УДК 37.014(540)
Радченко Лариса Рафаэльевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой немецкого и французского языков, декан российско-германского факультета Ульяновского государственного университета
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Radchenko Larisa Rafaelyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of German and French Languages Department, Dean of the Russian-German Faculty, Ulyanovsk State University
THE CURRENT STATE EDUCATIONAL POLICY OF INDIA
Аннотация:
В статье охарактеризованы практические действия правительства Индии по современной модернизации системы высшего профессионального образования, анализируются как достижения, так и нерешенные проблемы. Выявлено, что в условиях современности перед Индией и Российской Федерацией стоят похожие проблемы в сфере образования, поэтому накопленный Индией положительный опыт в сфере модернизации высшего профессионального образования в XXI в. является чрезвычайно важным для анализа.
Ключевые слова:
высшее профессиональное образование, местное население, элита, модернизация, образовательная концепция, педагогическая теория, Индия.
Summary:
The article considers the practical actions of the government of India focused on the modernization of the higher vocational education system. Both achievements and unresolved problems are analysed. Today both the Russian Federation and India face the similar problems in education under the present conditions, that is why the positive experience of higher vocational education modernization accumulated by India in the XXI century is extremely important.
Keywords:
higher vocational education, local population, elite, modernization, educational concept, pedagogical theory, India.
Образовательной государственной политике Индии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. присущи новые черты. В 2009 г. индийское правительство инициировало обсуждение проблем модернизации национальной системы высшего профессионального образования. С этой целью был создан специальный Комитет для консультаций по обновлению и «омоложению» высшего образования. Этот орган в Индии также известен как Комитет Яшпала (Yashpal Committee). К работе в нем были привлечены видные индийские ученые, известные менеджеры в сфере образования и другие специалисты. Также члены комитета акцентировали внимание на необходимости включения в учебные планы и учебные программы дисциплин территориально-регионального компонента. По их мнению, будущие специалисты должны хорошо знать историю, географию, экономику, культуру конкретного региона Индии. Только такой подход способен обеспечить приток в региональную экономику высококвалифицированных кадров, хорошо знающих особенности социально-экономического развития штата или союзной территории [1].
Члены комитета - видные индийские ученые и одновременно организаторы образования, профессиональные и опытные менеджеры. Их взгляды отражают позиции руководителей большинства индийских вузов. Практически все они единодушны во мнении, что профессиональные учреждения Индии, независимо от их статуса и предполагаемого уровня подготовки специалистов, должны войти в структуру действующих университетов. Это повысит качество образовательного процесса, даст возможность профессиональным учебным заведениям использовать учебно-лабораторную и научно-исследовательскую базу университетов.
Одиннадцатый пятилетний план развития на 2007-2012 гг. предусматривал ряд конкретных мероприятий, направленных на модернизацию национальной системы высшего профессионального образования. В частности, пересмотры учебных планов в государственных вузах осуществляются теперь не реже одного раза в 3 года и корректируются в соответствии с потребностями рынка труда. Также установлена обязательность процедуры аккредитации для всех вузов, независимо от их организационно-правовой формы, типа и вида. Особые требования предъявляются к качеству профессорско-преподавательских кадров, в том числе к системе повышения квалификации, переподготовке и аттестации. Одно из важнейших направлений модернизации индийской высшей школы - расширение автономности образовательных учреждений. Вместе с тем, как отмечено в программных документах, «автономность, однако, должна быть связана с
ответственностью» [2]. В индийском варианте автономность включает три составляющие: 1) полная самостоятельность в академических вопросах (учебные планы, установление размера стоимости обучения и т. д.); 2) создание условий для привлечения вузами крупных ученых, повышение академической мобильности профессорско-преподавательского состава университетов; 3) самостоятельность в вопросах финансово-хозяйственной деятельности [3].
Особое внимание в пятилетнем плане уделено развитию тех высших учебных заведений, которые расположены в труднодоступных местах республики, небольших городах, пограничных районах. Также правительство гарантировало всемерную поддержку тем вузам, в которых значительное количество среди студентов составляют молодые люди из так называемых зарегистрированных каст и зарегистрированных племен. Также будут поддержаны те университеты, институты и колледжи, которые уделяют внимание расширению доступа к образованию женщин, в том числе путем строительства новых общежитий, введения дополнительных специальностей и т. д. [4]. В период действия 11-го пятилетнего плана предусмотрено открытие 16 новых государственных университетов. Кроме этого, предполагается, что 14 действующих университетов достигнут уровня ведущих вузов мира и будут отвечать самым высоким стандартам обучения.
Впервые в программных документах правительства Индии изложена стратегическая задача на ближайшую перспективу: «Высший приоритет в 11-й пятилетке будет отдан приобретению Индией статуса глобального центра знаний» [5]. Данная позиция отвечает долгосрочным целям индийского руководства по превращению страны в новую мировую державу. В процессе решения этой стратегической задачи высшей школе отводится особое место.
Увеличится финансирование высших учебных заведений. Пятилетним планом развития предусмотрено дополнительное финансирование 160 государственных университетов и 5 625 колледжей [6].
Также в пятилетнем плане развития предусмотрено укрепление учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений технического образования, которые занимают особую нишу в национальной системе профессионального образования Индии. В настоящее время в этот сектор входят 7 индийских технологических институтов, 6 институтов управления, 20 национальных технологических институтов [7]. Эти учреждения являются институтами федерального подчинения. Кроме этого, в систему технического образования входят 1 617 технических и технологических колледжей, 1 292 политехникума, 525 фарминститутов, 91 школа гостиничного сервиса, 4 института архитектуры, а также 1 147 образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по программам МБА, постдипломного образования в сфере менеджмента и т. д. Значительным остается количество технических образовательных учреждений, находящихся в ведении регионов, а также муниципалитетов (так называемые коммунальные политехникумы и т. д.) [8]. Вся эта разветвленная сеть образовательных учреждений способствует расширению доступа местной молодежи к качественному профессиональному образованию. Пятилетний план развития также предусматривает территориальное выравнивание сети учреждений профессионального образования.
В отличие от европейских стран в Индии университеты обладают большей вариативностью магистерских программ, широкой академической свободой, специфическими направлениями подготовки, что объясняется сложной и многогранной этноконфессиональной ситуацией в республике. Так, в региональных вузах Индии осуществляется подготовка филологов, лингвистов и других специалистов по местным, достаточно редким языкам. Региональный фактор учитывается и при подготовке будущих историков, политологов, этнологов и т. д. В Индии всегда гордились широкой общегуманитарной подготовкой.
Практически все индийские университеты являются крупными научными центрами, где проводятся глубокие и разносторонние научные исследования. Так, в ведущих университетах Ченнаи, Мумбаи, Колкаты, Дели и в других крупных вузах страны осуществляются научные исследования в области биосинтетических и биосенсорных технологий, геномных и постгеномных, клеточных технологий, нанотехнологий и наноматериалов, технологий создания биосовместимых материалов и т. д. Успехи индийских ученых в этих сферах впечатляют и признаются во всем мире.
Индийское правительство неоднократно меняло свою позицию по отношению к частным вузам: критические подходы сменялись либеральными взглядами на развитие негосударственного сектора высшей школы. Ситуация кардинально изменилась в 1995 г., когда парламент принял закон «О частных университетах» [9]. Определенную роль в регулировании процесса учреждения негосударственных вузов получили и субъекты Индийской федерации. По данным официальной статистики, с начала XXI в. количество негосударственных вузов растет значительно быстрее, чем государственных. Соответственно, больше и количество студентов, обучающихся в частных вузах, нежели в вузах, учрежденных государством [10]. В 2006-2007 учебном году в частных университетах (их насчитывалось 10) обучалось 60 тыс. студентов, в частных вузах университетского типа (их
было 72) - 260 тыс. чел. [11]. Всего в негосударственных вузах университетского типа в этом году обучалось 320 тыс. студентов (примерно 22 %). В то же время в негосударственных колледжах студенты составляли 71 % от общего количества обучающихся (6 950 тыс. чел.).
Расширение академического сотрудничества индийских университетов с зарубежными партнерами привело к укреплению деятельности иностранных вузов в Индии. Однако здесь просматриваются определенные закономерности: наиболее сильными остаются позиции вузов США и Соединенного Королевства. Так, с университетами Соединенных Штатов в настоящее время реализуется 66 партнерских программ, с вузами Великобритании - 59 [12]. В 131 образовательном учреждении, расположенном на территории Индии, в настоящий момент осуществляется подготовка по 107 профессиональным программам, 19 техническим программам и 5 программам общего образования [13]. Большинство обучающихся (80 %) выбирают направления «Управление бизнесом» и «Управление отелями». Широкое распространение в последние годы получают дистанционные формы обучения индийских студентов в зарубежных вузах-провайдерах.
В последние годы в Республике Индия осуществляется процесс децентрализации. В таком огромном государстве с населением, превышающим 1 млрд чел., с таким разнообразием языков, национальных культур, географических и социально-экономических факторов этот процесс вполне закономерен. Такой подход осуществляется и в сфере высшего профессионального образования. Региональные правительства и легистратуры наделены полномочиями в части учреждения новых вузов. В этом случае деятельность таких образовательных учреждений регламентируется региональными законодательными актами. Сейчас в Индии количество вузов, находящихся в ведении федерального центра, значительно меньше числа вузов регионального подчинения. Расширение региональной сети учреждений высшего профессионального образования способствует преодолению неравномерности в развитии штатов Индии. Этот процесс осуществляется при активной поддержке федерального центра.
В начале XXI в. образовательную политику индийского правительства в ходе проводимой модернизации по сравнению с предшествующим периодом отличали следующие особенности. Во-первых, начало претворяться в жизнь решение о том, что все индийские университеты должны стать научно-исследовательскими вузами. Во-вторых, была объявлена непримиримая борьба отраслевой замкнутости вузов, суть которой состоит в том, что наряду с чисто техническими дисциплинами огромный упор стал делаться на гуманитарные направления, что в корне отличается от современных образовательных подходов в России. В-третьих, особое внимание стало уделяться включению в учебные планы и программы дисциплин территориально-регионального компонента в тех местностях, где находятся конкретные вузы.
Ссылки:
1. Committee to Advise on Renovation and Rejuvenation of Higher Education : report. Delhi, 2009. P. 9-27.
2. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector. New Delhi, 2008. Р. 25-28.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Ibid.
6. Ibid.
7. Ibid.
8. Ibid.
9. Шкунов В.Н. Модернизация национальных систем профессионального образования стран Южной Азии. Самара, 2009. С. 328.
10. Agarwal P. Private Higher Education in India: Status and Prospects. London, 2007. P. 14.
11. Ibid.
12. Ibid.
13. Ibid.
References:
1. Committee to Advise on Renovation and Rejuvenation of Higher Education: report 2009, Delhi, p. 9-27.
2. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector 2008, New Delhi, p. 25-28.
3. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector 2008, New Delhi, p. 25-28.
4. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector 2008, New Delhi, p. 25-28.
5. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector 2008, New Delhi, p. 25-28.
6. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector 2008, New Delhi, p. 25-28.
7. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector 2008, New Delhi, p. 25-28.
8. Eleventh Five Year Plan. 2007-2012. Vol. II: Social Sector 2008, New Delhi, p. 25-28.
9. Shkunov, VN 2009, Modernization of national systems of vocational education in South Asia, Samara, p. 328.
10. Agarwal, P 2007, Private Higher Education in India: Status and Prospects, London, p. 14.
11. Agarwal, P 2007, Private Higher Education in India: Status and Prospects, London, p. 14.
12. Agarwal, P 2007, Private Higher Education in India: Status and Prospects, London, p. 14.
13. Agarwal, P 2007, Private Higher Education in India: Status and Prospects, London, p. 14.