Научная статья на тему '2012. 04. 033. Тайт М. Сколько университетов в Великобритании? Сколько их должно быть? Tight M. How many universities are there in the United Kingdom? How many should there be // higher education. - Dordrecht, etc. , 2011. - Vol. 62, n 5. - p. 649-663. - doi:10. 1007/s10734-011-9411-5'

2012. 04. 033. Тайт М. Сколько университетов в Великобритании? Сколько их должно быть? Tight M. How many universities are there in the United Kingdom? How many should there be // higher education. - Dordrecht, etc. , 2011. - Vol. 62, n 5. - p. 649-663. - doi:10. 1007/s10734-011-9411-5 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАССИФИКАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 033. Тайт М. Сколько университетов в Великобритании? Сколько их должно быть? Tight M. How many universities are there in the United Kingdom? How many should there be // higher education. - Dordrecht, etc. , 2011. - Vol. 62, n 5. - p. 649-663. - doi:10. 1007/s10734-011-9411-5»

сти, ставшей главным «критерием» научности. Однако за последние годы наметились и положительные сдвиги в системе высшего образования Австралии и связаны они прежде всего с появлением больших возможностей для повышения производительности труда.

Основная проблема, выявленная авторами, - конфликтная ситуация, возникшая между установками и практикой современного менеджеризма в области высшего образования и степенью (не) удовлетворенности преподавателей вузов своей работой.

Менеджеризм не только не уменьшил, но, напротив, увеличил бюрократизм, контроль и давление на преподавателей австралийских вузов. В целом преподаватели и исследователи готовы много и продуктивно работать, однако им хотелось бы видеть более конкретные результаты своего труда, воплощенные в научной, педагогической, интеллектуальной сферах, а не в только в области получения прибыли, когда их труд является «товаром», имя -«брендом», а образование - «рынком».

С.М. Климова

2012.04.033. ТАЙТ М. СКОЛЬКО УНИВЕРСИТЕТОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ? СКОЛЬКО ИХ ДОЛЖНО БЫТЬ? TIGHT M. How many universities are there in the United Kingdom? How many should there be // Higher education. - Dordrecht, etc., 2011. -Vol. 62, N 5. - P. 649-663. - D0I:10.1007/s10734-011-9411-5.

Ключевые слова: Великобритания; высшее образование; университеты; высшие образовательные учреждения; историческое развитие; массификация высшего образования.

М. Тайт - сотрудник Департамента образовательных программ Ланкастерского университета (Великобритания) - дает парадоксальный ответ на собственный вопрос, заданный в названии статьи: в Великобритании действуют 108, 138 или 162 университета (статистические данные 2010 г.)? Такая цифровая многозначность ответа на однозначный вопрос зависит от избираемой стратегии подсчета и понимания статуса университетов, входящих в государственный реестр. Если речь идет о вузах, которые по историческому и юридическому статусу называются «университеты» и обладают правом присуждать ученые степени по различным отраслям знаний, то их количество равно 108. Если речь - о колледжах и

институтах, входящих в состав многих классических вузов, например таких, как федеральный Лондонский университет или Университет Уэльса, то их число - 138. К третьей группе относятся разнообразные образовательные и негосударственные учреждения, которые также обладают правом присуждения ученых степеней, но не являются университетами по статусу - таковых в Англии 162.

Ответ на второй вопрос, вынесенный в заголовок, носит более аналитический и компаративистский характер. Автор рассмотрел значение вузов Великобритании через компаративистику с университетами других стран с экономической, географической и исторической точек зрения.

Для подробного анализа данной проблемы автор считает необходимым выяснить, что такое университет? При этом он опирается на формально-юридический принцип и определение, взятое из Оксфордского словаря: «Университеты изначально - корпорация учителей и учеников, созданная с целью предоставления и получения знаний в форме жестко зафиксированного круга определенных тем, не выходящих за пределы программы средней школы. Позже в вузах стали преподавать курсы и предметы научных исследований не узкопрофессиональные, а имеющие значение для развития особых полномочий в получении научных степеней» (с. 650).

Однако одного определения недостаточно, чтобы понять специфику университета, его отличие от других типов вузов, также имеющих «особые полномочия в получении научных степеней». Согласно историческому законодательству Великобритании, все без исключения университеты автономны и независимы и обладают самостоятельным юридическим статусом. В настоящее время получение вузом статуса университета имеет свои особенности: например, вуз должен обязательно иметь не менее 4 тыс. студентов и право присвоения ученых степеней, которое дается Королевской хартией и утверждается ее тайным советом.

Автор подробно рассматривает специфику трех типов университетов и проводит ретроспективный анализ их истории с конца XIX в., когда в стране их было всего 17, и до настоящего времени. Резкий рост количества вузов начался в конце 60-х годов XX в. за счет бинарной нумерации, принятой в Великобритании, согласно которой политехнические колледжи также стали называться университетами. К 1983 г. их стало 86, а к концу 2010 г. - уже 108.

1. Самые успешно развивающиеся классические университеты - это два главных федеральных университета: Лондонский и Уэльсский. В 2007 г. от Лондонского университета отделился Имперский колледж, а в 2004 г. самостоятельный статус приобрел Университет Кардиффа, отделившийся от Уэльсского университета. В Лондонском университете насчитывается семь многопрофильных колледжей (или школ): Биркбек, Колледж золотых дел мастеров, Королевский колледж Лондона, Лондонская школа экономики, Колледж королевы Марии, Королевский Холлуэй и Университетский колледж. К ним следует добавить еще 11 более узкоспециализированных институтов и колледжей, имеющих разные размеры: узкоспециализированный Королевский ветеринарный колледж, Школа гигиены и тропической медицины, Школа восточных и африканских исследований и Школа фармации и т.д. - все они являются национальными лидерами в своих отраслях.

Уэльсский университет содержит три важнейших института: Университет Аберсутита, Бангор, Суонси. К нему присоединены Тринити-колледж в Камертене, объединенный с Университетом Суонси и с Колледжем святого Давида. Четыре других института Университета Кардиффа были обновлены и приняты в федерацию. Таким образом, если учесть все колледжи и институты, входящие в состав университетов, то их число возрастает со 108 до 133.

2. Далее автор подробно рассматривает ряд небольших, однопрофильных вузов, самостоятельно получивших статус университета. Многие из них, например Биркбегский университет, Институт онкологических исследований, Школа речи и драмы (СоиНаиЩ, Институт искусств, находятся под эгидой Лондонского университета и под королевским патронажем.

Пять вузов приближаются к получению статуса университета: Королевская коллегия искусств, Королевская коллегия музыки, Королевская северная коллегия музыки и Королевская шотландская академия музыки и драмы.

3. Третья группа вузов - это различные учреждения, имеющие право присуждать научные степени. К ним относятся университетские колледжи и институты и учреждения, имеющие право присуждать степени. Действуют также учреждения, обладающие правом присуждения научных степеней, однако не являющиеся не только университетами, но даже и вузами. Например, Архиепископ

Кентерберийский еще в 1533 г. получил такое право от Папы Римского. «Архиепископ имеет право присуждать научную степень в областях богословия, права, искусства, медицины и музыки; и англиканская церковь подчеркивает, что это "настоящие", а не почетные звания, и их надо заработать» (с. 656). Если добавить к списку вузов все указанные автором учреждения, то теперь уже 162 заведения так или иначе отвечают характеристикам университета.

Таким образом, в стране действуют 108 вузов, имеющих статус и право называться университетами Великобритании. Второй ответ требует добавить к этому списку автономные подразделения федеральных университетов Лондона и Уэльса, а также вузов, не имеющих статуса университета, но обладающих многими его правами и полномочиями. Если включать и их, получается 138 университетов. Третий ответ - более многозначный: к университетам можно отнести все возможные учреждения и вузы, обладающие правом присуждения научных степеней. В этом случае общее количество университетов - 162.

Отвечая на второй вопрос: «Сколько университетов нужно Великобритании?», - автор описывает позицию избранного в 2010 г. коалиционного правительства Англии, которое заявило о продолжении либерального курса в области образования при условии сохранения прежнего государственного бюджета в этой сфере. По мнению автора, существуют несколько ответов на этот вопрос, которые зависят от ответов на ряд дополнительных вопросов: сколько должно быть студентов в университете, как минимум и как максимум, насколько они должны быть разнообразны. В статье проводится сравнительный анализ с национальной точки зрения и с международной точки зрения: экономический, географический и исторический. С национальной точки зрения сравниваются все университеты по четырем регионам Великобритании: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Приводится статистика, например, сколько студентов и из каких областей обучаются в этих регионах. В среднем в каждом вузе обучается около 15 тыс. студентов, а общее их число насчитывает около 2,5 млн. человек.

Для компаративистского кросскультурного анализа были отобраны регионы со схожими университетскими моделями: это прежде всего англоговорящие страны, унаследовавшие британскую систему высшего образования: Австралия, Канада, США, а также

такие европейские страны, как Франция, Германия, Италия, Испания, схожие по размерам и некоторым базовым позициям в развитии высшей школы. Для этого были использованы данные ОЭСР и данные об общем количестве студентов в онлайн-базе Всемирного высшего образования.

Для сравнения автор применил экономический подход: он указал, что вуз может стать университетом при минимальном количестве студентов не менее 4 тыс. человек, а также доказал, что экономически выгодно расширять и укрупнять уже имеющиеся вузы, а не создавать новые. С географической точки зрения в Великобритании вполне достаточно вузов, так как они практически равномерно распределены по всей территории. Только в пяти из сорока пяти районов страны нет университетов, но они расположены в ближайших городах. Молодежь всегда имеет выбор места учебы и вуза, так как практически во всех крупных и средних городах и районах есть два вуза, что позволяет этот выбор разнообразить. Только в четырех городах страны с населением свыше 200 тыс. нет вузов, но они есть в соседних районах, достаточно близко расположенных к этим городам. Таким образом, географически еще есть резервы для создания новых вузов и расширения университетской базы. С исторической точки зрения Великобритания традиционно обходилась небольшим числом вузов, и автор не считает необходимым их увеличение в настоящее время.

В заключение автор рассматривает еще несколько вопросов, касающихся необходимых размеров университетов, «идеального размера», проблем институционального разнообразия и т.д., а также влияние Болонского процесса на развитие университетской системы в Великобритании.

С.М. Климова

2012.04.034. ПОСТИГЛИОНИ Дж.А. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: КИТАЙ, МОНГОЛИЯ И ВЬЕТНАМ.

POSTIGLIONE G.A. Global recession and higher education in Eastern Asia: China, Mongolia and Vietnam // Higher education. - Dordrecht etc., 2011. - Vol. 62, N 6. - P. 789-814. - D0I:10.1007/s10734-011-9420-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.