2013.01.002
новые космополитические императивы. В-третьих, международные организации не являются просто продолжением национальной политики другими средствами. Они могут трансформировать национальные интересы. В-четвертых, космополитический реализм является также экономическим реализмом. Он снижает и перераспределяет издержки, которые возрастают экспоненциально с утратой легитимности.
Космополитический реализм не требует жертвовать ни собственными интересами, ни приверженностью высоким идеям и идеалам. Напротив, он признает, что в большинстве случаев политические действия диктуются интересами. Но космополитический реализм призывает к уважению законности интересов других и учета их при определении своих собственных интересов.
Ю.И. Комар
2013.01.002. ХАНЬ САНЦЗИН, ШИМ ЮНХИ. ПРИМЕНИМОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ВТОРОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ К ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.
HAN SANG-LIN, SHIM YOUNG-HEE. Redefining second modernity for East Asia // British j. of sociology. - L., 2010. - Vol. 61, N 3. -P. 465-488.
Хань (Сеульский Национальный университет и Пекинский университет) и Шим (Хэнаньский университет) поддерживают основные положения Второй современной цивилизации (second modernity) У. Бека и Э. Гранда, а также критику ими европоцентризма. Они считают, что их концепция может быть плодотворно использована для изучения современных трансформативных процессов в странах Восточной Азии. Авторы подчеркивают принципиальные культурные различия Запада и Восточной Азии, в рамках которых осуществлялся процесс модернизации.
На Западе она протекала в условиях доминирования фундаментальных бинарных оппозиций между добром и злом, разумом и чувствами, общественным и частным, субъектом и объектом, традициями и современностью, ортодоксией и инакомыслием, эмансипацией и зависимостью и т.д. При этом одно считалось абсолютно предпочтительнее другого. Развитие воспринималось как неизбежная победа одной ценности над другой, что вело к иерар-
2013.01.003
хическому контролю и доминированию в ущерб плюрализму и разнообразию.
Напротив, в Восточной Азии сложилась устойчивая традиция в поддержку принципа взаимодействия (reciprocity) как базовой системы, в рамках которой примирение, казалось бы, непримиримых ценностей и интересов может быть достигнуто посредством выбора и укрепления среднего пути в целях динамического равновесия. В период напряженной и трудной догоняющей модернизации традиционное равновесие было утрачено. Переосмысление традиций в условиях бурной модернизации и восстановления равновесия имеет ныне решающее значение в целях поддержания баланса между ростом и распределением, индивидом и обществом, развитием и экологией и т.д. Восточная Азия должна сохранять равновесие между различными его компонентами, с тем чтобы преодолевать риски и опасности, порожденные сжатой модернизацией.
Соглашаясь с Беком и Грандом в том, что космополитизация и космополитические императивы являются характерной чертой нынешнего этапа развития современной цивилизации, авторы вместе с тем подчеркивают, что «космополитическое видение только тогда обретет свое значение, когда оно окончательно покончит с западным стремлением к идеологическому господству в мире и претензией на глобальную гегемонию. В Восточной Азии предпринимаются обещающие попытки критически переосмыслить свои традиции, чтобы создать предпосылки для Нового Гуманизма и мирного сосуществования, полностью уважая радикальные различия и разнообразие. В условиях большой значимости второго этапа модернизации цивилизационного проекта важность строгой самокритики современной цивилизации и стремление к взаимовыгодному и подлинно равноправному диалогу между радикально различными моделями развития трудно переоценить» (с. 485).
Ю.И. Комар
2013.01.003. ГАВЛИКОВСКИЙ Р. НОВЫЙ ПЕРИОД ВЗАИМНОГО СБЛИЖЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ДВИЖЕНИЕ К ОБЩЕМУ ПОНИМАНИЮ ЦЕННОСТИ ГАРМОНИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА.
GAWLIKOWSKI R. A new period of the mutual rapprochement of Western and Chinese civilizations: Toward a common appreciation of