МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
THE MISSION OF THE UNIVERSITY IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF GREAT BRITAIN
Плаксина Н.В.
Доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Курского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ системы университетского образования Великобритании в конце ХХ - начале XXI века. Рассмотрены роль и место университета в системе высшего образования Великобритании в указанный период. Представлены характеристики 8 типов британских вузов, которые были выделены в системе высшего образования страны к концу ХХ века. Рассмотрена история их возникновения и основные миссии в начале XXI века.
Ключевые слова: университет, система высшего образования, академическое образование, профессиональное образование, система открытого и дистанционного обучения.
Plaksina N.V.
Associate Professor at the Foreign Languages and Professional Communication Department of the Kursk State University, Candidate of science (Education).
e-mail: [email protected]
Annotation. The article analyses the British university system at the end of the 20th -beginning of the 21st centuries. The author reveals the role and the place of the university in the system of higher education in Great Britain for the aforementioned period. The eight types of universities are characterized. The history of their development and their missions at the beginning of the 21st century are analyzed.
Keywords: university, higher education system, academic background, vocational education, open and distance learning system.
Великобритания имеет статус страны классического университетского и профессионального образования, сочетая в себе многовековые традиции и современные достижения. Квалификации высшей школы (бакалавр - магистр) соответствуют основным положениям деклараций, утвержденных министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании в Сорбонне (1998) и Болонье (1999).
Основной структурной единицей британской системы высшего образования являются университеты, которые на протяжении всей истории своего существования не только
реализуют академическое образование, но и являются центрами научно-исследовательской работы.
Следует отметить, что в Великобритании университетское образование всегда было престижным и находилось на вершине образовательной пирамиды. Университеты со времени своего возникновения являлись организаторами и активными участниками социальных, экономических и национальных программ развития. На протяжении долгого времени основное предназначение университетов состояло в распространении высокого уровня знания, в воспитании элиты общества, в развитии культуры мышления и деятельности, распространении культурных ценностей [7, с. 184].
Традиционная миссия университета - поиск, приумножение, распространение знаний. Со времен средневековья университет старается сохранить свою аполитичность или, как минимум, быть политически нейтральным. Его высшая миссия - служение знанию, а не достижение каких-то конкретных нравственных, социальных, политических целей. Следует отметить, что за всю историю своего существования университеты сформировали достаточно стройную концепцию рационального знания, которая составляет основу западной университетской традиции [1, с. 16].
С момента возникновения главной задачей университета как центра культуры и образования является формирование культуры общества, ориентированной на всестороннее развитие интеллекта, на познание, установление истины, определяющей одну из главных функций университета - исследовательскую [4, с. 85]. Именно данная функция на протяжении долгого времени определила эталонность вузов как центров постижения истины ради нее самой, существование которых является условием открытости и доступности культуры нации.
К концу ХХ века в системе высшего образования Великобритании были выделены 8 типов университетов [2, с. 20-25].
Первый тип представлен вузами с мировой известностью - Оксфордским (University of Oxford, 1249) и Кембриджским (UniversityofCambridge, 1284) университетами. Эти старейшие университеты Европы были основаны в средние века и на протяжении многих столетий занимают лидирующие позиции в системе высшего образования в Великобритании и характеризуются высокими академическими стандартами.
Образование в Оксфорде и Кембридже основано на разделении функций университетов и колледжей. Колледж - учебный центр университетов, который обеспечивает студентам и преподавателям не только обучение, но и проживание.
Другая особенность, характерная для образования в Оксфорде и Кембридже, заключается в использовании уникального, типично английского метода воспитания и обучения - тьюторской системы. Под этой системой подразумеваются регулярные занятия од-ного-двух студентов с преподавателем - тьютором на протяжении всего курса обучения. Тьюторские занятия предоставляют возможность постоянного персонального контакта между студентом и преподавателем.
Тьюторская система обучения возникла еще в средневековом английском университете. Затем развивалась как метод воспитания и обучения детей английского правящего класса. В XVI веке функции тьютора значительно расширяются. Ведущей становится
образовательная функция. В XVII веке тьюторская система официально утверждена как обучающая университетская система. В старейших университетах страны вплоть до конца XIX века тьюторская система занимала центральное место в обучении, а лекционная система служила дополнением.
Тьютор является, прежде всего, наставником студента. Он следит за успеваемостью студента и его отношением к учебе, оценивает формирование навыков самостоятельной работы. Кроме того, тьютор наблюдает за процессом формирования личности студента в процессе обучения и планирует его работу во время каникул.
Следует отметить, что тьюторская система упрочила свое положение в системе высшего образования Великобритании и используется во многих университетах страны, но в классическом варианте представлена только в Оксфорде и Кембридже.
В начале XXI века Оксфорд и Кембридж, по-прежнему, являются всемирно известными центрами обучения и научных исследований. В них обучается большое количество студентов из разных стран мира - США, Франции, Германии, Японии, Кореи, России. В этих вузах проводятся самые крупные международные научные симпозиумы и издаются наиболее авторитетные научные книги [8, c. 33].
Высокий уровень организации учебного процесса способствует тому, что количество желающих обучаться в Оксфорде и Кембридже постоянно увеличивается, так как дипломы вузов обеспечивают успешную карьеру во многих областях науки и бизнеса. Среди выпускников вузов - ведущие ученые и писатели, политики, адвокаты, служители церкви.
Второй тип вузов в Великобритании представлен шотландскими университетами, которые возникли в XV-XVI веках, до 1600 года. Этот тип университетов был создан для менее привилегированных социальных слоев с невысокой платой за обучение.
/
Один из знаменитых шотландских университетов - Сент-Э ндрюсский университет (University оf St.Andrews) стал третьим по времени возникновения в Великобритании вслед за Оксфордом и Кембриджем. Старейший университет Шотландии располагается на восточном побережье страны, в городе Сент-Эндрюс. Вуз был основан между 1410 и 1413 годом. Занимает достойное место в рейтинге университетов Великобритании и считается учебным заведением мирового класса. Университет является научно-исследовательским центром и среди университетов Шотландии занимает лидирующие позиции. В начале
XXI века, согласно рейтинговым сводкам, представленных газетой «TheGuardian», Сент-
/
Э ндрюсскому университету принадлежит четвертое место в списке лучших университетов Великобритании [3].
Среди ведущих научно-исследовательских вузов Великобритании особое место занимает университет Глазго (University of Glasgow), основанный в 1451 году в одном из крупнейших городов Шотландии.
В университете Глазго обучаются около 23000 студентов, и среди них - иностранные студенты из более чем 120 стран мира. В соответствии с результатами программы оценки качества исследовательской работы в учебных заведениях (ResearchAssessmentExercise (RAE)), программа по истории искусства в университете признана лучшей в Великобритании. Программа по ветеринарии оценивается как одна из лучших, а программы по бухгалтерскому учету и финансам входят в пять лучших программ обучения в Великобритании.
Другие 14 программ находятся в первой десятке. Университет известен инженерным факультетом, который является старейшим в Великобритании.
Кроме того, имя университета Глазго связано с семью лауреатами Нобелевской премии, такими как: британский ученый-физиолог, профессор Роберт Эдвардс, основатель современной теории экономики Адам Смит, основатель абсолютной шкалы температур Кельвин и первая женщина-выпускник медицинской школы в Шотландии Марион Гил-крист.
Рассуждая о шотландских университетах, следует отметить еще один старейший университет Великобритании - Абердинский (University of Aberdeen), академической репутации которого уже более 500 лет. В начале XXI века в университете обучалось около 17000 студентов, представляющих большое количество европейских стран. Качество академического образования и организации научных исследований в вузе ценятся высоко в Европе. За работы, проведенные или начатые в Абердинском университете, было присуждено пять Нобелевских премий. Многие программы факультета искусств и социальных наук, факультета естественных наук и факультета медико-биологических наук и медицины, по многочисленным рейтингам, являются либо лучшими в Шотландии, либо входят в первую десятку в Великобритании [5].
Третий тип университетов Великобритании представлен Лондонским университетом (University of London). Он находится в самом центре Лондона, недалеко от Британской библиотеки и Британского музея.
Долгое время данный университет считался лишь экзаменующим учреждением. И только с 1898 года стал обучать студентов. Связано это было, прежде всего, с ростом интереса к области естественнонаучного знания. С самого начала существования в данном вузе была хорошо развита система медицинского образования. Лондонский университет предлагает многообразные программы для обучения и представляет собой федерацию многочисленных колледжей, специализирующихся по самым разным специальностям. Учебное заведение включает в себя, с одной стороны, институт Курто (CourtauldlnstituteofArt), располагающий собственным художественным собранием и Вар-бург институт (Warburglnstitute), которые специализируются в области истории искусства. С другой стороны, в состав вуза входит Имперский колледж науки и технологии (ImperialCollegeLondon).
Следует отметить, что институт Варбурга специализируется в исследованиях классических традиций, элементов европейской мысли, литературы, искусства античного мира. Институт начал свою историю как личная библиотека гамбургского ученого Аби Варбурга, чьи исследования фокусировались на интеллектуальном и социальном контексте искусства эпохи Возрождения. В 1921 году эта библиотека стала научно-исследовательским институтом в области истории культуры, и исторический масштаб деятельности учреждения в качестве центра для проведения лекций и публикаций расширился. В 1933 году институт переехал из Германии в Лондон, а в 1944 году был включен в состав Лондонского университета. Институт Варбурга является одним из университетов коллегии, которая поддерживает научные исследования в области гуманитарных наук (University'sS choolofAdvancedStudy).
Четвертый тип - это «Краснокирпичные» (RedbrickUniversities) университеты, которые возникли в результате повышенного интереса к области научно-технической проблематики. Функционируют как база объединения колледжей с естественнонаучным уклоном обучения. Здесь обучают тем профессиям, которые необходимы промышленным центрам страны.
«Краснокирпичные университеты» можно разделить на три группы по времени их основания: средневековые, викторианские и новые университеты. Среди «краснокирпич-ных университетов», основанных в эпоху средневековья и Возрождения следует выделить университеты Шотландии. «Краснокирпичные университеты» обладают меньшим престижем, чем университеты Оксбриджа. Но они более доступны студентам, не обладающим большим состоянием или принадлежностью к аристократическим семьям. Большинство студентов данных вузов стремятся поступить в аспирантуру Кембриджа или Оксфорда.
Пятый тип - федеральные университеты, которые возникли на базе объединения колледжей. Один из вузов данной категории - университет Уэльса (UniversityofWales) был основан в 1893 году и представлял собой объединение большей части высших учебных заведений Уэльса. В общей сложности, включая аккредитованные курсы, проводимые в других образовательных структурах, в университете проходило обучение более 100 000 человек.
В октябре 2011 года университет отозвал все аккредитации, и объявил о своей реорганизации. К моменту объявленного закрытия канцлером, то есть титульным главой, университета являлся принц Чарльз, должность про-канцлера замещал архиепископ Уэльса Барри Морган, а вице-канцлера, то есть фактического руководителя - профессор Марк Клемент.
Шестой тип - технологические университеты, основанные в 1964-1967 гг. (Астон-ский (Aston University), Суррейский (University of Surrey), Бредфордский (University of Bradford) и др.). Главными при изучении являются предметы естественнонаучного цикла.
Возросшая потребность в технических кадрах после последней мировой войны вызвала в Великобритании всплеск строительства новых технических университетов, к которым относятся высшие школы (HighSchools) Ноттингема, Эксетера, Сассекса, Кента.
Специализированные университеты нового типа часто называли «стеклянными» по современной архитектуре зданий. Еще одна волна увеличения количества технических ВУЗов пришлась на конец XX века (1992 г.). Более тридцати политехнических техникумов получили университетский статус.
Следует отметить, что технические университеты привязаны территориально к промышленным районам Великобритании и связаны с промышленными предприятиями. Запросы работодателей часто влияют на направления обучения, учебные программы. Технические вузы обучают меньшее количество студентов и при организации обучения очевидна практическая направленность и активная исследовательская деятельность.
Примером технического вуза может быть первый технологический университет Великобритании Лафборо (LoughboroughUniversity). Вуз был учрежден в 1966 году на базе городского Технологического колледжа, основанного в 1909 году.
Следует отметить, что в начале XXI века Лафборо утратил свой исключительно технологический статус, и около 45% студентов бакалаврских программ изучают искусство
и общественные науки. Но, по-прежнему, выпускники университета, главным образом, специалисты в области электроники и автомобильной инженерии пользуются большим спросом у работодателей. Вуз тесно связан с промышленными предприятиями страны. Успешное сотрудничество вуза с Британским аэрокосмическим комплексом и корпорацией Rolls-Royce отмечено Королевской премией в 1994 году.
Седьмой тип вузов Великобритании - новые университеты, представляющие собой учреждения классического типа, в которых совмещается изучение гуманитарных и естественных наук. Существуют с 1949 года. В них изначально были созданы все условия для достижения единства обучения и исследования в сферах естественнонаучного и гуманитарного знания.
Первоначально новые университеты не ставили перед собой задачу развития технологии, ограничиваясь развитием чистой науки. Но в 1953 году правительство выделило 12 миллионов фунтов стерлингов для специальной программы Имперского колледжа университета науки и технологии Лондона, предназначенной для технологического образования. Была создана программа по созданию передовой технологии («CollegesofAdvanced Technology»). В соответствии с данной программой был построен процесс обучения в ряде колледжей Великобритании. Студенты, обучающиеся по данной программе, получали диплом по технологии. Изучение технологических дисциплин сочеталось с изучением социальных наук и иностранных языков. Таким образом, технология стала одним из предметов университетского цикла, что сыграло важную роль в развитие вузов данного типа в Великобритании.
И восьмой тип представлен так называемым Открытым университетом (OpenUni-versity; UniversityoftheAir), который за годы своего существования стал мировым лидером в дистанционном обучении, общеевропейским «университетом без границ».
Следует отметить, что использоваться технологии открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы начали в 60-е годы XX века. Первые стандарты использования дистанционных методов обучения в области высшего образования и организации вуза такого типа были установлены Открытым университетом Великобритании [9, с. 53-60].
В 1963 году Гарольдом Вильсоном в Великобритании была предложена идея «Эфирного университета». Процесс обучения в вузе предполагал, что взрослые студенты будут обучаться дома, получая необходимые материалы с помощью системы радио- и телевещания.
В 1969 году по указу Королевы Великобритании был основан Открытый Университет (OpenUniversity; UniversityoftheAir). Вуз получил статус независимого университета и начал учебную деятельность наравне с другими университетами страны.
Появление данного учебного заведения было связано, прежде всего, с повышением актуальности высшего образования и спроса на него тех, кто не смог получить его вовремя.
Университет долгое время развивался под руководством премьер-министра Гарольда Уилсона, который принимал активное участие в разработке учебных планов, программ и технологий обучения, а также ряда учебно-методических пособий [10].
Данный вуз предлагал высшее образование без отрыва от производства и с момента своего основания осуществлял процесс обучения с помощью почтовых отправлений
учебной литературы, контрольных работ, теле- и радиовещания, а также консультаций по телефону. Обучение происходило недалеко от места проживания студентов, где они занимались самостоятельно, используя специально разработанные пособия. Студенты работали под руководством тьюторов, которые территориально находились недалеко от студентов и проводили консультации и семинарские занятия в специально организованных филиалах университета.
В 1997/1998 учебном году в вузе насчитывалось более 200 тыс. студентов, что составляло 21% студентов-заочников всех британских вузов. Причем, две трети студентов Открытого университета принадлежали к возрастной группе от 25 до 44 лет [6, c. 38].
Со времени своего возникновения, университет успешно реализует формы заочного и дистанционного обучения не только для англичан, но и для иностранцев. Университет признан одним из крупнейших вузов в Европе и является одним из мировых лидеров в области открытого и дистанционного обучения, предлагая свои услуги в распространении высшего и последипломного образования не только в Великобритании, но и в ряде других европейских стран. Среди британских вузов рейтинг данного образовательного учреждения высок и сопоставим с рейтингами университетов Оксфорда и Кембриджа.
В последние десятилетия в Великобритании придается огромное значение формированию имиджа страны как всемирного центра инновационных проектов в сфере образования. Система образования Великобритании занимает в начале XXI века ведущие позиции среди европейских стран по качеству академического и профессионального образования, основным направлениям научно-исследовательской работы. Следует отметить, что получить высшее образование в Великобритании возможно в имеющих университетский статус колледжах и институтах высшего образования, но лидирующие позиции в системе высшего образования занимают по-прежнему университеты.
Список литературы:
1. Aфанасьев, Ю. Н. Западная рационалистическая традиция. Понятие «гумани-тарность». Русская университетская традиция / Ю. Н. Афанасьев // Университет на пороге XXI века : абрис учебного процесса. - М. : РГГУ, 1995. - 32 с.
2. Барбарига, А. А. Британские университеты / А. А. Барбарига, Н. В. Федорова. -М. : Высшая школа, 1979. - 127 с.
3. Высшие школы и университеты Шотландии: университет Сент-Эндрюс // Информационный портал «Аделанта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://adelanta.info, свободный.
4. Мишед, Л. Идея университета / Л. Мишед // Вестник высшей школы. - 1991. -№ 9. - С. 85-90.
5. Шотладские университеты // Новые Знания ONLINE : образовательный журнал для взрослых [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://novznania.ru, свободный.
6. Тавгень, И. А. Дистанционное обучение : опыт, проблемы, перспективы / под ред. Ю. В. Позняка. - Минск : БГУ, 2003. - 227 с.
7. Чертовских, О. О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании / О. О. Чертовских // Вестник МГИМО. - 2013. -№ 2 (29). - С. 183-187.
8. Шестаков, В. П. Система высшего образования в Великобритании : proetcontra / В. П. Шестаков // Вопросы культурологии. - 2008. - № 10. - С. 31-37.
9. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations. Division of Higher Education. - Paris : UNESCO, 2002. - 95 p.
10. The Open University [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.open. ac.uk/, свободный.
Spisok literatury:
1. Afanas'ev, Iu. N. Zapadnaia ratsionalisticheskaia traditsiia. Poniatie «gumanitar-nost'». Russkaia universitetskaia traditsiia / Iu. N. Afanas'ev // Universitet na poroge XXI veka : abris uchebnogo protsessa. - M. : RGGU, 1995. - 32 s.
2. Barbariga, A. A. Britanskie universitety / A. A. Barbariga, N. V. Fedorova. - M. : Vys-shaia shkola, 1979. - 127 s.
3. Vysshie shkoly i universitety Shotlandii: universitet Sent-Éndrius // Informatsionnyï portal «Adelanta» [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa : http://adelanta.info, svobodnyï.
4. Mished, L. Ideia universiteta / L. Mished // Vestnik vyssheï shkoly. - 1991. - № 9. -S. 85-90.
5. Shotlandskie universitety // Novye Znaniia ONLINE : obrazovatel'nyï zhurnal dlia vzroslykh [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa : http://novznania.ru, svobodnyï.
6. Tavgen' I. A. Distantsionnoe obuchenie : opyt, problemy, perspektivy / pod red. Iu. V. Pozniaka. - Minsk : BGU, 2003. - 227 s.
7. Chertovskikh, O. O. Istoriko-pedagogicheskie osnovy sistemy universitetskogo obra-zovaniia Velikobritanii / O. O. Chertovskikh // Vestnik MGIMO. - 2013. - № 2 (29). -S. 183-187.
8. Shestakov, V. P. Sistema vysshego obrazovaniia v Velikobritanii : proetcontra / V. P. Shestakov // Voprosy kul'turologii. - 2008. - № 10. - S. 31-37.
9. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations. Division of Higher Education. - Paris : UNESCO, 2002. - 95 p.
10. The Open University [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.open. ac.uk/, svobodnyï.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 3