УДК 321 373 (091) + 37(091) (4/9)
ИНДИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА В 90-е ГОДЫ ХХ ВЕКА: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИКИ
© 2013 Л.Р. Радченко
Ульяновский государственный университет
Поступила в редакцию 06.12.2012
Статья посвящена истории развития национальной системы высшего профессионального образования в Индии в 90-е годы ХХ века. Потребности социально-экономического развития республики в этот период вызвали необходимость в пересмотре приоритетов и основных векторов развития высшей школы. Количественные и качественные изменения способствовали расширению инновационных процессов в индийских университетах, повышению их статуса в мировых рейтингах. Ключевые слова: Индия, высшая школа, социально-экономическое развитие, региональные различия, модернизация, инновационные процессы.
Начало 90-х годов ХХ века было ознаменовано стартом крупномасштабных реформ в Индии, которые обеспечили республике одни из самых высоких темпов экономического роста в мире. Правительство Индии поставило задачу сделать национальную экономику открытой и более адаптированной к глобальным экономическим процессам. Такой подход изменил роль государства в регулировании экономики, что нашло отражение в расширении приватизации, разгосударствлении целых секторов экономики, поощрении частной предпринимательской инициативы, укреплении национальной валюты и т.д. Структурные и системные изменения в национальной экономике вызвали насущную потребность и в модернизации индийской высшей школы. Многие индийские исследователи отмечали, что национальная система высшего профессионального образования в период осуществления экономических реформ вступила в явное противоречие с потребностями общества1.
Варианты, предложенные индийскими учеными, отличались широкой палитрой подходов, разнообразием программ и концепций. Большинство исследователей сходилось во мнении о необходимости тщательного изучения передового мирового опыта, активного внедрения в образовательный процесс информационных технологий, углубления интеграции высшей школы и науки. Примечательно, что в Индии 90-х гг. ХХ века в отличие от современной России государство не вмешивалось в структуру подготовки кадров: сам рынок, потребности национальной экономики регулировали образовательный процесс. К примеру, традиционно сильные позиции сохранило гуманитарное образование
Радченко Лариса Рафаэльевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан Российско-Германского факультета. E-mail: [email protected]
при одновременном расширении подготовки специалистов в области ^-технологий, фармации, медицины, инженерии и т.д. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов в сфере искусства, культуры и пр. При этом в стране не наблюдались перекосы с востребованностью специалистов: на волне реформ в Индии резко возросла потребность в самых разных специалистах. А те, кто все-таки оказывался без работы, прибегали как к внутренней, так и к внешней трудовой миграции.
В 90-е гг. ХХ в. федеральные власти особое внимание обратили на развитие наукоемких производств и высоких технологий. Для этого на законодательном уровне были сняты все формальные препоны, которые сдерживали проведение научных исследований, а также организацию инновационных производств. При этом основной упор был сделан на вузовскую науку. Именно в рассматриваемый период в Индии отмечены высокие темпы развития фармацевтической, электронной, генноинженерной и других отраслей, которые базировались на новейших открытиях, изобретениях и исследованиях представителей вузовской науки. По большому счету, в 90-е гг. ХХ в. были расставлены основные акценты в сфере научно-исследовательских проектов и направлений на ближайшие десятилетия. И, судя по достигнутым результатам, эти акценты были определены верно. В это десятилетие в 205 индийских университетах, где обучалось более 4 млн. студентов, ежегодно выпускалось 230 тыс. молодых специалистов2. Такое количество сопоставимо со всем научным потенциалом всех научно-исследовательских подразделений, т.е. фактически в Индии ежегодно происходило удвоение числа дипломированных специалистов.
Повсеместное развитие информационных технологий, впечатляющие успехи в сфере
IT-технологий способствовали активному продвижению дистанционных форм обучения в сфере высшего профессионального образования. Вслед за Национальным открытым университетом имени Индиры Ганди (IGNOU) в разных штатах Индии были учреждены открытые университеты. Среди них - Открытый университет имени Б.Р. Амбедкара в Хайдарабаде (штат Андхра-Прадеш), Открытый университет в г.Кота (штат Раджастхан), Открытый университет На-ланда (штат Бихар), Открытый университет имени Амбедкара в Ахмададе (штат Гуджарат), Открытый университет штата Карнатака в Майсуре и др.3 Все это способствовало расширению подготовки высококвалифицированных специалистов, прежде всего для нужд региональных экономик. Это приоритетное направление активно поддерживалось как федеральным центром, так и властями штатов и союзных территорий. Следует заметить, что еще Джавахарлал Неру призывал тратить на развитие образования и информационных технологий до 60% государственного бюджета4. И хотя этот показатель, конечно, остался недосягаемым, все же расходы на нужды образования в 90-е гг. ХХ в. значительно выросли как на уровне федерального бюджета, так и на уровне региональных бюджетов. В этот период времени по всей Индии стала реализо-вываться крупномасштабная Национальная программа по развитию человеческих ресурсов в сфере информационных технологий («National Program of HRD in Information Technology»). Такой подход, в свою очередь, позволил расширить доступ к высшему профессиональному образованию через систему открытых университетов и дистанционную форму обучения.
В центре инновационных процессов в высшей школы Индии была Комиссия по университетским грантам (UGC) - ведущая организация, отвечающая за координацию и определение стандартов в сфере высшего профессионального образования республики. В рассматриваемый период комиссия специальными грантами поддержала ряд инновационных программ в области математического моделирования, компьютерной графики и других в ведущих университетах Индии. Также комиссия оказала финансовую поддержку 20 центрам региональных исследований, которые были открыты в рассматриваемый период в 17 университетах страны5.
Комиссия по университетским грантам поддержала в 90-е гг. ряд исследований, направленных на разработку новых стратегий развития национальной системы высшего профессионального образования в условиях глобализации и новых вызовов. В это время в Индии вышли значительные работы, в которых проведен ана-
лиз современного развития индийской высшей школы, представлен передовой мировой опыт, а также предложены пути и средства модернизации национальной системы высшего профессионального образования. Среди наиболее заметных работ следует отметить монографии У. Шар-мы и Б.М. Шармы, С. Растоджи и др.6 В самом начале нового тысячелетия Комиссия по университетским грантам опубликовала работу профессора Рам Тэквели, посвященную исследованию национальной системы высшего профессионального образования Индии и предложенному сценарию ее дальнейшего развития в условиях глобализации и коммерциализации высшей школы7. Автор акцентировал внимание на государственной поддержке дистанционных форм обучения и продвижения образовательных услуг индийских университетов на мировых рынках. Как он отметил, здесь у индийской высшей школы открываются большие возможности и перспективы. Как показало время, профессор оказался прав: индийская высшая школа стала привлекательной для молодых иностранцев из самых разных государств мира, а предложение дистанционной формы обучения по программам магистратуры, аспирантуры и докторантуры стало индийским ноу-хау, привлекшим внимание многочисленных молодых исследователей.
Отечественный исследователь В.Н. Шкунов в своей монографии отметил, что в 90-е гг. ХХ в. «все отчетливее наблюдался диспаритет в развитии разных ступеней образования в Индии: высшая школа в своем развитии значительно опережала дошкольное, школьное, начальное и среднее профессиональное образование»8. Действительно, приоритетное развитие системы высшего профессионального образования сопровождалось отставанием других уровней, что привело к обострению проблем в школах, центрах профессиональной подготовки, технических институтах и учреждениях дошкольного образования. Именно на эти уровни образования прежде всего обратили внимание региональные власти штатов и союзных территорий. В некоторых случаях власти регионов прилагали усилия и к расширению подготовки специалистов в местных вузах по отдельным направлениям. В частности, это касалось педагогического образования. Галопирующий рост населения, увеличение доли детей и подростков в половозрастной структуре индийского общества, открытие новых школ - все это к началу 90-х гг. ХХ в. обострило ситуацию со школьными учителями. В некоторых сельских школах на 1 педагога приходилось до 40-50 учеников. Отчасти данная проблема была решена в течение десятилетия за счет обучения педагогов по дистанционной форме на базе региональных
университетов и колледжей. С этой же целью в республике стартовал мега-проект «Е^'№еЬ», который был нацелен на создание информационного портала, содержащего всю нормативно-методическую базу в сфере образования, которая представляла практическую значимость как для учителей, так и для руководителей школ. Активное участие в реализации этого проекта принял Центральный институт образовательных технологий (С1ЕТ).
В августе 1995 г. правительством был учрежден Национальный совет по педагогическому образованию (МСТЕ), а также его региональные комитеты для северных, южных, западных и восточных штатов и союзных территорий. Их офисы открылись в Джайпуре, Бангалоре, Бхуба-нешваре и Бхопале9. К концу рассматриваемого периода численность учителей в Индии характеризовалась следующими показателями: в начальных классах - 1,79 млн. чел., в основной школе - 1,2 млн. чел., в средней школе - 0,93 млн. чел., в высших средних школах - 0,62 млн. чел. Таким образом, в конце 90-х гг. ХХ в. во всех индийских школах работало 4,54 млн. учителей, но лишь примерно 88% из них имели соответствующее педагогическое образование10. Национальный совет по педагогическому образованию рекомендовал в качестве одного из вариантов решения проблемы с подготовкой учителей ввести 2-летнюю программу бакалавриата по педагогике. В это же десятилетие расширилась сеть педагогических колледжей и педагогических факультетов индийских университетов. Но учителей в школах Индии по-прежнему катастрофически не хватало. Более того, ситуация в 90-е гг. ХХ в. еще больше обострилась. Если в 70-80-е гг. на 1 учителя в начальной школе в среднем по республике приходилось 38-39 учеников, то в 90-е гг. этот показатель составлял уже 43-45 учени-ков11. Вместе с тем в школах Индии выросло число женщин-педагогов. Если в 70-80-е гг. на 100 мужчин, работающих в школах, приходилось всего 27-33 женщины, то к концу 90-х гг. на 100 мужчин-учителей приходилось уже 55 женщин12.
Расширение подготовки специалистов в университетах в 90-е гг. ХХ в. привело к усилению миграции из Индии. Однако особой опасности эта «утечка мозгов» не представляла. Одновременно с увеличением миграционных потоков наблюдалось кратное возрастание денежных потоков в Индию от представителей индийских диаспор за рубежом. Кроме этого, исследователи во многих странах отмечали усиление позиций индийских специалистов в ведущих мировых компаниях13. В отличие от других диаспор индийцы не утрачивали национальной и конфессиональной идентичности, поддерживали тес-
ные связи со своей исторической родиной. Также немало индийских специалистов, проработавших несколько лет за рубежом, возвращалось в Индию, где их ждала успешная карьера.
Отметим, что развитие национальной системы высшего профессионального образования в Индии в рассматриваемый период характеризовалось существенными региональными отличиями. Отчасти это было связано с политикой федерального центра, считавшего, что в некоторых регионах (к примеру, в большинстве союзных территорий) открывать вузы нерационально, а с другой стороны, региональные власти в некоторых штатах наращивали усилия по расширению сети вузов, по созданию комфортных условий для развития негосударственного сектора в высшей школе. Приведем пример по штату Керала. Региональные власти приложили усилия к открытию новых университетов регионального подчинения. В 1994 г. основан Университет санскрита Шри Санкарачарья, а в 1997 г. - региональный университет в городе Каннур. Кроме этого, в Тируванантапураме в 1990 г. был учрежден Центр биотехнологий имени Раджива Ганди, а в Кожикоде в 1996 г. - Индийский институт менеджмента. Оба этих учреждения имеют статус автономных. Также в это десятилетие власти региона инициировали открытие нескольких колледжей, в которых студенты смогли получать образование по программам бакалавриата по самым разным направлениям.
Расширение сети учреждений высшего профессионального образования в штате Керала в 90-е гг. ХХ в. было вызвано общим отставанием региональной системы от общеиндийских показателей, которое было преодолено к концу рассматриваемого периода. Уже в 1999-2000 учебном году в штате Керала доступ к высшему профессиональному образованию в возрастной категории 18-24 лет имели 17,66% юношей (по Индии - 13,09%) и 15,85% девушек (по Индии - 6,66%).14 Эти показатели свидетельствовали о беспрецедентных мерах, принятых региональным правительством штата Керала, по расширению доступа молодежи региона к высшему профессиональному образованию. Пример с Кералой не единичен. В рассматриваемый период количественный рост региональных систем высшего образования был отмечен в большинстве субъектов Индийской федерации.
О количественных изменениях в национальной системе высшего профессионального образования Индии можно судить по следующим сведениям в табл. 1.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период в Индии отмечался существенный количественный рост учрежде-
Таблица 1. Количественные изменения в национальной системе высшего профессионального образования Индии в период с 1990 по 2000 г.15
Годы Колледжи общего образования Колледжи профессионального образования Университеты
1990-1991 4862 886 184
1991-1992 5058 950 196
1992-1993 5334 989 207
1993-1994 5639 1125 213
1994-1995 6089 1230 219
1995-1996 6569 1354 226
1996-1997 6759 1770 228
1997-1998 7199 2075 229
1998-1999 7494 2113 237
1999-2000 7782 2124 244
ний высшего профессионального образования разных типов и видов. Вновь учрежденные образовательные учреждения стали готовить специалистов по наиболее востребованным направлениям на рынке труда. О количестве студентов в вузах республики также можно судить по данным табл. 2.
Как видно из таблицы, за период с 1990 г. по 2000 г. в Индии наблюдалось удвоение численности обучающихся по различным академическим программам в вузах. Конечно, такой впечатляющий рост был бы просто невозможен без значительного увеличения бюджетных ассигнований на нужды высшей школы. Рост расходов на высшую школу отмечался как на федеральном, так и на региональном уровнях. О динамике бюджетных расходов можно судить по данным табл. 3.
Таким образом, за десятилетие бюджетные (федеральные и региональные) расходы на нужды высшей школы Индии выросли в 3,8 раза, а на нужды технического образования - более чем в 4 раза (подсчитано нами. - Л.Р.). Это впечатляющие показатели, которые свидетельствовали о приоритетном развитии высшего и технического образования в республике. Подобного рода динамики не имели многие страны Востока в рассматриваемый период.
Модернизационные процессы в индийской экономике вызвали потребность в специалистах в области передовых технологий и прорывных отраслей научного знания. Национальная система образования в полном объеме удовлетворить эти потребности в начале 90-х гг. ХХ в. не могла. Именно этим отчасти объясняется увеличение потока молодых индийцев в зарубежные вузы. Прежде всего их выбор пал на ведущие университеты и колледжи Соединенных Штатов, Великобритании и некоторых других государств мира. К примеру, за период с 1999 по 2009 г. количество индийских студентов в колледжах и университетах Великобритании практически удвоилось, достигнув почти 20 тыс. чел.18 Отметим, что если в начале 90-х гг. ХХ в. индийская молодежь в основном выбирала вузы Англии, Германии и Франции, то к концу этого десятилетия в сферу ее образовательных интересов попали и другие страны Европы: Ирландия, Швеция, Италия и др.19
Значительный интерес у индийских студентов вызывала система высшего профессионального образования Соединенных Штатов Америки. В рассматриваемый период именно в США наиболее быстрыми темпами возрастал приток
Таблица 2. Динамика численности обучающихся в вузах Индии в 1990-2000 гг.1
Годы PG, Ph.D. Graduation BE B.Ed. MBBS Итого
1990-1991 387684 3285776 241368 92217 84393 4091438
2000-2001 692342 7244915 418193 121733 148699 8625882
Таблица 3. Динамика бюджетных ассигнований на нужды высшей школы и технического образования в Индии в 1990-2000 гг. (в десятках миллионов рупий)17
Годы Высшее образование Техническое образование
1990-1991 2165 613
1995-1996 3871 1290
1996-1997 4288 1450
1997-1998 4859 1623
1998-1999 6117 2073
1999-2000 8248 2459
студентов из Индии. Такая тенденция сохранилась и в 2000-2005 гг. Так, в 2006 г. в зарубежных вузах обучалось 123 тыс. индийских граждан; из них 76 тыс. чел. - в США20. Пресс-секретарь индийского посольства в Вашингтоне Рахул Чхабра в интервью «Форбс» отметил: «В условиях глобализированной экономики молодые люди склонны тяготеть к тем странам, которые предлагают лучшие возможности для их талан-тов»21. К концу века Индия стала мировым лидером по количеству студентов, обучавшихся в зарубежных вузах. Одновременно в это же время увеличилось и число иностранных студентов, выбравших для обучения высшие учебные заведения Индии. Расширился академический обмен преподавателей. Все это свидетельствовало об углублении интеграции национальной системы высшего профессионального образования Индии в мировое образовательное пространство.
Среди приоритетных направлений развития национальной системы высшего профессионального образования Республики Индия в 90-е гг. ХХ в. следует особо отметить государственную поддержку женского образования, а также целевые программы по расширению доступа в вузы представителей зарегистрированных каст и зарегистрированных племен. Статьи 15 (4) и 16 (4) Конституции Республики Индия закрепляют особые гарантии и права далитов, в том числе в сфере образования, трудовой деятельности, а также государственной и муниципальной службы22. Так называемая «позитивная» дискриминация предусматривала резервирование для представителей зарегистрированных каст 15% бюджетных мест в государственных университетах и колледжах и 7,5% бюджетных мест - для представителей зарегистрированных племен23. По некоторым оценкам, в Индии в конце ХХ в. 55% всего населения относилось к категории зарегистрированных каст и племен и других низких каст (OBCs)24. Приведенные данные свидетельствуют о том, что полностью решить проблему с доступом молодых людей из указанных социальных групп к высшему образованию в короткие сроки не представлялось возможным. Неслучайно в 1992 г. в республике был принят специальный билль о резервировании 27% всех бюджетных мест в государственных университетах и колледжах для студентов из числа дали-тов и других низких каст25. Также в эти годы Правительство Индии приняло несколько программ развития инклюзивного образования, реализация которых расширяла доступ к высшему образованию инвалидов. Но решение этих важнейших задач было сопряжено с рядом трудностей, среди которых прежде всего следует выделить широкое распространение неграмотности
среди представителей зарегистрированных каст и племен, а также инвалидов. Если в целом по республике в период с 1991 по 2001 г. показатель грамотности вырос с 52,11% до 65,38%, то в зарегистрированных кастах этот показатель изменился с 37,41% до 54,69%, а в зарегистрированных племенах - с 29,60% до 47,10%26. Таким образом, преодолеть явный разрыв в показателях в указанное десятилетие индийским властям не удалось.
Характеризуемое десятилетие - время расширения негосударственного сектора индийской высшей школы. Примечательно, что частные вузы Индии отдавали предпочтение таким направлениям подготовки специалистов, как менеджмент, инженерные науки, компьютерные науки, медицина и т.д. Также вновь открытые негосударственные вузы предлагали студентам достаточно широкий спектр технических специальностей. Такая ситуация в Индии существенно отличалась от аналогичной в Российской Федерации, когда наблюдался рост числа негосударственных высших учебных заведений, которые делали ставку на экономические и юридические специальности. К примеру, частный сектор индийской высшей школы охватывал 20% в сфере инжиниринга и 10% в сфере медицины27.
Модернизация высшей школы Индии в 90-е гг. осуществлялась в соответствии с пятилетним планированием и важнейшими законодательными актами, принятыми в это время. К примеру, в 1992 г. Правительством республики был утвержден «План действий» по реализации «Национальной политики в сфере образования», утвержденной в 1986 г. Особый акцент был сделан на профессионализацию средней школы: 25% учебного времени на старшей ступени средней школы теперь отводилось на специальные профессиональные дисциплины28.Таким образом, учащиеся на последней ступени школы уже ориентировались на определенные специальности высшего профессионального образования, а также приобретали навыки рабочих профессий. Активное включение в учебные планы основных профессиональных компетенций способствовало профессионализации образовательного процесса и усилению профориентационной работы в индийских школах.
Таким образом, потребности индийской экономики, наращивание темпов экономического роста, структурные и системные изменения в национальной экономике вызвали насущную потребность в модернизации системы высшего профессионального образования в Индии в 90-е гг. ХХ века. Федеральное правительство и региональные власти увеличили финансирование вузов, а также направили значительные средства на учреждение новых университетов и коллед-
жей. Политика индийских властей также была нацелена на поощрение инвестиций в сферу высшего образования, а также открытия негосударственных вузов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Challenges in Higher Education in 21st Century / Vinod Kumar Bansal. New Delhi: DPS Pub, 2011. 296 p.; Fifty Years of Higher Education in India: The Role of the University Grants Commission / Amrik Singh. Delhi: Sage, 2004. 258 p.; Higher Education / Edited by S. Venkataiah. New Delhi: Anmol, 2001. 270 p.
2 Индия сегодня. М.: Институт востоковедения РАН, Ариаварта-Пресс, 2005. С.313.
3 Chandra R. Encyclopaedia of Education in South Asia (In 9 Volumes). Vol.1: India. Delhi: Kalpaz Pub., 2003. P.44.
4 Индия сегодня. 2005. С.311.
5 Chandra R. V.2. P.211.
6 Women and higher Education / U. Sharma and B.M. Sharma. New Delhi: Commonwealth, 1995; Teachers Development in higher Education / Savita Rasogi. New Delhi: Classical, 2001.
7 Challenges and Opportunities of Globalization for Higher Education in India - Alternatives through e-Education / Prof. Ram Takwale. New Delhi: UGC, 2003. 32 p.
8 Шкунов В.Н. Модернизация национальных систем профессионального образования стран Южной Азии. Самара: Самарский научный центр РАН, 2009. С.103.
9 Chandra R. V.3. P.93-94.
10 Ibid. P.108.
11 Selected educational Statistics, 2000-2001. New Delhi: MOE, 2002. P.14.
12 Ibid.
13 Oonk Gijsbert. Global Indian Diasporas. Exploring Trajectories of Migration and Theory. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2007. 294 p.
14 Kodoth Praveena. Globalization and higher Education in Kerala: Access, Equity and Quality. Trivandrum: Centre of Development Studies, 2009. P.14.
15 Educational Statistics, 2004-2005. New Delhi: MHRD, 2007. P.2.
16 Status of Education in India: National Report. New Delhi: Government of India, 2008. P.52.
17 Ibid. P.71.
18 Twice as many foreign students at UK universities // The Guardian. 24 September, 2009.
19 256% rise in Indian students going abroad in 10 years, study says // The Times of India. 9 September. 2012.
20 Indian students flock to the US // Forbes. August. 2007.
21 Ibid.
22 Status of Education in India: National Report. New Delhi: Government of India, 2008. P.23.
23 Ibid.
24 Ibid.
25 Ibid. P. 24.
26 Ibid. P.30.
27 Ibid. P.56.
28 Development of Education: 1990-2000. Country Report of India. Geneva: 46th Session The International Conference, 2001. P5.
INDIAN HIGH SCHOOL IN THE 1990s: THE NEW GOVERNMENTAL STRATEGY AND THE ECONOMICAL PRIORITIES
© 2013 L.R. Radchenko
Ulyanovsk State University
The article is devoted to the development of the national system of higher vocational education in India in the 1990s. The needs of the socio-economic development of the Republic made it necessary to revise the priorities and the major vectors of the development of the higher education. The quantitative and qualitative changes fostered the innovative processes in Indian universities and enhanced their status in the world rankings. Keywords: India, high school, socio-economic development, regional differences, modernization, innovative processes
Larisa Radchenko, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Dean of Russian-German Faculty. E-mail: [email protected]