кого не появилось.
Не удается справиться и с дефицитом бюджета. В 2004 году он составил 133 млн долл. В 2006-м, согласно закону «О государственном бюджете Грузии на 2006 год», доходную часть бюджета предусмотрели в размере 1,7 млрд долл., расходную — 1,8 млрд долл. Дефицит решили покрывать в первую очередь за счет средств, выделяемых в рамках американских программ (по объему помощи США, приходящейся на душу населения, Грузию опережает только Израиль).
Как мы уже отмечали, экономика страны существенно зависит от объема сельскохозяйственного производства, однако ее агропромышленный комплекс, обеспечивающий занятость 50% трудоспособного населения, переживает далеко не лучшие времена. В собственность крестьян перешла лишь небольшая часть бывших колхозных земель, а также те приусадебные участки, которые и прежде находились в их пользовании. Несмотря на малоземелье, на долю частных крестьянских хозяйств в среднем приходится свыше 90% производства валовой сельскохозяйственной продукции, в том числе винограда и зерновых — по 80%, плодовых и овощных культур — 94%, мяса и молока — 95%. Критическую ситуацию в сельском хозяйстве (где в первом квартале 2006 г. реальное
16 См.: [http://russian.people.com.cn/31519/3408935.html], 20 ноября 2006.
17 См.: [http://www.168.am/ru/articles/2259-pr], 20 ноября 2006.
18 См.: Transition Report 2006, EBRD.
19 По информации Госдепартамента статистики Грузии, на конец 2004 года средняя официальная зарплата составляла 140 лари (около 78 долл.) в месяц. В сельскохозяйственном секторе, гостинично-ресторанном бизнесе, сфере образования и здравоохранения — 53 (30 долл.), 65 (36 долл.), 75 (42 долл.) и 83 (46 долл.) в месяц соответственно. Размер средней пенсии — 28 лари (15 долл.). При этом (по данным на январь 2005 года) 1 кг мяса стоил 3—3,5 долл., сыра — 3—4,2 долл., бензина — 0,8 долл. за литр. В стране 900 тыс. пенсионеров; по устным или письменным контрактам работают около 600 тыс. человек, то есть на иждивении одного лица находятся более двух человек.
20 См.: [http://www.businessuchet.ru/content/download.asp?r=1D66DA02-51E8-4208-BCB0-1EC670DC3083],
20 ноября 2006.
снижение по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. составило 8,3%) отмечают и грузинские СМИ21.
По мнению специалистов22, если российский рынок будет закрыт для грузинского вина и местные производители не смогут выйти на новые рынки, то спрос на виноград резко упадет, что нанесет удар по тысячам крестьян Кахетии, где расположено 60% виноградников республики.
Власти и иностранные инвесторы проявили особую заинтересованность в приватизации наиболее доходных объектов энергетики, портов Батуми и Поти и т.п. Объекты сельского хозяйства — виноградники, а также чайные и мандариновые плантации — не вызывают интереса ни у власти, ни у зарубежных инвесторов, так как отсутствует надежный рынок сбыта произведенной продукции. Очевидно, что единственным таким рынком может стать Россия, но для нынешнего грузинского руководства все определяет мировая геополитика, которая, как считают в Тбилиси, диктует конфронтацию с Москвой.
Наиболее слабым местом экономики остается нехватка энергоносителей — особенно такого, как природный газ, доля которого составляет в энергетическом балансе страны около 24% (летом потребление газа составляет около 4,7 млн куб. м/сутки, зимой достигает 7 млн). Постоянно имеют место отключения подачи газа потребителям, что обусловлено неурегулированной задолженностью перед компаниями-поставщиками. Нередкие аварии на электростанциях приводят к обесточиванию то западной, то восточной части страны. Тем не менее уровень собираемости оплаты за электроэнергию удалось поднять с 12% в 2003 году до 78% к концу 2005-го23.
Социально-экономические проблемы усугубляются высокой степенью коррупции. Исходя из доклада международной организации «Транспэренси интернэшнл», по итогам
2005 года Грузию отнесли к одной из самых коррумпированных стран мира (130-е место в списке из 160 государств). И это, несмотря на то что, согласно опубликованному в июле
2006 года докладу Всемирного банка24 («Anti-Сorruption in Transition 3»), за 2002—2005 годы в Грузии — по сравнению с другими странами с транзитной экономикой — наиболее сократился уровень коррупции. Эксперты МВФ полагают, что сегодня 3% доходов корпораций уходит на взятки чиновникам. Это, по данным ЕБРР, вдвое выше, чем в России. Влиятельная германская газета «Франкфуртер рундшау» видит в широко разрекламированной кампании по борьбе с коррупцией только «дымовую завесу», под прикрытием которой осуществляется передел собственности в пользу новой правящей элиты.
Негативное влияние на ситуацию в стране оказывает и растущая милитаризация. После смены власти бюджет Минобороны многократно увеличился (в 2004 г. он удвоился по сравнению с 2003 г., а в 2005-м вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим годом) и превысил 3% ВВП25, достигнув самого высокого уровня среди государств СНГ. В структуре расходов госбюджета страны на 2006 год суммарные расходы на оборону составляют 18% и стоят на первом месте26. В 2003—2005 годах только США потратили на подготовку грузинских военных и поставку вооружения 70 млн долл.
Непомерное увеличение военных расходов, опережающих реальный экономический рост и пробивающих в весьма скромном бюджете Грузии огромную брешь, наводит на мысль о желании руководства республики разрешить многие проблемы военным путем.
21 См.: Ахали таоба, 28 июня 2006.
22 См.: [http://www.civil.ge/rus/print.php?id=10626], 20 ноября 2006.
23 См.: Transition Report 2006, EBRD.
24 В октябре 2006 года ВБ утвердил выделение Грузии займа в 20 млн долл. на борьбу с коррупцией и улучшение инвестиционного климата.
25 См.: [http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1058048.html], 20 ноября 2006.
26 Там же.
Безусловно, жажда реванша способна оправдать и куда более тяжкое военное бремя: с давних пор известно, что для отвлечения населения от насущных социально-экономических проблем нет средства лучше, нежели маленькая победоносная война. Таким образом, улучшение социально-экономического положения населения остается вне интересов и приоритетов нового руководства страны.
Станет ли туризм двигателем экономики?
Правительство рассчитывает, что туризм, пришедший в упадок из-за внутренней нестабильности, вновь станет двигателем экономики страны. Сегодня туристы постепенно возвращаются в некогда популярные курортные районы Грузии, а инвесторы начинают раскупать гостиницы советских времен, чтобы превратить их в пятизвездочные отели.
Разумеется, черноморское побережье республики — прекрасная «приманка» для инвесторов и туристов, однако на пути реализации проектов имеется немало препятствий. Большой проблемой становятся тысячи беженцев, нашедших приют в гостиницах Аджарии после приостановления грузино-абхазского конфликта. Компенсация в 7 тыс. долл. не побуждает их освобождать номера в отелях. К примеру, гостиница «Медея» расположена в одном из самых дорогих мест Батуми: прямо у бульвара с видом на море. В самом ближайшем будущем здесь должно начаться строительство отеля, входящего в сеть «Рэдис-сон». Проблема — часть беженцев, не собирающихся покидать гостиницу.
В Аджарии те же проблемы, что и по всей Грузии: безработица, визовый режим, а также введенные Россией ограничения на вывоз сельхозпродукции, из-за которых производителям практически негде реализовывать урожай, и он просто гниет. Затягивание конфликта может еще более обострить ситуацию, и хотя в 2005 году президент Грузии Саакашвили заявил, что к 2007 году Черноморское побережье Аджарии станет курортом мирового значения, скептиков более чем достаточно. Даже посол США в Тбилиси Ричард Майлз весьма скептически оценил перспективы развития туризма. По его словам, «туризм будет оплотом новой грузинской экономики, но его невозможно развивать в полной мере, пока не решена проблема отколовшихся провинций».
Инвесторы далекие...
Уровень инвестиций в экономику имеет большое значение с точки зрения перспектив дальнейшего развития страны. Так, нью-йоркский хеджевый фонд «Firebird Management LLC», специализирующийся на постсоветских республиках, приобрел 14% акций второго по значимости коммерческого банка страны — Банка Грузии. Швейцарско-американская компания купила президентский комплекс для перестройки. В 2004 году подобные сделки обусловили прямые инвестиции в размере 438 млн долл., которые, по данным МВФ, в 5 раз превысили объемы 2001 года.
В 2005 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику республики оценивается в 447,8 млн долл. (на 10% меньше аналогичного показателя за 2004 г.)27, составляя 61% ВВП28. Однако основная часть (более 70%) инвестиций — это вложения компании «Бритиш петролеум» в прокладку нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и ЮжноКавказского газопровода на территории Грузии. Завершение этого строительства приве-
27 См.: [http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=472558], 20 ноября 2006.
28 См.: [http://www.sandp.ru/article.php?pubid=2350&sec=cr], 20 ноября 2006.
дет к заметному сокращению объемов ПИИ. Так, если в 2004 году инвестиции «Бритиш петролеум» составляли 359,7 млн долл., то в 2005-м — лишь 264,5 млн долл.29
Недавно швейцарская компания «Висол петролеум» приобрела 50% акций фирмы «Канарго стандарт ойл», остальные 50% принадлежат грузинским физическим лицам. Компания, имеющая 33 АЗС во всех регионах Грузии, планирует в ближайшее время расширение сети бензоколонок, причем две из них предполагает открыть в Тбилиси, а еще пять — в других районах страны (горючее будут ввозить с нефтеперерабатывающих заводов Европы).
По данным ЕБРР30, с августа 2005 года приватизировано 243 компании, еще 137 — выставлены на продажу. В мае 2006-го группа датских компаний «Гриноук», уже владеющая Батумским нефтетерминалом, выиграла за 92 млн долл. контракт на аренду и эксплуатацию Батумского морского порта сроком на 49 лет.
Тем не менее существуют и «обратные» примеры. В частности, голландская авиакомпания «KLM» решила свернуть свой бизнес в Грузии. Причиной, по которой «KLM» намерена закрыть свое представительство, она называет низкий уровень доходов. Компания провела анализ бизнеса 2005 года в Грузии и решила, что уровень доходов не соответствует ожидавшимся показателям, на которые она рассчитывала два года назад. Последний рейс Амстердам — Тбилиси — Амстердам авиакомпания выполнила 23 марта
2006 года.
Республику покинул австрийский концерн «Шинхоффер», намеревавшийся построить в Грузии завод по производству высококачественных колбас. Данное предприятие не только обеспечило бы рабочими местами не менее 1,5 тыс. чел., но и создало бы возможность сдавать на переработку огромное количество мяса. Как полагают эксперты, это вызвало беспокойство как импортеров бразильского и индийского мяса, так и местных производителей, продукция которых не выдержит конкуренции с австрийским качеством. В итоге чиновники начали работать против австрийцев (в колбасе были найдены вредные вещества?!) и инвестор сказал «ауфвидерзеен»...
В июне 2005 года российская горно-металлургическая группа «Евразхолдинг» отказалась от приобретения принадлежащих государству марганцевого рудника (АО «Чиатур-марганец») и каскада электростанций ВарцихеГЭС, за которые уже выплатила 20 млн долл. (весь комплекс оценивался в 132 млн долл.). Официальная причина отказа — заключение экспертов компании о нерентабельности и убыточности приобретаемых активов31. По мнению бывшего министра экономики, а ныне депутата парламента Владимира Папава, произошло элементарное жульничество: «Не знаю, обманули русских или нет, но одно все-таки скажу: будучи министром, я убедился, что оба эти объекта нерентабельны и ни один серьезный инвестор их бы не купил»32.
Тем не менее в 2006 году Департамент статистики Грузии прогнозировал почти двукратное увеличение притока ПИИ в экономику страны. Ожидалось, что объем инвестиций компании «Бритиш петролеум» составит 195 млн долл., капиталовложения фирмы «TAV-URBAN Georgia LLC» в строительство нового здания Тбилисского международного аэропорта—65 млн долл., в строительство Кулевского нефтяного терминала—45 млн долл., инвестиции из Казахстана оцениваются в 100 млн долл., а инвестиции нового оператора мобильной телефонной связи «Bloomfin Ltd.» — порядка 90 млн долл. Планировалось, что еще минимум 185 млн долл. поступит в Грузию от приватизации, в том числе 50 млн долл. — от продажи государственной доли в АО «Объединенная телекоммуникационная компа-
29 См.: [http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=472558], 20 ноября 2006.
30 См.: Transition Report 2006, EBRD.
31 См.: [http://www.vz.ru/economy/2006/11/12/56777.html], 20 ноября 2006.
32 Осенью 2006 года британская компания «Stemcor UK Ltd» приобрела активы АО «Чиатурмарга-нец» за 14,15 млн долл., а лицензию на добычу марганца в течение 40 лет — за 5,5 млн долл.
ния», а 115 млн долл. — от реализации энергообъектов. Общий объем других инвестиций составил, по предварительным данным, 20 млн долл., реинвестиций — 40 млн долл. В целом этот показатель может достигнуть 740 млн долл.33 Следует отметить, что объем ПИИ (см. табл. 2) не идет ни в какое сравнение даже с Казахстаном, куда в 2004 году их «пришло» около 4 млрд долл., не говоря уже о России.
...и близкие
Одним из крупнейших для Грузии инвесторов становится Казахстан, вкладывающий средства в ее энергетический, туристический и строительный секторы. Так, если по итогам 2003 года товарооборот между этими странами едва достигал 10 млн долл., то ныне он превышает 60 млн долл., а за первые пять месяцев 2006-го только капиталовложения в грузинскую экономику составили 300 млн долл. По предварительным данным, к концу 2006 года объем казахстанских инвестиций превысил 1 млрд долл.
В республике активно работают как казахстанский бизнес, так и государственные компании. Основные вливания РК в грузинскую экономику направляют финансово-промышленная группа (ФПГ), в которую входит открывший свое представительство в Тбилиси банк «ТуранАлем»34, и национальная компания «КазМунайГаз» (ее вложения осуществляются при сотрудничестве с российским «Газпромом»).
Первая собирается построить в Грузии нефтеперерабатывающий завод мощностью 5 млн т сырья в год. Для реализации необходимо затратить 350 млн долл., причем это будут деньги не только казахстанских инвесторов, но и ряда западных банков. Кроме того, ФПГ приобрела (за 90 млн долл.) крупнейшую в стране телекоммуникационную компанию «Электросвязь Грузии»; а также собирается купить около 20 туристических объектов в Аджарии. А за несколько лет Казахстан планирует инвестировать в аджарские туристические проекты до 200 млн долл.35 Этот бизнес не обошла стороной и компания «КазМунайГаз», вместе с участком земли купившая (за 10 млн долл.) известный оздоровительный комплекс «Ликани-Боржоми». Проявляет интерес к Грузии и основной оператор рынка зерновых в РК — Государственная продовольственная корпорация (на нее приходится около 40% ежегодного экспорта казахской пшеницы). Собираясь создать в качестве альтернативы перегруженным российским и украинским портам маршрут к Черному морю, корпорация планирует в ближайшее время начать строительство терминалов в грузинском порту Поти.
Активно развивается сотрудничество и в «газовых» проектах, что имеет для обеих стран не только экономическое, но и политическое значение, так как снижает их зависимость от России. Иллюстрацией тому стала покупка госкомпанией «КазТрансГаз» (май
2006 г.) обанкротившейся газораспределительной компании АО «Тбилгази» (ныне — ООО «КазТрансГаз-Тбилиси»). Заплатив за нее 12,5 млн долл., «КазТрансГаз» планирует не только инвестировать более 82 млн долл. в газораспределительную сеть столицы Грузии, которая, по словам тбилисских специалистов, «находится в катастрофическом состоянии», но и через два года вывести ее на безубыточный уровень36.
33 См.: [http://www.fmmarketru/z/nws/news.asp?id=472558], 20 ноября 2006.
34 Размер активов банка «ТуранАлем» на 1 июня 2005 года — 5,3 млрд долл., собственный капитал — 578 млн долл. В состав акционеров банка входят Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Райффайзен централ банк (RZB), Международная финансовая корпорация (ШС), Инвестиционная компания правительства Германии (DEG), Голландский банк развития (БМО). Рейтинг, присвоенный банку агентством S&P (ВВ-), является самым высоким среди финансовых институтов СНГ.
35 См.: [http://www.rosinvest.com/news/163460/].
36 См.: Invest-Kazakhstan, 2006, № 3. С. 39.
Однако, чтобы создать платежеспособный грузинский рынок и сделать бизнес рентабельным, казахстанской компании, учитывая низкий уровень жизни подавляющей части местного населения, придется если не поднимать всю экономику Грузии, то хотя бы взять на себя решение ряда макроэкономических проблем. Задача, безусловно, благородная, она носит долгосрочный характер и принесет в будущем неплохой экономический эффект, но решить ее «КазТрансГазу» явно не по силам. Поэтому говорить о выгодности выделки грузинской «газовой овчинки» (особенно, учитывая желание «Газпрома» удвоить цену на поставляемый газ), безусловно, преждевременно. Главное заключается в том, что «КазТрансГаз» должна отдавать себе отчет в высокой социальной составляющей газового бизнеса. Внушительные (для Грузии) тарифы на голубое топливо могут привести к конфликтам с грузинскими потребителями.
Заверения руководства РК относительно того, что эта сделка носит исключительно коммерческий характер, вызывают большие сомнения. Как еще в декабре 2005 года заявил гендиректор компании «КазТрансГаз» Серик Султангалиев, решение об инвестировании средств в АО «Тбилгази» было принято на основе прямого указания президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Кроме того, признав, что с экономической точки зрения данный проект «не совсем привлекателен», Султангалиев подчеркнул, что «казахстанская сторона намерена оказать помощь братскому грузинскому народу». Таким образом, протянув Тбилиси руку помощи, Астана предприняла попытку вытащить страну победившей «революции роз» из «газовой петли».
В м е с т о з а к л ю ч е н и я
По экспертным оценкам37, в 2006—2007 годах прирост ВВП, вероятно, достигнет максимума (7,0—8,0%), а затем, когда основные инвестиции в нефте- и газопроводы будут завершены, снизится примерно до 4,5% в год. Пытаясь привлечь инвесторов, М. Саакашвили упростил Налоговый кодекс, приватизировал государственные корпорации и пригласил на работу в правительство технократов, получивших образование на Западе. В частности, налоговая реформа сопровождалась соответствующей амнистией: все налоговые нарушения, совершенные до 2004 года, были прощены. Реформа принесла неплохие плоды38: налоговые доходы правительства выросли с 14,5% ВВП в 2003 году до 18,2% — в 2004-м и 19,8% — в 2005-м . В номинальном исчислении в 2005 году ВВП Грузии превысил 11 млрд лари по сравнению с почти 10 млрд в 2004-м.
Тем не менее параллельно с этим растет инфляционное давление на экономику, обусловленное высокими ценами на нефть, растущими госрасходами и притоком иностранного капитала. По данным ЕБРР39, в июле 2006 года темпы инфляции достигли 14,5%, значительно превысив контрольные показатели Нацбанка Грузии — 6%. Такой «инфляционный пресс» чреват большими опасностями, и сдерживание инфляционных процессов должно стать одной из главных задач правительства страны.
Иллюзии, возникшие по поводу того, что победа «революции роз» приведет к быстрому росту экономики республики, рассеиваются. Разочарование населения связано с тем, что уровень жизни остается низким. Более того, согласно последним исследованиям, он снизился на 40% даже по сравнению с периодом правления Э. Шеварднадзе, экономика в упадке, территориальные конфликты не урегулированы40.
37 См.: [http://www.sandp.ru/article.php?pubid=2350&sec=cr], 20 ноября 2006.
38 См.: Ведомости, 23 октября 2006.
39 См.: Transition Report 2006, EBRD.
40 См.: Парламентская газета, 28 сентября 2005.
Нынешний режим не без основания ставит себе в заслугу повышение зарплат, пенсий и практическую ликвидацию задолженностей государства по этим выплатам. Тем не менее все это не может переломить кризисную ситуацию, ибо не преодолены главные социальные проблемы — безработица и инфляция, а повышение зарплаты неразрывно связано с массовыми сокращениями. Более того, государство практически устранилось от регулирования трудовых отношений: в качестве закона выступает договор между работодателем и работником.
Обещания, данные народу «розовым» руководством страны, не выполняются по понятным причинам: команда управленцев сменилась, но правила игры остались прежними, а экономика, по сути, так и остается дотационной (республика, как отмечалось выше, занимает второе место по объему помощи на душу населения, предоставляемой в рамках осуществляемых США программ поддержки иностранных государств). Всемирный банк признал Грузию страной с самым высоким уровнем абсолютной бедности в регионе.
Многие предприятия, оставшиеся еще со времен советской власти, вряд ли заработают. Тяжелая ситуация сохраняется в сельском хозяйстве, так как старые рынки потеряны, в связи с чем необходимо менять всю структуру отрасли, приспосабливая ее к новым рынкам, что требует времени и денег. В подобных условиях остановить инфляцию очень трудно.