Научная статья на тему '2012. 03. 030. Ренн К. А. Роль женских образовательных институтов в международном контексте. Renn K. A. roles of women's higher education institutions in International contexts // higher education OnlineFirst. - 2011. - October. - 15 p. - doi:10. 1007/s10734-011-9486-z'

2012. 03. 030. Ренн К. А. Роль женских образовательных институтов в международном контексте. Renn K. A. roles of women's higher education institutions in International contexts // higher education OnlineFirst. - 2011. - October. - 15 p. - doi:10. 1007/s10734-011-9486-z Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ КАДРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 030. Ренн К. А. Роль женских образовательных институтов в международном контексте. Renn K. A. roles of women's higher education institutions in International contexts // higher education OnlineFirst. - 2011. - October. - 15 p. - doi:10. 1007/s10734-011-9486-z»

2012.03.030. РЕНН К.А. РОЛЬ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ. RENN K.A. Roles of women's higher éducation institutions in international contexts // Higher education OnlineFirst. - 2011. - October. -15 p. - D0I:10.1007/s10734-011-9486-z.

Ключевые слова: женское высшее образование; гендерные факторы в науке и образовании; сравнительные / международные исследования; социально-культурная дифференциация в подготовке научных кадров.

К.А. Ренн - сотрудница Мичиганского государственного университета (США). Предмет ее исследования - женское высшее образование, в частности высшие учебные заведения, в которых учатся только женщины. В свое время она закончила Mount Holy-oke - старейший гуманитарный женский колледж в США, затем занимала административную должность в Мичиганском университете. Таким образом, ее исследовательская программа основывается на солидном личностном опыте.

Автора интересуют следующие вопросы: каковы возможности женщин получить высшее образование в специализированных женских (single-sex) учебных заведениях и почему они не стремятся поступать в вузы с естественным демографическим составом студентов? В статье использованы результаты двухгодичного кросс-культурного исследования (2009-2011), проводившегося в девяти странах в 14 женских учебных заведениях. Объекты выбирались по принципу географического и социально-культурного разнообразия, при этом подразумевалось, что будет представлена культурная, религиозная и политическая специфика региона.

Единицей анализа выступает страна, а не отдельное учебное заведение. Каждая страна рассмотрена как отдельный случай (case study); но если обследовалось несколько женских образовательных учреждений в одной стране, то фиксировались их отличия (с. 5). Основными источниками информации послужили: 1) размещенные в Интернете документы, характеризующие национальную систему высшего образования; 2) неформальные интервью с чиновниками Министерства образования, руководителями вузов, преподавателями, студентами; 3) материалы фокус-групп, проводимых со студентами; 4) результаты «включенного наблюдения» в университетских

аудиториях и кампусах. Автор основывается на феминистской и постмодернистской концепциях, однако с некоторыми существенными оговорками: «Феминистскую точку зрения и постмодернистский подход я использовала как основу для сравнительных "научных линз", т.е. вместо того, чтобы провести серии атомарных исследований в одной стране, я провела сравнение (поиск общего и отличия) сквозь национальные границы» (с. 4).

Количество женских образовательных учреждений в мире неуклонно растет. Эта тенденция отражает укрепление равноправия между мужчинами и женщинами в области образования. Об этом свидетельствуют и различные мероприятия, которые активно проводятся с 1990-х годов: международные конференции по гендерной тематике, создание Международной системы женского образования (Women's Education Worldwide - WEW) - организации, объединяющей женские вузы по всему миру.

Вместе с тем ситуация с женским образованием остается неоднозначной. В странах, позиционирующих себя как демократические (США и др.), количество подобных учреждений за полвека уменьшилось в 4 раза (с 200 в 1960-е годы до 50 сегодня). Но в странах Ближнего Востока и в Азии число таких учебных заведений значительно увеличилось. В 1987 г. в Индии таких заведений было 700, а в 1997 г. - уже 1195. Сегодня женские вузы существуют на пяти континентах в развитых и развивающихся странах: в Бангладеш, Пакистане, Индии, Бахрейне, на Филиппинах, в Объединенных Арабских Эмиратах, Китае, Австралии, Италии.

Кардинальный вопрос статьи: «Каков вклад женских образовательных учреждений в национальную систему образования?» (с. 14). По словам автора, каждый вуз имеет свои специфические проблемы, но их всех объединяет некий «общий знаменатель»: гендерное неравенство и потребность в увеличении количества женщин в контингенте обучающихся на всех уровнях системы образования. Этот вопрос выходит за рамки компетенции вузов, имеет политический характер и неотделим от проблемы преодоления дискриминации женщин.

Автор выделила пять ключевых для темы параметров: 1) доступность образования; 2) климат университетского городка; 3) права женщин; 4) развитие лидерства; 5) культурный парадокс системы женского образования.

Доступность образования - это понятие далеко не однозначно с точки зрения возможностей получения женщинами равного с мужчинами образования. Так, США являют собой образец абсолютной доступности женщин во все сферы образования и науки. В других странах дело обстоит иначе, поскольку велико влияние национально-культурных и религиозных традиций. Доступность образования автор рассматривает в трех аспектах: а) юридически-правовом, б) культурном, в) научно-интеллектуальном. Правовые условия. В некоторых странах (ОАЭ, Саудовская Аравия) женские образовательные учреждения - единственный для женщины легитимный канал получить высшее образование. Культурные нормы и стереотипы. Во многих, прежде всего развивающихся, странах равноправие в сфере образования юридически закреплено. Однако национальные традиции «перевешивают» правовые нормы. Родители не хотят отправлять своих дочерей в вузы, где учатся мужчины. Так, в Кении под давлением представителей традиционных для страны конфессий специально был создан Восточный африканский женский университет. Многие политические деятели, представители общественных организаций считают, что подобные вузы - это единственное место, где женщина может чувствовать себя в безопасности. Особенно распространены такие настроения в Индии. Научно-интеллектуальные мотивы: эта модель поведения характерна в разной степени для женщин в Китае, Южной Корее и Японии. Здесь женщины имеют доступ во все самые престижные вузы, и семьи готовы отпускать своих дочерей учиться. Но девушки боятся конкуренции с мужчинами, считают свои шансы на поступление минимальными и отказываются от этой идеи.

Климат университетского городка. Тема рождается из многочисленных фактов дискриминации женщин в естественных по демографическому составу вузах, причем речь идет о повседневной жизни студентов, о различных сложных ситуациях в аудитории и за ее пределами. Многие девушки ощущают пренебрежительное отношение со стороны юношей-сокурсников к своим умственным способностям, нежелание видеть в человеке равноправного партнера в научно-исследовательской деятельности. Это особенно заметно в таких областях, как естественные и инженерные науки. Подобное отношение оправдывается идеей о том, что подлинными движителями науки являются «лучшие», «избран-

ные». Отношение к женщинам как к маргиналам от науки заставляет некоторых женщин выбирать более дружелюбную площадку, которую предоставляют женские вузы. Автор следующим образом прокомментировала эту ситуацию. «Не все феминистские ожидания подтвердились на практике. Хотя женские институты должны были бы реализовывать цели феминизма, в реальности они направлены на выживание и приспособление к национальным системам и нормам менеджмента в системе высшего образования» (с. 4).

Расширение прав женщин - доминантная установка всех женских образовательных учреждений. Во многих из них созданы гендерные и феминистские центры. Как отметила одна из респондентов «если мы (университеты в нашем городе) не будем это делать, это вообще никто не будет делать» (с. 10).

«Развитие лидерства». В традиционных вузах женщине гораздо сложнее завоевать лидирующие позиции в науке и менеджменте. Оценить возможности мужчин в карьерном продвижении, признании научной компетентности можно цифрой 80%, для женщин этот показатель существенно ниже. В женских учебных заведениях гендерные моменты не имеют существенного значения в научном и карьерном росте.

Культурный парадокс женского образования выражается в том, что, с одной стороны, в женских вузах широко распространены, а подчас официально декларируются феминистские установки; с другой стороны, в сознании студенток по-прежнему устойчивы традиционные модели поведения - женские роли быть женой и матерью. Женские вузы играют огромную роль в укреплении у женщин веры в себя и свои профессиональные способности. Вместе с тем традиционные культурные нормы культивируют необходимость внешней поддержки женщин. Например, в Китае все разговоры о лидерстве «разбиваются» о конфуцианскую доктрину и коммунистическую теорию о подчиненном положении женщин в семье и обществе. Аналогичная ситуация и в других восточных странах. «Заветы для женщин в Корее и Японии - быть "мудрой женой, хорошей матерью" (иногда: хорошей женой, мудрой матерью) - проникают во все разговоры в женских вузах, в которых говорится о том, что выпускницы колледжей в то же время должны настраиваться на то, что работать придется целый день» (с. 12).

В заключение автор отмечает, что существует обширное поле для дальнейших теоретических исследований в области женского высшего образования, поиска новых форм совершенствования женских образовательных учреждений с учетом национальных, культурных и религиозных особенностей региона.

С.М. Климова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.