Научная статья на тему 'Феминизация политической элиты: изучение проблемы в рамках компаративного исследования'

Феминизация политической элиты: изучение проблемы в рамках компаративного исследования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
475
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лапина Н. Ю.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMINIZATION OF POLITICAL ELITES: THE STUDY OF PROBLEMS IN THE COMPARATIVE PROJECT

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Феминизация политической элиты: изучение проблемы в рамках компаративного исследования»

Н. Ю. Лапина

ФЕМИНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ: ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В РАМКАХ КОМПАРАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обновление политической элиты, приток в ее ряды новых кадров может рассматриваться как признак модернизации политической системы, ее эволюции в сторону большей открытости. Компаративные исследования в области изучения элиты дают возможность сопоставить действие механизмов и логику продвижения новых кадров в политику и власть, выявить роль политических институтов и массовых движений в процессе обновления элитного корпуса в разных политиях. В этом смысле исследование проблемы феминизации политической элиты представляет особый интерес, поскольку в последние годы завоевание женщинами высших постов на всех уровнях власти стало заметным явлением политической жизни во многих странах мира.

В 2008-2009 гг. нами совместно с А. Чириковой (д. с. н., Институт социологии РАН) было проведено исследование «Женщина на высших этажах власти: российские практики и французский опыт»1, в ходе которого были сопоставлены два национальных случая - российский и французский. Сравнительный анализ расширяет границы исследования, позволяет выявить общие тенденции и особенности гендерной асимметрии во властных структурах двух стран. Сравнение французской и российской политической реальности при всем их различии представляет особый интерес. В последнее десятилетие во Франции были сформированы институциональные механизмы преодоления гендерных диспропорций в политике и власти, тогда как Россия находится лишь в самом начале пути, связанного с осознанием обществом и элитными слоями важности этой проблемы.

Основные направления российской части исследования содержатся в статье А. Чириковой, публикуемой в этом сборни-

1 Исследование проводилось Институтом социологии РАН при поддержке Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук.

ке. В настоящей статье помещен материал, посвященный французскому опыту продвижения женщин на ответственные посты во власти, анализируются общие и особые тенденции продвижения женщин на высшие посты в системе власти России и Франции. Выводы статьи конструировались на основе материалов интервью, а также аналитических материалов, полученных французскими и российскими исследователями в разные годы.

Женщина во французской политике: базовые направления исследований

Французская общественная наука не сразу пришла к изучению роли женщин в политике. Первоначально в центре внимания исследователей были такие вопросы, как социально-экономическое положение женщин, особенности женского труда, история борьбы женщин за свои права. Первыми к изучению места женщин в политике обратились политологи. В послевоенный период женщины интересовали политическую науку прежде всего как новая категория избирателей, недавно получившая право голоса1. До 1990-х гг. во французском научном сообществе внимания к этой теме не наблюдалось. Невысокий интерес к политическим проблемам демонстрировали и сами женщины, участницы демократического движения: воспитанные в левой политической культуре, они испытывали глубокое недоверие к политике.

Научное осмысление «женского» вопроса в его политическом измерении во Франции началось одновременно с осознанием этого требования женскими демократическими организациями (1990-е гг.). Именно поэтому некоторые исследования того времени носили остро полемический характер, в них формулировались аргументы в пользу открытости политики и гендерного баланса в органах власти. В конце XX в. политологи и со-

1 Cm.: Dogan M., Narbonne J. Les françaises face à la politique: Comportement politique et condition sociale. P., 1955; Duverger M. La participation des femmes à la vie politique. P., 1955.

циологи сыграли большую роль в «переведении» демократических требований в политические1, участвовали в организации общественных дебатов относительно способов достижения политического равноправия между мужчинами и женщинами2. В последнее десятилетие XX в. дискуссии о роли женщин в политике развернулись на фоне снижения доверия французского общества к политическим институтам и элитам. В этих условиях «маргинализация» женщин в структурах власти стала рассматриваться как симптом кризисного состояния системы политического представительства, а феминизация элиты как способ выхода из него3.

На сегодняшний день во Франции сложились условия и институциональная среда для изучения места и роли женщин в политике. В Центре исследований по вопросам труда и власти Университета Тулуза-Мирай изучаются политическая активность и политические предпочтения женщин. В рамках Центра изучения истории Института политических наук (Париж) действует постоянный семинар, посвященный роли женщин в публичной политике. Этими вопросами занимаются Центр исследования французской политической жизни при Национальном центре научных исследований и созданная в рамках Французской ассоциации политической науки группа «Гендер и политика». По теме проводятся междисциплинарные исследования, защищаются диссертации, ежегодно публикуются десятки книг и статей. Наряду с исследовательскими центрами, проблемы равноправия женщин находятся в центре внимания государственных учреждений. В начале 1980-х гг. во Франции было создано Министерство по делам женщин4. В настоящее время вопросами прав женщин занимается Министерство труда, социальных отношений, семьи, социальной солидарности и проблем

1 См.: Gaspard F., Servan-Schreiber Cl., Le Gall A. Au pouvoir citoyennes! Liberté, égalité, parité. P., 1991.

2 См.: Les femmes dans la prise de décision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P., 1996.

3 См.: Sinneau M. Féminisation, crise politique et changement: le cas français. P., 2006. URL: http://www.inegalites.fr/index.php

4 В середине 1990-х гг. министерство было упразднено.

развития города, которое регулярно публикует отчеты по вопросам равенства возможностей между мужчинами и женщинами1. Основана Обсерватория по изучению неравенства при премьер-министре (1995 г.), отслеживающая исполнение основных законов в области гендерного равноправия в экономической, социальной и политической сферах.

Во французской научной литературе обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с представительством женщин в политике и власти: анализируются этапы и логика феминизации политической элиты; изучаются факторы, препятствующие и способствующие продвижению женщин в большую политику; исследуется представительство женщин в органах власти и особенности женского лидерства.

Этапы и логика феминизации политической элиты во Франции

В процессе феминизации французской политической элиты выделяются три периода. Первый период (1930 - начало 1980-х гг.) - это время «точечных назначений» женщин во власть. Впервые женщины получили высокие посты в исполнительной власти во времена Народного Фронта, еще до того, как им было предоставлено право участвовать в выборах (1944 г.). В первые послевоенные годы редкие женщины появились в министерских кабинетах и обеих палатах парламента. Второй период (1980-2000-е гг.) связан с избранием президентом Франции Ф. Миттерана (1981 г.) и продвижением женщин в органы исполнительной власти2. Третий период открылся в 2000-е гг., когда французским государством были предприняты шаги в направлении институционализации политического равноправия между мужчинами и женщинами: в 1999 г. в Конституцию Франции были внесены поправки о «равном доступе женщин и

1 См.: L’égalité entre les femmes et les hommes: chifffres clés. P., 2008.

2 В различных правительствах, сформированных социалистами (19801990-е гг.), на министерские посты были назначены многие женщины, составлявшие в разное время от 10 до 30 % состава кабинета.

мужчин к выборным постам и государственным должностям», в 2000-2007 гг. изменен избирательный закон1.

Французские исследователи уделяют большое внимание процессам обновления политического класса. Отмечается, что феминизация элиты во Франции началась с органов исполнительной власти и лишь в 2000-е гг. затронула власть представительную. В этой связи политической наукой анализируется третий этап институционального продвижения женщин во власть. Одни исследователи склонны полагать, что центральную роль в «открытии» представительных органов власти для женщин сыграли политические акторы - партии, и в частности Французская социалистическая партия (ФСП), одной из первых принявшая решение закрепить на парламентских выборах 28 % одномандатных округов за кандидатами-женщинами. Другие подчеркивают решающую роль французского государства в решении вопроса о выравнивании шансов мужчин и женщин в поли-

2 /"ч

тике . С принятием нового законодательства, пишет политолог М. Сино, Франция стала первой страной в Европе, которая устанавливала для политических партий правила паритета между женщинами и мужчинами в ходе выборов3. «Сегодня во Франции существует политическая воля, направленная на поддержание равенства между мужчинами и женщинами, стремление предоставить равный доступ к государственным и выборным

1 В соответствии с законом 2000 г. в партийных списках кандидатов на выборах, проводящихся на основе пропорционального голосования (муниципальные, региональные и выборы в Европарламент), должно быть равное количество лиц мужского и женского пола. На партии, не соблюдающие принцип равенства, накладываются штрафные санкции. В 2007 г. был принят закон, устанавливающий равенство между мужчинами и женщинами в исполнительных органах власти коммун (с числом жителей свыше 3500 человек), регионов и департаментов. В соответствии с законом мэры городов и руководители исполнительной власти в департаментах обязаны иметь заместителей противоположного пола. Кроме этого, вводились финансовые санкции против политических партий, которые не соблюдают принцип равенства в процессе распределения одномандатных округов на парламентских выборах.

2 См.: Perrot M. Les femmes. URL: http://www.diplom.../les-femmes-entretien-avec-historienne-micheUe-perrot_24359 .htm

3 См.: Sinneau M. Féminisation, crise politique et changement: le cas français. P., 2006. URL: http://www.inegalites.fr/index.php

должностям», - считает французский эксперт. Позитивные стороны изменения институционального дизайна у большинства аналитиков не вызывают сомнений, хотя в исследованиях отмечаются слабые стороны законодательства.

Факторы, препятствующие продвижению французских женщин в политику

Аналитики ищут ответ на вопрос, почему Франция позже других стран Европы предоставила женщинам политические права и открыла им путь в большую политику1. Среди факторов, обусловивших политическое отставание Франции и препятствовавших продвижению женщин в политику и власть, чаще всего называют исторические традиции, особенности политической культуры, специфику политических институтов, сохранение стереотипов массового и индивидуального сознания. Обращаясь к истории, ученые чаще всего пишут о традициях салического права, лишивших женщин права наследования короны, и Французской революции 1789 г., отказавшей женщинам в политических правах. Говорится о религиозных мотивах: в католических странах, в отличие от протестантского мира, женщина в большей степени занимала подчиненное положение, и общество не было готово предоставлять ей те же права, что и мужчине. К тому же католическая церковь не рекомендовала женщинам участвовать в политической жизни2.

Немалая роль приписывается социальным условиям и, в частности, отсутствию во Франции мощного ассоциативного движения, как в странах Северной Европы, в котором на равных принимали участие мужчины и женщины3. Препятствием на пути

1 Cm.: Massuz-Lavau J. Les femmes et le pouvoir exécutif depuis 1981: la France au regard du monde // Histoire et politique. P., 2006. № 1. URL: http:// www.histoire-politique.fr/index.php7numero-01

2 Cm.: Dogan M., Narbonne J. Op. cit. P. 140.

3 Cm.: Bard Ch. Les femmes et le pouvoir. URL: http://www.histoire-politique.fr/index.php7numero=01; Massuz-Lavau J. Les femmes et le pouvoir exécutif depuis 1981: la France au regard du monde // Histoire et politique. P., 2006. № 1. URL: http://www.histoire-politique.fr/index.php7numero-01

продвижения женщин в политику, считает известный историк, специалист по истории женского вопроса М. Перро, стала французская куртуазная культура, которая акцентировала внимание на вирильности мужчины и очаровании разделяющей с ним жизнь женщины. Из чего делался вывод об особом «темпераменте» французских женщин, якобы не претендующих на первые роли1.

Фактором, препятствовавшим продвижению женщин в большую политику, признается французская политическая культура. Исторически сторонники светского республиканизма во Франции отказывались от предоставления женщинам политических прав, аргументируя свою позицию тем, что участие женщин в выборах усилит политическое влияние церкви2. В дискуссии о предоставлении женщинам равного с мужчинами доступа к выборным и государственным должностям большую роль играло представление о неделимости национального суверенитета, предполагающее, что Франция состоит из граждан, независимо от их гендерной, расовой или религиозной принадлежности. «Республиканская культура, - говорит известный французский социолог А. Турен, - в течение столетий противостояла признанию партикулярных прав - прав этнических, религиозных, национальных меньшинств. Особые, нетипичные, миноритарные группы в универсальном обществе «размывались», практически не имея права на свою самостоятельность. Конечно, не подумайте, что я считаю женщин меньшинством. Было бы неправильно так считать. Более того, полагаю, что их борьба за свои права во многом изменила наши представления об обществе». В целостной республиканской нации деление на мужчин и женщин рассматривалось как недопустимое. Потребовались десятилетия политической борьбы, острых общественно-политических дискуссий, прежде чем были приняты законы, в которых ставился вопрос о равном доступе мужчин и женщин ко всем государственным и общественным должностям3.

1 Cm.: Perrot M. Op. cit.

2 Cm.: Dogan M., Narbonne J. Op. cit. P. 10.

3 Cm.: Sinneau M. Féminisation , crise politique et changement: le cas français. P., 2006. URL: http://www.inegalites.fr/index.php

В политологической литературе обсуждаются институциональные ограничения, препятствующие продвижению женщин в большую политику. К ним принято относить проведение выборов по одномандатным округам. На это обстоятельство еще в 1955 г. обратил внимание М. Дюверже, отмечавший, что логика принятия решений в руководстве политических партий такова, что за женщиной никогда не будет закреплен избирательный округ, в котором победа гарантирована1. В известной степени этот принцип продолжает действовать и сегодня. Также ограничивает возможность продвижения женщин принятая во Франции практика совмещения депутатских мандатов, которая широко распространена среди политиков-мужчин2. Во многих исследованиях отмечаются особенности функционирования политических партий, создававшихся мужчинами и сохранивших «мужскую культуру». В них женщине непросто найти собственное место и тем более стать лидером3.

Исследуя проблему «стеклянного потолка», который препятствует продвижению женщин на руководящие должности, многие авторы обращаются к изучению факторов социальнопсихологического характера. При этом подчеркивается: во французском обществе до сих пор сохраняются стереотипы в отношении неспособности женщин выполнять ответственные функции; распространено мнение, что женщине сложно совмещать обязанности хозяйки дома, матери и ответственного работ-ника4. Кроме этого, в качестве препятствий рассматриваются персональные стратегии женщин; их неадаптированность к существующей организации труда и устоявшимся в обществе правилам карьерного продвижения. Аналитики обращают внимание на разрыв между численностью женщин-выпускников высших учебных заведений (57 %) и теми из них, кто избрал престижную специализацию (девушки составляют 24 % выпускников инженерных

1 См.: Duverger M. Op. cit. Р. 89.

2 См.: Massuz-Lavau J. La parité hommes femmes en politique. URL: http://www.diplomatie.. ./article_imprim.php3?id_article=1007

3 См.: Gaspard F. Préface // Les femmes dans la prise de décision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P., 1996. P. 32.

4 См.: Conseil économique et social: Rapport d’activité. P., 2007. P. 197-202.

школ)1. Многие студентки, считает кандидат на президентских выборах 2007 г. от ФСП С. Руаяль, со временем снижают первоначальный уровень ожиданий, поскольку недостаточно уверены в себе2. Кроме этого, женщины не готовы делать карьеру «любой ценой» по правилам, которые были выработаны мужчинами. Их не устраивают жесткие модели организации труда и сформировавшиеся критерии продвижения по иерархической лестнице3. Нередко они сами опасаются карьерного роста, считая, что любая неудача будет интерпретирована окружающими как неспособность женщины выполнять ответственные функции4.

Достаточно остро в современной Франции стоит вопрос о сочетании женского лидерства с семейными обязанностями. Во французском обществе, отмечает социолог Ж. Мермэ, происходит возвращение к семейным ценностям, а семья все чаще воспринимается французами как защита от агрессивного внешнего мира. Меняется и отношение к семье французских женщин: миф о «суперженщине», которая посвятила себя профессиональной карьере, не оправдал себя, француженки все больше стремятся к гармонии в своей профессиональной и семейной жизни5. В проведенных нами интервью эта тема получила дальнейшее развитие. Некоторые респондентки видят в привязанности французских женщин к семье серьезный тормоз на пути их карьерного продвижения. «Во Франции часто сами женщины не хотят иметь больше той ответственности, которая у них есть. Из всех развитых стран Франция отличается тем, что у нас рождается много детей. Француженки рожают детей в возрасте 2932 лет, часто они хотят иметь больше двух детей. Женщины, ко-

1 См.: Conseil économique et social ... P. 197-202; Royal S., Touraine F. Si la gauche veut des idées. P., 2008.

2 См.: Royal S., Touraine F. Op. cit. Р. 186-187.

3 См.: Sinneau M. Quel pouvoir politique pour les femmes? Etat des lieux et comparaisons européennes // Les femmes dans la prise de décision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P., 1996. P. 81.

4 См.: Viennot E. La France, les femmes et le pouvoir. Qui sont les vrais ennemis de Ségolène Royale? URL: http://www.lafrancelesfemmesetlepouvooir. org/article-Royal-Histoire.html

5 См. : Mermet G. La société est en train de changer de sexe // Le Journal du Dimanche. P., 2009. 8 mars.

торых я хорошо знаю, получили университетское образование, но они не хотят продвигаться дальше по линии карьеры. Они не стремятся к ответственным постам, поскольку не хотят возвращаться домой каждый день в десять часов вечера. Им хочется иметь сбалансированную жизнь», - говорит предпринимательница О. де Тюэн. На эту тему размышляет и финансист Ф. Лайт: сохранять внутренний баланс в семье, если женщина занимает ответственный пост, непросто. Проблемой могут стать высокие доходы женщины по сравнению с доходами ее супруга, отсутствие свободного времени, но самое главное - неумение женщины дистанцироваться от функций руководства, которые она выполняет в течение рабочего дня. «Когда я прихожу домой, мне приходится делать усилия. В моем представлении дома женщина должна быть гейшей. Если этого не происходит, она рискует превратиться в мужчину и тем самым погубить свою семью»1.

Кроме этого, женщины не используют стратегий, которые могли бы способствовать их продвижению по карьерной лестнице: они слабо вовлечены в профессиональные сети, недостаточно активно участвуют в деятельности ассоциаций выпускников учебных заведений, которые помогают своим членам делать профессиональную карьеру. Во Франции, как отмечается в докладе Экономического и социального совета, существует относительно немного успешных женщин-руководителей, образ которых мог бы стимулировать начинающих профессионалов. Еще одним тормозом на пути продвижения женщин на руководящие должности является разница в оплате между руководителями-женщинами и мужчинами. В категории руководителей предприятий она в среднем составляет 19 %, а в отдельных возрастных группах еще более выражена: 17,8 % для лиц моложе 30 лет и 35,2 % для лиц старше 502. Анализируя препятствия на пути карьерного роста женщин, исследователи тем не менее признают, что за последние два десятилетия и сами женщины, и общество, в котором они живут, изменились, что создает условия для обновления французской политической элиты.

1 Layt F. Nos joies, nos souffrances // Le Journal du Dimanche. P., 2009. 8 mars.

2 Cm.: Conseil économique et social... P. 199.

Факторы, способствующие продвижению женщин на руководящие посты

В послевоенной Франции главным препятствием на пути женщин в большую политику были сами женщины, в ту пору еще не сформировавшиеся как «автономные» личности: они не имели собственных политических суждений, голосовали, преимущественно, как их мужья, в целом мало интересовались по-литикой1. Сегодня, как подчеркивается в большинстве политических исследований, ситуация кардинальным образом изменилась: женщины превратились в полноценных избирателей, а различие между «женским» и «мужским» типом голосования отсутствует2.

В современной Франции повысился социальный статус женщин, их самостоятельность и профессиональная активность. Эти факторы сказались на отношении общества к феномену «женщины в политике». На настроения французов оказывает влияние международный опыт, свидетельствующий о том, что растущее число женщин в разных странах мира успешно справляются с ответственными функциями. В прошлое уходят представления о том, что французское общество не готово голосовать за женщин3. В 1990-е гг. более 80 % французов высказали согласие на избрание президента-женщины4. На выборах в 2007 г. одним из основных претендентов на президентское кресло стала кандидат от ФСП С. Руаяль, за которую во втором туре было подано 46,9 % голосов избирателей.

1 См.: Dogan M., Narbonne J. Op. cit. Р. 191.

2 С той лишь разницей, что женщины реже, чем мужчины, голосуют за крайне правые партии. См. подр.: Qui vote quoi, où, comment? / Sous la dir. De Perrineau P. P., 2007.

3 Опросы, проводившиеся в 1960-е гг., свидетельствовали о том, что более 80 % французов выступают против избрания президента-женщины, в 1970-е гг. их доля составляла 69 %. См.: Bard Ch. Les premières femmes au Gouvernement (France, 1936-1981). URL: http://www.histoire-politique.fr/index.php?numero=01

4 См.: Massuz-Lavau J. Les femmes et le pouvoir exécutif depuis 1981: la France au regard du monde // Histoire et politique. P., 2006. № 1. URL: http://www. histoire-politique.fr/index.php?numero-01

По мере легитимации политического статуса женщины менялось отношение к ним внутри политических партий. Пример ультралевых партий, в которых женщины с самого начала занимали руководящие посты, заставил другие политические образования смягчить свое отношение к женщинам. В 1997 г. ФСП было принято решение о закреплении трети одномандатных округов за женщинами, а в 2008 г. Первым секретарем партии была избрана женщина - М. Обри.

В начале 2000-х гг. в устав троцкистской «Коммунистической лиги» было внесено положение о квотах. В настоящее время в руководящих органах партии (Политбюро, Национальная дирекция) женщины и мужчины представлены в равной пропорции (50:50). «Троцкистское движение, - говорит А. Кривин, в прошлом руководивший организацией, - по уровню представительства женщин среди кандидатов на выборах имеет один из лучших показателей в стране. Недавно правительственная комиссия опубликовала свой доклад: на муниципальных выборах Лига выдвинула в качестве кандидатов 50 % мужчин и 50 % женщин. Иногда во время заседаний Генеральной дирекции женщины требуют приостановить дискуссию и удаляются на консультации. Иногда мы приостанавливаем заседание на два часа, чтобы дать им возможность обсудить проблему между собой. Женщины заставляют мужчин принимать эти условия. Сегодня ни один из нас не решился бы возразить против такого порядка. Любая сексистская реакция вызывает в Лиге жесткое неприятие. Это результат борьбы женщин».

В 1999 г. впервые во французской истории крупную правую политическую партию - Объединение в поддержку республики возглавила М. Алио-Мари. Продвижение женщин по партийной линии, убеждена социолог Ф. Гаспар, не было «естественным»: политические партии были вынуждены «интегрировать» женщин, поскольку те становились влиятельной силой в ходе выборов1.

В последнее десятилетие изменилось отношение государства к проблеме равного доступа мужчин и женщин к выборным и

1 Cm.: Gaspard F. Préface // Les femmes dans la prise de décision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P., 1996. P. 28.

государственным должностям. Институционализация новых правил стала результатом острой общественно-политической борьбы. Большую роль в изменении институционального дизайна сыграл международный контекст. С 1980-х гг. международные организации стали уделять возрастающее внимание вопросам продвижения женщин на высокие посты в политике и власти. В 1979 г. ООН была принята «Конвенция за ликвидацию всех форм дискриминации в отношении женщин»1, а Европейским Союзом - директива, направленная на уравнивание прав мужчин и женщин на рабочем месте (1976). В Западной Европе начали проводиться семинары, конференции, коллоквиумы, посвященные положению женщин. В 1989 г. в Страсбурге прошел семинар «Демократия равенства», в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с равенством шансов мужчин и женщин в политике. Шаги, предпринятые французским государством в направлении предоставления женщинам равных с мужчинами возможностей в доступе к выборным и государственным должностям, вписывались в общемировую тенденцию, хотя и имели свою специфику2. Тем не менее между правом женщин участвовать в выборах и правом быть избранными сохраняется существенный разрыв, а в депутатском корпусе женщины составляют меньшинство.

Происходят сдвиги, считают эксперты, в сфере семейных отношений. В современной Франции женщине легче продвинуться по карьерной лестнице, если она принадлежат к молодому поколению. «Среди молодых во Франции отсутствуют представления о традиционной роли женщины в семье. На предприятиях практически не разделяют сотрудников на мужчин и женщин», - отмечает одна из участниц исследования.

1 В документе ставился вопрос о выделении квот для женщин в представительных (законодательных) органах власти и структурах исполнительной власти, в списках кандидатов в депутаты, в руководящих органах партий и движений.

2 См.: Bereni L., Lépinard E. «Les femmes ne sont pas une catégorie»: les stratégies de légitimation de la parité en France // Revue française de science politique. P., 2004. Vol. 54. № 3. P. 77.

Представительство французских женщин

в органах исполнительной и законодательной власти

Начиная с 1980-х гг. во Франции сформировалось целое поколение женщин, сделавших карьеру в органах исполнительной власти. Назначение женщин на министерские посты в эти годы превратилось в политическую норму. В научной литературе отмечается, что первоначально женщины возглавляли социальные министерства, однако со временем им стали доверять «неженские посты»: Э. Гигу была назначена министром юстиции, Э. Крессон - министром сельского хозяйства, позже министром внешней торговли и туризма, а в 1991 г. - премьер-министром. В 2002 г. произошло «революционное» назначение - М. Алио-Мари возглавила Министерство обороны. В правительстве, сформированном после победы Н. Саркози на президентских выборах 2007 г., насчитывается семь женщин-министров (из 17) и шесть женщин-государственных секретарей (из 22). Женщинам доверены ключевые министерские посты: М. Алио-Мари возглавила Министерство внутренних дел, К. Лагард - Министерство экономики, промышленности и занятости, Р. Дати -Министерство юстиции, В. Пекресс - Министерство образования и научных исследований, К. Бутэн - Министерство жилищного строительства и развития города.

Успехи, одержанные женщинами в исполнительной власти, стимулировали их продвижение в органы власти представительной. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась с принятием нового законодательства о выборах. За последние годы доля женщин в Европейском парламенте возросла до 43,6 % (2004 г.), в Сенате - до 21,8 % (2008 г.); в Национальном собрании - до

18.5 %. Вместе с тем, исследователи, изучающие представительство женщин в выборных органах власти, подчеркивают, что феминизация главным образом затронула уровень местной и региональной элиты. В настоящее время в региональных и муниципальных собраниях доля женщин составляет, соответственно,

47.6 % и 35 %, однако среди мэров городов женское представи-

тельство невелико 13,8 % (2008 г.)1. За последние несколько лет существенно изменился социальный профиль локальной элиты: она стала более молодой (более одной четверти муниципальных советников-женщин моложе 40 лет по сравнению с 15% мужчин). Расширился бассейн рекрутирования местных элит: среди муниципальных советников-женщин выросло представительство учащихся и домашних хозяек. Более диверсифицированным стал их профессиональный состав: среди советников муниципалитетов и регионов насчитывается больше, чем в прошлом, государственных служащих и работников сферы образования. В местных собраниях появились представители профессий, которые в прошлом отсутствовали (медицинский персонал, работники социальных служб). Новым явлением становится избрание на местном и региональном уровнях женщин из среды иммигрантов (11,5 % по сравнению с 6,5 % среди мужчин)2.

Особенности мужского и женского лидерства во власти и бизнесе

В рамках дискуссии о соотношении универсального и частного ведется спор о том, чем женщина-лидер отличается от мужчины, что она может дать политике или бизнесу и может ли их изменить. Обратимся к темам, которые обсуждаются в современной французской литературе. Может ли женщина-руководитель изменить политику и власть? В 1950-е гг. М. Доган и Ж. Нарбонн с большим скепсисом относились к тезису, что, придя в политику, женщины смогут сделать ее более гуманной и честной. Этой точке зрения противостоит мнение, что феминизация элиты будет способствовать улучшению качества политического класса и политики в целом. Приведем высказывание в прошлом министра, а в настоящее время Первого секретаря ФСП М. Обри: «Женщины более реалистично смотрят на

1 Cm.: En politique, les femmes ont encore mauvais genre. URL: http:// www.inegalites.fr/spip.php7article953

2 Cm.: Sinneau M. Féminisation, crise politique et changement: le cas français. P., 2006. URL: http://www.inegalites.fr/index.php

мир, больше интересуются самой работой, а не властью. Они могут принести новые подходы к политике, сделать ее более конкретной и близкой людям». Женский подход к политике «противостоит риторическому и рациональному якобинству», убеждена сенатор, социалистка И. Буайе. Приход женщин в политику станет способом модернизации политических институтов: «Женщины, - говорит она, - благодаря своему особому опыту обладают всеми необходимыми качествами, чтобы обновить демократию. Они ближе к реальной жизни, умеют слушать, с вниманием относятся к конкретным вопросам повседневно-сти»1. Женщинам свойственна, считает эксперт, «интеллектуальная честность». Они обладают большой смелостью в политике, в сложной ситуации могут выйти на трибуну, отстаивая собственное мнение, даже если оно расходится с мнением фракции. В этой связи нередко вспоминают бывшего министра здравоохранения С. Вейль, которая в 1970-е гг. вела борьбу за разрешение во Франции абортов.

Женщин-руководителей отличает сочетание эффективности и «более человечного» подхода к труду. Рассуждая об эффективности женщин на ответственных постах, французские авторы ссылаются на англо-саксонские социологические исследования, которые показали, что феминизация руководящих органов предприятий приводит к повышению рентабельности2. Будучи эффективными работниками, они стремятся придать работе «человеческое измерение», установить нормальный график рабочего времени. Во многом это связано с тем, что женщины хотят достичь равновесия в своей профессиональной и личной жизни.

Долгое время во Франции было распространено мнение, что женщины занимаются политикой, чтобы компенсировать свои неудачи в личной жизни. В 1950-1960-е гг. о женщинах, сделавших карьеру, говорили, что они «замужем за политикой». Это мнение подтверждалось статистически: 2/5 депутатов-женщин Национального собрания и Совета Республики (название высшей

1 Bereni L., Lépinard E. Op. cit. P. 85.

2 См.: Conseil économique et social ... P. 197-202.

палаты парламента в годы 4 Республики) в послевоенной Франции были вдовами, разведенными и незамужними1. Сегодня ситуация изменилась: на высокие посты в политику и власть приходят женщины, состоявшиеся в своей семейной жизни.

Размышляя на эту тему, социолог А. Турен делает принципиально важный вывод: именно женщинам удается, с его точки зрения, гармонично сочетать профессиональную и частную жизнь. Женщины, подчеркивает ученый, не выбирают между профессиональной и личной жизнью, они живут в двух пространствах, в то время как мужчины ограничены своей профессиональной жизнью и, если пытаются совмещать профессиональную жизнь с личной, копируют женские образчики. Интересно, что не доминирующий актор - мужчина, но подчиненный сумел выработать целостную жизненную модель, в которой личное сосуществует с профессиональным. Поскольку мускулинность традиционно строилась на мужской модели господства, мужчинам очень сложно выработать собственную форму сочетания личного с профессиональным. В результате они либо стремятся копировать женщин, либо тяжело переживают это «раздвоение». «Индустриальное общество, подчеркивает Турен, было обществом, в котором господствовали мужчины, а женщины занимали подчиненное положение. Современный мир, причем речь идет не только об индустриально развитых странах, выстраивает культуру, которую можно назвать «женской» в том смысле, что женщины больше, чем мужчины, стремятся объединить две разные части своего человеческого существования».

Широко распространена точка зрения, что женщины работают больше и лучше на ответственных постах, чем мужчины. Это связано с тем, что женщине, считают исследователи и эксперты, нужно всякий раз доказывать, что она способна выполнять ответственные функции, идет ли речь о политике или бизнесе. У этой проблемы есть и обратная сторона: женщины-руководители убеждены, что на ответственных постах от них

1 См.: Б(^ап М., КагЪоппе I Ор. а!

112

требуют больше, чем от мужчин1. Как представляется, за этими суждениями скрывается «страх ошибки» и определенная неуверенность в себе. Однако эта логика распространялась преимущественно на первое поколение женщин-руководителей. Сегодня возникла привычка видеть женщин на ответственных постах. Более молодое поколение женщин в иерархии власти чувствует себя более комфортно, чем их предшественницы. Аналогичные процессы наблюдаются внутри предприятия: «позиции женщин на предприятиях укрепляются, а мужчины нередко остаются на вторых ролях. Среди молодых отсутствуют представления о традиционной роли женщины. На предприятиях больше практически не разделяют сотрудников на мужчин и женщин», -говорит эксперт, представляющий ассоциацию средних предприятий Франции.

Долгое время в политике и на ответственных должностях женщине приходилось становиться «мужчиной». Это мнение высказывалось многими французскими участниками исследования, как женщинами, так и мужчинами. Приведем слова одного из них: «Если красивая женщина во Франции получает высокий пост, то обычно принято говорить, что она продвинулась благодаря своей красоте. Во французской политике женщины быстро мускулинизируются, не позволяя себе быть элегантными». В литературе отмечается, что первое поколение женщин-поли-тиков и руководителей были вынуждены вести себя по-мужски, чтобы их «женскость» не привлекала к себе внимания и не раздражала окружающих. Но существует и другая точка зрения: сегодня у женщины, находящейся на высоких государственных постах, появился выбор: она может быть женственной или, если хочет, строгой. В этой связи участники опроса вспоминали избирательную кампанию кандидата на президентский пост С. Руаяль, которая умело подчеркивала свою женственность, привязанность к семье, проецируя образ «заботливой матери» на Францию. Особенностью женщины-политика, убежден высокопоставленный чиновник, работавший с несколькими женщина-

1 Cm.: Les femmes dans la prise de décision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P., 1996. P. 167.

ми-министрами, является «большой репертуар» поведенческих стратегий. Так, министр внутренних дел М. Алио-Мари «когда надо, бывает сурова, когда надо, строга, в другой ситуации скучна. Она умеет прекрасно общаться с простыми людьми».

Женщины, в отличие от мужчин, считают авторы и участники исследования, по окончании политической карьеры не считают себя «социально умершими»1. Многие из них, уходя из политики, находят себе интересный вид деятельности - общественной или профессиональной. Наши эксперты связывают это с «богатым внутренним миром» женщины, ее способностью адаптироваться к различным ситуациям, коммуникабельностью. «Мужчины боятся в 60-65 лет остаться ни с чем, - говорит П. Крезон. - Они не умеют ничего другого, кроме как заниматься политикой. А у женщин масса дел. У меня есть внук, и я счастлива, когда мне оставляют его. Я могу не пойти на манифестацию, если мне надо им заниматься. Женщина хорошо понимает, что она в политике не навсегда».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дискуссии относительно женского лидерства позиции четко распределены. Одни, и в частности сами женщины, сделавшие карьеру, убеждены, что женщины иначе относятся к своим обязанностям, чем мужчины, и являются носителями иной культуры. В книге Ж.С. Тронто «Границы морали: политическая аргументация в пользу «этики заботы» отмечается, что женщина приносит в политику особое отношение к другому, выраженное во внимании, сострадании, желании помочь, ответственном отношении к поставленным задачам. На взгляд исследователя, это может изменить политику изнутри, сделать ее менее холодной и воинственной, какой она была на протяжении столетий, пока в ней доминировали мужчины2. Многие авторы пишут о том, что женщина обладает качествами, которых нет у мужчины. «Женщины могут выполнять деликатные функции, -считает официальный представитель МИД Франции А. Газо-

1 Cm.: Adler L. Femmes politiques et sans pouvoir // Le Nouvel économiste. P., 2007. № 1380. 22-28 mars.

2 Cm.: Tronto J.C. Moral boundaries: a political argument for an Ethic of Care. N.Y., 1994.

Секре. - У них особое умение общаться с людьми, меньше самомнения»1. Распространена точка зрения, что женщина-руководитель в своем отношении с коллегами ориентирована на партнерство, солидарность, взаимопомощь, диалог, она не склонна решать спорные вопросы силовым давлением2. Это мнение находит подтверждение в социологических опросах. Французам женщины-политики представляются более контактными (68 %), погруженными в проблемы повседневной жизни (58 %), внимательными к требованиям граждан (54 %), честными (52 %) и трудолюбивыми (48 %).

Сторонникам этой точки зрения оппонируют те, кто считает, что женщины на ответственных постах ничем не отличаются от их коллег-мужчин. Это мнение кратко выразил эксперт, считающий, что «особого типа женского лидерства не существует». Есть и средняя позиция: различий между женщинами и мужчинами-управленцами не существует, говорит А. Турен, но климат в обществе станет лучше, если в большую политику и на руководящие посты в государственных учреждениях придет больше женщин.

Продвижение женщин на ведущие позиции в политике и бизнесе во Франции: взгляд в будущее

В последние два десятилетия во Франции влияние женщин в политике, власти и бизнесе возросло. Женщины так успешно продвигаются на высокие посты, что в масс-медиа стала модной тема «мужских опасений» перед лицом «набирающих силу женщин»3. Тем не менее остается неясно, насколько феминизация политики, власти и бизнеса во Франции является временной или долгосрочной тенденцией. На этот счет у французских ав-

1 Cm.: Gazeau-Secret A. Une femme dans les hautes sphères du pouvoir. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr./fr/fran.. ,/les-francaises-conquete-du-politiaue _24363.htm)

2 Cm. : Ibid.

3 Cm.: Massuz-Lavau J. Les femmes et le pouvoir exécutif depuis 1981: la France au regard du monde // Histoire et politique. P., 2006. № 1. URL: http://www.histoire-politique.fr/index.php7numero-01

торов и принявших участие в исследовании экспертов не существует единого мнения. Одни считают, что женщины приходят во власть, поскольку политика приобретает «женское лицо» и в ней возрастает значимость социальных проблем, таких как образование, воспитание, здравоохранение1. Другие делают упор на борьбе женщин за свои права2. Третьи убеждены, что рост влияния женщин напрямую связан с изменением отношения общества к политике и статусу политической деятельности. А, следовательно, открытым остается вопрос: сохранится ли влияние женщин в политике, если политика в условиях новых вызовов станет более агрессивной и будет требовать от политиков соответствующих качеств?

Участники исследования отмечают, что активность и уровень участия женщин в политике будет зависеть от влияния политических партий и их готовности продвигать женщин на ведущие позиции. В этой связи политические активисты отмечают необходимость изменения внутрипартийной культуры. Представители гражданского общества подчеркивают важность активизации женских организаций и преодоления сохраняющихся в обществе стереотипов в отношении женщин-руководителей. В перспективе, считают эксперты, продвигаться на ведущие позиции в политике будут женщины, представляющие гражданское общество. Многое будет зависеть от правовых основ вовлечения женщин в управление обществом, государством, предприятием. В этой связи многими авторами и участниками опроса ставится вопрос об изменении функционирования властных и политических институтов через введение квот. Сегодня вопрос о квотах во Франции вышел за пределы мира политики и обсуждается в кругу женщин, борющихся за равенство шансов на предприятии. В этой связи чаще всего апеллируют к опыту Скандинавских стран, в которых введены квоты на представительство женщин в руководящих органах предприятий. Фран-

1 Cm.: Bellanger A. Les femmes sont-elles les meilleures. URL: http://www. courrierintemational.com/article/asp?obj_id=69824

2 Cm.: Les femmes dans la prise de décision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P., 1996.

цуженки, выступающие за гендерное равноправие, осознают, что без борьбы им не удастся добиться позитивных сдвигов в экономической и политической сфере. Женщины во Франции завоевывали свои политические и социальные права в борьбе. В будущем эта логика вряд ли изменится: надо постоянно оказывать давление на власть, чтобы женщины приобщались к политической и общественной жизни, считает легендарная французская женщина-политик, в прошлом министр С. Вейль1.

Женщины во власти: опыт России и Франции

В России, как и во Франции, в последние годы достигнуты определенные успехи в плане феминизации политико-административной элиты. Исследование состава российского парламента убеждает в том, что за последнее десятилетие представительство женщин в нижней палате возросло2. В результате выборов 2007 г. в Государственную Думу прошли 63 женщины (14 % депутатского корпуса). Осенью 2007 г. в состав кабинета министров были введены две женщины (из 18) - Т. Голикова, министр здравоохранения и социального развития, и Э. Набиул-лина, министр экономического развития, впервые в России занявшая «неженский» министерский пост. В марте 2009 г. министром сельского хозяйства была назначена еще одна женщина -Е. Скрынник. В регионах ситуация несколько отличается от федеральной: средний показатель представительства женщин в парламентах за последние годы остался практически без изменений на уровне 8-10 % депутатского корпуса3. Однако в исполнительной власти регионального уровня, как показало наше исследование, достаточно много женщин на ответственных постах.

1 Les femmes dans la prise de décision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P., 1996. P. 197.

2 В составе ГД РФ в 2000 г. были 34 женщины, в 2003 г. - 44 женщины. См.: Айвазова С. Российские выборы: гендерное прочтение. М., 2008. С. 86.

3 В 1990-е гг. этот показатель был равен 9 %. См.: Кочкина Е. Политическая система преимуществ для граждан мужского пола в России, 1917-2002 гг. // Гендерная реконструкция политических систем / ред.-сост. Н. Степанова, Е. Кочкина. СПб., 2004. С. 495.

Сегодня женщины во Франции и России берут карьерные рубежи, которые еще 15-20 лет назад были доступны исключительно мужчинам. Однако обновление российских и французских политических элит происходит в принципиально разных условиях. Во Франции феминизация правящего класса стала результатом трех взаимосвязанных процессов: 1) длительной и последовательной борьбы женщин за свои политические права; 2) интеллектуального осмысления этой проблематики и дискуссий о гендерном равенстве, которые развернулись в обществе и во многом стимулировали сдвиги в массовом сознании; 3) поиска государством и политическими институтами страны способов интеграции женщин в активную политическую жизнь. Обновление французской политической элиты было востребовано обществом и самой властью и происходило одновременно снизу и сверху.

В России складывается принципиально иная ситуация. Женское движение в нашей стране, как и другие гражданские инициативы, слабо и не имеет политического влияния. Гендерные исследования востребованы внутри узкого сообщества, а их результаты, как правило, не становятся достоянием общественности. Ни «открытие» политической системы в 1990-е гг. и децентрализация, ни «вертикализация власти» в 2000-е гг. не сформировали в социуме ощутимого запроса на женское лидерство. И при Б. Ельцине, и при В. Путине женщины в большой политике оставались маргиналами. Тем не менее, сегодня в этой области намечаются сдвиги, и происходит это, прежде всего, благодаря переменам внутри власти. Все чаще в последние годы на ответственные посты в исполнительной власти назначаются женщины. Присутствие женщин в правительстве одни эксперты рассматривают как элемент современного политического дизайна, символический жест российской власти в сторону мирового сообщества, другие - как искреннее стремление обновить политическую элиту и способствовать продвижению во власть новых кадров. Эта логика все чаще воспроизводится в регионах. В условиях «вертикали власти» региональные руководители внимательно наблюдают за тем, что происходит в Кремле, следуя примеру федеральных властей. Однако говорить об устойчивой

тенденции пока рано. Речь идет о «точечных назначениях», решения о которых принимаются на самом уровне федеральной или региональной власти. Главное состоит в другом: в России до сих пор отсутствуют институциональные условия соблюдения гендерного паритета при формировании выборных органов или назначении на государственные посты.

Сравнивать политическую жизнь в России и Франции непросто. Франция - страна с давними демократическими традициями, сформированной партийной системой и развитым гражданским обществом. Формально все это в России существует. Но при этом партии имеют мало общего с классическими политическими партиями, некоторые из них созданы государственной бюрократией в целях поддержания существующего политического режима; выборы проходят с использованием административного ресурса и «грязных технологий», а гражданские инициативы, как и вообще любая оппозиционная деятельность, встречают отпор со стороны властей. Несформированность в современной России институциональных механизмов продвижения женщин в политику и власть приводит к тому, что российские женщины чаще «следуют» за ситуацией, а их попадание во власть - результат стечения благоприятных обстоятельств, а не продуманной карьерной стратегии. Во Франции существование открытых политических институтов и отлаженных социальных лифтов дает женщине возможность осознанно выстраивать свою персональную стратегию продвижения по карьерной лестнице, что является безусловным преимуществом.

В западном мире Франция по уровню представительства женщин в структурах власти занимает средние позиции. Россия отстает от Франции не только по представительству женщин в органах власти, но по степени осмысления обществом гендерных проблем. Глухота общества, политических институтов и самих политических акторов к теме гендерного неравенства в нашей стране очевидна. Существуют и другие различия, но мы остановимся на тех, которые связаны с особенностями функционирования политических институтов и механизмом рекрутирования политических элит.

Во Франции особую роль в формировании политической элиты играют политические партии. Политическая активность является важнейшим условием продвижения женщин во власть. Большинство женщин-политиков в современной Франции начинали свою карьеру в партийных структурах или организациях гражданского общества. В России институциональные условия для продвижения женщин в политику и власть только начинают формироваться. Функцию механизма вертикальной мобильности осваивают политические партии, прежде всего «Единая Россия» и «Справедливая Россия». В процессе партийного строительства привлечение женщин становится удачным пиар-ходом, позволяющим партиям создавать привлекательный, более «человечный» образ. «Единая Россия» и «Справедливая Россия» создавались бюрократией, а «подбор кадров» в них ведется по бюрократическому принципу. Среди женщин-депутатов Государственной Думы РФ преобладают лица с «номенклатурным прошлым». Среди них мало представителей гражданского общества, молодежных и женских организаций. Сложно представить, чтобы в созданных по бюрократическому принципу партиях развернулась серьезное и творческое обсуждение проблем гендерного неравенства в политике. К этому не готовы ни партийное руководство, ни сами женщины-политики, для которых, судя по всему, тема введения квот не является актуальной. Более открытыми для женщин и обсуждения проблем гендерного дисбаланса являются демократические партии1, однако в нынешнем составе российского парламента они не представлены. Все это позволяет говорить о том, что российские женщины-политики в большинстве своем пока еще не сформировались как политические акторы - за ними не стоит социально-политический проект, который они могли бы и стремились бы реализовать.

Другим каналом вертикальной мобильности во Франции традиционно являются престижные учебные заведения. Выпускники

1 Достаточно сказать, что в ходе парламентских выборов 2007 г. самое высокое представительство женщин было зафиксировано в списках партий демократической ориентации: Яблоко - 26 %, СПС - 25 %. См.: Айвазова С. Указ. соч. С. 38-39.

высших школ становятся тем резервуаром, из которого государство отбирает наиболее достойных. Российские высшие учебные заведения этой функции практически не выполняют. Отсутствие постоянно пополняющегося, сформированного в соответствии с устоявшимися жесткими критериями резервуара рекрутирования элитных кадров, является острейшей проблемой современной российской власти. Формирование кадрового резерва признается руководством страны в качестве первоочередной задачи. Но осуществляется эта задача не путем организации открытого честного конкурса, в котором потенциально могли бы принять участие все желающие, а привычными бюрократически-административными методами. Задача формирования президентского кадрового резерва была возложена на сотрудников Администрации Президента, чиновников государственных органов власти, региональные администрации. Это не могло не сказаться на составе «президентской сотни», представленной общественности в феврале 2009 г. В нее вошли кандидаты от федеральных и региональных органов власти, соответственно, 36 и 23 человека.

Другая заметная тенденция: в России резервуаром рекрутирования административно-политической элиты является бизнес-элита, и в этом, подчеркнем, состоит российская специфика. Из этой среды, как представляется, в ближайшем будущем в политику могут прийти новые яркие люди. В упомянутой «президентской сотне» представители бизнеса составляют одну треть (31 человек). Характерно, что представители науки и общественных организаций не рассматриваются в нашей стране как перспективные кадры: они составили лишь десятую часть списка - 10 человек1.

В российском и французском законодательствах зафиксированы нормы, признающие равенство возможностей мужчин и женщин. Но для превращения принципа «равенства шансов» в политическую реальность требуются специальные механизмы. В этом ряду особое место принадлежит законодательству о выборах. В 2000-2007 гг. французское государство последовательно и целенаправленно добивалось решения проблемы гендерно-

1 См.: Билевская Э., Самарина А. Эпохе питерских назначенцев приходит конец // Независимая газ. 2009. 18 февр.

го паритета в ходе проведения выборов. Принятые законы реализуются, поскольку политические партии во многом пересмотрели свое отношение к женскому лидерству. Формально российское государство признало все международные документы, декларирующие равенство прав и возможностей мужчин и женщин, включая политическую сферу. Однако до сих пор в России все попытки принять законодательство, стимулирующее партии и общественно-политические движения к равному представительству мужчин и женщин, оборачивались неудачей1. И в ближайшей перспективе такое законодательство вряд ли будет принято. Дело не только в том, что женское движение в России неспособно заставить власть прислушаться к своим требованиям, а политические партии - это организации, решения в которых принимаются мужчинами. Ситуация осложняется тем, что в России немногие из действующих женщин-политиков готовы отстаивать специфические женские интересы, а тема гендерных квот ими не выдвигается. И в этом смысле, если в России и возникнут институциональные условия, обеспечивающие политическое равенство мужчин и женщин, то скорее всего это будет результат политических новаций руководства страны, как это уже не раз бывало в современной России.

Невзирая на различия французской и российской политических систем, применительно к феномену «женщины во власти», тем не менее, можно говорить о некоторых сходных тенденциях.

1. Большое влияние на приход женщин во власть, как во Франции, так и в России оказывают общемировые тенденции. В этом отношении опыт таких женщин, как М. Тэтчер, А. Меркель, Х. Клинтон может оказать неоценимую услугу француженкам и россиянкам, стремящимся к политическому лидерству. Как российская, так и французская власть стремится продемонстрировать открытость и понимание в этом вопросе. Надо полагать, международный фактор и впредь будет оказывать влияние на кадровую политику в обеих странах, стимулируя приход женщин во власть.

1 См.: Не столько женщинам нужна политика, сколько они нужны ей // Человек и труд. 2002. № 5. С. 48-53.

2. Анализ французской и российской ситуации подтверждает наличие политической закономерности: пропорциональная система выборов способствует продвижению женщин в законодательную власть. Этот принцип в 2000-2009 гг. во Франции способствовал продвижению женщин в представительную власть регионального и муниципального уровня, а в России открыл женщинам дорогу в нижнюю палату парламента. В перспективе переход к пропорциональной системе на выборах всех уровней во Франции и в России мог бы способствовать увеличению представительства женщин в законодательной (представительной) власти. Однако во Франции вопрос об изменении избирательного законодательства в настоящее время на повестке дня не стоит. Тогда как в России закон о выборах постоянно меняется, и такая перспектива становится вполне реальной. В настоящее время в регионах уже наметился переход от смешанной системы к пропорциональной1.

3. Как во Франции, так и в России феминизация политических элит происходит неравномерно: высшие эшелоны власти меньше затронуты этим процессом, а на низовом уровне власти женщины представлены лучше (местное самоуправление, муниципальный уровень). Достаточно сказать, что лишь одним регионом из 83 субъектов РФ руководит женщина (В. Матвиенко), а во Франции лишь в одном региональном совете женщина избрана президентом (С. Руаяль). Активно в последние годы французские женщины продвигались в представительную власть. Однако анализ распределения руководящих должностей - руководителей бюро и комиссий двух палат французского парламента свидетельствует о том, что они продолжают сохранять «мужской профиль». В нижней палате российского парламента доля женщин за последние десять лет возросла, однако руководителями партийных фракций являются мужчины. Зато низовой уровень власти становится все более открытым для женщин. Но здесь есть свои различия: во Франции у женщин, выдвинувших-

1 В настоящее время из 83 субъектов РФ пропорциональная система выборов принята в 9 регионах (Санкт-Петербург, Дагестан, Московская область, Ненецкий АО, Кабардино-Балкария, Амурская область, Ингушетия, Калмыкия, Чеченская республика).

ся во власть на низовом уровне, есть шанс продвинуться на более высокие этажи властной иерархии, тогда как в России механизм «выращивания» кадров пока отсутствует. Более того, напряженные отношения между региональной властью и властью областных столиц не позволяют перспективным кадрам «перетекать» с одного уровня на другой.

4. Сохраняется дисбаланс между представительной и исполнительной властью. Сегодня актуальным остается часто цитируемое французскими авторами высказывание историка и философа Э. Фресс «Управлять - легче, чем представлять»1. Часто женщинам легче продвигаться на высокие посты в исполнительной власти, чем завоевывать позиции в законодательной власти. При назначении женщин на высокие посты в исполнительной власти продолжает действовать принцип «княжеской воли»: на верхних этажах властной иерархии карьера женщин напрямую зависит от мужчин. Однако на более низких уровнях власти ситуация различается: во Франции действие этого принципа ослабевает, тогда как в России зависимость политической карьеры женщины от воли первого лица остается очень высокой, как и психологическая зависимость от него. Между Францией и Россией есть и другие точки совпадения: политические карьеры женщин в обеих странах, если не считать «парашютирования» на высокие посты, предполагают постепенное, медленное продвижение по карьерной лестнице; у женщин-поли-тиков меньше ресурсов, чем у мужчин.

В политологической литературе и особенно том его сегменте, который связан с женским движением, широко распространена точка зрения, что вступление женщин в политику и власть способствует демократизации общества2. Применительно к французскому обществу этот тезис вполне обоснован. Во Франции на ведущие позиции во власти продвигаются женщины, представляющие гражданское общество. В перспективе, по мнению экс-

1 Bard Ch. Les femmes et le pouvoir. URL: http://www.histoire-

politique.fr/index.php?numero=01; Sinneau M. La force du nombre - femmes et démocratie présidentielle. P., 2008.

2 См.: Айвазова С. Указ. соч. С. 8.

пертов, продвижение женщин в большую политику будет, как и в прошлом, результатом комбинации различных факторов: борьбы самих женщин за свои права; модернизации общества и обновления его политических и экономических институтов. Все чаще женщины, представляющие гражданское общество, будут делать карьеру, медленно поднимаясь с низового уровня вверх по карьерной лестнице. В России складывается иная ситуация. В исполнительную власть на высокие посты назначаются женщины, хорошо знакомые первым лицам и лояльные им, многие женщины фактически «назначаются» депутатами. Могут ли подобранные по этому принципу кадры способствовать демократизации российской политической системы? Думается, что нет. Пока российские элиты формируются в соответствии с бюрократической логикой, они будут реализовывать исключительно задачи, поставленные вышестоящим руководством.

Тем не менее, материалы исследования дают возможность утверждать, что женщины вносят в функционирование власти свои особые подходы и руководствуются иными по сравнению с мужчинами ценностями. Женщины, как правило, лучше чувствуют себя в открытой, конкурентной среде; склонны к диалогу; готовы выслушивать другие мнения и предпочитают принимать решения на консенсусной основе; меньше вовлечены в неформальное взаимодействие и в меньшей степени, чем мужчины, умеют пользоваться привилегиями, которые дает им власть. А это означает, что приход женщин на ведущие посты потенциально может способствовать обновлению власти и, возможно, придаст ей новый импульс. С началом финансово-экономического кризиса вопрос о женском лидерстве встает особенно остро. Масштабы и глубина кризиса могут сказаться на доверии общества к политическому классу, выдвинуть на повестку дня вопрос о его радикальном обновлении. Если этот сценарий осуществится, среди новых политических акторов и антикризисных менеджеров окажется немало женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.