Научная статья на тему '2013. 02. 044. Кэрной М. , доссани Р. Цели и управление высшим образованием в Индии. Carnoy M. , Dossani R. goals and governance of higher education in India // higher education OnlineFirst. – 2012. – p. 1–18. – doi 10. 1007/s10734–012–9565–9'

2013. 02. 044. Кэрной М. , доссани Р. Цели и управление высшим образованием в Индии. Carnoy M. , Dossani R. goals and governance of higher education in India // higher education OnlineFirst. – 2012. – p. 1–18. – doi 10. 1007/s10734–012–9565–9 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 044. Кэрной М. , доссани Р. Цели и управление высшим образованием в Индии. Carnoy M. , Dossani R. goals and governance of higher education in India // higher education OnlineFirst. – 2012. – p. 1–18. – doi 10. 1007/s10734–012–9565–9»

В 1999 г. начала работать региональная схема для наиболее неблагополучного экономического региона - Региона V. Кредиты выдаются под 6%, выплаты начинаются через два года после получения диплома и могут продолжаться в течение десяти лет, выплаты по процентам начинаются после выплаты основного долга.

А.Э. Анисимова

2013.02.044. КЭРНОЙ М., ДОССАНИ Р. ЦЕЛИ И УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ИНДИИ.

CARNOY M., DOSSANI R. Goals and governance of higher education in India // Higher education OnlineFirst. - 2012. - P. 1-18. - DOI 10.1007/s10734-012-9565-9.

Ключевые слова: Индия; система высшего образования; управление; периодизация.

В статье сотрудников Школы образования Стэнфордского университета рассматриваются некоторые аспекты управления системой высшего образования в Индии в разные исторические периоды. Одна из целей статьи - сравнение форм управления со стороны двух мощных сил: государства (Center) и штатов (Provinces).

Управление системой образования в столице и провинциях исторически шло разными путями. Начиная с 1984 г. отмечается открытая конкурентная борьба за влияние и контролирование системы образования; наблюдаются существенные разногласия в стратегической, финансовой, регулятивной формах деятельности. На современном этапе эти процессы усугубляются насущными проблемами, связанными с демократизацией и глобализацией.

Как и в других странах, в Индии достаточно групп населения, заинтересованных в улучшении системы образования: традиционные элиты, управляющие в провинциях, бизнес-сообщества, правозащитники обездоленных, глобалисты и т.д. У каждой группы свое понимание того, как улучшить ситуацию, - начиная с требований справедливой оплаты труда профессорско-преподавательскому составу, адекватного количества учащихся на одного преподавателя, высокого качества образования выпускников, широкого доступа к образованию всех слоев населения Индии и т.д. Для реализации данных целей государство активно внедряется в управле-

ние образованием. Им была разработана специальная политика, включающая мировоззренческую концепцию (миссия, объекты, цели и приоритеты), стратегию (долгосрочную и краткосрочную), контроль (регулярный и операциональный), практическое внедрение.

По мнению многих экспертов, история страны - ключ к пониманию многих проблем современной университетской управленческой системы. Были исследованы эволюция и исторические аспекты развития индийской системы высшего образования, а также в 2008-2011 гг. проведено социологическое исследование (проинтервьюированы представители 40 вузов Индии в четырех штатах), результаты которого обобщены в выводах.

История Индии делится на три периода: 1) колониальная Индия; 2) независимая; 3) современная (с 1984 г.). Первый период связан с именем Джавахарлала Неру (1947-1964), второй - Индиры Ганди (1966-1984) и третий начинается с периода управления Рад-жива Ганди. В первые два периода наблюдается резкий разрыв в развитии образовательной системы Индии, в третьем - система становится гибкой, отражая важнейшие тенденции к демократизации, глобализации и универсализму.

Большую роль в формировании системы образования играют интеллектуалы, ученые, элита. Как правило, от них идет начальный импульс к духовному развитию, они первыми реагируют на новые вызовы, связанные с экономическим ростом. Они формируют систему и управляют ею. По мере того как система высшего образования расширяется, управление от ученых, которые образно могут быть названы лишь менеджерами-любителями, переходит к полноценным администраторам, из которых и вырастет огромный бюрократический аппарат страны. Численность и роль чиновников бесконечно расширяется, они смещают задачи управления в сторону системы, что затрудняет достижение национальных приоритетных задач. Бороться с этой тенденцией можно лишь на пути движения от элитарности к демократизации, вовлекая широкие слои в образование и ограничивая возможности местных элит, препятствующих использованию государственных средств для развития массового образования. По словам Б. Кларка (B. Clark), должна возникнуть так называемая «треугольная координация», похожая на рыночный механизм: «Координирующий ответ на рыночные потребности со стороны студентов и их родителей; координация со стороны госу-

дарственного воздействия; научно-профессиональная координация (роль профессуры и профессиональных администраторов в университетах)» (цит. по: с. 4). Немаловажное значение имеют опыт развитых стран США и Европы, касающийся вопросов формирования рыночных регулятивов в вузах, а также умение отвечать на вызовы глобализации, широко использовать интернациональные связи и отношения.

Большое внимание в статье уделено развитию высшего образования в колониальный и постколониальный периоды. Индия была колонией Англии, и ее система образования во многом зависела от английской. В 1857 г. были созданы три первых государственных университета в крупных городах Индии - Ченнаи (до 1996 г. Мадрас), Калькутте и Мумбаи. Они копировали английскую систему «федеральных университетов» и были сформированы по типу Лондонского университета, в «котором университет объединяет местные колледжи и подчиняется местным властям» (с. 4). Задача университета - поддерживать колледжи, помогая им разрабатывать учебные планы, принимать экзамены и присуждать ученые степени. Правительство не было заинтересовано в развитии университетского образования, а помогало исключительно колледжам. Колледжи находились в основном в частных руках местных элит и поддерживали слои высших классов, готовя кадры для местной бюрократии. В них учили английскому, искусству и наукам тех студентов, которые уже имели первое образование на родном языке.

В 1864 г. появляются инженерные колледжи. Главную роль здесь также играли клановые элиты, на средства которых содержались студенты. В провинции им удалось захватить местную власть и влиять на политику в области образования. Отсутствие демократизма, высокая плата за обучение не позволяли большинству получать образование. Только после принятия в 1904 г. Закона об индийских университетах стали появляться унитарные университеты и выросла роль государства в управлении. Однако по закону 1919 г. большинство полномочий были вновь отданы провинциям. В 1921 г. был создан Центральный консультативный совет по образованию (Central Advisory Board of Education - CABE) для установления консенсуса с правительствами штатов. В 1945 г. совет принял решение создать по одному высшему техническому учебному заведению во всех частях страны: на юге, востоке, западе и севере. Та-

ким образом, колониальная образовательная система помогла создать федеральную систему образования и контроля, в которой главное место принадлежало университетам под управлением местной элиты. В реальности образование по-прежнему находилось в частных руках, основной целью была подготовка элиты для работы в администрации штатов. При этом, хотя государство и утверждало образовательные стандарты, оно особо не вмешивалось во внутренние дела университетов - финансирование, стратегию преподавания, штатное расписание. Местные элиты играли первую роль в развитии системы образования в тот период. «На практике баланс политических сил между центром и штатами и между интересами центрального или местного руководства зависел от того, под чьим контролем и управлением находится вуз» (с. 7).

После обретения независимости Индия стала федеративным демократическим государством. Несмотря на то что Конституция усилила права центра в управлении образованием, влияние провинции оставалось по-прежнему очень сильным. Появилось даже выражение «квазифедеральное управление». Теперь центр должен был выполнять новые задачи, определенные Конституцией, например решать проблемы всеобщего начального образования, определять государственные стандарты, финансирование и т.д. Образование стало национальным приоритетом, подконтрольным государству автоматически, что, однако, не было закреплено юридически.

Первым с монополией штатов (провинций) начал борьбу Дж. Неру: он провел ряд реформ по индустриализации, централизации власти и ее стратегических установок, в том числе и в образовании. Были созданы программы по укреплению университетских курсов, расширению технических вузов и объединению полномочий местных элит и столицы; сформированы национальные программы со-финансирования, например система грантов. Под «зонтик» государственного управления попали ключевые проблемы: стоимость обучения, зарплаты преподавателей, назначения на должность старшего преподавателя, определение учебных курсов и т.д. Это привело де-факто к национализации образования. Государственные университеты, подконтрольные центру, хорошо финансировались: государство оплачивало расходы на инфраструктуру и другие операциональные расходы. Центр также следил за качеством образования, поскольку его целью была подготовка высококвалифициро-

ванных специалистов для развития экономики страны. Правительства штатов, напротив, были ориентированы больше на частные колледжи и на партнерство частно-государственного управления. В результате всех этих преобразований численность университетов и их контингента выросла, был установлен баланс между государственным и частным образованием.

В период правления Индиры Ганди (1966-1984) основное внимание было сосредоточено на проблемах сельских тружеников и бедноты; была продолжена концепция расширения и доступности образования для широких масс. На практике осуществление программы развития экономики и ликвидации бедности столкнулось с огромными трудностями и проблемами, в том числе и из-за повторяющейся в течение трех лет (с 1972 по 1975 г.) засухи. Правительство И. Ганди провело ряд мероприятий, направленных на усиление государственного капитализма: национализация, существенное ограничение деятельности крупных компаний, осуществление финансового контроля над корпорациями и т.д. С помощью многочисленных социальных программ И. Ганди вела борьбу с княжескими привилегиями и провела новый этап земельной реформы. В результате идеологического обновления и популизма, явившихся закономерным продолжением курса отца, И. Ганди получила реальную возможность продолжения начатых преобразований.

Программа г-жи Ганди нашла широкий отклик у основной массы индийского народа. Национальная политика в области образования 1968 г. (National Policy on Education - NPE-68) открывала широкие возможности для развития образования не только на английском, но и на многочисленных языках народов Индии, укрепления сельскохозяйственных наук и дополнительного образования для взрослых. Акцент был перенесен на развитие профессионального, технического и инженерного образования. Согласно NPE-68, сокращались полномочия провинциального управления, было рекомендовано принимать программы только после утверждения финансирования, были повышены требования к качеству образования. В период правления И. Ганди количество вузов увеличилось на 10%. Только в 1976 г. были внесены конституционные поправки в законодательство, закрепившие центральное управление вузами.

Третий период начинается с 1984 г. Современная глобализация привела к активизации провинциальных политических партий,

находившихся в оппозиции в период правления И. Ганди. Сочетание таких факторов, как глобализация, демократизация, децентрализация, повлияло на управление высшим образованием и создало новые конфликтные цели. С 1989 г. эти партии стали участвовать в каждом правительстве, а с 1998 г. существенно влиять на национальную политику страны. Большинство из них сконцентрировалось вокруг этнических интересов: партии стали представлять интересы до этого игнорируемых обездоленных групп, чьи голоса им были необходимы для продвижения в большую политику. Например, если в предыдущие периоды не более 22,5% представителей обездоленных слоев учились в вузах за счет спонсорских средств, то сегодня в провинции эти цифры иногда удваиваются, особенно для этнических меньшинств, что стало возможным за счет перекрестного финансирования.

«В процессе массификации образования доля расходов на высшее образование в штатах выросла к 2009 г. до 19% от бюджета штата; образование стало крупнейшим пунктом расходов в бюджетах штатов. В результате в 2010 г. штаты получили финансовой помощи от государства на 5% меньше, чем обычно. В целом штаты тратят 76% от общего количества расходов на высшее образование» (с. 12). Это говорит о новом всплеске влияния элит впервые после времени правления И. Ганди. Например, элита сегодня управляет такими учреждениями, как Индийский институт технологии и Индийский институт управления. Нельзя сказать, что государство не несет бремя финансирования или не волнуется о системе образования, осуществляя очередной виток в перекладывании ответственности на провинциальные элиты. Государство по-прежнему контролирует стандарты, тематические планы, стоимость обучения, проведение экзаменов и т.д. В некоторых случаях именно из центра назначают директоров и преподавателей в вузы штатов. Но в то же время штаты имеют право назначать представителей для управления различными образовательными комитетами. Им также предписано заниматься сборами, устанавливать системы квот, управлять колледжами. В некоторых штатах, например таких, как штат Махараштра, правительство штата выплачивает субсидию каждому студенту, который учится по квоте. Вместе с тем и центр, и штаты тратят на высшее образование менее 0,5% от ВВП.

Таким образом, период реформ показал, что индийская система высшего образования способна реагировать на демократизацию и глобализацию, обобщать опыт других стран, делая, с одной стороны, доступной плату за обучение, а с другой - регулируя рыночные аспекты высшего образования в больших масштабах.

Современные процессы имеют также ряд негативных последствий: ярая конкуренция между центром и провинциями за управление образованием привела к исключению или незначительному присутствию других инвесторов в системе. Так и не решена главная задача образования - обеспечение качества, которого нельзя достичь без больших обязательств государства, расширения роли частных инвесторов, демократизации и продуманной политики в области стратегии высшего образования. При этом бюрократизация системы сохранилась и даже приумножилась.

С.М. Климова

2013.02.045. ЮН-ЧИ ХОУ А. ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ РЕШЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРЕХ РЕГИОНАХ: УРОК ДЛЯ АЗИИ.

YUNG-CHI HOU A. Mutual recognition of quality assurance decisions on higher education institutions in three regions: A lesson for Asia // Higher education. - Dordrecht etc., 2012. - Vol. 64. - P. 911-926. -D0I:10.1007/s10734-012-9536-1.

Ключевые слова: высшее образование; обеспечение качества образования; взаимное признание качества образования и присвоенной квалификации.

Автор статьи, сотрудник Католического университета Фу Жень на Тайване, рассматривает проблемы качества академических программ в вузах разных стран, актуализированные в связи с развитием глобализационных процессов, расширением и повышением мобильности студентов и сотрудников, обменом программами, профессиональными кадрами и т.д. В связи с этим в мире появился такой феномен, как «взаимное признание» (Mutual Recognition -MR), в рамках которого создаются специальные сети и агентства с целью обсуждения проблем качества образования в разных странах и приведения их к общезначимому знаменателю и взаимному при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.