Научная статья на тему 'Становление региональной системы профессионального образования в новом индийском штате Телангана'

Становление региональной системы профессионального образования в новом индийском штате Телангана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ТЕЛАНГАНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INDIA / TELANGANA / VOCATIONAL EDUCATION / REGIONAL SYSTEM / DISTANCE LEARNING / EDUCATION MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунов Владимир Николаевич

В статье рассматриваются проблемы становления региональной системы профессионального образования в новом штате Индии Телангана. Особое внимание уделено вопросам развития региональной высшей школы, проанализированы сложности и препятствия на пути модернизации системы подготовки квалифицированных кадров для региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE NEW INDIAN STATE OF TELANGANA

The article deals with the problems of formation of the regional system of vocational education in the new Indian State of Telangana. Particular attention is paid to the development of the regional higher school. The difficulties and obstacles on the way of modernization of training highly qualified personnel for the regional economy are analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление региональной системы профессионального образования в новом индийском штате Телангана»

Сравнительная педагогика

УДК/uDC 378(540) В. Н. Шкунов

Vladimir Shkunov

СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛьНОй СИСТЕМы

профессионального образования в новом индийском штате телангана

ESTABLISHMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDuCATION IN The NEw INDIAN STATE

OF TELANGANA

В статье рассматриваются проблемы становления региональной системы профессионального образования в новом штате Индии Телангана. Особое внимание уделено вопросам развития региональной высшей школы, проанализированы сложности и препятствия на пути модернизации системы подготовки квалифицированных кадров для региональной экономики.

The article deals with the problems of formation of the regional system of vocational education in the new Indian State of Telangana. Particular attention is paid to the development of the regional higher school. The difficulties and obstacles on the way of modernization of training highly qualified personnel for the regional economy are analyzed.

Ключевые слова: Индия, Телангана, профессиональное образование, региональная система, дистанционное обучение, модернизация образования.

Keywords: India, Telangana, vocational education, regional system, distance learning, education modernization.

Для Индии — второй по численности населения страны мира — характерен продолжающийся процесс совершенствования федерализма. Во многом это связано с целым комплексом социально-экономических и этнокультурных проблем, а также галопирующим ростом численности населения. В республике есть штаты, которые превосходят по этому показателю Россию (например, штат Уттар-Прадеш, численность населения которого превышает 200 млн чел.). В таких крупных субъектах индийской федерации сохраняются существенные региональные отличия, сильны местные общественно-политические движения, преследующие цель добиться учреждения новых самостоятель-

ных штатов. Именно по такому сценарию разворачивалось движение за выделение из состава штата Андхра-Прадеш нового субъекта федерации — штата Телангана, которая до 1948 г представляла самостоятельное государственное образование.

Более 60 лет жители северной части штата Андхра-Прадеш вели борьбу за создание самостоятельного штата. Причины этого движения лежат в историческом прошлом региона. Центральные и региональные власти уделяли первостепенное внимание развитию, прежде всего, прибрежных районов штата Андхра-Прадеш в ущерб другим районам, включая территорию современной Теланганы. Такой дифференцированный подход, болезненно воспринимавшийся местным населением, находил отражение и в развитии региональной системы профессионального образования. Поскольку между властями нового штата и штата Андхра-Прадеш существует много разногласий, федеральный центр ввел прямое президентское правление в Телангане на ближайшие годы.

Новый штат был официально провозглашен 2 июня 2014 г. В ночь с 1 на 2 июня в Хайдарабаде, ставшем одновременно столицей двух штатов, прошли многочисленные праздничные мероприятия. Однако, как отмечают некоторые индийские исследователи, эта эйфория по поводу достижения поставленной цели скоро сменится необходимостью новым властям решать острейшие социально-экономические проблемы [2].

В новом правительстве штата Телангана создан Департамент высшего образования, который возглавил Ш.-К. Шринари. В состав департамента входит несколько отделов: технического образования, среднего об-

Comparative pedagogy

разования, университетского образования и др. В его ведении находятся региональные университеты, колледжи и институты, которые по территориальному принципу автоматически были отнесены к ведению нового правительства. Исключение составляют вузы, расположенные в Хайдарабаде — столице двух штатов. Здесь находятся три федеральных университета (так называемые центральные университеты): Университет Хайдарабада, Университет английского и иностранных языков, Национальный университет урду имени Маулана Азада. Также в Хайдарабаде расположены кампусы подавляющего большинства региональных вузов, в отношении которых еще не достигнуты договоренности об их подчиненности. В ближайшие 10 лет они будут функционировать под двойным подчинением, удовлетворяя потребности региональных рынков труда Теланганы и Андхра-Прадеш в квалифицированных специалистах.

Среди провинциальных вузов, расположенных на территории штата Телангана, следует отметить Университет Satavahana в г Каримнагар, Университет имени Махатмы Ганди в г Налгонда, Национальный технологический институт в г Варангал, Правительственный медицинский колледж в г. Низамабад, Институт медицины имени Раджива Ганди в г Адилабад, Университет Palamuгu в г Махбубнагар и др. Эти вузы находятся в подчинении правительства штата Телангана.

Если сравнивать количество вузов в новом штате Телангана и штате Андхра-Прадеш, то второй субъект имеет явные преимущества, которые отчасти компенсируются в настоящее время общим использованием многочисленных вузов Хайдарабада. Однако предстоящий раздел учебных заведений (их региональная принадлежность) может вызвать очередную волну споров и разногласий на межправительственном уровне.

Ведущим региональным вузом в настоящее время остается Университет Теланга-ны, который был учрежден законом штата Андхра-Прадеш в 2006 г Цель создания нового вуза определена в законодательном акте: преодолеть региональные различия в доступе населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных районах, а также в племенных территориях, к качественному высшему образованию. Правительство штата Андхра-Прадеш выделило под новый

вуз территорию в живописной местности в районе региональной трассы на Хайдарабад в 15 км от г Низамабад. Сейчас в Университете Теланганы обучаются молодые люди из всех 10 муниципалитетов нового субъекта индийской федерации и других регионов. Спектр предлагаемых образовательных программ достаточно широкий: различные языки (английский, хинди, урду, телугу и пр.), прикладная статистика и экономика, геоинформатика, химия (органическая, фармацевтическая и пр.), биология, физика, биотехнологии, биохимия, математика, педагогика, социальная работа, юриспруденция, информатика и др.

Несколько лет тому назад в вузе была принята Концепция развития университета, в которой определены первоочередные задачи на предстоящие годы. Программа носит амбициозный характер. Достижение критериальных показателей, по мнению ее разработчиков, позволит вывести Университет Теланганы в число лучших в Индии, сделать его узнаваемым и популярным в среде молодежи.

В законе об образовании нового штата сказано, что Хайдарабад будет оставаться столицей для Андхра-Прадеш и Телаганы в течение ближайших 10 лет, пока в последнем штате не будет учреждена новая столица. Вполне естественно, что при любом варианте решения этой непростой задачи в новой столице появятся и новые вузы, что позволит расширить региональную систему высшего профессионального образования.

Сложно будет решаться вопрос и о подчиненности тех вузов, головные кампусы которых расположены, например, в Хайдарабаде, а филиалы — на территории Андхра-Прадеш и Теланганы. Такая ситуация сложилась в Университете языка телугу Potti Sгiгamulu, имеющем 3 филиала в разных городах.

В настоящее время правительство Теланганы в целях расширения доступа граждан к высшему образованию поощряет развитие дистанционных форм обучения. Большинство вузов, расположенных на территории нового штата, активно используют дистанционное обучение, которым пользуются граждане разного возраста, проживающие в самых разных уголках региона. Для этого в учебных заведениях имеются все необходимые условия: бурное развитие информационно-коммуникационных тех-

Professional Education in Russia and Abroad 3 (19) 2015

173

Сравнительная педагогика

нологий в Индии за последние два десятилетия позволило индийским вузам достичь впечатляющих результатов в сфере дистанционного образования. Этой формой обучения пользуются жители штата из сельской местности, труднодоступных и отдаленных районов, представители социальных низов, а также лица, желающие получить второе высшее образование. Стоимость обучения для студентов, как правило, не высокая. Более того, федеральные и региональные власти направляют субсидии и выделяют специальные стипендии для поддержки определенных категорий населения. Особую роль в регулировании мер социальной поддержки далитов и других представителей социально уязвимых групп населения в Те-лангане играет созданный при Правительстве штата Совет по высшему образованию. В его полномочия входят вопросы контроля за финансовой деятельностью подведомственных вузов, мониторинга образовательной деятельности, аккредитации и т. д.

Развитие региональной системы профессионального образования в штате Те-лангана напрямую зависит от ситуации в школьном образовании. Дело в том, что уровень грамотности населения в новом субъекте остается очень низким: всего 54 % (для сравнения в штате Андхра-Прадеш — 61,11%, в Тамилнаде — 73,47 %, в Керала — 90,92 %). Это значит, что практически половина из 30-миллионного населения Теланганы не умеет читать и писать, следовательно, лишена возможности доступа к профессиональному образованию. Еще сложнее выглядит ситуация с грамотностью в разных социальных группах. Так, в среде далитов грамотность в Телангане составляет от 14,51 до 24,6 %, а в зарегистрированных племенах — от 3 до 7,5 %. Поэтому не случайно новое правительство штата в качестве приоритетной задачи на ближайшие годы определяет широкомасштабную борьбу с ликвидацией неграмотности, особенно в сельской местности и среди представителей зарегистрированных каст и племен.

В мае 2015 г. состоялась первая государственная итоговая аттестация выпускников школ в штате Телангана. По официальным данным лишь 77,56 % выпускников справились с экзаменами, а остальные повторно

сдавали их в период с 18 июня по 2 июля [3].

Вторая проблема связана с крайне скудным оснащением колледжей штата. Большинство этих учебных заведений расположено в одноэтажных зданиях без кондиционеров и других элементарных удобств. В них часто отсутствуют лаборатории, необходимое оборудование. Уровень преподавательских кадров также оставляет желать лучшего. Не все колледжи удобно расположены, и по этой причине студенты иногда добираются до учебного заведения на велосипедах или мотоциклах.

Правительство штата заинтересовано в расширении подготовки специалистов в равной мере, как и в расширении иностранных инвестиций в региональную экономику. Эти процессы взаимосвязаны. Например, в начале мая 2015 г. Правительство штата Телангана и руководство Google подписали меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым предполагается строительство крупнейшего кампуса этой компании за пределами США. Стоимость проекта, который будет завершен к лету 2019 г., составляет 10 млрд рупий [Около 200 млн долларов США. — В. Ш.]. Общее количество специалистов, занятых в кампусе Google в Хайдарабаде, оценивается в 13 тыс. чел. [1].

Таким образом, с продолжающимся процессом совершенствования индийского федеративного государства, возникновением новых субъектов сохраняет актуальность процесс становления и развития новых региональных систем профессионального образования. Этот процесс многоплановый и во многом противоречивый, поскольку Индия слишком многоликая страна, и большинство ее регионов имеют существенные различия. Вот почему региональные системы профессионального образования в республике имеют свои характерные особенности. Опыт их функционирования, безусловно, представляет практический интерес как для России, так и других зарубежных стран.

1. Google's largest campus outside the US is coming up in Hyderabad // Hindustan Times. - May 13. - 2015.

2. Telangana will be India's 29th state, Hyderabad to be common capital for 10 years // India Today. — July, 30. — 2013.

3. Telangana SSC results declared, 77.56% pass the exams. // Hindustan Times. — May 17. — 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.