Научная статья на тему '2012. 01. 028. Янг Р. , Уэлч Э. Университет мирового класса в Китае? Пример Цинхуа. Yang R. , Welch A. A world-class University in China? The case of Tsinghua // Higher education OnlineFirst. - 2011. - p. 1-22. - doi:10. 1007/s10734-011-9465-4. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/h626710mt03132m6/fulltext. Pdf'

2012. 01. 028. Янг Р. , Уэлч Э. Университет мирового класса в Китае? Пример Цинхуа. Yang R. , Welch A. A world-class University in China? The case of Tsinghua // Higher education OnlineFirst. - 2011. - p. 1-22. - doi:10. 1007/s10734-011-9465-4. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/h626710mt03132m6/fulltext. Pdf Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 028. Янг Р. , Уэлч Э. Университет мирового класса в Китае? Пример Цинхуа. Yang R. , Welch A. A world-class University in China? The case of Tsinghua // Higher education OnlineFirst. - 2011. - p. 1-22. - doi:10. 1007/s10734-011-9465-4. - Mode of access: http://www. Springerlink. Com/content/h626710mt03132m6/fulltext. Pdf»

щин зависит только от мужчин, которые занимают все ключевые должности в университете. Потенциальным последствием такого положения становится дальнейшая маргинализация женщин-ученых и процветание мужских привилегий» (с. 14)

С.М. Климова

2012.01.028. ЯНГ Р., УЭЛЧ Э. УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА В КИТАЕ? ПРИМЕР ЦИНХУА.

YANG R., WELCH A. A world-class university in China? The case of Tsinghua // Higher education OnlineFirst. - 2011. - P. 1-22. - D0I:10. 1007/s10734-011-9465-4. - Mode of access: http://www.springerlink. com/ content/h626710mt03132m6/fulltext.pdf

Ключевые слова: Китайская Народная Республика; высшее образование; университет мирового класса.

Авторы статьи - Р. Янг (сотрудник Университета Гонконга, Китай) и Э. Уэлч (сотрудник Сиднейского университета, Австралия) - анализируют актуальные проблемы совершенствования системы высшего образования в КНР и описывают усилия ведущих вузов страны к получению статуса университета мирового класса. В качестве примера (case study) был выбран один из лучших университетов Китая - Университет Цинхуа, который поставил перед собой задачу к 2011 г., когда он отмечает свое столетие, стать лидирующим вузом мира.

Пример Университета Цинхуа выбран не случайно, так как он не только признан флагманом китайской университетской системы образования, но его даже называют «китайским МТИ» (Мас-сачусетский технологический институт).

Вуз был основан в 1911 г. как Цинхуа Императорский колледж для подготовки желающих пройти обучение в США. Первые стипендии выплачивались из контрибуций, которые Китай заплатил США после провала «Боксерского восстания» (1898-1902), и первыми преподавателями были в основном американцы, готовившие выпускников для обучения в США. В 1925 г. колледж стал исследовательским институтом, а в 1928 г. получил свое нынешнее официальное название. На протяжении десятилетий специализация университета менялась - от национального университета к узкоспециализированному политехническому институту «советского

типа» после революции 1949 г. и обратно в 1980-е годы к многопрофильному университету, включающему не только естественные, технические, но и широкий спектр социальных и гуманитарных наук. Так, в 1984 г. на базе университета была создана Школа экономики и менеджмента, в 1990-е годы появились Школа гуманитарных и социальных наук, Академия искусств и дизайна, такие дисциплины, как государственное администрирование, журналистика и др., с 2001 г. функционирует Школа медицины. В настоящее время с социальными и гуманитарными науками связаны многие магистерские программы по философии, экономике, праву, социологии, марксизму, китайскому языку и литературе, журналистике и коммуникациям, государственному администрированию.

Сегодня Цинхуа быстрыми темпами продвигается к «золотому пьедесталу» мировой науки. Если брать один из главных критериев научной компетентности - публикации статей с высоким индексом цитируемости, то здесь результаты университета весьма впечатляют. «С 1995 по 2005 г. ежегодное число научных статей в Китае выросло с 9061 до 41 596, что составило ежегодный прирост в 16,5%, в отличие от Южной Кореи (15,7), Сингапура (12,2), Тайваня (8,6), США (0,6%), а в Великобритании рост числа научных публикаций вообще не наблюдается» (с. 18). Успехи университета, по мнению авторов, во многом связаны и с учебными программами: умелым сочетанием западных и национальных методик, позволяющих дать простор творческой инициативе студентов, магистрантов и докторантов, при этом оставаясь в рамках традиционных коллективистских методов при обсуждении и решении государственных задач. Цинхуа открыто заимствует передовой опыт МТИ, Калифорнийского университета в Беркли и других ведущих западных вузов в составлении учебных программ, внедрении летних стипендиальных программ, проведении стажировок, создании научных экспериментальных площадок для студентов и т.д. Во всех рейтингах Китая последних лет магистерские программы этого университета входят в число лучших национальных образовательных программ. Администрация вуза видит успех обучения в сочетании двух принципов: «выращивание талантов» с обязательной «реализацией национальных интересов». Большое внимание в политике Цинхуа уделено инновационным процессам и внедрению технологических научных разработок. Высокие достижения Цин-

хуа в значительной мере связаны с поддержкой государства, выдвинувшего амбициозную задачу сделать свои вузы университетами мирового класса.

Авторы обращают внимание на то, что вопрос о статусе вуза мирового класса до сих пор является объектом научной дискуссии. Так, К. Морман (K. Mohrman) считает критерием определения вуза мирового класса так называемую «глобальную модель исследовательского университета» (emerging global model - EGM), которая включает восемь характеристик: преодоление национальных границ; наукоемкость проводимых исследований; высокий научный и профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава; многообразие источников финансирования; новые отношения с акционерами; мобильность ученых; внутренняя диверсификация и кооперация с аналогичными вузами мира (с. 2).

Авторы цитируют данные различных рейтинговых агентств. Например, по данным THES (The Times Higher Education Supplement), в мировом рейтинге Пекинский университет занимает 37-е место, а Университет Цинхуа 58-е. Таким образом, они входят в сотню лучших вузов мира. Для сравнения: в США таких вузов 54, в Великобритании 14, и с этой точки зрения три вуза - достаточно скромный результат. Но если учесть, что, например, в другой крупнейшей азиатской стране - Индии - вообще нет ни одного вуза, входящего в этот список, а у Китая к тому же существует «комплекс нобелевского лауреата»1, то эти результаты можно назвать вполне обнадеживающими. Впрочем, не все китайские ученые разделяют оптимизм в высоких оценках китайских вузов. Например, Сюй Чжихун (Xu Zhihong) - бывший президент Пекинского университета и академик Пекинской академии наук, в недавней речи перед студентами отмечал: «У Китая нет первоклассных университетов мирового уровня сегодня» (цит. по: с. 2). По его мнению, для этого нужно иметь три ресурса: «1) в них должно быть достаточно много высококлассных зарубежных ученых, работающих в Китае над своими исследованиями; 2) университет должен иметь достижения, влияющие на социальное развитие и всю мировую цивилизацию; 3) университет должен иметь выпускников, внесших суще-

1 Cao C. Chinese science and the «Nobel Prize Complex» // Minerva. - L., 2004. - Vol. 42. - P. 151-172.

ственный вклад в мировую науку. По этим параметрам Китай, к сожалению, не имеет университетов мирового класса» (с. 2). Тем не менее лидерские качества Китая, целевая долгосрочная государственная инвестиционная политика, научный потенциал многих вузов настолько высоки, что ближайшие перспективы мирового лидерства в науке и образовании кажутся такими же реальными, как и недавние успехи страны в области олимпийского спорта.

Сегодня одним из фундаментальных принципов развития китайских университетов стал процесс коммерциализации науки, сопряженный с административной реформой и политикой укрепления международного сотрудничества. Этот принцип заложен в «Среднесрочной и долгосрочной программе реформы образования и науки 2010-2020 гг.», названной «С 9». Масштабность реформ и объемы вложений в вузовскую науку, заложенные в этой программе, впечатляют. Однако многие эксперты, в том числе и международные, указывают на торопливость, с которой проводятся эти реформы. Например, президент Йельского университета Д. Левин (D. Levin) отмечает, что «развитие топ-университетов является трудной задачей и требует много времени, даже несмотря на значительность материальных вложений» (с. 3). Авторы ссылаются и на «традиционные китайские пороки», препятствующие успешному развитию науки и образования: коррупция и взятки, процветающие при распределении государственных субсидий вузам и отдельным ученым, получении госзаказов, грантов и льгот, фальсификация научных результатов, а иногда неприкрытое воровство чужих открытий и идей.

Что касается Цинхуа, то картина здесь противоречива. По итогам собственного обследования (в среде преподавателей и студентов), около 80% сотрудников и студентов высказывают удовлетворение образовательной политикой вуза. Однако эти оценки меняются, когда точкой отсчета становится не внутренний, а международный опыт обучения. В сравнении с ведущими вузами США обучение в Цинхуа проходит на более низком уровне. 32% магистрантов высказывают отрицательное мнение: неудовлетворенность учебными программами; отсутствие творчества; слабые научные контакты с преподавателями; боязнь молодежи высказывать свои научные позиции. В то же время многие китайские студенты говорят о моральной поддержке и уверенности в завтрашнем

дне, идущем от руководства Цинхуа, в отличие от высказываний студентов США, рассчитывающих только на самих себя. Такой же двойственностью характеризуется и стратегия реализации вузом национальных потребностей страны. Национальная инновационная система (НИС) КНР практически целиком опирается на топ-университеты, но вкладывает в них намного меньше, чем передовые страны Запада. Китайские ученые, как правило, решают только те задачи, которые поставлены вертикалью власти: министерствами, правительством, регионами. Цинхуа входит в систему НИС и имеет 16 средне- и долгосрочных проектов. Значительно увеличился объем статей с индексом цитируемости в журналах с импакт-фактором: в 2009 г. научные публикации сотрудников Университета Цинхуа были первыми по цитируемости в Китае. Цинхуа имеет своих академиков, совместные с ведущими западными и американскими вузами научные лаборатории и проекты и обширные программы обмена учеными разных стран мира. Многие студенты вуза входят в престижный общенациональный список лучших студентов (top 10 student's). Безусловно, это делает Университет Цинхуа одним из претендентов на высшие места в мировом рейтинге лучших вузов.

После перехода экономики от планового хозяйства к рыночному в 1980-е годы Китай изменил свои приоритеты - от фундаментальных исследований к прикладным, использованию знания для экономического роста страны. Большой акцент сделан на передачу результатов научных исследований в промышленность. Проекты 211 и 985 ускорили процесс передачи технологий в региональные секторы экономики. Однако рынок в Китае целиком контролируется государством: из 20 тыс. крупных исследовательских проектов вузов страны лишь 10% доходят до внедрения в производство. Университет Цинхуа имеет достаточно много ИР-проектов, наиболее известные из них: национальный проект отвода вод с Юга на Север; крупномасштабное строительство китайской скоростной железной дороги; производство крупных воздушных судов; контроль за загрязнением водных бассейнов; решение проблем очищения Сунгари; разработка талисмана и факела для XXIX Олимпиады. В Цинхуа созданы и успешно развиваются 22 совместные научно-производственные компании (с. 17).

Большое внимание в Цинхуа уделяется развитию социальных и гуманитарных наук, без которых вуз не сможет добиться статуса университета мирового класса. В последнее время было приложено немало усилий к развитию этой сферы, прежде всего экономики и менеджмента. К другим социальным и гуманитарным наукам отношение остается весьма пренебрежительным, поэтому дисбаланс между естественными и гуманитарными науками оказался так велик, что негативно сказывается на престиже вуза в целом. Авторы видят причины этого в тотальном контроле государства над научной деятельностью вузов, коммерциализации результатов научной деятельности, сращивании государственной, университетской администрации и некоторых национальных лидеров, поддерживающих технологическую линию Цинхуа. Существуют проблемы публикаций на национальном языке. Сегодня лидируют носители «мирового английского языка». Несмотря на то что семь из десяти предметов в Цинхуа относятся к сфере социальных и гуманитарных наук, международных публикаций в этих областях очень мало. В статье приведена таблица, показывающая количество научных публикаций Университета Цинхуа.

Таблица (с. 15)

Распределение публикаций Цинхуа, входящих в Индекс цитируемости (Social Sciences Citation Index - SSCI), по дисциплинам (1997-2004)

Дисциплина Количество публикаций

Инженерные науки 30

Менеджмент 19

Экономика 16

Природные ресурсы и охрана окружающей среды 9

Математика 7

Исследования города 4

Образование 3

Международные отношения 3

Антропология 2

Психология 2

Региональные исследования 1

Публичное администрирование 1

Журналистика 1

Право 1

Социология 1

Мейнстрим современного знания сегодня находится на Западе, и вне западного «доминирующего дискурса» любые исследования становятся бессмысленными, по крайней мере в части их претензий «быть на мировом уровне». Таким образом, простой «покупкой» гуманитарных факультетов нельзя поднять Университет Цинхуа до мирового уровня.

Авторы статьи весьма осторожно говорят о ближайших перспективах перехода Университета Цинхуа на новый - мировой уровень. Помимо перечисленных, существует еще одна причина, которая, по мнению экспертов, тормозит как продвижение гуманитарной сферы, так и повышение уровня университета в целом. Речь идет о «конфуцианской модели» взаимоотношения науки, образования и государства. С одной стороны, налицо чувство уверенности, удовлетворенности всеми реформами, жизненным уровнем и научными перспективами практически у 90% профессорско-преподавательского состава шести вузов - участников «конфуцианской модели», в том числе в Университете Цинхуа. Данная модель не только поддерживает людей в финансовом плане, но и порождает энтузиазм и постоянное стремление к лидерству. Но, как отмечают авторы статьи, «процесс начинается с изучения и следования правилам, но не заканчивается получением медалей» (с.19). Сращивание науки с государством весьма благоприятно для реализации госзаказов и внедрения технологий в производство: например, при проведении инженерных разработок, создании установок по добыче и переработке нефти, программ по сохранению природного ландшафта (проекты Университета Цинхуа). Здесь государство не скупится, поскольку все это идет на усиление его мощи, и вуз получил огромный карт-бланш в виде инвестиций и субсидий. Но это - палка о двух концах. Непонятно, «как долго продлится "медовый месяц" между государством и университетом и чем может закончиться этот союз» (с. 19), ведь при всей кажущейся щедрости, в «Китае финансируются только 5% ИР в области фундаментальных исследований, тогда как в развитых странах - от 10 до 30% . При этом важно отметить, что ВВП в США в 7 раз больше, чем в Китае» (с. 19).

Есть еще один негативный аспект «конфуцианской модели». Речь идет о свободе выбора научных тем исследования, инициативности, оригинальности подходов, уникальности стиля ученого -

всего того, что принято называть личностным творческим подходом. Несмотря на огромные достижения и множество плюсов «конфуцианской модели», западные ученые видят существенные минусы в гипертрофированном контроле государства над наукой, требованиях быстрой отдачи от вложений, ориентированности на «плодоносный опыт», так или иначе затрудняющий развитие долгосрочных программ в области фундаментальных научных исследований. Поэтому, несмотря на то что в 2010 г. 22 китайских университета вошли в список 500 лучших вузов (в Индии их только два), Д. Левин заметил: «В одном отношении, однако, Индия имеет большое преимущество перед Китаем сегодня. Она предоставляет профессорско-преподавательскому составу свободу выбора собственных научных интересов, в какой бы области они ни лежали, и одинаково разрешает студентам и преподавателям свободно выражать всякие еретические и нетрадиционные теории, что является незаменимым основанием любого великого университета» (цит. по: с. 18).

В заключение авторы говорят о необходимости серьезного отношения к изучению китайского опыта, который Дж. Адамс (J. Adams) даже назвал «внушающим благоговейный ужас». Обзор статьи можно закончить еще одним высказыванием президента Д. Левина: «Хотя остается еще немало проблем, совершенно очевидно, что к середине века азиатские университеты займут верхние строчки списка лучших университетов мира и среди них, конечно, Университет Цинхуа» (цит. по: с. 19).

С.М. Климова

2012.01.029. ЛОНГ Б.Т. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ДОСТУПНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.

LONG B.T. Making college affordable by improving aid policy // Issues in science and technology online. - 2010. - Summer. - P. 1-18. - Mode of access: http://www.issues.org/26.4/long.htlm

Ключевые слова: политика субсидирования образования; программы выделения финансовой помощи; система кредитования.

Б.Т. Лонг - профессор экономики в Высшей школе Гарварда, участвовавшая в проектах Национального бюро экономических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.