ЗАКОН О ПАРИТЕТЕ В ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ: ДЕБАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
О.И. Жукова
Исследовательская лаборатория SPIRIT
Институт политических наук Бордо Аллея Осон, 11, Бордо, Франция, 33607
На сегодняшний день Франция демонстрирует относительно хорошие показатели участия женщин в законодательной власти, слабые по сравнению с другими странами Евросоюза, но высокие по сравнению с более ранними периодами политической истории Франции. Благоприятное воздействие на подобные изменения произошли благодаря принятию закона о паритете. Мнения политических деятелей о пользе закона о паритете и его надобности расходятся по многим пунктам. Но сам факт его введения и апробации говорит о существенных изменениях в ментальности французов.
Ключевые слова: политический процесс во Франции, политическое участие женщин, законодательная власть, закон о паритете.
Впервые во Франции о новом законе о паритете население узнало из газеты Le Monde от 10 ноября 1993 г. Идея паритета была не нова. В 1885 г., почти век назад, Умбертина Оклер написала в своей предвыборной программе: «Ассамблея должна состоять из равного числа мужчин и женщин» [2. С. 2].
Кристина Бард в своей книге «Дочери Марианны» напишет, что в 1918 г. Монет Томас предложит установление пропорционального распределения мест в парламенте между мужчинами и женщинами.
Идея о паритете возникла давно, хотя многие современники причисляют это своей заслугой и изобретением.
Согласно определению Petit Robert паритет — это идеальное равенство, сама идея о равенстве возникла, прежде всего чтобы разрешить многочисленные споры между эгалитаристами и дифференциналистами. Слово «паритет» пришло из экономической и социальной терминологии (денежный, валютный паритет).
Паритет в другом смысле, как равенство мужчин и женщин, становится определенным вектором протеста, отныне все равно могут принимать участие в решении политических вопросов. Паритет открывает новое поле политической рефлексии и заново мобилизует феминистическое движение [16. С. 67—70].
Хронология политических дебатов о введении паритета имеет длительную и колоритную историю. Остановимся лишь на некоторых событиях. В течение 80-х гг. альтернативные политические образования, в частности Зеленые, сначала в Германии, а затем и во Франции начинают постепенно применять нормативы паритета в управлении своими организациями.
В то же самое время небольшие группы среди представителей крайних левых, по инициативе феминисток, начинают осуществлять внедрение паритетных практик, например, уравнивается количество времени для мужчин и женщин, отведенное для публичных выступлений на заседаниях [10. P. 34—40]. В то же
время в европейских организациях в Европейской комиссии Совета Европы начинают разрабатываться соответствующие рекомендации для стран, в частности паритетное распределение властных полномочий между мужчинами и женщинами.
Начиная с 1988 г. процесс равноправных выборов для женщин становится одним из главных на повестке дня Совета Европы.
В рамках данной тематики концепция паритета и паритетного участия в выборах становится одной из базовых. Концепция паритетной демократии была предложена двумя структурами Совета Европы — Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека. Основная идея состоит в том, что подлинная демократия предполагает паритетное участие мужчин и женщин на основе равенства во всех институтах политической и государственной власти, на всех уровнях принятия решений.
Приверженцы паритетной демократии доказывают, что она создает фундамент для устойчивого развития общества, позволяя женщинам наравне с мужчинами вносить вклад в экономику, политику, культуру, и привлекает мужчин к большей активности в семейной сфере [13. С. 67—82]. В 1992 г. создается специальная рабочая группа и проводится семинар по этой теме. В рамках этого семинара французский философ Элизабет Следзвейски выступает с докладом «Демократические идеалы и права женщин», где она ставит под вопрос политическую легитимность демократии из-за недопредставленности женщин в политике.
Следующим важным шагом по пути к паритету стало выступление Лионеля Жоспена, которое оказало существенное влияние на общественность. «Француженкам надо разрешить войти в публичную жизнь. Необходимо пересмотреть Конституцию и вписать в нее паритетную норму» [10. P. 144].
Эта речь была произнесена, когда впервые в истории процент избранных женщин в национальную ассамблею превысил 10% барьер, результат, полученный в результате мобилизации женского потенциала в рамках дискуссий о паритете. Следствием стало формирование Движения за паритет.
Дебаты о паритете затронули еще один важный вопрос о представительной демократии — если женщины не имеют доступа к власти, о какой демократии в стране может идти речь?
Со временем идея о паритете претерпела значительные изменения. С одной стороны, паритет означает не только повышение представительства женщин при принятии политических решений, но и равные возможности с мужчинами в социальной и культурной областях.
Но, с другой стороны, дискуссия о паритете и его характерные примеры прослеживаются исключительно в дискурсивном поле политического пространства.
Параллельно был проведен ряд исследований относительно мнения общественности и экспертов о феминизации политического пространства Франции.
Мнения экспертов, исследователей и политиков разделилось на два блока, за паритет и против. Те, кто выступал против принятия закона о равенстве возможностей, предлагали следующие доводы.
Прежде всего, главной целью является сохранение и защита французской модели республиканского универсализма. Политика квот, а тем более установление
паритета разрушает равенство между гражданами и идет в разрез с моделью неделимой Республики, основанной на принципе национального суверенитета.
Здесь стоит сказать о двух важных понятиях универсализма и партикуляризма.
Партикуляризм — (от лат. particularis — частичный). Приоритет отдельных частных интересов над общими. По Т. Парсонсу — вид ориентации, противопоставляемый универсализму и заключающийся в применении уникальных, а не общих критериев оценки. Универсалистский принцип построения политической системы пытается «разглядеть» объекты политической структуры через выделение в них общего, абстрактного, универсального, с последующим объединением этого универсального в единообразную структуру.
В отличие от универсализма, партикуляризм принимает объекты политической структуры такими, как они есть. Он воспринимает их как автономные субъекты, позволяя (и помогая) им объединяться самим.
Традиционно считается, что Франция состоит из граждан без различия происхождения, расы или религии. Суверенитет нации принадлежит нации, то есть по французской терминологии, совокупности всех граждан.
Народ, нация рассматривается как целостность, не подлежащая никакому разделению. Сам термин «республика» во Франции ассоциируется не только и не столько с формой правления, сколько с его первоначальным смыслом — общественное дело или общее благо.
Следовательно, с введением закона о паритете, с предоставлением определенной группе граждан специальных прав дающих возможность вхождения в политические властные структуры, изменится базовый принцип построения Республики. Произойдет слом республиканского порядка и конституционной неделимости суверенитета [12. P. 45—47]. Отроется «ящик Пандоры», и начнутся восстания и недовольства в других «дискриминируемых» группах, произойдет раскол общества на разные социальные, расовые, классовые группы в борьбе за предоставление особенных прав в представительстве властных структур общества. А это недопустимо.
Защитники закона о паритете не согласны с этим утверждением, аргументируя свою точку зрения иначе. Женщины не являются классом или этносом, который выступает за предоставление льготного представительства в органах власти, это половина человечества, которая по-разному представлена в разных профессиональных, этнических и социальных группах. Следовательно, они должны быть представлены наряду с мужчинами во властных структурах. Необходимо реин-карнировать концепцию «зеркального представительства», когда избранные представители в органы власти по гендерному признаку должны представлять состав населения, то есть быть проекцией общества. Женское присутствие в политике позволит трансформировать и модернизировать политическую расстановку сил благодаря обновлению органов политической власти.
После длительных дискуссий и обсуждений закон о паритете был принят. Можно говорить об определенном влиянии международной законодательной системы на национальный уровень формирования равенства мужчин и женщин.
Франция является первой страной, принявшей закон о равноправии мужчин и женщин с тем, чтобы увеличить низкое количество женщин, участвующих в политической жизни. Закон от 8 июля 1999 г. послужил конституционной основой политического паритета. Закон № 2000-493 от 6 июня 2000 г. благоприятствовал равному доступу мужчин и женщин в выборах.
Закон базируется в основном на двух положениях.
Первое делает обязательным принцип паритета для всех кандидатов.
Например, для выборов сенаторов и депутатов Европарламента каждый список состоит альтернативно из кандидатов обоих полов (или по принципу паритета на группу из шести кандидатов при муниципальных выборах в коммуны с количеством жителей более 3500 — региональные выборы).
Второе положение посвящено публичной помощи политическим партиям для обеспечения предусмотренной пропорции мужчин и женщин, представленных каждой партией на выборах в органы законодательной власти. Когда число кандидатов каждого пола превосходит 2% от общего числа кандидатов, исходя от последнего общего обновления национальной Ассамблеи, сумма кредитов, которые устанавливаются для первой фракции в порядке публичной помощи, сокращаются наполовину. Выборы, которые не касаются этих двух положений закона от 6 июня 2000 г. являются выборами единогласными: выборы в коммуны, кантоны, выборы сенаторов [9. P. 5—34]. Какие изменения произошли на политическом пространстве Франции после принятия закона?
На сегодняшний день Франция демонстрирует относительно хорошие показатели участия женщин в законодательной власти, слабые по сравнению с другими странами Евросоюза, но высокие по сравнению с более ранними периодами политической истории Франции. Благоприятное воздействие на подобные изменения произошли благодаря принятию закона о паритете. После 60 лет участия женщин в политической жизни общества, после получения избирательного права француженки по прежнему малочисленны на политической сцене Франции, хотя при этом составляют большую часть электората 53%. В Национальной Ассамблее с 1958 по 2007 г. количество избранных женщин увеличилось на 17 пунктов, с 1,3% до 18,5%. Подобный рост процента избранных женщин происходил поступательно и носил неравномерный характер [7. P. 4—7]. Период увеличения количества избранных женщин в Национальную Ассамблею можно условно разделить на три части. В течение первого периода с 1958 по 1973 г. количество женщин не достигало даже отметки в 2%, в течение последующего отрезка времени с 1978 по 1995 г. процент женщин увеличивается вдвое, но не преодолевает 6% барьер. И, наконец, в течении третьего периода женщины делают значительный прорыв и достигают сначала отметки в 10%, а позднее, в 2007 г. уже 18,5%.
Но, несмотря на столь стремительный рост, процентная представленность женщин неполноценно по отношению к проценту общего количества депутатов на выборах в законодательные органы власти. Что касается возраста избираемых депутатов, то среди женщин средний возраст составил 53,1 год по сравнению с мужчинами, у которых средний возраст составляет 55,0 лет. Женщины-депутаты гораздо моложе своих коллег. Что касается выборов в Сенат, то здесь нужно
отметить, что в течение длительного времени женщины были малочисленны в составе этого органа власти. Начиная с 90-х гг. процент женщин в Сенате увеличивается, но ненамного, не достигая отметки 5% [4. P. 56—57].
Что касается выборов в местные органы законодательной власти, то здесь отмечается позитивная картина. Одна из трех депутатов — это женщина. За время двух последних муниципальных выборов процент женщин вырос на 10 пунктов. Такой прогресс спровоцировала апробация закона о паритете, о равном участии в выборах мужчин и женщин. Закон от 6 июня 2000 г. способствовал увеличению получения в равной степени, как мужчинами, так и женщинами избирательных мандатов, а также закон обязывает представлять и утверждать смешанные списки мужчин и женщин для коммун с населением 3500 жителей и более, а также для региональных выборов. Эффективность этой меры была достаточно ощутимой, на выборах в 2001 г. более 47% избранных в коммуны с населением более 3500 жителей — женщины, в то время как для коммун с меньшим количеством населения никакой дополнительной поправки согласно закону о паритете введено не было и соответственно процент женщин в таких коммунах не поднимался выше 30%. Также условия выборов на должность мэра не были изменены никакими поправками, и поэтому процент женщин по отношению к мужчинам на мэрской должности невысок [1. P. 130—132]. Хотя можно отметить небольшой прогресс, на сегодняшний день около 11% мэров составляют женщины.
На региональных выборах в 2004 г., с учетом применения закона о паритете, одним из двух кандидатов на выборную должность была женщина, при этом следует отметить, что около 48% региональных советников женщины. Региональные советы практически достигли паритетной отметки в 50%, хотя в 1998 г. на выборах наблюдалась совершенно иная картина, менее одного избранного регионального советника из трех была женщина. То есть показатели репрезентативности женского населения значительно возросли. Разрыв между женщинами — кандидатами и избранными на пост регионального советника — уменьшился. Закон не только не обязывает представлять списки, где 50% мужчин и 50% женщин, но и где претенденты чередуются по гендерному признаку. Несмотря на возросший процент женщин в региональных советах, только одна была избрана главой региона в 2004 г.
Кантональные выборы (генеральных советников департамента) не попадают под действие закона о паритете, следовательно, процент женщин в этих выборах возрос незначительно, не более чем на 11%. Кантональные выборы происходят в то же время, что и выборы региональные и муниципальные и, к сожалению, они еще далеки от паритетного участия мужчин и женщин.
Феномен недопредставленности женщин на национальном уровне и хорошие показатели муниципального уровня обычно объяснят следующими факторами. Прежде всего, победа в выборах на муниципальном уровне не столь желанный и престижный трофей. Вторым объяснением является область компетенций муниципальных советников и мэров, они напрямую совпадают с так называемыми женскими ролями. Приближенность к народу, социальная чувствительность, невысо-
кая амбициозность, а также такие области, как здравоохранение, образование, социальная поддержка, благоустройство, традиционно считались женской прерогативой. Реализация мандата на местном уровне хорошо сочетается с «природным» назначением женщины быть матерью и хранительницей домашнего очага. Именно поэтому муниципальные советы становятся наиболее доступными для женщин, и процент их представленности достаточно высок.
Хорошо обстоят дела с участием представительниц прекрасного пола в региональных советах и Европейском парламенте. Рост их количества в региональных советах происходил достаточно стремительно: с 8,5% в 1986 г. до 25% в 1998 г. и достиг 47,6% в 2007 г. благодаря применению закона о паритете. Европейский парламент — единственный институт, где француженки хорошо представлены еще с его основания в 1979 г., и процент женщин среди депутатов Европейского парламента продолжает расти. После многочисленных малоудачных попыток вхождения в палаты Парламента своей страны француженки передислоцировали свой потенциал в другой избирательный орган — Европейский парламент.
Первый опыт выборов путем всеобщего голосования в 1979 г. показал, что данная организация открывала женщинам более широкие перспективы для становления их политического статуса [8. P. 126]. Депутаты Европарламента проявляли меньший консерватизм и отсутствие стереотипного мышления.
Еще одна точка зрения, бытовавшая в этот период, объясняет европейский «прорыв» женщин тем, что мандат евродепутата пользовался меньшим спросом, так как страсбургский парламент считался (и напрасно) менее престижным и менее влиятельным организмом. Успех француженок в Европе удивил всю Францию: заняв четвертое место в списке стран ЕС по «женским» показателям в Европар-ламенте, она продолжала оставаться последней по аналогичным показателям во всех других палатах.
Мнения политических деятелей о пользе закона о паритете и его надобности расходятся по многим пунктам. Но сам факт его введения и апробации говорит о существенных изменениях в ментальности французов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Achin C. Le mystère de la chambre basse. Comparaison des processus d'entrée des femmes au Parlement France-Allemagne 1945—2000. — P.: Daloz, 2006.
[2] Bard Ch. Les femmes et le pouvoir. URL: http://www.histoirepolitique.fr/index.php? numero=01
[3] Bereni L., Lépinard E. Les femmes ne sont pas une catégorie, les stratégies de légimation de la parité en France // Revue française de science politique. — Presse de Sc Po. — 2004/1. — Vol. 54.
[4] Fassin E., Guonnet Ch. La parité en pratique // Politix, revue des sciences sociales du politique. — P.: Hermes, Sciences Publications, 2002. — Vol. 15—60.
[5] Halimi G. La parité dans la vie politique // La documentation Française, 2002.
[6] Helf-Malz V., Levy P. Les femmes et la vie politique française. — P.: PUF, 2000.
[7] Jacquot S. La fin d'une politique d'exception // Revue française de science politique. — Presse de Sc Po. — 2009/2. — Vol. 59.
[8] Laure A. Les femmes politiques. — P.: Editions du Seuil, 2007.
Вестннк Py^H, cepua Поnитоnогиn, 2011, № 3
[9] Marques-Pereira B., Gigant C. La représentation politique des femmes, des quotas à la parité? // Courrier hebdomadaire du CRISP. — 2001/18. — № 1723.
[10] Martin J. La Parité. Enjeux et mise en oeuvre. — Toulouse: Presses Universitaires du Mirail, 1998.
[11] Rosanvallon P. Le Sacre du citoyen. Histoire du suffrage universel en France. — P.: Gallimard, 1992.
[12] Rosanvallon P. La démocratie inachevée. Histoire de la souveraineté du peuple en France. — P.: Gallimard, 2000.
[13] Ryckmas H., Pascale M. Population et développement: égalité de genre et droits de femmes // Mondes de développement: De Boeck université. — 2008/2. — № 142.
[14] Sinneau M. Féminisation, crise politique et changement: le cas français. — P., 2006.
[15] Sintomer Y. Habilitation à Diriger des Recherches // Domination sociale et représentation politique: la question de la parité en France. — 2001.
[16] Woodward A.E. Vers l'équilibre entre les hommes et les femmes // Conseil de de l'Europe. Comité directeur pour l'égalité entre les femmes et les hommes. — Strasbourg: Ed. Conseil de l'Europe, 2002.
THE LAW OF PARITY IN THE POLITICS OF FRANCE: DEBATES AND PERSPECTIVES
O.I. Zhukova
Laboratory SPRIRIT Institute of Political Sciences in Bordeaux
allee Ausone, 11, Bordeaux, France, 33607
Today France shows rather good indicators of participation of women in legislature. These indicators are rather low in comparison with other European Union countries, but very high in comparison with earlier periods of political history of France. Favorable influence on similar changes has occurred thanks to an adoption of law about parity. The opinions of politicians of the benefit of the law of parity and its need disagree on many topics. But the fact of its introduction and approbation shows us the essential changes in mentality of French people.
Key words: political process in France, political participation of women, legislature, law of parity.