Научная статья на тему 'Политическое измерение женского вопроса во Франции'

Политическое измерение женского вопроса во Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1635
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА / ЖЕНСКИЙ ТРУД / ПРАВА ЖЕНЩИН / РОЛЬ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИКЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лапина Н. Ю.

Статья посвящена исследованию роли женщин в политической жизни Франции. Автор обсуждает широкий спектр вопросов, связанных с представительством женщин в политике и власти. Анализируются этапы и логика феминизации политической элиты; изучаются факторы, препятствующие и способствующие продвижению женщин в большую политику; исследуется представительство женщин в органах власти и особенности женского лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическое измерение женского вопроса во Франции»

Политика и правовое государство

Н. Ю. ЛАПИНА

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА ВО ФРАНЦИИ

Ключевые слова:

Франция, женский вопрос, общественная наука, женский труд, права женщин, роль женщин в политике

KEY WORDS:

France, female disputed issue, social science, female labor, women’s rights, the role of women in politics

Статья посвящена исследованию роли женщин в политической жизни Франции. Автор обсуждает широкий спектр вопросов, связанных с представительством женщин в политике и власти. Анализируются этапы и логика феминизации политической элиты; изучаются факторы, препятствующие и способствующие продвижению женщин в большую политику; исследуется представительство женщин в органах власти и особенности женского лидерства.

The article is dedicated to investigation of the role of women in political life of France. The author discusses the wide scope of the problems connected with representation of women in politics and power. The stages and logic of political elite feminization are analyzed, the factors which prevent and benefit to women promotion to big policy are investigated, and representation of women in state power organs as well as specific features of female leadership are studied.

Французская общественная наука не сразу пришла к изучению роли женщин в политике. Первоначально в центре внимания исследователей были такие вопросы, как социально-экономическое положение женщин; особенности женского труда; история борьбы женщин за свои права. Первыми к изучению вопроса о месте женщин в политике обратились политологи. В послевоенный период женщины интересовали политическую науку прежде всего как новая категория избирателей, недавно получившая право голоса [6; 7]. До 1990-х гг. во французском научном сообществе интереса к этой теме не наблюдалось. Сами женщины, участницы демократического движения, воспитанные в левой политической культуре, испытывали глубокое недоверие к политике.

Научное осмысление «женского» вопроса в его политическом измерении во Франции началось одновременно с осознанием этого требования женскими демократическими организациями (1990-е гг.). Именно поэтому некоторые исследования того времени носили остро полемический характер, в них формулировались аргументы в пользу открытости политики и гендерного баланса в органах власти. В конце XX в. политологи и социологи сыграли большую роль в «переведении» демократических требований, выдвигаемых женским движением, в политические [11], участвовали в организации общественных дебатов относительно способов достижения политического равноправия между мужчинами и женщинами [13]. В последнее десятилетие XX в. дискус-

сии о роли женщин в политике развернулись на фоне снижения доверия французского общества к политическим институтам и элите. В этих условиях «маргинализация» женщин в структурах власти стала рассматриваться как симптом кризисного состояния системы политического представительства, а феминизация элиты — как способ выхода из него [18].

На сегодняшний день во Франции сложились условия и институциональная среда для изучения места и роли женщин в политике. В Центре исследований по вопросам труда и власти Уни-верситата Тулуза-Мирай изучаются политическая активность и политические предпочтения женщин. В рамках Центра изучения истории Института политических наук (Париж) действует постоянный семинар, посвященный роли женщин в публичной политике. Этими вопросами занимаются Центр исследования французской политической жизни при Национальном центре научных исследований и созданная в рамках Французской ассоциации политической науки группа «Гендер и политика». По данной теме проводятся междисциплинарные исследования, защищаются диссертации, ежегодно публикуются десятки книг и статей. Наряду с исследовательскими центрами проблемами равноправия женщин активно занимаются и государственные учреждения. В начале 1980-х гг. во Франции было создано Министерство по делам женщин1.

В настоящее время вопросами прав женщин занимается Министерство тру-

В середине 1990-х гг. министерство было упразднено.

да, социальных отношений, семьи, социальной солидарности и проблем развития города, которое регулярно публикует отчеты по вопросам равенства возможностей мужчин и женщин [12]. В 1995 г. была основана Обсерватория по изучению неравенства при премьер-министре, отслеживающая исполнение основных законов в области гендерного равноправия в экономической, социальной и политической сферах.

Во французской научной литературе обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с представительством женщин в политике и власти: анализируются этапы и логика феминизации политической элиты; изучаются факторы, препятствующие и способствующие продвижению женщин в большую политику; исследуется представительство женщин в органах власти и особенности женского лидерства.

Этапы и логика феминизации политической элиты во Франции

В процессе феминизации французской политической элиты выделяются три периода.

Первый период (1930 — начало 1980-х гг.) — это время «точечных назначений» женщин во власть. Впервые женщины получили высокие посты в исполнительной власти во времена Народного Фронта (1944 г.), еще до того, как им было предоставлено право участвовать в выборах. В первые послевоенные годы редкие женщины появлялись в министерских кабинетах и обеих палатах парламента.

Второй период (1980-2000-е гг.) связан с избранием президентом Франции Ф. Миттерана (1981 г.) и продви-

Н. Ю. Лапина. Политическое измерение женского вопроса во Франции

Политика и правовое государство

жением женщин в органы исполнительной власти2.

Третий период ведет свой отсчет с 2000-х гг., когда французским государством были предприняты шаги в направлении институционализации политического равноправия между мужчинами и женщинами: в 1999 г. в Конституцию Франции были внесены поправки о «равном доступе женщин и мужчин к выборным постам и государственным должностям», в 20002007 гг. изменен избирательный закон3.

Французские исследователи уделяют большое внимание процессам обновления политического класса. Отмечается, что феминизация элиты во Франции началась с органов исполнительной власти и лишь в 2000-е гг. за-

2 В различных правительствах, сформированных социалистами (1980-1990-е гг.), на многие министерские посты были назначены женщины, составлявшие в разное время от 10% до 30% состава кабинета.

3 В соответствии с законом 2000 г. в партийных списках кандидатов на выборах, проводящихся на основе пропорционального голосования (муниципальные, региональные и выборы в Европарламент), должно быть равное количество лиц мужского и женского пола. На партии, не соблюдающие принцип равенства, накладываются штрафные санкции. В 2007 г. был принят закон, устанавливающий равенство между мужчинами и женщинами в исполнительных органах власти коммун (с числом жителей свыше 3500 человек), регионов и департаментов. В соответствии с законом мэры городов и руководители исполнительной власти в департаментах обязаны иметь заместителей противоположного пола. Кроме этого вводились финансовые санкции против политических партий, которые не соблюдают принцип равенства в процессе распределения одномандатных округов на парламентских выборах.

тронула власть представительную. В этой связи политической наукой рассматривается третий этап институционального продвижения женщин во власть. Некоторые исследователи склонны полагать, что центральную роль в «открытии» представительных органов власти для женщин сыграли политические акторы — партии, и в частности Французская социалистическая партия (ФСП), одной из первых принявшая решение закрепить на парламентских выборах 28 % одномандатных округов за кандидатами-женщинами. Ряд аналитиков выделяют решающую роль французского государства в решении вопроса о выравнивании шансов мужчин и женщин в политике [16]. С принятием нового законодательства, пишет политолог М. Сино, Франция стала первой страной в Европе, которая устанавливала для политических партий правила паритета между женщинами и мужчинами в ходе выборов [18]. Позитивные стороны изменения институционального дизайна у большинства ученых не вызывают сомнений, хотя в исследованиях отмечается несовершенство законодательства.

Факторы, препятствующие продвижению французских женщин в политику

Аналитики ищут ответ на вопрос, почему Франция позже других стран Европы предоставила женщинам политические права и открыла им путь в большую политику [14]. Среди факторов, обусловивших политическое отставание Франции и препятствовавших продвижению женщин в политику и власть, чаще всего называют истори-

ческие традиции, особенности политической культуры, специфику политических институтов, сохранение стереотипов массового и индивидуального сознания.

Обращаясь к истории, ученые чаще всего пишут о традициях салического права, лишивших женщин права наследования короны, и Французской революции 1789 г., отказавшей женщинам в политических правах. В исследованиях на эту тему говорится также о религиозных мотивах: в католических странах, в отличие от протестантского мира, женщина в большей степени занимала подчиненное положение, и общество не было готово предоставлять ей те же права, что и мужчине. К тому же католическая церковь не рекомендовала женщинам участвовать в политической жизни [6, р. 140].

Немалая роль приписывается социальным условиям и, в частности, отсутствию во Франции мощного ассоциативного движения, характерного для стран Северной Европы, в котором на равных принимали участие мужчины и женщины [2; 14].

Препятствием на пути продвижения женщин в политику, считает известный историк, специалист по истории женского вопроса М. Перро, стала французская куртуазная культура, которая акцентировала внимание на вирильности мужчины и очаровании разделяющей с ним жизнь женщины. Из этого делался вывод об особом «темпераменте» французских женщин, якобы, не претендующих на первые роли [16].

Фактором, препятствовавшим продвижению женщин в большую политику, является также французская поли-

тическая культура. Исторически сторонники светского республиканизма во Франции отказывались от предоставления женщинам политических прав, аргументируя свою позицию тем, что участие женщин в выборах усилит политическое влияние церкви [6, р. 10]. В дискуссии о предоставлении женщинам равного с мужчинами доступа к выборным и государственным должностям большую роль играло представление о неделимости национального суверенитета, предполагающее, что Франция состоит из граждан, независимо от их гендерной, расовой или религиозной принадлежности. В целостной республиканской нации деление на мужчин и женщин рассматривалось как недопустимое. Потребовались десятилетия политической борьбы, острых общественно-политических дискуссий, прежде чем были приняты законы, в которых ставился вопрос о равном доступе мужчин и женщин ко всем государственным и общественным должностям [18].

В политологической литературе обсуждаются институциональные ограничения, препятствующие продвижению женщин в большую политику. К ним принято относить проведение выборов по одномандатным округам. На это обстоятельство еще в 1955 г. обратил внимание М. Дюверже, отмечавший, что логика принятия решений у руководства политических партий такова, что за женщиной никогда не будет закреплен избирательный округ, в котором победа гарантирована [7, р. 89]. В известной степени этот принцип продолжает действовать и сегодня. Также ограничивает возможность продвижения женщин принятая во Фран-

Н. Ю. Лапина. Политическое измерение женского вопроса во Франции

Политика и правовое государство

ции практика совмещения депутатских мандатов, которая широко распространена среди политиков-мужчин [15]. Во многих исследованиях отмечаются особенности функционирования политических партий, создававшихся мужчинами и сохранивших «мужскую культуру». В них женщине непросто найти собственное место и тем более стать лидером [10, р. 32].

Исследуя проблему «стеклянного потолка», который препятствует продвижению женщин на руководящие должности, многие авторы обращаются к изучению факторов социально-психологического характера. При этом подчеркивается: во французском обществе до сих пор сохраняются стереотипы в отношении неспособности женщин выполнять ответственные функции; распространено мнение, что женщине сложно совмещать обязанности хозяйки дома, матери и ответственного работника [5, р. 197-202]. Кроме того, в качестве препятствий участию женщин в большой политике рассматривается такой фактор как их неадаптированность к существующей организации труда и устоявшимся в обществе правилам карьерного продвижения. Аналитики обращают внимание на разрыв между численностью жен-щин-выпускниц высших учебных заведений (57%) и той группы, кто избрал престижную специализацию (девушки составляют 24% выпускников инженерных школ) [5, р. 197-202; 17]. Многие студентки, считает кандидат на президентских выборах 2007 г. от ФСП С. Руаяль, со временем снижают первоначальный уровень ожиданий, поскольку недостаточно уверены в себе [17, р. 186-187]. Кроме того, женщины не

готовы делать карьеру «любой ценой» по правилам, которые были выработаны мужчинами, их не устраивают жесткие модели организации труда и сформировавшиеся критерии продвижения по иерархической лестнице [19, р. 81]. Нередко они сами опасаются карьерного роста, считая, что любая неудача будет интерпретирована окружающими как неспособность женщины выполнять ответственные функции [21].

Исследователь отмечает, что женщины не используют стратегий, которые могли бы способствовать их продвижению по карьерной лестнице: они слабо вовлечены в профессиональные сети, недостаточно активно участвуют в деятельности ассоциаций выпускников учебных заведений, которые помогают своим членам делать профессиональную карьеру. Во Франции, как отмечается в докладе Экономического и социального совета, существует относительно немного успешных женщин-руководителей, образ которых мог бы стимулировать начинающих профессионалов. Еще одним тормозом на пути продвижения женщин на руководящие должности является разница в оплате между руководителями-женщинами и мужчинами. В категории руководителей она в среднем составляет 19 %, а в отдельных возрастных группах еще более выражена: 17,8 % для лиц менее 30 лет и 35,2 % для лиц старше 50 [5, р. 199]. Анализируя препятствия на пути карьерного роста женщин, исследователи, тем не менее, признают, что за последние два десятилетия и сами женщины, и общество, в котором они живут, изменились, что создает условия для обновления французской политической элиты.

Факторы, способствующие продвижению женщин на руководящие посты

В послевоенной Франции главным препятствием на пути женщин в большую политику были сами женщины, в ту пору еще не сформировавшиеся как «автономные» личности: они не имели собственных политических суждений, голосовали преимущественно, как их мужья, в целом мало интересовались политикой [6, р. 191]. Сегодня, как подчеркивается в большинстве политических исследований, ситуация кардинальным образом изменилась: женщины превратились в полноценных избирателей, а различие между «женским» и «мужским» типом голосования отсутствует4.

В современной Франции повысился социальный статус женщин, их самостоятельность и профессиональная активность. Эти факторы сказались на отношении общества к феномену «женщины в политике». На настроения французов оказывает влияние международный опыт, свидетельствующий о том, что большое число женщин в разных странах мира успешно справляются со своими обязанностями на ответственных постах. В прошлое уходят представления о том, что французское общество не готово голосовать за жен-щин5. В 1990-е гг. более 80% французов

С той лишь разницей, что женщины реже, чем мужчины, голосуют за крайне правые партии. См. подробнее: [20].

Опросы, проводившиеся в 1960-е гг., свидетельствовали о том, что более 80% французов выступают против избрания прези-дента-женщины, в 1970-е гг. их доля составляла 69%. См.: [2].

высказали согласие на избрание пре-зидента-женщины [14]. На выборах в 2007 г. одним из основных претендентов на президентское кресло стала кандидат от французской социалистической партии (ФСП) С. Руаяль, за которую во втором туре было подано 46,9 % голосов избирателей.

По мере легитимации политического статуса женщины менялось отношение к ней внутри политических партий. Пример ультралевых партий, в которых женщины с самого начала занимали руководящие посты, заставил другие политические образования изменить свое отношение к женщинам. В 1997 г. ФСП было принято решение о закреплении трети одномандатных округов за женщинами, а в 2008 г. первым секретарем партии была избрана женщина — М. Обри. В начале 2000-х гг. в устав троцкистской «Коммунистической лиги» было внесено положение о квотах. В настоящее время в руководящих органах партии (Политбюро, Национальная дирекция) женщины и мужчины представлены в равной пропорции (50:50). В 1999 г. впервые во французской истории крупную правую политическую партию — Объединение в поддержку республики — возглавила М. Алио-Мари. Продвижение женщин по партийной линии, убеждена социолог Ф. Гаспар, не было «естественным»: политические партии были вынуждены «интегрировать» женщин, поскольку те в значительной степени определяли результаты выборов [10; 28].

В последнее десятилетие изменилось отношение государства к проблеме равного доступа мужчин и женщин к выборным и государственным должностям. Институционализация новых

Н. Ю. Лапина. Политическое измерение женского вопроса во Франции

Политика и правовое государство

правил стала результатом острой общественно-политической борьбы. Большую роль в изменении институционального дизайна сыграл международный позитивный опыт в предоставлении равных политических прав. С 1980-х гг. международные организации стали уделять возрастающее внимание вопросам продвижения женщин на высокие посты в политике и власти. В 1979 г. ООН была принята «Конвенция за ликвидацию всех форм дискриминации в отношении женщин»6, а Европейским Союзом — директива, направленная на уравнивание прав мужчин и женщин на рабочем месте (1976 г.). В Западной Европе начали проводиться семинары, конференции, коллоквиумы, посвященные положению женщин. В 1989 г. в Страсбурге прошел семинар «Демократия равенства», в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с равенством шансов мужчин и женщин в политике. Шаги, предпринятые французским государством в направлении предоставления женщинам равных с мужчинами возможностей в доступе к выборным и государственным должностям, вписывались в общемировую тенденцию, хотя и имели свою специфику [4, р. 77]. Тем не менее, между правом женщин участвовать в выборах и правом быть избранными сохраняется существенный разрыв, а в депутатском корпусе женщины составляют меньшинство.

6 В документе ставился вопрос о выделении квот для женщин в представительных (законодательных) органах власти и структурах исполнительной власти, в списках кандидатов в депутаты, в руководящих органах партий и движений.

Представительство французских женщин в органах исполнительной и законодательной власти

Начиная с 1980-х гг. во Франции сформировалось целое поколение женщин, сделавших карьеру в органах исполнительной власти. Назначение женщин на министерские посты в эти годы превратилось в политическую норму. В научной литературе отмечается, что первоначально женщины возглавляли социальные министерства, однако со временем им стали доверять «неженские посты» — Э. Гигу была назначена министром юстиции, Э. Крессон — министром сельского хозяйства, позже министром внешней торговли и туризма, а в 1991 г. — премьер-министром. В 2002 г. произошло «революционное» назначение: М. Алио-Мари возглавила Министерство обороны. В правительстве, сформированном после победы

Н. Саркози на президентских выборах 2007 г., насчитывается семь женщин-министров (из 17) и шесть женщин-государственных секретарей (из 22). Женщинам доверены ключевые министерские посты: М. Алио-Мари возглавила Министерство внутренних дел, К. Лагард — Министерство экономики, промышленности и занятости, Р. Дати — Министерство юстиции, В. Пе-кресс — Министерство образования и научных исследований, К. Бутэн -Министерство жилищного строительства и развития города.

Успехи, одержанные женщинами в исполнительной власти, стимулировали их продвижение в органы власти

представительной. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась с принятием нового законодательства о выборах. За последние годы доля женщин в Европейском парламенте возросла до 43,6 % (2004), в Сенате — до 21,8 % (2008), в Национальном собрании — до 18,5 %. Вместе с тем исследователи, изучающие представительство женщин в выборных органах власти, подчеркивают, что феминизация главным образом затронула уровень местной и региональной элиты. В настоящее время в региональных и муниципальных собраниях доля женщин составляет, соответственно, 47,6 % и 35 %, однако среди мэров городов женское представительство невелико 13,8% (2008) [8]. За последние несколько лет существенно изменился социальный профиль локальной элиты: она стала более молодой (более одной четверти муниципальных советников-женщин моложе 40 лет по сравнению с 15 % мужчин). Расширился бассейн рекрутирования местной элиты: среди муниципальных советников-женщин выросло представительство учащихся и домашних хозяек. Более диверсифицированным стал их профессиональный состав: среди советников муниципалитетов и регионов насчитывается больше, чем в прошлом, государственных служащих и работников сферы образования. В местных собраниях появились представители профессий, которые в прошлом отсутствовали (медицинский персонал, работники социальных служб). Новым явлением становится избрание на местном и региональном уровнях женщин из среды иммигрантов (11,5% по сравнению с 6,5% среди мужчин) [18].

Особенности мужского и женского лидерства во власти и бизнесе

В рамках дискуссии о соотношении универсального и частного ведется спор о том, чем женщина-лидер отличается от мужчины, какие изменения может привнести ее деятельность в политике или бизнесе. Обратимся к проблематике, обсуждаемой в современных французских изданиях, посвященных специфике женского лидерства. Может ли женщина-руководитель изменить политику и власть? В 1950-е гг. М. Доган и Ж. Нарбонн с большим скепсисом относились к тезису, что, придя в политику, женщины смогут сделать ее более гуманной и честной. Этой точке зрения противостоит мнение, что феминизация элиты будет способствовать улучшению качества политического класса и политики в целом. Приведем высказывание в прошлом министра, а в настоящее время первого секретаря ФСП М. Обри: «Женщины, более реалистично смотрят на мир, больше интересуются самой работой, а не властью. Они могут принести новые подходы к политике, сделать ее более конкретной и близкой людям».

«Женский подход к политике противостоит риторическому и рациональному якобинству», — убеждена сенатор, социалистка И. Буайе. Приход женщин в политику станет способом модернизации политических институтов. «Женщины, — говорит она, — благодаря своему особому опыту обладают всеми необходимыми качествами, чтобы обновить демократию. Они ближе к реальной жизни, умеют слушать, с вниманием от-

Н. Ю. Лапина. Политическое измерение женского вопроса во Франции

Политика и правовое государство

носятся к конкретным вопросам повседневности» [4, р. 85].

Женщинам свойственна, считает эксперт И. Буайе, «интеллектуальная честность». Они обладают большой смелостью в политике, в сложной ситуации могут выйти на трибуну, отстаивая собственное мнение, даже если оно расходится с мнением фракции. В этой связи нередко вспоминают бывшего министра здравоохранения С. Вейль, которая в 1970-е гг. вела борьбу за разрешение во Франции абортов.

Женщин-руководителей отличает сочетание эффективности и «более человечного» подхода к труду. Рассуждая об эффективности деятельности женщин на ответственных постах, французские авторы ссылаются на англо-саксонские социологические исследования, которые показали, что феминизация руководящих органов предприятий приводит к повышению рентабельности [5, р. 197-202]. Будучи эффективными работниками, они стремятся придать работе «человеческое измерение», установить нормальный график рабочего времени. Во многом это связано с тем, что женщины хотят достичь равновесия в своей профессиональной и личной жизни. Долгое время во Франции было распространено мнение, что женщины занимаются политикой, чтобы компенсировать свои неудачи в личной жизни. В 1950-1960-е гг. о женщинах, сделавших карьеру, говорили, что они «замужем за политикой». Это мнение подтверждалось статистически: 2/5 депутатов-женщин Национального собрания и Совета Республики (название высшей палаты парламента в годы Четвертой Республики)

в послевоенной Франции были вдовами, разведенными и незамужними [6]. Сегодня ситуация изменилась: на высокие посты в политику и власть приходят женщины, состоявшиеся в своей семейной жизни.

Широко распространена точка зрения, что женщины работают больше и лучше на ответственных постах, чем мужчины. Это связано с тем, что женщине, считают исследователи, нужно всякий раз доказывать, что она способна выполнять ответственные функции, идет ли речь о политике или бизнесе. У этой проблемы есть и обратная сторона: женщины-руководители убеждены, что на ответственных постах от них требуют больше, чем от мужчин [13, р. 167]. Как представляется, за этими суждениями скрывается «страх ошибки» и определенная неуверенность в себе. Однако эта логика распространялась преимущественно на первое поколение женщин-руководителей. Сегодня возникла привычка видеть женщин на ответственных постах. Более молодое поколение женщин в иерархии власти чувствует себя более комфортно, чем их предшественницы. Аналогичные процессы наблюдаются внутри предприятия: «Позиции женщин на предприятиях укрепляются, а мужчины нередко остаются на вторых ролях. Среди молодых отсутствуют представления о традиционной роли женщины. На предприятиях больше практически не разделяют сотрудников на мужчин и женщин», — указывает эксперт, представляющий ассоциацию средних предприятий Франции.

Долгое время в политике и на ответственных должностях женщине приходилось становиться «мужчиной».

Это мнение высказывалось многими французскими исследователями гендерных проблем, как женщинами, так и мужчинами. Приведем слова одного из них: «Если красивая женщина во Франции получает высокий пост, то обычно принято говорить, что она продвинулась благодаря своей красоте. Во французской политике женщины быстро маскулинизируются, не позволяя себе быть элегантными». В литературе отмечается, что первое поколение жен-щин-политиков и руководителей были вынуждены вести себя по-мужски, чтобы их «женскость» не привлекала к себе внимания и не раздражала окружающих.

Но существует и другая точка зрения: сегодня у женщины, занимающей высокий государственный пост появился выбор: она может быть женственной или, если хочет, строгой. В этой связи участники опроса вспоминали избирательную кампанию кандидата на президентский пост С. Руаяль, которая умело подчеркивала свою женственность, привязанность к семье, создавая образ «заботливой матери», способной проявить эти свои качества на уровне государства. Особенностью женщины-политика, убежден высокопоставленный чиновник, работавший с несколькими женщинами-министрами, является «боль шой репертуар» поведенческих стратегий. Так, министр внутренних дел М. Алио-Мари «когда надо, бывает сурова, когда надо, строга, в другой ситуации — скучна. Она умеет прекрасно общаться с простыми людьми».

Женщины, в отличие от мужчин, как отмечают исследователи, по окончании политической карьеры не считают себя «социально умершими» [1].

Многие из них, уходя из политики, находят себе интересный вид деятельности — общественной или профессиональной. Наши эксперты связывают это с «богатым внутренним миром» женщины, ее способностью адаптироваться к различным ситуациям, коммуникабельно стью. «Муж чины боятся в 60-65 лет остаться ни с чем, — говорит П. Крезон: Они не умеют ничего другого, кроме как заниматься политикой. А у женщин масса дел. У меня есть внук, и я счастлива, когда мне оставляют его. Я могу не пойти на манифестацию, если мне надо им заниматься. Женщина хорошо понимает, что она в политике не навсегда».

В дискуссии относительно женского лидерства позиции четко распределены. Одни, и в частности сами женщины, сделавшие карьеру, убеждены, что женщины иначе относятся к своим обязанностям, чем мужчины, и являются носителями иной культуры. Сторонникам этой точки зрения оппонируют те, кто считает, что женщины на ответственных постах ничем не отличаются от их коллег-мужчин. Это мнение кратко выразил эксперт, считающий, что «особого типа женского лидерства не существует». Есть и средняя позиция: различий между женщинами и мужчи-нами-управленцами не существует, полагает известный французский социолог А. Турен, но климат в обществе станет лучше, если в большую политику и на руководящие посты в государственных учреждениях придет больше женщин.

Н. Ю. Лапина. Политическое измерение женского вопроса во Франции

Политика и правовое государство

Продвижение женщин на ведущие позиции в политике и бизнесе во Франции: взгляд в будущее

В последние два десятилетия во Франции влияние женщин в политике, власти и бизнесе возросло. Женщины так успешно продвигаются на высокие посты, что в масс-медиа стала модной тема «мужских опасений» перед лицом «набирающих силу женщин» [14].

Можно выделить как минимум три возможных модели продвижения женщин во французской власти: модель постепенного роста, модель парашютирования, модель наследования.

Модель постепенно роста во Франции достаточно востребована. Речь идет о карьере профессионалов, которые благодаря своим качествам продвигаются по карьерной лестнице в исполнительной власти. Однако в отличие от россиянок, французские женщины имеют осознанную карьерно ориентированную стратегию, которую удается реализовать благодаря четко действующим механизмам кадрового отбора и продвижения на государственной службе. В представительной власти модель постепенного роста реализуется с помощью механизма выдвижения. Этот механизм оказывается действенным для женщин, представляющих структуры гражданского общества. Среди них немало лиц, занятых в социальной сфере (врачи, учителя, медсестры, социальные работники, воспитатели). Сначала активисты продвигаются в рамках политических партий и общественных организаций, избираются на местных и региональных выбо-

рах и при успешном стечении обстоятельств позже становятся депутатами Национального собрания или Сената. Вот как свой путь в политику оценивает П. Крезон, депутат Национального собрания Франции от Французской социалистической партии, выступившая экспертом по вопросам женского лидерства: «Чтобы не разочароваться в политике, лучше начинать свою политическую карьеру снизу, с малых дел. Сначала я была членом муниципального совета (с 1977 г.), затем заместителем мэра. Я прошла длинный путь, прежде чем мои коллеги по партии попросили меня выставить кандидатуру на выборах в парламент. Чтобы сделать карьеру, недостаточно стать членом партии, надо войти в муниципальный совет, работая в котором начинаешь понимать не только суть политики, но и реалии жизни. Думаю, это был для меня ключевой момент в биографии. Это было начало моего образования: я знакомилась с жизнью, училась работать с досье, постигала технические стороны работы. Какой-то период я была совет-ником-делегатом, затем стала заместителем мэра. Занималась вопросами детства, затем городским развитием. На каждой новой ступеньке мой горизонт расширялся, я училась и узнавала что-то новое». Механизм выдвижения предполагает, что политическая карьера делается медленно — в течение пятнадца-ти-двадцати лет.

Вторая модель — модель парашютирования. Во Франции применительно к исполнительной власти чаще используется термин назначения, тогда как парашютирование подразумевает предложение баллотироваться на выборах, в ходе которых победа кандида-

ту практически обеспечена. Формально назначение на высокий пост в исполнительной власти открыто для женщин, закончивших престижные учебные заведения, такие как Национальная школа администрации или Политехническая школа, которые готовят высшие кадры системы государственного управления. Но на практике большую роль в процессе назначения играют неформальные отношения (дружеские связи; вхождение в близкий круг первого лица). Французская элита существенно отличается от российской. Во-первых, сегмент государственной элиты во Франции гомогенен, что обеспечивается схожими условиями социализации, образования и карьерного продвижения ее представителей. Во-вторых, профессиональный и социальный капиталы во Франции должны подкрепляться капиталом политическим. «Сделать политическую карьеру вне партии, — отмечает наш эксперт женщина-политик, — практически невозможно». Этим путем в большую политику пришли С. Руаяль, кандидат на президентских выборах (2007 г.) от ФСП, нынешний министр юстиции Р. Дати. Сами женщины предпочитают этот путь в большую политику участию в выборах, однако эксперты подчеркивают его не надежность, поскольку назначение всегда зависит от решения находящихся у власти мужчин.

Модель наследования предполагает, что политический капитал передается внутри семьи или ее близким друзьям. Во Франции принадлежность к семье нотаблей дает возможность наследнику либо избираться на местных, региональных или общенациональных выбо-

рах, либо открывает ему дорогу в исполнительную власть.

«Есть немало политиков-мужчин, которые являются наследниками. Так, был политик, мэр Тулузы, и его отец тоже был мэром этого города. В Сенате заседают внуки, правнуки, представители известных аристократических семей», — отмечает эксперт. К политическим наследникам опрошенные нами эксперты относят министра здравоохранения и спорта Р. Башло, отец которой был депутатом; первого секретаря ФСП М. Обри, дочь известного французского социалиста Ж. Делора; сына президента Н. Саркози, сделавшего карьеру внутри находящейся у власти партии «Союз за народное движение». Между тем, модель наследования в современной Франции, как считают исследователи гендерного аспекта в политике, применяется все реже и реже («нотабли — это прошлое, а не будущее французской политики»). «В прошлом карьера женщин напрямую зависела от мужчин — на первые места продвигались помощницы, любовницы, друзья. Сейчас ситуация меняется. Думаю, что большинство женщин пришли в политику моим путем — через муниципальный совет, должность мэра или его заместителя», — говорит П. Крезон. В политике возрастает, если воспользоваться выражением П. Розанваллона, доля «женщин-индивидуумов», которые продвигаются на высокие посты исключительно благодаря своим деловым качествам, а не поддержке ближайшего окружения или семьи [9].

Во Франции первоначально при продвижении на высокие посты в политике действовали неформальные механизмы (дружеские, семейные связи,

Н. Ю. Лапина. Политическое измерение женского вопроса во Франции

Политика и правовое государство

вхождение в близкий круг первого лица). С принятием законов о равном доступе женщин и мужчин к выборным и государственным должностям, стали утверждаться формальные механизмы продвижения женщин в политику и власть. Сегодня во Франции одновременно действуют различные социальные лифты. Одна группа опрошенных утверждает, что наиболее эффективным из них является государственная служба, мотивируя свою позицию тем, что основным принципом государственной службы является равенство в продвижении по карьерной лестнице для мужчин и женщин. Этот тезис подтверждается данными статистики: в 2005 г. по конкурсу на государственную службу было принято 61 % женщин и 39 % мужчин [5, р. 197-202; 17]. Другие — в качестве наиболее действенного социального лифта называют институт политических партий.

Тем не менее, остается неясно, насколько феминизация политики, власти и бизнеса во Франции является временной или долгосрочной тенденцией. На этот счет у французских авторов и наших интервьюируемых не существует единого мнения. Одни считают, что женщины приходят во власть, поскольку политика приобретает «женское лицо» и в ней возрастает значимость социальных проблем, таких как образование, воспитание, здравоохранение [3]. Другие делают акцент на усилении борьбы женщин за свои права [13]. Третьи убеждены, что рост влияния женщин напрямую связан с изменением отношения общества к политике и статусу политической деятельности. А, следовательно, открытым остается вопрос: сохранится ли влия-

ние женщин в политике, если политика в новых условиях станет более агрессивной и будет требовать от политиков соответствующих качеств?

Наши эксперты отмечают, что активность и уровень участия женщин в политике будет зависеть от влияния политических партий и их готовности продвигать женщин на ведущие позиции. В этой связи политические активисты осознают необходимость изменения внутрипартийной культуры. Представители гражданского общества подчеркивают важность активизации женских организаций и преодоления сохраняющихся в обществе стереотипов в отношении женщин-руководителей.

В перспективе, считают исследователи гендерного аспекта в политике, продвигаться на ведущие позиции в политике будут женщины, представляющие гражданское общество. Многое будет зависеть от правовых основ вовлечения женщин в управление обществом, государством, предприятием. В этой связи многими авторами и участниками опроса ставится вопрос об изменении функционирования властных и политических институтов через введение квот. Сегодня вопрос о квотах во Франции вышел за пределы мира политики и обсуждается в кругу женщин, борющихся за равенство возможностей выдвижения на руководящие должности на предприятиях. В этой связи чаще всего апеллируют к опыту скандинавских стран, в которых введены квоты на представительство женщин в руководящих органах предприятий. Женщины во Франции завоевывали свои политические и социальные права в борьбе. В будущем эта логика вряд ли изменится: надо постоянно

оказывать давление на власть, чтобы легендарная французская женщина-

женщины приобщались к политиче- политик, в прошлом министр С. Вейль

ской и общественной жизни, считает [13, р. 197].

1. Adler L. Femmes poLitiques et sans pouvoir // Le Nouvel economiste. P., 2007. № 1380. 2228 mars.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bard Ch. Les femmes et Le pouvoir. [Электронный ресурс] URL: http://www.histoire-poLitique.fr/ index.php?numero=01.

3. BellangerA. Les femmes sont-elles Les meilleures [Электронный ресурс] URL: http://www.courrie-rinternational.com/article/asp?objjd=69824.

4. Bereni L., Lepinard E. «Les femmes ne sont pas une categorie»: les strategies de legitimation de la parite en France // Revue frangaise de science politique. P., 2004. Vol. 54. № 3.

5. Conseil economique et social: Rapport d'activite. P.: Les editions des Journaux officiels, 2007.

6. Dogan M., Narbonne J. Les frangaises face a la politique: Comportement politique et condition so-ciale. P.: Armand Colin, 1955.

7. DuvergerM. La participation des femmes a la vie politique. P.: UNESCO, 1955.

8. En politique, les femmes ont encore mauvais genre [Электронный ресурс]. URL: http://www.inega-lites.fr/spip.php?article953.

9. Femmes et pouvoir executif dans le monde [Электронный ресурс]. URL: http://centre-histoire. sciences-po.fr/centre/groupes/femmes_politiques.html.

10. Gaspard F. Preface // Les femmes dans la prise de decision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P.: Harmattan, 1996.

11. Gaspard F., Servan-Schreiber Cl., Le Gall A. Au pouvoir citoyennes! Liberte, egalite, parite. P.: Seuil, 1991.

12. L'egalite entre les femmes et les hommes: chifffres cles. P.: Ministere du travail, des relations socia-les, de la famille, de la solidarite et de la Ville, 2008. 88 p.

13. Les femmes dans la prise de decision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P. Harmat-

tan, 1996.

14. Massuz-Lavau J. Les femmes et le pouvoir executif depuis 1981: la France au regard du monde [Электронный ресурс] // Histoire et politique. P., 2006. №1. URL: http://www.histoire-politique.fr/in-dex.php?numero-01.

15. Massuz-Lavau J. La parite hommes femmes en politique. [Электронный ресурс] URL: http://www. diplomatie.../article_imprim.php3?id_article=1007.

16. Perrot M. Les femmes [Электронный ресурс] URL: http: //www.diplom./les-femmes-entretien-avec-historienne-michelle-perrot_24359.htm.

17. Royal S., Touraine F. Si la gauche veut des idees. P.: Bernard Grasset, 2008.

18. Sinneau M. Feminisation , crise politique et changement: le cas frangais. P., 2006 [Электронный

ресурс]. URL: http://www.inegalites.fr/index.php.

19. Sinneau M. Quel pouvoir politique pour les femmes? Etat des lieux et comparaisons europeennes // Les femmes dans la prise de decision en France et en Europe / Sous la dir. de Gaspard F. P.: Harmat-tan, 1996.

20. Qui vote quoi, ou, comment? / Sous la dir. De Perrineau P. P.: Prresses de Sciences Po, 2007. 234 p.

21. Viennot E. La France, les femmes et le pouvoir. Qui sont les vrais ennemis de Segolene Royale? [Электронный ресурс]. URL: http://www.lafrancelesfemmesetlepouvooir.org/article-Royal-Histoire. html.

Н. Ю. Лапина. Политическое измерение женского вопроса во Франции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.