Научная статья на тему '2012. 01. 027. Роудс Р. А. , ю ГУ Д. Проблемы женщин-ученых в китайской народной Республике с гендерной точки зрения. Rhoads R. A. , Yu Gu D. A gendered point of view on the challenges of women academics in the people's Republic of China // Higher education. - 2011. - September. - p. 1-18. - doi:10. 1007/s10734-011-9474-3. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/n3p 80385j6614453/fulltext. Pdf'

2012. 01. 027. Роудс Р. А. , ю ГУ Д. Проблемы женщин-ученых в китайской народной Республике с гендерной точки зрения. Rhoads R. A. , Yu Gu D. A gendered point of view on the challenges of women academics in the people's Republic of China // Higher education. - 2011. - September. - p. 1-18. - doi:10. 1007/s10734-011-9474-3. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/n3p 80385j6614453/fulltext. Pdf Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 027. Роудс Р. А. , ю ГУ Д. Проблемы женщин-ученых в китайской народной Республике с гендерной точки зрения. Rhoads R. A. , Yu Gu D. A gendered point of view on the challenges of women academics in the people's Republic of China // Higher education. - 2011. - September. - p. 1-18. - doi:10. 1007/s10734-011-9474-3. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/n3p 80385j6614453/fulltext. Pdf»

имеющего реальной власти. Многие респонденты также не определяют для себя в качестве приоритетной задачу планирования средне- и долгосрочного развития кафедры, концентрируясь на текущих усилиях по решению проблем, возникающих, как правило, из-за человеческих взаимоотношений. Руководство кафедрой, таким образом, опять проявляет черты «женского» стереотипа поведения, что означает преобладание заботы о динамике взаимоотношений коллег по сравнению с планированием политических изменений, так как «политика университета решается наверху» (с. 10). Из полученных в интервью данных видно, что, разговаривая о приоритетах и тревогах, связанных с руководством, женщины-руководители проявляют заботу об атмосфере на кафедре - внутреннем единстве, внимании к личным взаимоотношениям, поощрении совместной работы и пр.

В заключение автор делает вывод о том, что социально-ориентированные способности женщин могут способствовать их лучшему позиционированию на должности среднего управленческого звена в условиях множественности требований и скудного вознаграждения. В то же время средний менеджмент может быть описан как женский вид деятельности. По мнению автора, можно говорить о девальвации среднего менеджмента на фоне резкого контраста между окружающей средой и женской моделью управления, а также росте необходимых «женских» характеристик в поведении руководства университетской кафедрой. Тот факт, что все большее число женщин занимают данный пост, не отражает роста значимости женщин-руководителей в академическом секторе, но сопровождается снижением значимости данных должностей в структуре управления университета.

М.Н. Лавров

2012.01.027. РОУДС Р.А., Ю ГУ Д. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН-УЧЕНЫХ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ С ТЕНДЕРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

RHOADS R.A., YU GU D. A gendered point of view on the challenges of women academics in The People's Republic of China // Higher education. - 2011. - September. - P. 1-18. - D0I:10.1007/s10734-011-

9474-3. - Mode of access: http://www.springerlink.com/content/n3p 80385j6614453/fulltext.pdf

Ключевые слова: китайские университеты; женщины-ученые; гендерное равенство.

Статья Р.А. Роудс и Д. Ю Гу (Высшая школа образования и информационных исследований UCLA, Лос-Анджелес) посвящена проблемам женщин-ученых в научно-исследовательских университетах КНР, рассмотренным с гендерной точки зрения. Опираясь на социологические методы, теории феминизма и символического ин-теракционизма, авторы провели качественное исследование профессорско-преподавательского состава в одном из 40 лучших университетов КНР, представленного в статье под вымышленным названием «Северный исследовательский университет» (Northern Research University - NRU), для того чтобы исключить давление на участников анкетирования. Выбор университета - неслучаен. Под названием NRU скрывается один из самых высокорейтинговых университетов Китая, поддержанный двумя национальными проектами: «Проект 211» и «Проект 985» (er-yao-yao и jrn-ba-w^.

Гендерный подход в статье также выбран не случайно. Хотя по данным Министерства образования Китая (MOE) более 45% профессорско-преподавательского состава вузов страны составляют женщины, практически все они занимают лишь низшую и среднюю ступени в системе университетской иерархии. Структура университетских званий в Китае включает четыре категории: профессор, доцент, старший преподаватель (лектор) и ассистент. Практически только 25% женщин-преподавателей имеют звание профессора и доцента и лишь 10% из них - звание полного профессора (с. 3).

В обзоре литературы, посвященной данной проблеме, показана общность авторской исследовательской феминистской стратегии и аналогичных данных мирового уровня, отталкиваясь от которых была сделана попытка понять жизнь женщин-ученых в научном сообществе КНР с позиций не только самих женщин, но и их коллег-мужчин.

Вопрос научной и карьерной самореализации женщин-ученых в Китае не нов, свою задачу авторы видят не в противопоставлении китайских проблем мировым, а, напротив, в вовлечении Ки-

тая в глобальный разговор о жизни женщин в науке, а также поиск общих путей для их разрешения. В этом процессе большую роль должны сыграть международные феминистские организации и движения, отстаивающие права женщин во всем мире. Глобальным препятствием для самореализации любой женщины, в том числе и в науке, были и остаются раздвоенность между семьей и карьерой, правовая и моральная беззащитность в критических ситуациях выбора между детьми и работой. Женщины всего мира попадают в парадоксальную ситуацию, прекрасно описанную П.Дж. Каплан (P.J. Caplan), которая заметила, «что общая дилемма, с которой сталкиваются все женщины - преподаватели университетов, имеет форму парадокса: с одной стороны, общество и институты уверены, что женщины, отказывающиеся от научной работы, не думают всерьез о своей карьере, а следовательно, не способны к ней, с другой - женщины, которые целиком посвятили себя карьере, ущемляя своих близких: родителей, друзей, мужей, семью, считаются незаботливыми или просто неженственными» (с. 3). Однако в этой общей установке есть и исключения. Например, в Малайзии у многих женщин, принадлежащих к научной элите (женщин высокого полета - «high-flying»), подобное раздвоение между домом и работой отсутствует. Более того, семья (особенно мужья) целиком одобряют и поддерживают научную деятельность своих жен. Но основная группа женщин живет под «стеклянным потолком» и не имеет (по разным причинам) возможности успешного научного и карьерного роста.

Авторы статьи вскрывают ряд историко-культурных и политических причин невысокого статуса женщин-ученых в Китае, к которым прежде всего относятся конфуцианская традиция, коммунистическая идеология Мао, политика «Открытой двери» Дэн Сяопина, влияние мировых СМИ и масскультуры. Не последнюю роль играют и устойчивые гендерные стереотипы о неспособности женщин достичь высот в науке из-за традиционного раздвоения между семьей и работой. Как показала китайская исследовательница Л. Чжан (L. Zhang), изучающая категорию женщин-профессоров, эти стереотипы стали реальным препятствием для полноценной реализации женщин как ученых не только в Китае, но и во всем мире.

Далее авторы делают подробный анализ феминистской критической теории и символического интеракционизма. Феминистский подход заключается в критической оценке мужских стратегий, направленных на ограничение самореализации женщин-ученых, их способности влиять на производство фундаментального научного знания, управлять наукой и научными кадрами. Как отмечает С. Хардинг (S. Harding), «наука, представленная ведущими научными институтами, обслуживает интересы господствующей группы», т.е. мужчин (с. 5). Проблема феминистской эпистемологической критики в том, чтобы продемонстрировать культурную и профессиональную несостоятельность устоявшегося стереотипа: «"женщина-знаток" (женщина-ученый) - это противоречие в определении» (там же). Феминистская критическая теория разоблачает не только данный стереотип, но и «андрогинную» методологию псевдообъективного анализа научных проблем, якобы свободного от «аксиологических и гендерных» ориентаций, которые с точки зрения феминизма лежат в основании любой науки.

Авторы провели социологическое исследование, используя метод полуформализованных интервью, проведенных в NRU с 15 женщинами и 12 мужчинами. Главная цель - поиск подлинных причин, мешающих китайским женщинам-ученым делать научную карьеру, получать научные звания и административные должности, подобно своим коллегам-мужчинам. Составленное интервью проводилось в NRU дважды - летом 2009 г. и весной 2010 г. Язык интервью - английский и частично китайский (по желанию опрашиваемых). Опрошено 27 человек из 17 научных школ самой разной направленности. Результаты исследования были структурированы по блокам: центральный блок - «гендер / гендерные отношения» и блок «гендерных» подтем, появившийся в ходе деконструкции «письма» - ответов респондентов: анализ фраз, предложений, парафраз и т.д.

Авторами представлены важные выводы не только о статусе женщин-ученых в китайских университетах, но и в целом о национальной политике государства, ориентированной исключительно на «результат» научного поиска, т.е. на его производственные (экономические) аспекты. Такой подход порождает множество проблем, в том числе и в области развития общественных и естественных наук в Китае. Ориентация науки прежде всего на практиче-

ский результат ставит огромное количество ученых в маргинальное положение, при котором их научная компетентность и значимость достижений определяются исключительно публикациями в высокорейтинговых журналах. Амбиции Китая связаны с желанием стать мировым лидером не только в экономике, но и в науке. Поэтому КНР делает все, чтобы ее ведущие университеты попали в рейтинг сотни лучших вузов мира. Однако рост научного статуса вуза становится суровым испытанием на выживание для профессорско-преподавательских кадров. Все это делает шансы женщин-ученых на успешную научную и административную карьеру минимальными.

Другим важным компонентом являются гендерные различия в «определении ситуации», которая абсолютно по-разному описывается женщинами и мужчинами. Если женщины считают свои проблемы существенными, то мужчины придерживаются иных позиций - не признают их наличия в принципе. Женщины чувствуют дискриминацию при найме на работу, продвижении по служебной лестнице, финансовом вознаграждении, возможности / невозможности занять ключевые административные посты. Мужчины в большинстве своем с этим не соглашаются, ссылаясь на китайские традиции, фатальную неизбежность раздвоения между семьей и работой, преувеличенный характер женских проблем самими женщинами, «самостоятельность выбора» женщинами путей самореализации. Как объяснял один из профессоров: «Возможно, гендер-ная проблема и существует, но не на уровне закона. Например, сейчас у нас на юридическом факультете около 100 преподавателей и 1/3 из них - женщины. Среди профессоров 1/4 - женщины, среди доцентов - 1/3» (с. 10). Мужчины часто обращаются к теории «ме-ритократии» - власти лучших, - якобы исключающей гендерный подтекст. «Надо просто быть лучшей», - считают они (там же).

Авторы приводят четыре ключевых стереотипа, препятствующих продвижению женщин в науке в Китае: 1) работать в 2 раза больше (working double time); 2) стеклянный потолок (the glass ceiling); 3) мальчишеский клуб и социальная изоляция (the boys ' club and social exclusion); 4) товарищи по оружию (comrades in arms). Первые три стереотипа универсальны для женщин во всем мире, четвертый имеет национальную специфику, связанную с традициями, религией и культурой китайского социума.

Само понимание «работать в два раз больше» говорит о двойных нагрузках, выполняемых женщинами, - дома и на работе. Как сказала одна из опрашиваемых: «На работе мы как все, но дома -мы не как все. Дома мы работаем, а наши мужья отдыхают и смотрят телевизор» (с. 11). Кроме того, в Китае матери школьников вынуждены ежедневно помогать своим детям в подготовке домашних заданий из-за очень сложной школьной программы. Такая ситуация сама по себе вынуждает женщин отказываться от научной карьеры и оставаться лишь рядовыми преподавателями. «Стеклянный потолок» - также достаточно устойчивый социокультурный образ-символ, демонстрирующий «потолок возможностей карьерного роста женщин» во всем мире, поскольку они... - женщины. «Мальчишеский клуб» - выражение, понятное практически всем. Авторы показывают, какую негативную роль играет сознательная самоизоляция мужчин от женщин, к которой они время от времени прибегают в своих «теплых компаниях». Как сказала одна из опрашиваемых: «В Китае все пьют; выпивка все время. Выпивать за обедом - норма для мужчин. Если вы не пьете, вы не можете участвовать ни в чем» (с. 13). Главные решения, в том числе по «женским вопросам», как правило, и принимаются в таком приятном времяпрепровождении. Одна из респонденток заметила: «У мужчин есть свои способы общения, из которых мы исключены. Поэтому когда декан выбирает себе заместителя, он это делает из тех, кого лучше знает, - из своей мужской компании. Но мы тоже хотим иметь такой шанс. Мы не хотим участвовать в грязной политике, но хотим и можем быть руководителями» (с. 13).

Специфически китайской чертой назвали авторы статьи стереотип «товарищи по оружию». Это выражение вроде бы противоречит идее «мальчишеского клуба», так как основано на изначальной коммунистической концепции Мао, провозгласившей равенство мужчин и женщин. Авторы напоминают его крылатое выражение: «Женщины на своих руках держат половину неба» (цит. по: с. 13). Равенство заложено и в практике китайских коммун, конфуцианской этике, традициях заботы старших о младших. В то же время и сами мужчины считают, что они очень по-товарищески относятся к своим коллегам-женщинам, вникают в их трудности, помогают во всем. Но, как отмечают авторы, в этом товариществе нет равенства, так как всегда и во всем «судьба жен-

щин зависит только от мужчин, которые занимают все ключевые должности в университете. Потенциальным последствием такого положения становится дальнейшая маргинализация женщин-ученых и процветание мужских привилегий» (с. 14)

С.М. Климова

2012.01.028. ЯНГ Р., УЭЛЧ Э. УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА В КИТАЕ? ПРИМЕР ЦИНХУА.

YANG R., WELCH A. A world-class university in China? The case of Tsinghua // Higher education OnlineFirst. - 2011. - P. 1-22. - D0I:10. 1007/s10734-011-9465-4. - Mode of access: http://www.springerlink. com/ content/h626710mt03132m6/fulltext.pdf

Ключевые слова: Китайская Народная Республика; высшее образование; университет мирового класса.

Авторы статьи - Р. Янг (сотрудник Университета Гонконга, Китай) и Э. Уэлч (сотрудник Сиднейского университета, Австралия) - анализируют актуальные проблемы совершенствования системы высшего образования в КНР и описывают усилия ведущих вузов страны к получению статуса университета мирового класса. В качестве примера (case study) был выбран один из лучших университетов Китая - Университет Цинхуа, который поставил перед собой задачу к 2011 г., когда он отмечает свое столетие, стать лидирующим вузом мира.

Пример Университета Цинхуа выбран не случайно, так как он не только признан флагманом китайской университетской системы образования, но его даже называют «китайским МТИ» (Мас-сачусетский технологический институт).

Вуз был основан в 1911 г. как Цинхуа Императорский колледж для подготовки желающих пройти обучение в США. Первые стипендии выплачивались из контрибуций, которые Китай заплатил США после провала «Боксерского восстания» (1898-1902), и первыми преподавателями были в основном американцы, готовившие выпускников для обучения в США. В 1925 г. колледж стал исследовательским институтом, а в 1928 г. получил свое нынешнее официальное название. На протяжении десятилетий специализация университета менялась - от национального университета к узкоспециализированному политехническому институту «советского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.