2011.01.029. ЖЕНЩИНЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ В УНИВЕРСИТЕТАХ / ТОМАС М., ЛАВЬЕ Х.М., дель МАР ДУ-РАН М., ГУИЛЬЯМОН К.
Women in academic administration at the university / TOMÀS M., LAVIE J. M., del MAR DURAN M., GUILLAMON C. // Educational management administration & leadership. - 2010. - Vol. 38, N 4. -P. 487-498. - DOI: 10.1177/1741143210368266. - Mode of access: http://ema.sagepub.com/ content/38/4/487
Ключевые слова: гендер; руководство; менеджмент; университет.
Авторы (Испания) исследуют тендерные проблемы в высшем образовании, в частности роль женщин в руководстве четырех каталонских университетов. Они анализируют препятствия и барьеры на пути женщин-ученых, которые могут объяснить их отсутствие в административных структурах вузов.
Гендер - одна из центральных категорий при анализе организационных структур. Вместе с тем в случае с образовательными организациями исследования, раскрывающие взаимосвязи между гендером, властью и организационной культурой, приобрели достаточно широкое распространение лишь в последнее десятилетие. Как правило, подобные исследования не затрагивали такие организации, как университет. Однако выяснилось, что в рассматриваемом контексте для таких организаций характерны значительные диспропорции: статистика по университетам Каталонии показывает, что количество женщин, занимающих высокие позиции, незначительно. Женщины составляют лишь 34% профессоров, и доля женщин снижается по мере продвижения вверх по профессиональной лестнице. Они составляют лишь 17% от числа руководителей факультетов университетов, а в сфере академического управления различия еще более значительные (с. 488).
Авторы разделяют мнение о том, что в современном обществе мужская роль является определяющей в установлении интересов, ценностей и моделей поведения, преобладающих в организациях. Гендер играет роль системы имплицитных принципов, определяющих, что ценно, а что - нет, и поощряет такие «мужские» характерные черты, как результативность, конкурентоспособность, элитизм, уверенность в себе и поощрение независимости.
Существует множество барьеров на пути женщин к высоким административным должностям. Система так называемого «стеклянного потолка» включает множество препятствий, зачастую невидимых либо подразумеваемых, с которыми женщины сталкиваются по мере продвижения по карьерной лестнице. Их классификация может строиться на основе различных критериев: так, выделяют видимые, невидимые и непреднамеренные барьеры, контекстные и культурные препятствия и т.д. Авторы предлагают разделять барьеры на трудности, происходящие извне, и барьеры, берущие свое начало в образе действий и отношении, которые женщины имеют склонность демонстрировать как социальный коллектив.
К барьерам первой группы можно отнести прежде всего сложности согласования профессиональной карьеры и семейной жизни. В числе барьеров, имеющих «внутреннюю» природу, авторы отмечают так называемый «синдром хамелеона», для которого характерно некоторое отрицание своего мнения и желаний в пользу адаптивного поведения, имеющего целью получение одобрения других лиц. Отсутствие утвердившихся женских моделей, на которые женщины могли бы ссылаться, и недостаточный интерес к традиционным моделям управления с их стороны могут также объяснить некоторое неприятие ими ответственных административных позиций.
Результаты исследований по проблемам взаимосвязи гендера и руководства можно описать с помощью дихотомического деления на равенство и различия. Авторы считают, что равенство стилей управления вне зависимости от пола, декларированное либеральным феминизмом, зачастую трансформируется в перенос «мужских» моделей на сотрудников-женщин, при котором условием их успешной карьеры становится развитие соответствующих мужских умений и навыков. Различия в стилях управления базируются на общинных и эмоциональных характеристиках, которые ассоциируются именно с женским полом, поэтому стиль руководства женщин описывается как более демократичный, интерактивный и ориентированный на межличностные взаимосвязи. В литературе продолжаются жаркие дискуссии по поводу существования особого «женского» стиля руководства в образовательных учреждениях. Женщины описываются как более справедливые, комму-
никабельные и организованные. Однако теоретической базы, подтверждающей эти заявления, не представлено.
Основной целью рассматриваемого исследования стал анализ опыта и восприятия женщинами своей руководящей деятельности в университетских организациях.
Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе проводился анализ данных по четырем университетам, полученных из университетских компьютерных сетей и из результатов анкетирования, проведенного на пяти случайно выбранных кафедрах этих университетов, руководство которыми осуществляют женщины. В итоге были получены ответы от 150 преподавателей (и мужчин и женщин), что составило 33,48% от всего профессорско-преподавательского состава. Второй этап был посвящен изучению опыта администрирования женщин. Основные цели этого этапа: а) анализ барьеров и сложностей (внутренних и внешних), существующих в профессиональной карьере женщин-руководителей; б) исследование восприятия женщинами-администраторами своего поведения и эффекта, которое оно производит; в) описание навыков и качеств, которые респонденты посчитали наиболее важными в своей работе. На данном этапе были получены 18 интервью, в число респондентов входили проректоры, деканы, руководители кафедр.
Обработка полученных результатов позволила авторам сделать следующие выводы. Среди внешних барьеров, препятствующих профессиональному развитию, наиболее часто упоминается необходимость совмещения нескольких функций - семейных обязанностей и профессионального долга, так как наиболее продуктивное время с точки зрения работы в университете приходится на дневной период, когда нужно заниматься домашними делами и воспитывать маленьких детей. Многие респонденты отметили в качестве реального барьера необходимость работы в «мужском мире», где работа и ценности оцениваются по мужским стандартам. Другая категория барьеров на пути профессионального развития связана с внутренним порядком и наличием ряда ценностных ограничений. Некоторые респонденты ответили, что им пришлось усвоить и принять такие существующие стереотипы в отношении женщин, как готовность помогать, ориентация на кооперативные модели поведения, отсутствие выраженных властных амбиций, в то время как различия в условиях принуждают их разделять другие
ценности, альтернативные доминирующим, что в результате приводит к самоограничению и, как следствие, отказу от более высоких позиций.
Что касается восприятия участницами исследования своего опыта в качестве руководителей, то здесь мнения не были единодушными - от полного отрицания гендерных различий, с одной стороны, до признания существования карьерного пути для женщин - с другой. Тем не менее большая часть респондентов пришли к выводу, что, несмотря на существующие различия между стилями руководства, ориентированными на централизацию или делегирование власти, исполнительным или консультативным стилями, гендер не является определяющим фактором этого сам по себе. Гендер может отражать тенденцию, но не быть основой причинно-следственных взаимосвязей.
В качестве наиболее главных характеристик стиля руководства были отмечены: подлинный интерес к потребностям персонала и создание позитивной атмосферы; приверженность командной работе и сотрудничеству; некоторая неопределенность в вопросах власти и авторитета. В целом характеристика «создание хорошей рабочей атмосферы» - одна из центральных среди результатов опроса и выделена как элемент «женского типа поведения» (с. 495).
Многие респонденты отмечали ценности, связанные с командной работой и сотрудничеством. Они тесно связаны с такими качествами, как консультативный и партисипативный стили, развитие диалога и поиск консенсуса, стремление построить «слаженный коллектив», транспарентность в принятии решений и т.д.
Интервью содержали ряд показателей, определяющих способ, с помощью которого женщины-руководители пытались адаптироваться к власти. Они демонстрировали некоторую двойственность: с одной стороны, - удовлетворенность тем, что они имеют возможность изменять ситуацию вокруг себя и работать лучше, а с другой - боязнь поддаться желанию злоупотреблять властью. Такая двойственность связана с восприятием своей позиции как «власти для», т.е. обладание силой, энергией, потенциалом, а не возможностью доминировать. Другой аспект двойственности - это «власть вместе с», а не «власть над», что связано с дискомфортом, который они испытывают, ведя дела в рамках неформальных властных се-
тей или с «академической вертикалью», преобладающей над «вертикалью должностей» (с. 495).
В заключение авторы делают следующие выводы: 1) женщины остаются меньшинством на руководящих постах практически на всех уровнях; 2) основные внешние барьеры - необходимость совмещать работу и семейные обязанности, а также существующие ценности организационной культуры; 3) большая часть респондентов не разделяют существующие в их организациях ценности и стратегии действий, что препятствует их выдвижению на руководящие посты; 4) женщины-руководители по-разному относятся к гендерным проблемам - от полного отрицания таковых до признания таких характерных для женского стиля руководства характеристик, как приверженность партисипативному руководству и межличностным коммуникациям; 5) все участники демонстрировали склонность к модели управления «власть для» или «власть с», но не «власть над», а среди наиболее характерных качеств и навыков указывались работа в команде и создание позитивной атмосферы в коллективе.
М.Н. Лавров
2011.01.030. ФЛЕМИНГ Дж. УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. ДО ЭТОГО ВСЕ ЕЩЕ ДАЛЕКО? FLEMING J. Young people's involvement in research. Still a long way to go? // Qualitative social work OnlineFirst. - 2010. - May 18. -D0I:10.1177/1473325010364276.
Ключевые слова: полномочия; участие; совместное участие в исследованиях; сотрудничество; молодежь.
В реферируемой публикации автор, руководитель Центра социального действия Университета Де Монтфорт (De Montfort University) (Лестер, Великобритания), анализирует различные методологические аспекты, связанные с привлечением молодежи к проведению научных исследований.
В настоящее время существует большой объем литературы, посвященной исследованиям работы с молодежью в рамках научных проектов. Многие источники имеют схожую структуру: обоснование важности работы с молодежью в ИР; описание выполненной молодыми участниками работы и обзор ее результатов, а также