Интересным является эффект минимальной зарплаты в условиях дефляции на рубеже XX и XXI вв. Теоретически цель минимальной оплаты труда состоит в том, чтобы предотвратить падение доходов неквалифицированных работников. Однако в городах доходы многих жителей резко упали, несмотря на государственную политику регулирования минимальной оплаты труда, а жителей сельской местности, по данным Ю. Абе, эта участь миновала.
В заключение японский экономист отмечает, что в прошлом столетии показатели минимальной оплаты труда, устанавливаемые государством, фактически не имели определяющего влияния на реальное положение дел. Однако с 2000-х годов постепенно бизнес стал принимать во внимание политику правительства в этой сфере. В условиях глобализации, когда рабочие места имеют тенденцию к перетеканию в страны с более низкой оплатой труда, правительство Японии должно быть более осторожным в своих попытках повышать минимальную заработную плату в разных регионах, полагает Ю. Абе. Регулирование минимальной оплаты труда не является панацеей. Оно неспособно, например, решить проблему нехватки кадров в тех или иных отраслях или содействовать борьбе с бедностью на практике, а не в теории.
С. С. Костяев
2013.01.053. КАНКИ Ч. ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ ЯПОНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ. KANKI Ch. Legal structure of, and issues with, Japan's regional minimum wage system: comparative study of the UK and French systems, including the social security systems // Japan labor rev. -Tokyo, 2011. - Vol. 8, N 2. - P. 55-70.
Преподаватель университета Токио Ч. Канки проводит сравнительное исследование политики установления минимальной зарплаты и систем социального страхования в целом Японии, Великобритании и Франции. Японская система, включающая центральный и региональные советы по минимальной зарплате, не соответствует концепции «права на жизнь», полагает Ч. Канки. Для решения этой проблемы он предлагает изменить систему формирования этих советов и принципы их работы. В Японии отсутствует система обес-
печения социальными благами лиц, долгое время находящихся без работы. Регулирование минимального размера оплаты труда является едва ли не единственной структурой, обеспечивающей социальную защиту населения. Необходимо реформировать японскую систему социального страхования таким образом, чтобы минимальная зарплата, гарантированная государством, выполняла свою функцию, полагает Ч. Канки.
Первая попытка регулирования минимального оклада была предпринята в Новой Зеландии в 1894 г. С тех пор в мире было выработано два основных подхода к решению этой проблемы: коллективный договор и установленный законом минимум почасовой оплаты.
Система социального страхования в Японии выглядит следующим образом. Безработные получают пособия из специального фонда, пополняемого за счет отчислений с заработной платы тех, кто работает. Поскольку в основе этой модели лежит принцип страхования, выплата пособия по безработице ограничивается одним годом. Лица, не работающие более этого срока, лишаются средств к существованию. По мнению автора, данное обстоятельство является недостатком японской системы социального обеспечения.
Японии предстоит решить проблему гармонизации системы социального страхования и регулирования минимальной зарплаты в регионах. Ч. Канки полагает, что надо определить, какова задача государства в этом вопросе - создание стимулов для работы или обеспечение справедливости.
В Японии практически отсутствуют механизмы помощи так называемым «работающим беднякам», т.е. лицам, чей доход не позволяет удовлетворять базовые потребности. Поэтому роль регулирования минимальной зарплаты в этой связи довольно существенна. Однако слишком резкое повышение гарантированного государством оклада может привести к нежеланию бизнеса нанимать людей по такой ставке. Именно поэтому «способность бизнеса платить» ту или иную зарплату является одним из принципов, исходя из которого региональные советы принимают свои решения. Таким образом, создается система квазиколлективного договора, когда в работе советов принимают участие и работники и работодатели.
Японская система социального обеспечения нацелена на достижение консенсуса между представителями работников, властей и бизнеса, обеспечение приличного уровня жизни для малообеспеченных слоев населения и справедливости.
Поправки к закону о минимальных заработных платах, принятые в 2007 г., создали ряд проблем. Цель регулирования минимальных окладов была изменена с обеспечения «справедливого» жалования на гарантирование приемлемых стандартов потребления и жизни в целом. Однако процедура принятия решений осталась неизменной. Они все также вырабатываются прежним составом региональных советов по минимальной зарплате.
Чтобы найти приемлемые способы решения социальных проблем, автор обращается к опыту Великобритании и Франции. В Великобритании нынешняя система регулирования минимального дохода заложена в законе 1998 г. «О национальной минимальной заработной плате». До этого на протяжении ХХ в. существовала разрозненная структура советов по минимальной зарплате в разных отраслях экономики. Целью закона 1998 г. является решение проблемы низкой зарплаты, экономического роста и снижения нагрузки на систему социального страхования. При этом регулирование зарплаты не должно наносить ущерб экономическому развитию и конкурентоспособности британской экономики.
Окончательное решение по размеру минимальной почасовой оплаты принимает государственный секретарь Великобритании (Secretary of State). Причем он базируется на рекомендациях Комиссии по низкой оплате труда (Low pay commission), которые практически всегда принимаются к исполнению без каких-либо модификаций. Данная комиссия состоит из представителей власти, бизнеса и профессиональных союзов. Они выступают прежде всего от своего имени, а не в роли отраслевых лоббистов, что позволяет принимать решения, основанные не на результатах сделок и торга, а на национальных интересах британской экономики, полагает Ч. Канки. Прямой взаимосвязи между регулированием минимальной зарплаты и системой социального страхования в Великобритании нет.
В Великобритании лицо, активно ищущее работу, заключает соглашение о получении выплаты (jobseeker allowance), обеспечивающей базовые потребности. Человек, который физически не спо-
собен работать, имеет право на пособие (income support), компенсирующее потерянный в результате безработицы доход. Для людей, чьи доходы ниже определенного уровня, государством предусмотрен налоговый кредит для работающих (working tax crédit). Последний механизм позволяет практически ликвидировать феномен «работающих бедняков», доходы которых недостаточны для обеспечения базовых потребностей. Таким образом, важно понимать, что регулирование минимальной зарплаты не является единственным инструментом социальной политики Великобритании.
Благодаря программе налогового кредита в стране отсутствует прямая зависимость между индивидуальной заработной платой работника, с одной стороны, и общим доходом домохозяйства - с другой. Критерии установления минимальной зарплаты и социальных пособий не согласуются между собой, отмечает Ч. Канки. Причина в том, что система социальных благ позволяет нацелить регулирование минимальной оплаты труда на специфические задачи. В результате при рассмотрении вопроса о повышении размера социальных выплат единственным критерием является стоимость данного решения для государственный казны, текущий размер минимального почасового оклада во внимание не принимается.
Рассматривая далее пример Франции, автор отмечает, что с 1970-х годов в этой стране действует система роста минимальной межпрофессиональной заработной платы (salaire minimum interprofessionnel de croissance, SMlC). Цель SMIC состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить доходам работников достаточную для жизни покупательную способность; во-вторых, гарантировать их участие в экономическом развитии страны. Первая цель базируется на понимании минимальной зарплаты как главного механизма обеспечения основных потребностей человека. Вторая - представляет собой образец той концепции, которая борьбу с бедностью рассматривает в качестве меры экономического развития. Повышение минимальной зарплаты по Франции осуществляется в соответствии со следующим принципом: в обязательном порядке минимальный оклад повышается не менее чем на половину от темпов роста доходов населения в целом. Иными словами, если общий уровень зарплаты во Франции увеличился на 6% за год, то SMIC возрастает на 3%. Увеличение минимальной зарплаты сверх этой цифры остается на усмотрение правительства. Данное решение также должно быть одобрено трех-
сторонней национальной комиссией по коллективному трудовому соглашению, однако ее влияние на позицию правительства Франции минимально, констатирует Ч. Канки.
В период правления Н. Саркози (2007-2012) был учрежден комитет экспертов, который имеет право высказывать мнение при рассмотрении вопроса о повышении SMIC. Критериями при выработке рекомендаций являются содействие экономическому развитию, занятость низкооплачиваемых работников и стоимость трудовых ресурсов для корпораций и др. При желании данный комитет имеет право рекомендовать правительству повысить минимальный уровень заработной платы на сумму более низкую, чем половина от темпов роста заработных плат во французской экономике в целом.
SMIC более не рассматривается в качестве эффективного инструмента борьбы с бедностью. Уровень бедности, помимо заработной платы, зависит от: уровеня безработицы, продолжительности рабочего дня, семейного статуса, размера социальных пособий. Во Франции выделяют два типа бедности. Первый непосредственно связан с безработицей, и очевидным методом борьбы с ним является содействие временно незанятым лицам в поиске работы, повышении квалификации, переподготовке и т.п. С этой точки зрения высокая минимальная зарплата является проблемой, так как часть предприятий предпочтет не нанимать официально людей, которым придется платить столь высокий оклад. Второй тип бедности представлен работающими людьми, чьи доходы столь низки, что не обеспечивают базовые потребности, т.е. эти люди - «работающие бедняки» (working poor). Данное обстоятельство вызвано ростом количества людей, работающих на половину ставки. Для них повышение минимального размера оплаты труда означает потерю работы. Чтобы улучшить материальное положение этих людей, следует вводить социальные пособия или иные способы перераспределения дохода, полагает Ч. Канки.
Во Франции SMIC и система социального страхования преследуют одну цель - гарантирование удовлетворения базовых потребностей нуждающихся лиц. Люди, потерявшие работу, получают пособие по безработице. Те, кто не охвачен социальным страхованием, относится к категории «работающих бедных» или не способен работать, имеют право на «активное солидарное пособие» (revenu de solidarité active). При этом временно безработные долж-
ны демонстрировать активные усилия в поиске вакантного места, чтобы иметь право на эту выплату.
Минимальная зарплата во Франции встроена в систему социального страхования и налогообложения. Она рассчитывается таким образом, чтобы она была выше размера социальных пособий и служила точкой отсчета при их назначении. Например, для временно безработных установлен такой уровень пособий, который ниже минимальной оплаты труда на полный рабочий день, для того чтобы стимулировать поиск работы и самостоятельную занятость, а не иждивенчество.
С 2009 г. во Франции введено пособие в виде налогового кредита для работающих. Отличие от аналогичной меры в Великобритании состоит в том, что акцент делается не на домохозяйстве, а на личных доходах индивида. Оно выплачивается в виде доли текущего жалования, чем не только облегчает положение малообеспеченного гражданина, но и стимулирует сохранение занятости, поскольку только человек, имеющий работу, вправе получать это пособие. Например, лица с доходом от 0,3 до 1 минимальной зарплаты получают все возрастающий налоговый кредит, тогда как заработная плата от 1 до 1,4 минимальной зарплаты влечет за собой сокращение прироста данного пособия (с. 67).
Таким образом, по мнению Ч. Канки, во Франции сложилась оптимальная система взаимоотношений между регулированием минимальной зарплаты, социальным страхованием и налогообложением. В результате имеется структура, которая, с одной стороны, гарантирует удовлетворение базовых потребностей малоимущих лиц, а с другой - не уничтожает стимулы к труду. Такая минимальная зарплата воплощает ценность труда и тем самым служит в качестве стандарта для расчета социальных пособий.
В заключение японский ученый отмечает, что французская и английская системы регулирования минимальной зарплаты существенно отличаются от японской и имеют разные цели и задачи. Они также по-разному соотносятся с социальным страхованием и налогообложением. Во-первых, в Великобритании государство определяет размер минимальной заработной платы, а Комиссия по низкой оплате труда определяет его параметры. Вопросы минимальной зарплаты и бедности рассматриваются отдельно друг от друга. Последняя проблема решается с помощью системы социаль-
ного страхования и специальных налоговых мер. Напротив, во Франции минимальная зарплата призвана обеспечивать удовлетворение основных потребностей человека. Система социального страхования и система налогообложения выполняют вспомогательную роль в борьбе с бедностью. Значение зарубежного опыта для своей страны Ч. Канки видит в следующем. Необходимо пересмотреть процесс принятия решений по минимальной зарплате. Центральный совет по минимальной заработной плате (ЦСМЗП), вырабатывающий рекомендации для региональных органов, исторически отражал интересы бизнеса и работников. Принятые решения были результатами компромисса, которого удавалось достигнуть в ходе дебатов. Такая проблема, как право на жизнь и обеспечение базовых потребностей человека, оказывалась вне поля зрения данного органа. Автор предлагает проводить опросы среди беднейших слоев населения, для того чтобы выяснять их потребности. Результаты этих исследований должны приниматься во внимание ЦСМЗП. Также следует проработать вопрос о внешнем воздействии на советы в отношении повышения минимальной зарплаты. Подобные меры могут содействовать реформированию социальной политики Японии.
С. С. Костяев