Научная статья на тему 'Уилсон Э. Экономика Грузии до и после парламентских выборов 2012 г'

Уилсон Э. Экономика Грузии до и после парламентских выборов 2012 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уилсон Э. Экономика Грузии до и после парламентских выборов 2012 г»

Уилсон Э.

ЭКОНОМИКА ГРУЗИИ ДО И ПОСЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2012 г.

WILSON E. Georgia's success story may have sting in its tale // Euromoney. - L., 2012. - Vol. 43, N 51S. - P. 149-152.

В статье обобщаются достижения и анализируются проблемы Грузии в сфере экономики и экономической политики после обретения независимости (в начале 199G^ годов). Оцениваются перспективы развития страны после победы на парламентских выборах в октябре 2G12 г. политической коалиции «Грузинская мечта», возглавляемой Б. Иванишвили.

Сегодня Грузия представляет собой финансовый и торговый центр всего Кавказского региона. Экономика страны с развитым частным сектором характеризуется открытостью, прозрачностью, незначительным (по сравнению с периодом пребывания в СССР) уровнем коррупции. Главные цели экономической политики страны заключаются в развитии сильного частного, особенно банковского, бизнеса, туризма, транзитного центра торговли сельскохозяйственными и промышленными това-

рами; в реализации долгосрочной пенсионной реформы, а также в развитии рынка капитала, который обеспечит условия для доступа мелких и средних предприятий (МСП) на Тбилисскую фондовую биржу.

За анализируемый период Грузия совершила стремительный прыжок из отсталой страны с высоким уровнем коррупции и разветвленной мафиозной сетью в страну свободного частного бизнеса, занимающую 16-е место в мире по возможностям создания новых предприятий. Автор считает неоспоримыми заслуги М. Саакашви-ли, избранного президентом в 2003 г. после «революции роз», в осуществлении курса на снижение роли государства в экономике. Согласно Закону об экономической свободе (Economic liberty act), принятому в июле 2011 г., государство не должно контролировать более 30% производства продукции [с. 149].

В статье приводятся высказывания многих официальных лиц в поддержку данного курса. Так, по словам мэра Тбилиси Г. Угулавы, политика Грузии состоит в том, чтобы «не инвестировать государственные деньги в те области экономики, где частный сектор может действовать лучше. В последние годы мы отменили 200 лицензий и других ограничений для бизнеса и сократили число налогов с 21 до 6» [цит. по: с. 150]. Заслугой правительства является построение стабильной экономики в регионе, «традиционно раздираемом

ОБЗОРЫ. РЕФЕРАТЫ

конфликтами и хаосом». Темп роста ВВП составил 6,3% в 2010 г. и 6,8% в 2011 г., причем в последнем квартале 2011 г. он равнялся в годовом исчислении 8,8% [с. 150].

Главными двигателями экономического роста Грузии являются: гидроэнергетика, туризм и банковский сектор. Производство электроэнергии в последние три года удвоилось, благодаря значительным капиталовложениям в гидроэнергетические проекты. В ближайшие несколько лет планируется вложить еще 5 млрд. долл. в строительство 42 новых энергосооружений. Грузия потребляет 18% производимой ею электроэнергии, остальное экспортируется в Россию. О росте туризма свидетельствуют следующие цифры: число туристов возросло с 700 тыс. в 2007 г. до 2,8 млн. в 2011 г. (включая бизнес-туризм).

Банковский сектор страны, заслуживающий особого внимания, стоит на пороге трансформации и консолидации. В настоящее время в Грузии функционирует явно излишнее количество небольших банков, возникших на волне «свободы предпринимательства» в конце 1990-х годов. Некоторые банки с тех пор исчезли с рынка, другие, столкнувшись с проблемами выживания, видят для себя единственный выход в слиянии с более крупными кредитными учреждениями. Правительство страны заинтересовано в развитии нового поколения банков, способных конкурировать с двумя крупнейшими лидерами сектора - «Bank of Georgia» (BoG) и банк TBC, на до-

лю которых приходится соответственно 35 и 20% банковского бизнеса страны, а вместе они контролируют 55% рынка [с. 150].

BoG уже получил весьма успешный листинг на Лондонской бирже, TBC намеревается это сделать в ближайшее время. Однако в долгосрочном плане эти коммерческие банки придерживаются различной стратегии. Если BoG сосредоточен в основном на экспансии в пределах отечественного рынка, то ТВС стремится к широкой диверсификации как в географическом, так и продуктовом отношении. Исторически ТВС занимался преимущественно обслуживанием корпоративного бизнеса, однако в настоящее время его цель состоит в превращении в универсальный банк. Он активно развивает филиальную сеть в сфере розничных банковских услуг с упором на управление активами богатых клиентов. ТВС является единственным иностранным банком, получившим доступ на рынок розничных банковских услуг в Азербайджане. Попытки банка обосноваться в банковском секторе Украины и Белоруссии пока не реализованы из-за сильной иностранной конкуренции.

Государственная финансово-экономическая политика нацелена на создание благоприятной среды как для функционирования отдельных финансовых институтов, так и рынка капитала в целом. По словам председателя Национального банка Грузии (National Bank of Georgia, NBG) Г. Кадакидзе, Грузия «нуждается в либеральном

ЭКОНОМИКА ГРУЗИИ ДО И ПОСЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2012 [.

банковском регулировании... Никаких разграничений в подходе к резидентам и нерезидентам. Если ваш банк имеет хорошую репутацию и хорошо управляется, то вы приветствуемы в Грузии» [с. 151]. Следующая долгосрочная цель -превращение Грузии в региональный финансовый центр и центр частного банкинга.

Однако реализация этих амбиций наталкивается на множество ограничений, из которых наиболее важными являются создание Тбилисской фондовой биржи и осуществление давно запланированной пенсионной реформы. Без последней невозможна трансформация рынка капитала.

Внешне благоприятный, по мнению автора, «политико-экономический ландшафт» Грузии круто изменился в разгар предвыборной кампании и особенно после победы на выборах коалиции, возглавляемой Б. Иванишвили. Политическое противостояние последнего с президентом М. Саакашвили выявило скрытые изъяны официальной системы управления. Б. Ива-нишвили, самый богатый человек Грузии (журнал «Forbes» оценивает его состояние в 6,4 млрд. долл.), справедливо обвинил президента в том, что тот сосредоточил в своих руках всю полноту политической власти, ослабил роль парламента и судебной системы и практически свел на нет роль премьер-министра. По словам И. Аласания,

соратника Б. Иванишвили, действующий президент «управляет Грузией как своим феодальным поместьем» [с. 152].

В ответ на критику со стороны оппонентов М. Саакашвили развернул кампанию по запугиванию и дискредитации своих противников, в том числе Б. Иванишвили. Дважды полиция совершала рей-дерские набеги на контролируемый им банк «Cartu Bank» под предлогом расследования фактов отмывания денег и финансирования политической партии (в первом случае была конфискована наличность в сумме 2 млн. долл. и 1 млн. евро, во втором - наложен штраф в 500 тыс. долл.). Подобные действия со стороны властей не могли не сказаться на деятельности данного банка, испытавшего значительный отток депозитов, и ухудшении общего политико-экономического климата в стране.

Б. Иванишвили и его сторонники не ставят своей целью коренным образом изменить экономический курс Грузии. Задачи новой власти состоят в том, чтобы сделать судебную систему более независимой; усилить роль парламента; реструктурировать экономику с особым упором на перестройку сельского хозяйства; содействовать развитию МСП, доступного здравоохранения и образования; провести реформу пенсионной системы; ликвидировать бедность.

Е.Е. Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.