Научная статья на тему 'Эволюция научно-технологической политики Индии'

Эволюция научно-технологической политики Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1487
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИИ / ГОСУДАРСТВО И ИННОВАЦИИ / ИСТОРИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИИ / SCIENCE AND TECHNOLOGY POLICY OF INDIA / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDIA / STATE AND INNOVATIONS / HISTORY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY POLICY OF INDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устюжанцева Ольга Валерьевна

Прослеживается эволюция научно-технической политики Индии со времени обретения независимости в 1947 г. и по наши дни. В Индии была создана разветвленная инфраструктура, обеспечивающая развитие науки и технологий, система высшего технического образования. Однако в существующей системе есть существенные недостатки, препятствующие дальнейшей эффективной модернизации страны. На решение этих проблем направлены усилия правительства Индии в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of science and technology policy of India

By the early 21st century, India came to the controversial legacy. On the one hand, there was economic liberalization and reforms of 1991, attracting foreign investment, business and educational connections with the former parent state and the United States; world leadership in the information technology industry; young people, speaking English and having access to education and work overseas, strong private sector, actively developing the legal and financial systems and the GDP growth by an average of 9% per year. On the other hand, there was an extremely low living standard of most of the population, weak infrastructure, low availability of water, food, medicine; ethnic problem, bureaucracy, and actively developing neighbours China and Pakistan, in relation to which the technological gap was not good for India. Under these conditions, the development of science and technology is vital to India, as it will help solve many problems of internal development, and will lead the country to the world's leaders. The article traces the evolution of science and technology policy since India getting independence in 1947 till today in three major phases involved in the strategic change of policy. The first stage was marked by the need for India to carry out the industrialization of economy as quickly as possible through the policy of import substitution. The second phase of science and technology policy of India is associated with deterioration of economic indicators of development, decline in agricultural production. The problem of food shortages and poverty has become critical. As a result of scientific and technological policy emphasis has been shifted from the scientific to technological development. The main task was seen as rejection of imported technologies, and it was supposed to meet the technological needs of local industry by research institutions created over the preceding decade. Thus, the policy of technology import has been revised. The third phase of scientific and technological development was due to the actions of the Government of India to liberalize the economy. It allowed to attract foreign capital and technology in the country, but on the other hand revealed shortcomings of the existing system. One of the problems of the created infrastructure was weak interaction of the participants of scientific and technological process: universities and research institutions with industry. The need to develop an integrated system approach to the problem led to the formation of a common innovation policy.

Текст научной работы на тему «Эволюция научно-технологической политики Индии»

О.В. Устюжанцева ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ

Прослеживается эволюция научно-технической политики Индии со времени обретения независимости в 1947 г. и по наши дни. В Индии была создана разветвленная инфраструктура, обеспечивающая развитие науки и технологий, система высшего технического образования. Однако в существующей системе есть существенные недостатки, препятствующие дальнейшей эффективной модернизации страны. На решение этих проблем направлены усилия правительства Индии в наши дни. Ключевые слова: научно-технологическая политика Индии; инновационное развитие Индии; государство и инновации; история научно-технического развития Индии.

Научно-технологическая политика (НТП) включает меры по развитию науки и технологий, которые являются основой стратегии промышленного развития и экономического роста [1. С. 37-38]. По определению ОЭСР, научно-технологическая политика страны неразрывно связана с ее экономическим развитием, именно этим обусловлено выделение периодов, в рамках которых рассмотрена эволюция НТП Индии. Подобная периодизация встречается также у некоторых зарубежных исследователей [2].

Этап I. 1947 - конец 1960-х гг. Первые десятилетия независимости поставили перед Индией сложные задачи ускорения темпов экономического роста и индустриализации, в частности развитие тяжелой промышленности и машиностроения. Поскольку на тот момент Индия не располагала своей технологической базой, правительство не препятствовало ввозу в страну иностранных технологий. По мнению некоторых исследователей, промышленный рост Индии тех лет почти полностью был основан на иностранных технологиях [3]. Идейным вдохновителем создания собственной научно-технологической базы независимой Индии стал первый премьер-министр страны Джавахарлал Неру. В 1945 г. правящая партия Индийский национальный конгресс (ИНК) документально закрепила важность науки для экономического развития страны, определив ее развитие одним из приоритетных направлений политики государства [4. С. 87].

Первым программным документом научного развития страны стала Резолюция научного развития, принятая правительством в 1958 г. [5]. Резолюция была скорее манифестом, чем программой конкретных действий. Конкретизация целей и мероприятий по их достижению давалась в пятилетних планах. В первом пятилетнем плане (1951-1956 гг.) была поставлена цель создания национальной сети научноисследовательских лабораторий и исследовательских институтов в области физики, химии, металлургии, топливной, пищевой и фармацевтической промышленности и некоторых других. Финансирование научных исследований определялось в плане как одна из обязанностей центрального правительства. За первую пятилетку в стране открылись исследовательские департаменты при 33 университетах, 14 национальных лабораторий при Совете научных и промышленных исследований (СБШ), 88 исследовательских институтов и центров и 54 ассоциации по научнотехнологическим исследованиям [6]. В последующие годы (1956-1961 гг.) существующая сеть научноисследовательских институтов расширилась. Но нельзя не обратить внимание на некоторую асимметрич-

ность как в финансировании, так и в развитии определенных отраслей науки.

Эта ситуация отражена в отчете по науке и технологиям, подготовленном Комитетом по науке и технологиям в 1969 г. [7]. Согласно отчету расходы на научные исследования и разработки увеличились с 0,21% ВНП в 1958-1959 гг. до 0,43% ВНП в 1969 г. (совокупные расходы государственного и частного секторов). Около 94% расходов нес государственный сектор и лишь 6% -частный. Основными организациями, обеспечивающими 68% всех государственных расходов на научнотехнологические разработки, стали Совет по научным и промышленным исследованиям, Департамент атомной энергетики, исследовательские организации оборонной промышленности и Индийский совет сельскохозяйственных исследований. В отчете указывается на наличие дисбаланса в финансировании НИОКР по разным отраслям. Одной из возможных причин этого называлось отсутствие центрального органа, который бы изучал и определял целевое финансирование.

В 1966 г. был создан Научный консультационный комитет Кабинета министров правительства (Scientific Advisory Committee to the Cabinet, SACE) под руководством Хоми Бхабхи. В 1968 г. он был преобразован в Комитет по науке и технологиям (Committee of Science & Technology), а в 1971 г. - в Национальный комитет по науке и технологиям (National Science & Technology Committee) [8. С. 103]. Все эти структуры консультировали правительство в вопросах формулирования и проведения научно-технологической политики, осуществляя координацию и коммуникации между различными правительственными организациями и технологическими институтами. В этот же период была заложена система высшего технического образования Индии. Еще в 1945 г. Департаментом образования и здравоохранения был создан комитет, известный как Комитет Саркара (по имени его председателя). Перед Комитетом была поставлена серьезная задача - выработка стратегии развития высшего технологического образования в Индии, которое количественно и качественно обеспечило бы потребность страны в высококвалифицированных специалистах [9. С. 201]. В том же году был образован Всеиндийский совет технологического образования (AICTE). Уже через год этими организациями была выработана схема открытия четырех технологических университетов в разных частях Индии в тесном сотрудничестве с академическими институтами других стран. В Бомбее Технологический институт был создан совместно с СССР, в Мадрасе - с Западной Германией, в Дели - с Великобританией и в Канпуре -с США. Эти технологические институты по сей день

являются мощнейшей базой подготовки технических специалистов мирового уровня. В результате в Индии была заложена основная институциональная и образовательная инфраструктура научно-технологического развития. Сама же НТП характеризовалась размытостью целей и задач, а следовательно, общей несистем-ностью мер.

Этап II. Конец 1960-х - 1990-е гг. Ставшая в 1966 г. премьер-министром Индии Индира Ганди перенесла акцент НТП на «рост с опорой на собственные силы и социальную справедливость» [10]. К концу 1960-х гг. рост ВВП замедлился. Если в первую пятилетку (1951/52-1955/56 гг.) рост ВВП составлял 3,6% в год, то в течение третьего пятилетнего плана (1961/621965/66 гг.) рост составил 2,5%. И несмотря на довольно высокий показатель роста промышленного производства (9% за третью пятилетку), в тот же период наблюдался спад роста сельскохозяйственного производства и потребления на душу населения [11. С. 71]. Проблема нехватки продовольствия и бедности населения стала критической. В 1967 г. ИНК принял предложенную Индирой Ганди «Программу 10 пунктов», согласно которой государственное присутствие в экономике существенно увеличилось (национализация банков, страхования и т.д.). Результатом такой политики стало изменение акцентов в научно-технологической политике с научного развития на технологическое. Основная задача виделась в отказе от импорта технологий, а технологические нужды местной промышленности должны удовлетворяться теми научноисследовательскими структурами, которые были созданы за предшествующие десятилетия. Таким образом, политика заимствования технологий была пересмотрена.

Был реорганизован главный консультативный орган - Национальный комитет по науке и технологиям. Он был отдан под начало заместителя председателя Плановой комиссии. Результатом трех лет работы стал научно-технологический план развития страны, включенный в пятилетний план 1974-1979 гг., в рамках которого 1 июля 1975 г. была озвучена «Экономическая программа 20 пунктов» [12. С. 7]. Это обширная программа решения проблем в 20 жизненно важных для страны социально-экономических направлениях (таких как бедность, нехватка продовольствия, образование, здравоохранение и др.). В 1982 г. под эгидой Департамента по науке и технологиям был создан Национальный комитет по развитию научно-технологического предпринимательства (National Science & Technology Entrepreneurship Development Board, NSTEDB). Проработку и формулирование политики, анализ и выработку рекомендаций по научно-технологическому развитию страны стал осуществлять Комитет по науке и технологиям при Кабинете министров при помощи Комитета научного консультирования. Расширились функции созданного в 1971 г. Департамента по науке и технологиям, теперь он стал ключевой организацией по администрированию и реализации научно-технологической политики. Плановая комиссия стала отвечать за распределение ресурсов для реализации целей научнотехнологического развития. При министерствах были созданы планово-аналитические группы, осуществляющие научное консультирование глав соответствую-

щих министерств. Результаты проводимой политики были ощутимы и неоднозначны. С одной стороны, резко снизились трансферы технологий, объем прямых иностранных инвестиций к концу 1970-х гг. упал, начался чистый отток средств [13. С. 177]. В то же время наметился рост местных НИОКР. За десять лет (с 1970/71 по 1980/81 г.) расходы на НИОКР частных компаний увеличились в 8 раз. Расходы CSIR на научно-технологические исследования и разработки выросли с 215 миллионов рупий в 1970/71 г. до 690 миллионов в 1980/81 г. [14]. Это привело к практически полной самодостаточности в основных технологиях и даже к их экспорту.

Однако Пикай Ричардсон в своем исследовании, посвященном научно-технологическому и инновационному развитию Индии, указывает на конечную ущербность такой политики для инновационного роста страны, поскольку макроэкономически страна лишилась одного из основных «двигателей» инновационного роста - конкуренции [15. С. 66]. Жизненно важные составляющие инновационной системы - получение технологий, их генерирование и распространение -были не сбалансированы. Все это привело к стагнации роста промышленного производства, замедлению темпов экспорта и в итоге к проблемам с платежным балансом. Хотя Индия и достигла самообеспечения в технологиях для местного производства и потребления за счет политики импортозамещения и самообеспечения, она не смогла создать технологий мирового уровня для производства товаров для международных рынков [16. С. 121]. Индия осталась зависима от дорогих сложных технологии [17]. Не удивительно, что доля высокотехнологичного импорта в общем объеме импорта выросла с 63% в 1970/71 г. до 80% десятилетие спустя. Общий показатель производительности упал и стал отрицательным [16. С. 121]. И все-таки этот период был необходим для «взращивания» местных технологий и научных исследований. В 1983 г. была опубликована Декларация о технологической политике (Technology Policy Statement, TPS), в которой отдельное внимание уделялось получению иностранных технологий и их адаптации, генерированию местных технологий и их распространению (технологическому трансферу) [17]. Впервые была признана необходимость установления связей между научными, технологическими и финансовыми институтами для трансфера технологий в промышленность. Второй этап НТП характеризовался расширением институциональной базы, выработкой эффективных механизмов планирования и реализации поставленных целей, как впрочем и более четким определением целей самой политики.

Этап III. 1980-е гг. - наше время. Несмотря на то, что многие исследователи считают 1990-е гг. началом третьего этапа научно-технологического развития, связывая это с экономическими реформами, именно в 1980-е гг. были заложены отрасли, которые обусловили мощнейший технологический рывок Индии. Так, в 1980 г. электронная отрасль Индии на 15 лет отставала от всего мира. Благодаря проведению ряда государственных реформ, инициированных Радживом Ганди в 1984 г., возникла мощная отрасль электроники. В частности, были созданы все условия для притока западных

технологий, что привело к модернизации смежных отраслей; государство активно развивало сеть наукоградов для разработок в сфере электроники, открывались экспортно ориентированные зоны, обеспечивая эффективную концентрацию рабочей силы, инфраструктуры, что в конечно итоге привлекло иностранные инвестиции. Реформы 1991 г. придали инновационному развитию Индии дополнительный толчок. Основная цель реформ - открыть страну для иностранных инвестиций и дерегулировать деятельность большинства отраслей промышленности страны. Реформы начались под эгидой Новой промышленной политики, провозглашенной в 1991 г. Основной ее идеей был переход к импортозамещающей модели развития экономики. Ниже приведены несколько положений этой политики, некоторые из которых актуальны и по сей день [18]. Было ликвидировано промышленное лицензирование, кроме небольшого количества отраслей, стратегически важных для страны. Несколько отраслей также остались в режиме протекционизма, будучи зарезервированы для малого бизнеса. Были разрешены прямые иностранные инвестиции в 34 промышленных сектора в размере до 51% всего пакета акций. Инвестиции свыше этого порога стали возможны после рассмотрения дела Комитетом по развитию прямых инвестиций. Импорт технологий для использования в вышеуказанных 34 секторах разрешался автоматически. Для найма иностранного технического персонала не требовалось специальных разрешений.

Реформы сделали часть государственного сектора в промышленности открытым для частного сектора (речь идет об электроэнергетике, телекоммуникациях, транспорте, электронике, разработке месторождений, частично оборонной промышленности и атомной энергетики). Более 80% индийской промышленности было делицензировано, количество зарезервированных за госсектором отраслей было снижено с 17 до 6 [18]. В 1992-1993 гг. министр по науке и технологиям Ранга-раджан Кумарамангалам предложил новую редакцию технологической политики [19. С. 224]. В редакции 1993 г. подчеркивалась важность усиления связей между промышленностью, исследовательскими и финансовыми институтами. Кроме того, рекомендовался кон-сорциумный подход к осуществлению научноисследовательских работ (объединение определенных исследовательских, научных институтов, исследовательских лабораторий и представителей промышленности - потребителя этих разработок в рамках определенных целеориентированных программ по разработке новых продуктов). В новом программном документе впервые говорилось о необходимости реструктуризации государственных институтов с целью оптимизации их работы в условиях конкурентной экономики, а также для обеспечения выполнения международных стандартов в научно-технологической деятельности.

ОБІК активно участвовал в проведении реформ. Примерно 30% бюджета он должен был формировать от оказания консультационных услуг и продажи технологий частному сектору. Была определена важность увеличения количества патентов (в 1991 г. в рамках Совета было получено 50 патентов, к 2001 г. ставилась цель получить 500 патентов) [19. С. 224]. Ученым было разрешено получать роялти от продажи своих изобре-

тений, разработанных в лабораториях Совета. По всей стране при лабораториях CSIR были созданы группы бизнес-развития для коммерциализации научных разработок. Распространение получила практика создания научно-исследовательских лабораторий совместно с транснациональными компаниями. Такие лаборатории были созданы совместно с компаниями Du Pont, Abbot Labs, Parke Davis, SmithKline Beecham, Akzo и General Electric в области химии и фармацевтики [19]. Совет начал активно участвовать в работе таких международных организаций, как UNCTaD, WIPO, UNIDO, EScAp и APCTT (UNCTAD - Конференция ООН по торговле и развитию, WIPO - Всемирная организация интеллектуальной собственности, UNIDO - Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию, ESCAP -Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, APCTT - Азиатско-Тихоокеанский центр передачи технологий) на различных уровнях по вопросам развития науки и технологий и их трансферу. Одним из важных результатов такой деятельности стало приведение патентного права Индии к международным стандартам.

Еще одним документом, не только определяющим общие направления развития науки и технологий Индии, но и рекомендующим определенные схемы их реализации, стала программа «Научно-технологическая политика» 2003 г. [20]. В программе подчеркивается необходимость оптимизации мощной научно-технологической инфраструктуры. Среди приоритетных направлений - развитие университетов, технических и медицинских институтов. Делался акцент на содействие сдвигу в структуре экспорта от трудоемких товаров к наукоемким. Государство в этой связи заявляло об использовании рыночных, институциональных и социальных факторов для реализации поставленных целей. Большая роль в стимулировании привлечения инвестиций в инновации отводится налоговым мерам, которые предполагалось выработать в рамках данной программы. Стратегическое направление будущего развития Индии изложено в программном документе «Технологическое видение 2020» («Technology Vision 2020»), подготовленном Советом по технологической информации, прогнозированию и разработкам Департамента науки и технологий [21. С. 133-140]. Программой определено пять направлений развития для достижения Индией технологического уровня, необходимого для решения основных проблем страны: сельское хозяйство и пищевая промышленность, инфраструктура, включая обеспечение электроэнергией, образование и здравоохранение, информационные и коммуникационные технологии и «критические технологии» (атомная промышленность, оборона и космос).

Пятилетние планы конкретизируют поставленные цели. В опубликованной в октябре 2011 г. Плановой комиссией концепции будущего 12-го пятилетнего плана под названием «Ускоренный, устойчивый и более инклюзивный рост» содержатся важные установки будущего инновационного развития Индии [22]. Речь идет о том, что научно-технологическая система должна пройти через смену парадигм стратегий развития от текущей модели вложений в инновации к инновационной модели, ориентированной на результат. В связи с этим необходима и институциональная реорганизация

сектора, с тем чтобы высвободить и перераспределить ресурсы (человеческие и финансовые) для развития науки и технологии страны. Разработка концепции индийской инновационной системы ведется на нескольких уровнях, которые, имея точки соприкосновения, образуют своеобразную матрицу, включающую географическую (инновации штатов), экономическую (инновации секторов экономики) и отраслевую (инновации промышленности и образовательного комплекса) составляющие, что обеспечивает максимальный уровень проработки инновационной стратегии.

Меняется сам подход к научно-технологической политике. В 2011 г. был выработан ряд документов, в которых рассматриваются возможности и перспективы формирования единой инновационной системы. Отдельное исследование посвящено выработке критериев оценки национальной инновационной системы применительно к Индии и ее специфики («Understabding innovation. Indian context» [23]). Предстоящая декада (2010-2020) провозглашена президентом Индии декадой инноваций. Разрабатывается национальная стратегия инноваций с акцентом на индийскую модель инклюзивного роста, нацеленная на обеспечение нужд миллионов бедных людей Индии. Премьер-министр принял решение о создании Национального инновационного совета

(National Innovation Council, NIC). Совет призван обсуждать, анализировать и помогать в осуществлении стратегии инклюзивных инноваций в Индии, а также подготовить схему развития инноваций на 2010-2020 гг. Это первый шаг в создании комплексной системы, которая обеспечит взаимодополняющую политику, рекомендации и методологию для введения и развития инноваций в стране. NIC будет действовать как платформа для привлечения к сотрудничеству экспертов, участников инновационных процессов и их ключевых агентов, чтобы создать массовое инновационное движение в Индии. Цель всего этого - вовлечение все большего количества людей из сферы образования, бизнеса, правительства, неправительственных организаций в инновационную деятельность и обеспечение их органичного взаимодействия в рамках совместно выработанной инновационной стратегии страны.

Эволюция научно-технологической политики Индии характеризуется следующими чертами: преемственность политики, социальная ориентированность НТП, присутствие и определяющая роль государства в научно-технологическом развитии страны. До сих пор государство является крупнейшим инвестором научнотехнологического сектора (это касается и сферы НИОКР, и образования).

ЛИТЕРАТУРА

1. Organisation for Economic Cooperation and Development, Science, Growth, and Society: A New Perspective, Report of the Secretary-General's Ad

Hoc Group on New Concepts of Science Policy // Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). Paris, 1971.

2. Krishna V. V Changing policy in science and technology in India, in Science and Technology Policy. Oxford, UK : UNESCO, Eolss Publishers. URL:

http://www.eolss.net (дата обращения: 24.12.2011).

3. Richardson Pikay. New science, technology and innovation developments in India // European Commission Directorate-General for Research, Unit

RTD-K.2, 2002. URL: ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/improving/docs/sstp_strata_workshop_session1_richardson.pdf (дата обращения: 5.06.2012).

4. MoinZaidi, Shaheda GufranZaidi. The Encyclopaedia of Indian National Congress. S. Chand, New Delhi, 1976.

5. Scientific Policy Resolution 1958 // New Delhi, 4th March 1958/13th Phalguna, 1879. URL: http://dst.gov.in/stsysindia/spr1958.htm (дата обраще-

ния: 5.06.2012).

6. 1st Five-Year Plan, URL: http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/index9.html (дата обращения: 5.06.2012).

7. 4th Five-Year Plan, URL: http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/4th/4planch17.html (дата обращения: 5.06.2012).

8. Parthasarathi. Technology at the core: science & technology with Indira Gandhi // Pearson Education India. 2007.

9. Poh Kam Wong. Academic Entrepreneurship in Asia: The Role and Impact of Universities in National Innovation Systems. Edward Elgar Publishing,

2011.

10. 5th Five-Year Plan. URL: http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/index5.html (дата обращения: 5.06.2012).

11. Government of India, Economic Survey 1981-82. New Delhi, 2005.

12. Yogendra K. Malik, Dhirendra K. Vajpeyi. India: the years of Indira Gandhi. New Delhi : Brill Academic Pub, 1988.

13. Jayapalan N. Economic History of India. New Delhi : Atlantic Publishers and Distributors, 2008.

14. CSIR official web-site. URL: http://rdpp.csir.res.in/csir_acsir/Home.aspx (дата обращения: 5.06.2012).

15. Lall S. Learning to Industrialize: The Acquisition of Technological Capability by India. London : Macmillan, 1987.

16. Productivity in Indian Manufacturing: Private Corporate Sector, 1972-73 to 1991-92 // Industrial Capital and Investment Corporation of India. Mumbai, 1994.

17. Technology Policy Statement. URL: http://dst.gov.in/stsysindia/sps1983.htm (дата обращения: 5.06.2012).

18. New industrial policy, 1991. URL: http://pgdalatm.nalsar.ac.in/projects/AL-1.doc (дата обращения: 5.06.2012).

19. Raj Kapila, Uma Kapila. Understanding India's economic reforms: the past, the present, and the future // Academic Foundation. New Delhi, 1996. Vol. 4.

20. Science & Technology Policy, 2003. URL: http://dst.gov.in/stsysindia/stp2003.htm (дата обращения: 5.06.2012).

21. Gupta S.P. India vision 2020: report of the Committee on India Vision 2020 // Planning Commission, Government of India. New Delhi, 2007.

22. Faster, Sustainable and More Inclusive Growth. An Approach to the Twelfth Five Year Plan (2012-2017). URL: http://planningcommission.nic.in (дата обращения: 5.06.2012).

23. National Innovation Survey web-site. URL: http://www.nationalinnovationsurvey.in (дата обращения 5.06.2012).

Статья представлена научной редакцией «История» 24 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.