2012.01.026. МАРТИНЕС Х.М.Л. «ФЕМИНИЗАЦИЯ» СРЕДНЕГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ? ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДТЕКСТА В РУКОВОДСТВЕ КАФЕДРОЙ УНИВЕРСИТЕТА. MARTÍNEZ J.M.L. «Feminizing» middle management? An inquiry into the gendered subtexts in university department headship // SAGE Open. -2011. - 5 July. - P. 1-11. - D0I:10.1177/2158244011414731. - Mode of access: http://sgo.sagepub.com/content/early/2011/07/01/21582440 11414731
Ключевые слова: управление в университете; гендер; феминизация.
Автор из Университета Севильи (Испания) исследует особенности управления университетскими кафедрами с гендерной точки зрения.
Система высшего образования Испании в настоящее время проходит в своем развитии период реформирования, для которого характерны следующие тенденции. Происходит внедрение общеевропейских стандартов, которое осуществляется с помощью различных мероприятий в рамках Болонского процесса. С точки зрения руководства кафедрой университета, это требует больших усилий: необходимо понять новые «правила игры», которые не всегда ясны; своевременно информировать персонал о происходящих изменениях и развивать у него новые навыки; согласовывать планы кафедры с планами всего университета, так как в результате внедрения Болонских соглашений некоторые исследования могут быть закрыты либо значительно сокращены. Радикальные изменения происходят также в системе отбора, найма сотрудников и их карьерного продвижения, что предполагает гораздо более активную и автономную роль университетских подразделений. Кроме того, все большее значение приобретает внедрение системы внешней экспертизы, в рамках которой сильный акцент делается на исследовательской траектории и на публикации в журналах с высоким импакт-фактором. Все эти изменения означают интенсификацию административной работы на уровне среднего менеджмента.
Так как в исследовании сделан основной акцент на гендер-ном аспекте, в качестве источника эмпирической информации были взяты 20 интервью с женщинами - руководителями кафедр в
трех государственных университетах Испании, участвующих в реформах.
Следует отметить, что трактовка категории «гендер», так же как и термина «феминизация», отнюдь не сводится автором к дихотомическому противопоставлению «мужчины-женщины», тем более что автор указывает, что женщины составляют лишь 20% руководителей кафедр.
«Гендерный подтекст» в работе определяется как набор зачастую скрытых, основанных на власти процессов или механизмов, производящих на систематической основе гендерное разграничение. Подобный подход обусловливает особый интерес к символическому и культурному аспектам организационной жизни. При этом культуралистский подход к гендеру и организации подразумевает акцент не на гендере в организации, а на организациях самих по себе как «гендерных» объектах. Таким образом, гендер рассматривается не по принципу персональной принадлежности, а как организационное образование, которое культурно воссоздается на местном уровне (с. 2).
Понятие «феминизация» определяется автором не как номинальный способ указания на то, что место руководителя кафедры часто занимает женщина, но как тот факт, что «работа» руководителя построена таким образом, что требует от него наличия черт, характерных для женского стереотипа (с. 3).
Обработка результатов проведенных интервью позволила автору сделать следующие выводы.
Прежде всего, для университетской среды характерны ген-дерные отличия в развитии карьеры. Это обусловлено такими причинами, как вынужденный перерыв в карьерном продвижении, связанный с необходимостью ухода в отпуск из-за рождения ребенка, и наличием устоявшихся систем взаимосвязей, которые автор определяет как «сеть бывших однокашников» (old boys' networks), которые задают так называемую «мужскую» модель работы в университете, выражаемую автором в термине «клуб джентльменов» (с. 5). Доминирование мужского стереотипа поведения в университетской карьере отмечено рядом респондентов, так как данная работа зачастую характеризуется такими чертами, как соревновательность, стремление к личному успеху, поддержание иерархии и индивидуализм. В то же время некоторые респонденты указали на
то, что, в отличие от коллег-мужчин, они не стремятся исключительно к карьерным целям в ущерб другим сторонам своей жизни, связанным с семьей и др. Это позволило автору поставить в статье вопрос о том, являются ли женщины «иными» (the others) в университете?
Анализ высказываний респондентов, касающихся непосредственно работы руководителя кафедры, проводится автором по трем основным направлениям: занятие должности; административные обязанности и руководство подчиненными.
Руководитель кафедры в университетах Испании, как правило, избирается коллегами на определенный срок и сохраняет свой пост обычно в течение трех лет. Согласно полученным результатам, из 20 опрошенных женщин лишь две заняли этот пост согласно собственному желанию как часть собственного проекта профессионального развития. Для остальных респондентов занятие руководящего поста было не собственным выбором, а решением, обусловленным внешними обстоятельствами. В ряде случаев должность руководителя рассматривается в коллективе как ротационная, в других - подобное предложение является результатом неформального соглашения, которое зачастую исходит от предыдущего руководителя. В этой ситуации роль руководителя зачастую сводится к координации и выполнению управленческих функций в рамках предыдущего курса развития подразделения, к интеграции различных его секторов, что требует качеств, обычно относящихся к «женской» стереотипной модели поведения. Некоторые респонденты отметили, что занятие ими руководящего поста стало следствием их способности сохранять баланс интересов кафедры в условиях микрополитических конфликтов (с. 6). Во многих случаях должность руководителя предполагала наложение дополнительной ответственности, что приводило к нехватке кандидатов, когда «никто не хотел занять пост руководителя» (с. 7).
Вне зависимости от условий, которые сопутствовали получению должности руководителя кафедры, основной мотивацией для респондентов является чувство ответственности перед подразделением и институтом в целом. Во всех интервью участницы демонстрировали понимание работы руководителя скорее как службы, а не как карьерного выбора. Некоторые участники исследования проводили аналогию между руководством кафедрой и военной службой,
что говорит об их чувствах обязательства и долга, однако описывают специфику поста как оказание услуг без получения вознаграждения. Ряд высказываний респондентов позволяет автору сделать вывод об осознанном восприятии некоторыми женщинами-руководителями своего положения как временного. Представляет интерес также наличие противопоставления деятельности по руководству кафедрой непосредственно работе ученого - проведению исследований и участию в образовательном процессе, при этом время, отводимое административной работе, воспринимается как «потерянное», потраченное неэффективно (с. 7).
Описывая природу и функции руководителя подразделения, респонденты дают в высшей степени схожие характеристики, сводящиеся к тому, что в современном университете данный пост в своей основе подразумевает административное и бюрократическое содержание, в числе которого работа с документами и забота о решении текущих проблем кафедры, отслеживание изменений в университетском учебном плане, работа по аккредитации и т.д. Многие респонденты отметили, что отсутствие желающих занимать данный пост связано со скудными возможностями принимать значимые решения и его невысокой значимостью в научной карьере в университете, а также с высоким уровнем ответственности и недостаточной оценкой данной работы (с. 8).
В ряде интервью была упомянута модель организации работы по руководству кафедрой как «домашнее управление» (domestic management), что еще раз указывает на стереотип «женского поведения» в управлении. По мнению автора, это может объясняться также и неопределенностью властных полномочий руководителя кафедры, которые, с одной стороны, ограничены тем, что большая часть решений исходит в директивном порядке из ректората, а с другой - наталкиваются на наличие развернутых неформальных связей, из-за которых «академическая иерархия доминирует над должностной иерархией», или даже «социальная иерархия вмешивается и превалирует над академической иерархией» (с. 9). На кафедре могут работать значимые сотрудники, которые не занимают формальных постов, однако нормально работать в должности руководителя возможно только с их «формального» одобрения, что накладывает негативный отпечаток на политический микроклимат через придание административному посту руководителя статуса, не
имеющего реальной власти. Многие респонденты также не определяют для себя в качестве приоритетной задачу планирования средне- и долгосрочного развития кафедры, концентрируясь на текущих усилиях по решению проблем, возникающих, как правило, из-за человеческих взаимоотношений. Руководство кафедрой, таким образом, опять проявляет черты «женского» стереотипа поведения, что означает преобладание заботы о динамике взаимоотношений коллег по сравнению с планированием политических изменений, так как «политика университета решается наверху» (с. 10). Из полученных в интервью данных видно, что, разговаривая о приоритетах и тревогах, связанных с руководством, женщины-руководители проявляют заботу об атмосфере на кафедре - внутреннем единстве, внимании к личным взаимоотношениям, поощрении совместной работы и пр.
В заключение автор делает вывод о том, что социально-ориентированные способности женщин могут способствовать их лучшему позиционированию на должности среднего управленческого звена в условиях множественности требований и скудного вознаграждения. В то же время средний менеджмент может быть описан как женский вид деятельности. По мнению автора, можно говорить о девальвации среднего менеджмента на фоне резкого контраста между окружающей средой и женской моделью управления, а также росте необходимых «женских» характеристик в поведении руководства университетской кафедрой. Тот факт, что все большее число женщин занимают данный пост, не отражает роста значимости женщин-руководителей в академическом секторе, но сопровождается снижением значимости данных должностей в структуре управления университета.
М.Н. Лавров
2012.01.027. РОУДС Р.А., Ю ГУ Д. ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН-УЧЕНЫХ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ С ТЕНДЕРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
RHOADS R.A., YU GU D. A gendered point of view on the challenges of women academics in The People's Republic of China // Higher education. - 2011. - September. - P. 1-18. - D0I:10.1007/s10734-011-