данная модель профессионального образования. Неизвестно, в какой степени она может быть использована в экономиках, ориентированных в большей степени на предоставление услуг. В США, например, нет институтов, которые, по мнению французских ученых, обеспечивают успех немецкой экономике: мощные профсоюзы, заинтересованные руководители предприятий и система государственного регулирования экономики. В Великобритании были приняты меры в этом направлении: в 2010 г. было создано 257 тыс. ученических мест на предприятиях.
Подобные меры могут оказаться бесполезными в отношении маргинальных групп населения в возрасте до 25 лет, в которых безработица является нормой и отсутствует позитивный пример со стороны старшего поколения.
С.Н. Куликова
2013.01.050. ОХАШИ И. СИСТЕМА МИНИМАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА В ЯПОНИИ: СРАВНЕНИЕ С США И ЕВРОПОЙ. OHASHI I. The minimum wage system in Japan: In light of circumstances in the United States and Europe // Japan labor rev. - Tokyo, 2011. - Vol. 8, N 2. - P. 4-23.
В статье И. Охаши, преподавателя университета Шуо, представлена история формирования системы минимальной оплаты труда в Японии в сопоставлении с аналогичными процессами в США и ЕС. Автор дает рекомендации по совершенствованию японской политики в такой социально важной области, как регулирование размера минимальной заработной платы, а также анализирует воздействие институциональных особенностей ряда стран на политику регламентирования оплаты труда. И. Охаши указывает на слабости в теоретических построениях экономистов, призванных оценить воздействие минимальной оплаты труда, установленной государством, на уровень безработицы. Особый акцент делается на выяснении того, как предпринятое японским правительством повышение размера минимальной оплаты труда повлияет на рынок рабочей силы.
В 2009 г. на выборах в палату представителей Демократическая партия Японии, тогда еще оппозиционная, заявила, что примет закон о гарантированной государством минимальной заработной
плате для всех японских работников в размере 800 йен в час1 (с. 4). Тем самым было признано наличие проблемы «работающих бедняков», оплата труда которых столь низка, что не позволяет поддерживать минимально приличный уровень жизни. Более того, оплата труда при 40 часовой рабочей неделе порой ниже, чем доход, который можно получать в виде социальных пособий.
Закон о минимальной заработной плате гласит: «Целью данного акта является содействие стабильности жизни рабочих, улучшение качества труда, достижение честной деловой конкуренции и помощь развитию национальной экономики посредством улучшения условий занятости низкооплачиваемых работников через стандарты минимальной оплаты труда» (с. 5). Япония приняла данный закон во исполнение принятых на себя обязательств в рамках Конвенции № 26 Международной организации труда (МОТ).
В США минимальная заработная плата устанавливается федеральным правительством с 1938 г. Однако штаты также имеют аналогичные нормы. В среднем минимальная оплата труда в штате ниже или примерно соответствует национальным стандартам. Если в первом случае под юрисдикцию штата подпадают все работники, живущие на данной территории, то во втором - лишь те, которые отвечают определенным критериям, таким как вовлечение в торговлю между штатами (закрепленное в конституции США обоснование федерального права в целом), работа в компаниях определенного размера и т.п.
В других странах, таких как ФРГ, Италия, Австрия, Дания, Швеция и Норвегия, существует механизм коллективного договора, при котором совет из работодателей и профсоюзов заключает соглашение об определенном уровне оплаты труда в той или иной отрасли промышленности. Однако, отмечает японский ученый, для эффективного функционирования данной модели требуется значительный охват работников профсоюзами. Так, в рамках коллективных договоров работают 69% немецких рабочих, 100% итальянских, 98% австрийских, 70% норвежских (с. 7).
В последние десятилетия правительство ФРГ предпринимает попытки ввести гарантированный государством минимум оплаты труда в отдельных отраслях экономики. В 1997 г. подобные стан-
1 В 2009 г. курс йены колебался в пределах 41 р. за 1 йену. - Прим. реф.
дарты были введены в строительстве, а в 2004 г. - в работах по покраске зданий, покрытию крыш и разбору старых построек. Целью данного пакета мер было препятствование демпингу со стороны работников-мигрантов из Польши и Чехии.
В последнее время экономистов занимает так называемая «единая теория» (unified theory), которая приписывает различия в уровне развития между США и Великобританией, с одной стороны, и Францией, Италией и Испанией - с другой, тому обстоятельству, что в этих двух группах стран уровень гибкости рынка труда различается. В исторической перспективе, в период с 1960 по 1990-е годы, уровень безработицы в США колебался в пределах 5%, тогда как в ФРГ и Франции речь шла о 2-3%. Лишь к 2000 г. в этих странах люди без работы составили 8%. Обратный тренд имел место в Соединенном Королевстве, где благодаря реформам М. Тэтчер безработицу удалось снизить с 10 до 5% в период 19701980-х годов.
Западные экономисты, отмечает И. Охаши, обычно акцентируют внимание на различиях в реакции экономик США и континентальной Европы на шоки. Так называемые «нефтяные шоки» непропорционально благоприятствовали улучшению положения квалифицированных рабочих и развитию инновационного сектора экономики. В США неравенство в оплате труда росло, а безработица сокращалась, тогда как в континентальной Европе, наоборот, диспропорции в заработной плате снижались, а безработица росла, особенно среди молодежи. В общем «единая теория» гласит, что неравенство в оплате труда и безработица, по существу, разные стороны одной медали.
Исторически безработица в Японии ниже американской, замечает И. Охаши. Лишь в 2003 г. она достигла своего максимума в 5,6% (с. 8). Диспропорции в оплате труда японских работников, занятых на полную ставку, неизменны, однако при учете сотрудников с неполной занятостью разрыв в оплате труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями работников растет. Это обстоятельство вызвано ростом доли лиц с неполной рабочей неделей в структуре рабочей силы Японии.
Выделяются следующие проблемы рынка труда в континентальной Европе. Во-первых, если в США единый центр принятия решений об оплате труда фактически отсутствует, то в Европе име-
ется институт коллективных договоров, распространяющихся как на отдельные отрасли экономики, так и на все народное хозяйство в целом. Во-вторых, социальные выплаты в странах континентальной Европы крайне щедры. Например, пособие по безработице в первый год составляет в ФРГ 59% от заработной платы на момент увольнения, во Франции - 37, а в США и Великобритании - 17 и 29% соответственно (с. 9). Более того, в ЕС пособия по безработице выплачиваются в течение гораздо более длительного срока, чем в США. В-третьих, система защиты прав работников в ЕС крайне жесткая, сроки о предупреждении работника об увольнении более продолжительные, чем в США; это же касается и продолжительности стандартного контракта на полную ставку. Компенсационные выплаты за досрочное расторжение контракта в США ниже, чем в ЕС. В-четвертых, различия в механизмах установки минимального размера оплаты труда в ЕС и США также не в пользу первого.
В период с 2000 по 2006 г. гарантированная государством минимальная заработная плата выросла в странах ЕС более чем на 10%. В Испании этот социальный стандарт увеличился на 48%, в Ирландии - на 36, в Великобритании - на 36%. Столь значительный рост минимального размера оплаты труда в Испании вызван существенной, по западным стандартам, инфляцией в 3% (с. 11). Политика Великобритании и Ирландии в этом вопросе определена тем, что законодательство о минимальном размере заработной платы было введено лишь в 1999 и 2000 гг. соответственно, и эти страны пытались соответствовать принятым в ЕС нормам и трудовым стандартам.
В США и Японии, напротив, рост регулируемого государством размера оплаты труда был незначительным. В Японии углубление неравенства в оплате труда начинает восприниматься как социальная проблема, констатирует И. Охаши, тогда как в США свобода рынка воспринимается как большая ценность, чем социальное равенство. В период республиканских администраций гарантированный государством минимальный размер оплаты труда не увеличивается. При Р. Рейгане он удерживался на уровне 3,35 долл. в час, при Дж. Буше-мл. - 5,15 долл. Хотя в 2007 г. было осуществлено его повышение, так как обе палаты конгресса США попали
под контроль демократов годом ранее, и президент был вынужден подписать соответствующий закон1.
В Японии закон 1947 г. «О рабочих стандартах» имел ряд положений, касающихся минимального размера оплаты труда. Однако лишь в 1959 г. был принят специальный закон о минимальной заработной плате. В 1971 г. Япония ратифицировала конвенции № 26 и № 131 МОТ, касающиеся данного вопроса. Одной из основных проблем системы социальной защиты Японии является то, что в некоторых префектурах размер пособий выше, чем минимальная оплата труда. Иными словами, некоторые японцы предпочитают получать пособие, а не трудиться в поте лица за более чем скромную заработную плату. В нынешнем виде система регулирования минимального размера оплаты труда в Японии выглядит следующим образом. На национальном уровне имеется Центральный совет по минимальным заработным платам (ЦСМЗП), который выдает таргетированные показатели региональным советам. Они, собственно, и принимают решения о минимальном размере оплаты труда в данной конкретной провинции исходя из рекомендаций ЦСМЗП, уровня безработицы, индекса цен и пр.
Автор предлагает увеличивать гарантированную государством минимальную заработную плату исходя из продолжительности рабочего дня. Значительную часть рабочей силы составляют студенты, занятые в качестве интернов или сотрудников с неполным рабочим днем. Многие из них являются членами обеспеченных семей и работают для получения профессиональных навыков, а не из необходимости искать средства к существованию. Такая категория работников не нуждается в государственно регулируемой заработной плате.
И. Охаши полагает, что минимальный размер оплаты труда должен варьироваться в зависимости от существа выполняемой работы. Иными словами, минимальная почасовая оплата дворника должна быть ниже, чем у шахтера. Подобный подход потребует применения существенных усилий и материальных затрат, но он позволит избавиться от вещей, ставших анахронизмом из-за глобализации, таких как минимальные оплаты труда, устанавливаемые
1 В 2007 г. минимальный размер почасовой оплаты труда в США был увеличен до 7,25 долл. - Прим. реф.
путем коллективного договора в рамках каждой отдельной сферы экономики.
С. С. Костяев
2013.01.051. ТАМАДА К. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЗМЕР МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ЯПОНИИ.
TAMADA K. Analysis of the determinants of minimum wages in Japan // Japan labor rev. - Tokyo, 2011. - Vol. 8, N 2. - P. 24-41.
Преподаватель университета Фукуока К. Тамада, исследуя факторы, влияющие на минимальные заработные платы в Японии, проводит оценку деятельности Центрального совета по минимальной заработной плате (ЦСМЗП), а также аналогичных региональных советов. Японский ученый выявил, что рекомендации ЦСМЗП во многом отражают рост реальных доходов населения, профсоюзы не оказывают влияния на решения ЦСМЗП, а решения региональных советов по минимальной заработной плате во многом следуют политике, вырабатываемой ЦСМЗП.
Существует два способа установления размера минимальной заработной платы: решение специального органа и соглашение в результате коллективных переговоров. Японская модель базируется на первом подходе и касается всех работников, тогда как в ряде других стран мира подобные гарантии не распространяются на инвалидов и подростков. Имеются и политические детерминанты процесса установления минимального размера оплаты труда. Например, замечено, что в Канаде при консерваторах этот показатель не увеличивается, тогда как при либеральном правительстве, наоборот, возрастает. В Японии роль политических факторов в этом вопросе существенно ниже, чем в других странах, полагает К. Тамада, потому что решения принимаются не политиками в парламенте, а функционерами региональных советов по минимальным заработным платам.
В Японии 47 префектур разделены на четыре ранга А, Б, С и Д, для каждого из них ЦСМЗП устанавливает свои целевые значения минимальной зарплаты. Градация префектур осуществляется на основе индекса, учитывающего региональную инфляцию, доходы населения и т. п.