Научная статья на тему '2012. 04. 032. Фредман Н. , доугни дж. Научная неудовлетворенность, менеджеризм и неолиберализм. Fredman N. , doughney J. Academic dissatisfaction, managerial change and neo-liberalism // Higher education OnlineFirst. - 2011. -4 October. - 18 p. - doi:10. 1007/s10734-011-9479-y'

2012. 04. 032. Фредман Н. , доугни дж. Научная неудовлетворенность, менеджеризм и неолиберализм. Fredman N. , doughney J. Academic dissatisfaction, managerial change and neo-liberalism // Higher education OnlineFirst. - 2011. -4 October. - 18 p. - doi:10. 1007/s10734-011-9479-y Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖЕРИЗМ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 032. Фредман Н. , доугни дж. Научная неудовлетворенность, менеджеризм и неолиберализм. Fredman N. , doughney J. Academic dissatisfaction, managerial change and neo-liberalism // Higher education OnlineFirst. - 2011. -4 October. - 18 p. - doi:10. 1007/s10734-011-9479-y»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2012.04.032. ФРЕДМАН Н., ДОУГНИ Дж. НАУЧНАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ, МЕНЕДЖЕРИЗМ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ. FREDMAN N., DOUGHNEY J. Academic dissatisfaction, managerial change and neo-liberalism // Higher education OnlineFirst. - 2011.4 October. - 18 p. - D0I:10.1007/s10734-011-9479-y.

Ключевые слова: Австралия; менеджмент; менеджеризм; неолиберализм; удовлетворенность работой.

Н. Фредман - исследователь Мельбурнского университета и Дж. Доугни - сотрудник Университета Виктория (Австралия) -провели масштабное социологическое исследование с целью выяснить уровень (не) удовлетворенности сотрудников из восьми государственных университетов штата Виктория в Австралии своей работой в связи с реформами высшей школы, связанными с внедрением теории менеджеризма в практику управления образовательной системой. Были опрошены 1414 преподавателей и руководителей. «Этот совместный исследовательский проект, инициированный Группой труда и социальной солидарности перед лицом глобализации, поддержан Австралийским научным советом (Australian Research Council - ARC). Основное внимание в этом проекте сфокусировано на выяснении удовлетворенности работников высшей школы своей работой, что является частью более важной задачи -изучения проблемы согласованности между собой требований к инновациям и росту производительности с интересами преподавателей вузов в пяти отраслях (туризм, здравоохранение, информационные и коммуникационные технологии, автомобилестроение)» (с. 2).

Данное исследование продолжает начатую с 2006 г. работу Национального союза высшего образования (National Tertiary Edu-

cation Union - NTEU), результатами и поддержкой которого авторы широко пользовались в собственном исследовании 2009-2010 гг. Цель работы - провести корреляцию между развивающейся системой менеджеризма, т.е. развития вузов с помощью особой категории управляющих, использующих для улучшения работы современные экономические теории управления, и удовлетворенностью преподавателей вузов своей работой. Политика менеджеризма в австралийском образовании связана с именем министра образования Дж. Докинза, который с 1987 г. начал переход к негосударственному финансированию и рыночно-ориентированному образованию. Дж. Андерсон определила менеджеризм как «решающее участие и внедрение подходов, систем, технологий, широко применяемых в частном секторе, в менеджмент в государственном секто-ре»1.

Сегодня распространен синоним термина «менеджеризм» -«новое публичное управление» (New Public Management), который демонстрирует глубокое проникновение рыночной лексики в государственный сектор, в частности в высшее образование. Идеи менеджеризма в вузах авторы прочно связывают с тенденцией неолиберализма, захватившей общество в последнее десятилетие. Некоторые ученые рост неолиберализма связывают с распадом капиталистической системы после Второй мировой войны. Д. Леви-Фаур (D. Levi-Faur) назвал неолиберализм «золотым веком» менеджмента, включающим новые способы управления, повсеместное внедрение рынка и акционирование общественных услуг. «Не только работа преподавателей вузов все больше описывается в дискурсе менеджеризма, но и студентов все больше позиционируют как потребителей и клиентов, которые должны быть обеспокоены конкуренцией, рынком, а не тем, чтобы стать учеными, гражданами своего государства» (с. 4). С одной стороны, возросло финансирование вузов, с другой - увеличились и стрессы, депрессии, бесконечная конкуренция, которая заставляет ученых и исследователей думать «краткосрочно», а не перспективно.

В исследовании были использованы статистический метод, основанный на многофакторном анализе, опирающемся на регрес-

1 Anderson G. Carving out time and space in the managerial university // Journal of organisational change. - 2006. - Vol. 19, N 5. - P. 578.

сивную модель, и метод качественного анализа. Респонденты должны были дать ответы на следующие вопросы: 1) «в данный момент я значительно больше удовлетворен своей работой, чем два-пять лет назад»; 2) «я хотел бы остаться в вузе, даже если бы мне предложили достойную работу в другом месте».

Многофакторный анализ показал, что низкий уровень удовлетворенности своей работой у сотрудников вузов можно объяснить прежде всего увеличением интенсификации труда и падением интереса к работе. Ответы ученых продемонстрировали двойственное отношение к работе: внутренняя удовлетворенность творческим характером работы и внешнее недовольство менеджментом. Ученые отмечали, что, с одной стороны, происходит ужесточение управления, постоянное повышение нагрузок, с другой - понижается уровень уважения к профессуре со стороны руководства. Все больше внимание акцентируется на продвижении по служебной лестнице, получении наград и признания.

Данные для исследования были получены из НТЕИ штата Виктория, который один раз в два года проводит онлайн-опрос во всех вузах штата. Все данные были рассмотрены по пятибалльной шкале Ликерта: от «полностью согласен» (1) до «полностью не согласен» (5). Было задано 14 основных и 6 демографических вопросов, а также два открытых вопроса для последующего качественного анализа: 1) «есть ли у вас комментарий по поводу функционирования сектора высшего образования»; 2) «какие три основные проблемы есть у вас по поводу вашей занятости» (с. 7). Результаты полученных данных были сопоставимы с аналогичными, проведенными ранее ЭТЕИ.

Далее в статье приведены результаты многофакторного анализа по каждому вопросу, представлена дискуссия и авторское заключение. Результаты исследования показали, что ситуация в вузах штата Виктория ухудшилась за последние несколько лет. Недовольство сотрудников более всего связано с ужесточением системы управления и государственной политикой в целом. Характерно и явное недовольство преподавателей вузов неолиберальными изменениями в сфере экономики, социальной жизни и образовании. Как показали результаты обследования, главные претензии ученые выражают по поводу значительного увеличения учебной и общей нагрузки, формализованного отношения к работе, усиления отчетно-

сти, ставшей главным «критерием» научности. Однако за последние годы наметились и положительные сдвиги в системе высшего образования Австралии и связаны они прежде всего с появлением больших возможностей для повышения производительности труда.

Основная проблема, выявленная авторами, - конфликтная ситуация, возникшая между установками и практикой современного менеджеризма в области высшего образования и степенью (не) удовлетворенности преподавателей вузов своей работой.

Менеджеризм не только не уменьшил, но, напротив, увеличил бюрократизм, контроль и давление на преподавателей австралийских вузов. В целом преподаватели и исследователи готовы много и продуктивно работать, однако им хотелось бы видеть более конкретные результаты своего труда, воплощенные в научной, педагогической, интеллектуальной сферах, а не в только в области получения прибыли, когда их труд является «товаром», имя -«брендом», а образование - «рынком».

С.М. Климова

2012.04.033. ТАЙТ М. СКОЛЬКО УНИВЕРСИТЕТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ? СКОЛЬКО ИХ ДОЛЖНО БЫТЬ? TIGHT M. How many universities are there in the United Kingdom? How many should there be // Higher education. - Dordrecht, etc., 2011. -Vol. 62, N 5. - P. 649-663. - D0I:10.1007/s10734-011-9411-5.

Ключевые слова: Великобритания; высшее образование; университеты; высшие образовательные учреждения; историческое развитие; массификация высшего образования.

М. Тайт - сотрудник Департамента образовательных программ Ланкастерского университета (Великобритания) - дает парадоксальный ответ на собственный вопрос, заданный в названии статьи: в Великобритании действуют 108, 138 или 162 университета (статистические данные 2010 г.)? Такая цифровая многозначность ответа на однозначный вопрос зависит от избираемой стратегии подсчета и понимания статуса университетов, входящих в государственный реестр. Если речь идет о вузах, которые по историческому и юридическому статусу называются «университеты» и обладают правом присуждать ученые степени по различным отраслям знаний, то их количество равно 108. Если речь - о колледжах и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.