Научная статья на тему 'Модернизация британской системы высшего образования: очередная реформа'

Модернизация британской системы высшего образования: очередная реформа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1787
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ВУЗЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / ПАТЕНТЫ И ЛИЦЕНЗИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / GREAT BRITAIN / HIGHER EDUCATION REFORMS / FINANCING / UNIVERSITIES / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / COLLEGES / VOCATIONAL EDUCATION / FURTHER EDUCATION / INNOVATIONS / PATENTS AND LICENSES / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноморова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются реформы финансирования системы высшего образования в Великобритании в конце ХХ – начале ХХ I в. Особое внимание уделено сотрудничеству между университетами и бизнесом, участию университетов в инновационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernisation of the British system of higher education: One more reform

This paper has a close look at the reforms of financing higher education system in the UK from the end of XXth c. until now. Special attention is paid to the problems of cooperation between universities and business, as well as participation of the universities in the process of innovation.

Текст научной работы на тему «Модернизация британской системы высшего образования: очередная реформа»

Т.В. Черноморова

Модернизация британской системы высшего образования: Очередная реформа

Аннотация. В статье рассматриваются реформы финансирования системы высшего образования в Великобритании в конце ХХ - начале ХХ1 в. Особое внимание уделено сотрудничеству между университетами и бизнесом, участию университетов в инновационном процессе.

Abstract. This paper has a close look at the reforms of financing higher education system in the UK from the end of XXth c. until now. Special attention is paid to the problems of cooperation between universities and business, as well as participation of the universities in the process of innovation.

Ключевые слова: Великобритания, реформы высшего образования, финансирование, университеты, вузы, профессиональное образование, бизнес, инновации, патенты и лицензии, трудоустройство.

Keywords: Great Britain, higher education reforms, financing, universities, higher education institutions, colleges, vocational education, further education, innovations, patents and licenses, employment.

Великобританию называют родиной классического образования. Первые британские университеты - знаменитые Оксфорд и Кембридж - были основаны еще в Х11 и ХШ вв. В современной Великобритании действует порядка 170 вузов, которые подразделяются на университеты, колледжи высшего образования и частично колледжи послешкольного образования, также предоставляющие услуги высшего образования. Причем

независимо от формы собственности образовательного учреждения все они контролируются на государственном уровне специальными комиссиями и советами. Таким образом реализуется главный принцип британского образования: постоянное поддержание высоких стандартов обучения.

Система высшего образования Великобритании: Особенности, структура

Для того чтобы реформы, проводимые в Великобритании, были более понятны, необходимо рассмотреть, что же представляет собой национальная система высшего образования.

Университетский сектор в стране отличается высокой степенью внутренней неоднородности. Основой этой неоднородности является «поколенческая» структура британской образовательной системы. Самые престижные - «старые», или «каменные», - университеты появились в Х11-ХУ1 вв. В эту группу помимо уже упоминавшихся Оксфорда и Кембриджа входят шотландские университеты в Эдинбурге, Глазго, Абердине и Сент-Эндрюсе. По своей организационной структуре они относятся к федеративным коллегиальным университетам (collegiate universities), т.е. университетам, основу которых составляют колледжи, наделенные высокой степенью автономии. Такая организационная структура способствовала динамичной адаптации первых университетов к меняющимся условиям - открытие новых колледжей и факультетов (а затем и исследовательских центров) проходило «безболезненно» для институционального фундамента университета.

Наряду с «каменными» в Великобритании существуют так называемые «краснокирпичные» университеты, которые были основаны в конце Х1Х - начале ХХ в. в Лондоне, Дарэме, Манчестере, Бирмингеме и Ливерпуле. Возникновение второго поколения британских вузов было связано с индустриальной революцией и потребностью в квалифицированных управляющих. Большинство этих университетов организованы на базе факультетов и носят унитарный характер. Исключение составляет лишь Лондонский университет, насчитывающий 19 колледжей, где обучаются порядка 120 тыс. студентов. Это второй по величине университет Британии после Открытого университета. На базе Лондонского универ-

ситета была создана знаменитая Лондонская школа экономики, избравшая приоритетом своего развития интернационализацию обучения и ставшая в конце ХХ в. «глобальным» университетом с филиалами в 136 странах мира.

Третья группа - это «стеклянные», или «новые», университеты, которые появились после Второй мировой войны в Ноттингеме, Сассексе, Уорике, Кенте и в некоторых других городах. Эти специализированные вузы были ориентированы на задачи послевоенного развития и, в частности, на скорейшее освоение новых технологий. В 1992 г. университетский статус получили и 33 политехнических института, их называют «новейшими» университетами (post-1992 universities).

Наиболее престижными являются «старые» университеты Великобритании. Академизм, ориентация на фундаментальные исследования и активная исследовательская деятельность, идущая иногда даже в ущерб преподавательской, являются «маркерами» подлинно университетского образования и остаются прерогативой «старых» университетов. Не имея возможности конкурировать с ними в академическом пространстве, «новые» и «новейшие» вузы избрали такие направления развития, как интернационализация обучения, совершенствование системы управления и финансового менеджмента, ориентация на потребности рынка труда. Стратегия этих университетов, направленная на адаптивность образовательных программ - нередко на стыке разных дисциплин, - оказалась выигрышной. Опыт показывает, что узкая специализация бывает более востребованной на рынке труда, чем широкий профиль.

Существенную неоднородность вносят и территориальные различия. Меньше всего вузов в Северной Ирландии (всего два университета и два колледжа) и Уэльсе (два университета и четыре колледжа), больше всего в Англии (77 университетов и 54 колледжа). Образовательные системы этих исторических областей практически не различаются. В Шотландии, где действуют 14 университетов (включая охватывающий всю территорию Соединенного Королевства Открытый университет) и 9 колледжей, образовательная система сохраняет свои особенности. Выпускные экзамены в школе, продолжительность обучения для получения степени бакалавра и магистра, система управления, финансирования и оценки качества

обучения в шотландских университетах заметно отличаются от английских.

Колледжи высшего образования в британской системе - это бывшие специальные колледжи, получившие после 1992 г. право присвоения степени бакалавра. Частично высшее образование предоставляют и колледжи послешкольного образования. Система колледжей послешкольного образования (further education - БЕ)1 насчитывает около 500 учебных заведений, предлагающих профессиональное образование, примерно соответствующее среднему специальному. Доля студентов колледжей, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Остальными же студентами по окончании обучения сдаются лишь квалификационные экзамены.

По сравнению с университетами система профессиональных колледжей и специализированных вузов в стране достаточно однородна и слабо дифференцирована.

В настоящее время понятие «высшее образование» в Великобритании иногда заменяется понятием «третичное образование», в которое включаются не только университеты и колледжи высшего образования (higher education - HE), но и профессиональные колледжи послешкольного образования (further education - FE).

Британская система высшего образования отличается высокой степенью интернационализации. Если в 60-х годах ХХ в. в Великобритании обучалось всего 28 тыс. иностранных студентов, то в начале ХХ1 в. их было уже около 250 тыс. Кроме того, на сегодняшний день примерно 70 тыс. иностранных студентов получают британское образование в филиалах университетов за пределами Соединенного Королевства.

В настоящее время в стране сложилось одно из самых многонациональных научных сообществ в мире - здесь работают ученые из Азии - Гонконга, Сингапура, Китая, приезжают исследователи

1 Further education переводится на русский язык по-разному, поскольку в РФ такой системы нет. Помимо термина «послешкольное образование» это может быть «дальнейшее образование» либо «профессиональное образование (от 16 лет)». В документах Британского совета термин «further education» на русский язык переводится как «послешкольное» образование. В дальнейшем мы также будем придерживаться этого термина.

из Франции, где система докторантуры недостаточно развита. В Великобритании немало иммигрантов и из развивающихся стран -Бразилии, Аргентины, Индии. За последние 15 лет увеличилось число исследователей из России. Соотношение британских и иностранных студентов в Оксфордском университете почти одинаково, а по некоторым специальностям иностранных студентов даже больше (3, с. 9).

В Соединенном Королевстве публикуется более 9% от мирового объема научных работ, индекс цитируемости их авторов превышает 12%. Ежегодно 29% компаний осваивают выпуск новых продуктов, 19 - внедряют новые технологические процессы и 66% -вовлечены в инновационную деятельность. Университеты страны выпускают 9,4% от общего количества специалистов стран - членов ОЭСР с квалификацией «доктор наук» (Ph.D.). Великобритания входит в тройку мировых лидеров в области биологических исследований, клинической медицины, экологии, а также поддерживает высокий уровень научно-исследовательских работ в области прикладной математики.

Несмотря на успехи, достигнутые системой высшего образования, в настоящее время в Соединенном Королевстве проводится самая радикальная реформа высшего образования за последние полвека, которая предусматривает прекращение государством финансирования обучения по большинству специальностей.

Социальная структура студенчества

В настоящее время приблизительно 43% британцев в возрастной группе от 18 до 30 лет получают высшее образование по сравнению с 6% в 1960-х годах. Одним из приоритетов развития национальной системы образования является доведение этого уровня до 50%. На сегодняшний день в высших учебных заведениях Великобритании обучаются более 2,5 млн. студентов.

Одновременно с ростом доли молодежи, обучающейся в вузах, происходили изменения в структуре студенчества. Так, среди студентов значительно увеличилась численность женщин. В 1996 г. они составили 51% всех обучающихся в вузах против 26% в 1962 г. Кроме того, среди студентов теперь более пропорционально представлены выходцы из различных социально-этнических групп.

Однако изменения в социальной структуре происходили более медленно. Несмотря на то что доля абитуриентов - выходцев из семей неквалифицированных и имеющих низкую квалификацию рабочих в эти годы удвоилась, в целом социальная структура студенчества изменилась мало.

В начале 60-х годов только 6% молодых людей в возрасте до 21 года поступали в университеты. В то время как 43% молодых людей в возрасте 18 лет из семей высшего и высшей страты среднего класса получают два или более свидетельств о сдаче экзаменов законченного среднего образования повышенного уровня (уровня А-ЬвУвХ)1, необходимого для поступления в университет, среди молодежи из семей рабочих и рядовых служащих эта цифра составляет лишь 19%. Молодые люди, у которых ближайшие родственники имеют дипломы о высшем образовании, в пять раз чаще поступают в вузы по сравнению с теми, в чьих семьях заняты неквалифицированным трудом. Эти социальные особенности сохраняются, несмотря на то что финансовые затраты на поддержку студентов (включая студенческие кредиты) в процентах к общим затратам на высшее образование в Великобритании выше, чем в других странах ОЭСР, и составляют примерно 36%.

Несмотря на численный рост студенчества в последнее пятилетие ХХ в., прирост студентов составил около 8% в год, что существенно ниже аналогичного показателя конца 1980-х - начала 1990-х годов. При этом прирост происходил за счет лиц старше 25 лет, в частности, обучавшихся по неполному курсу. Так, численность студентов старше 25 лет выросла с 254 тыс. в 1994 г. до 291 тыс. в 1998 г., в то время как численность студентов в возрасте до 25 лет - соответственно с 334 тыс. до 348 тыс. (19, с. 305).

В Великобритании ведутся дискуссии о причинах замедленного притока молодежи в вузы. Некоторые эксперты называют в

1 В настоящее время в Великобритании существуют два экзамена на аттестат зрелости - Общее свидетельство о среднем образовании (General certificate of secondary education - GCSE), который сдают учащиеся в возрасте 16 лет, и Свидетельство о среднем образовании повышенного (или второго) уровня (A-Level) - для 18-летних выпускников средних школ. В ближайшие годы планируется разработать единый экзамен, имеющий четыре уровня сложности, к которому будут допускаться ученики в возрасте от 14 до 19 лет.

качестве причины введение платы за обучение. Подтверждением этому может служить тот факт, что в Шотландии, где плата отменена, наблюдается значительный рост числа заявлений от абитуриентов вузов, а в Англии, где плата за обучение достаточно высока, число заявлений не растет1.

С целью устранения образовательных барьеров и расширения притока в вузы выпускников школ и колледжей правительство Великобритании реализует ряд программ. Например, стратегическая программа «14-19» ориентирована на поднятие уровня устремлений и достижений молодежи в возрасте до 19 лет. Программа «Успех для всех» по повышению квалификации сосредоточивается на привлечении в университеты выпускников колледжей после-школьного образования.

Рядовых британцев волнует проблема обеспечения равенства образовательных возможностей. По британским университетам периодически (как правило, перед принятием нового закона об образовании) прокатывается волна студенческих забастовок, главное требование которых - отмена платы за обучение. По мнению Союза студентов Британии, государственное финансирование университетского образования явно недостаточно - сегодня каждый пятый студент бросает учебу из-за нехватки средств. Органы управления высшим образованием Шотландии избрали иной путь преодоления неравенства. Благодаря системе, введенной Шотландским агентством поддержки студентов, британские студенты могут получить грант, полностью покрывающий их расходы на обучение. На сегодняшний день Шотландия является «внутренним экспортером» услуг высшего образования в Соединенном Королевстве. Ежегодно около 12,7 тыс. английских, валлийских и североирландских выпускников средних школ предпочитают обучение в университетах Шотландии.

1 Другая причина снижения интереса к высшему образованию, как отмечают специалисты, состоит в том, что часть молодых людей полагает, что можно добиться финансового успеха и без диплома о высшем образовании, если как можно раньше выйти на рынок труда.

Этапы реформирования системы высшего образования

Существуют две противоположные оценки системы высшего образования Великобритании. Согласно одной из них, британская модель представляет собой типичный пример Болонской образовательной системы, своего рода авангард европейской интеграции в области высшего образования. Ее отличительные черты: ориентация вузов на потребности рынка труда, их тесная связь с бизнес-сообществом, активная исследовательская деятельность, жесткий государственный контроль, осуществляемый через сеть специализированных агентств.

Принципиально иная точка зрения на британскую модель высшего образования представлена в докладах исследовательских комиссий кабинету министров Великобритании. Например, в докладе Диринга (1997) и докладе Робинса (1963) британская образовательная система рассматривается как чрезвычайно сложная, неоднородная, диверсифицированная, обладающая огромным количеством специфических черт.

Несмотря на очевидное противоречие двух данных оценок, они отражают характерные особенности британской системы высшего образования. Британская модель интересна по нескольким причинам:

- британская система высшего образования - это одна из самых устойчивых европейских моделей, опирающихся на долгую университетскую традицию;

- Великобритания раньше других европейских стран осознала необходимость модернизации образования и включилась в разработку ее стратегии;

- в Великобритании активно внедряются новые практики управления университетами, меняющие облик системы образования;

- в стране выработаны механизмы эффективного стимулирования исследовательской деятельности;

- привлекают внимание стратегии интернационализации британского высшего образования.

Система образования Великобритании на протяжении многих веков подчинена строгим стандартам качества. Даже само понятие «британское образование» для многих является воплощени-

ем качества. Великобритания является одной из наиболее развитых стран мира, опережая по росту ВВП на душу населения своих основных европейских конкурентов - Германию и Францию. Индексы развития человеческого потенциала, инновационной активности и занятости также превосходят средние показатели по странам Европейского союза. Значительные изменения произошли в структуре рабочей силы: доминирующее положение в ней занимают высококвалифицированные специалисты, имеющие уровень образования не ниже высшего. Это не может не влиять на концентрацию усилий руководства страны на модернизации системы образования и повышения эффективности процесса обучения. Стоит отметить, что образованию в Британии традиционно отводится важная роль. Об этом свидетельствуют удельный вес расходов на образование в общей структуре ВВП (5-6%) и темпы роста расходов на образование, до недавних пор превышавшие 3% в год.

«Точкой отсчета» в реформировании британской системы образования в Великобритании принято считать Закон об образовании 1944 г. и Доклад «комиссии Барлоу» (1946), в котором были выявлены серьезные противоречия между возможностями системы образования и социально-экономическими потребностями общества. Затем в 1963 г. «комиссия Робинса» определила четыре приоритета британского высшего образования: специализацию обучения; введение общетеоретической, «неутилитарной составляющей» в программах вузов, ориентированных на специальное обучение; обеспечение баланса между обучением и научно-исследовательской деятельностью; сохранение «культурной», мировоззренческой функции университетов как важного института социализации.

Прямым следствием рекомендаций «комиссии Робинса» стало, во-первых, расширение сегмента университетского образования и, во-вторых, создание в качестве альтернативы университетскому государственного сектора высшего образования. Эта система, распространяющаяся только на государственные вузы, сохраняла традиционную автономию университетов и позволяла адаптировать высшую школу к потребностям современного общества. В 19601970-е годы численность студентов вузов более чем удвоилась (до 260 тыс. студентов), а общее число университетов возросло до 45. Принятый в 1992 г. Закон о послешкольном и высшем образовании (The further and higher education act 1992) учредил единую модель 58

высшего образования, предоставив политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университетов.

Этому закону предшествовала реформа школьного образования (Education reform act 1988), цель которой заключалась в том, чтобы сделать максимально эффективными имеющиеся ресурсы, оптимизировать учебный курс изучаемых предметов, ликвидировать несоответствие между различными уровнями образования, а также между запросами будущих работодателей и уровнем подготовки молодых специалистов. Основной идеей реформы стало самоуправление - предоставление самостоятельности учебным заведениям, в том числе права распоряжаться финансовыми средствами из государственного бюджета. Разработчики реформы стремились предоставить молодежи как можно больше возможностей при выборе вида образования и в конечном итоге - профессиональной карьеры.

В апреле 1993 г. учебные заведения послешкольного образования и школы шестого класса (для 16-18-летних) в Англии, Уэльсе и Шотландии стали самостоятельными организациями, не зависящими от местных властей, курирующих образование. Всеми вопросами финансирования отныне занимались два вновь созданных органа в Англии и Уэльсе - Совет по финансированию послешко-льного образования Англии (Further education funding council for England - FEFCE) и Совет по финансированию послешкольного образования Уэльса (Further education funding council for Wales -FEFCW), а также специальный орган в Шотландии - Шотландский офис департамента образования (Scottish office education department - SOED).

Присвоение статуса университетов политехническим институтам и отдельным колледжам послешкольного образования подняло их статус и позволило присваивать свои степени и самостоятельно формировать образовательный процесс в соответствии с общегосударственными стандартами. Одновременно в 1991-1992 гг. вводилась дифференцированная плата за учебный год. Отныне студенты должны были по-разному оплачивать обучение в зависимости от избранной программы. Если все учебные дисциплины изучались только в аудиториях (classroom-based) - оплата была невысокой. Больше платить приходилось за программы, связанные с использованием лабораторий (laboratory-based). Самое дорогое

обучение - на медицинских факультетах, предполагающее, что студенты обязательно проходят практику в клиниках.

На первом этапе реформы более половины учебных заведений решили стать самоуправляемыми, кроме того, появилось много новых вузов. В итоге возникла необходимость лучше проработать вопросы управления и финансирования учебных заведений, а также пересмотреть роль местных государственных органов образования, что и было сделано Законом 1994 г. (The еducation act 1994). Закон предусматривал, что деятельность университетов и колледжей, имеющих государственное финансирование, должна соответствовать определенным нормам, и руководство вуза призвано наблюдать за тем, как эти нормы осуществляются на практике. Кроме того, администрация вузов была обязана публиковать ежегодный финансовый отчет, учебное расписание и результаты экзаменационных тестов.

Система финансирования высшего образования

Система финансирования высшего образования Великобритании - это «финансирование по формуле», предполагающее распределение средств в зависимости от показателей приема студентов, трудоемкости и материалоемкости их обучения. Государство выделяет средства вузам по двум основным каналам:

1) через блоковые субсидии (блок-гранты), охватывающие всех учащихся высшей школы (студентов и аспирантов как полного, так и неполного курсов обучения), составляющие примерно 80% выделяемых средств и выплачиваемые вузам через специальные финансирующие органы (Советы по финансированию высшего образования)1;

2) через финансирование оплаты обучения в вузах студентов полного курса обучения (финансирование, «следующее» за студентами): на эти цели предоставляются государственные субсидии,

1 В настоящее время в стране действуют три совета: Совет по финансированию высшего образования Англии - Higher education funding council for England (HEFCE), учрежденный Законом 1992 г., Совет по высшему образованию Уэльса - Higher education funding council for Wales (HEFCW), учрежденный тем же законом, и Совет по высшему и профессиональному образованию Шотландии -Scottish further and higher education funding council (SFEFC), созданный в 2005 г. 60

уровень которых ежегодно определяется правительством, направляющим соответствующие средства местным органам образования для компенсации их затрат на оплату стоимости обучения1.

Например, в 2003 г. Совет по финансированию высшего образования Англии распределил между английскими университетами 5,5 млрд. ф. ст., причем на преподавание из них было направлено 3,4 млрд. ф.ст., на исследования - 1,1 млрд. Научные работы дополнительно финансируются через исследовательские советы. Это так называемая система «двойной поддержки».

В 1980-1990-е годы менялось соотношение блоковых субсидий и финансирования, «следующего» за студентами. Предоставляя в конце 1980-х годов больше средств в форме оплаты стоимости обучения (т.е. финансирования, «следующего» за студентами), правительство стимулировало вузы принимать больше студентов. При этом государственные расходы на блоковые субсидии не увеличивались. Если же в государственной помощи вузам росла доля блоковых субсидий от финансирующих органов, это усиливало централизованный контроль за государственными расходами и за распределением средств между отдельными вузами (15).

В 1988 г. была опубликована Белая книга, где предлагалась схема предоставления ссуд студентам очной формы обучения на условиях беспроцентного кредита и выплаты его в зависимости от доходов и без ответственности родственников. Предполагалось, что возврат кредита начнется через девять месяцев после окончания учебного заведения. Размер долга ежегодно пересматривался с учетом инфляции и материального положения выпускника.

Кроме системы предоставления ссуд было создано три фонда. Фоццы находились в управлении вузов. Ежегодный капитал каждого из них составлял около 1,5 млн. ф. ст. в год. Их целью было обеспечить дополнительную поддержку студентам в тех случаях, когда доступ к высшему образованию был затруднен в связи с финансовым положением семьи. Эта схема действовала вплоть до 2004 г. В период с 1989 по 1997 г. финансирование в расчете на каждого студента упало на 36%. В 2003-2004 гг. расходы на высшее образование составили 7,5 млрд. ф.ст. Сокращение финансирования по-

1 Государство не финансирует оплату обучения студентов неполного курса и за некоторыми исключениями - аспирантов.

мимо оптимизации расходов преследовало несколько целей: стимулирование более тесных контактов между институтами образования и рынком труда; привлечение в систему средств из коммерческих источников; развитие системы эффективного внутреннего самоуправления в университетах.

В середине 1990-х годов государство увеличило долю блоковых субсидий и установило верхний предел численности студентов полного курса обучения, не оставляя вузам больших возможностей маневра в привлечении студентов для обучения по полной программе. Одновременно стимулировалось более активное вовлечение частных фирм в финансирование высшего образования, установление партнерских отношений между вузами и бизнесом. Правительство консерваторов в рамках проводимой общей политики приватизации пыталось привлечь средства частных банков для финансирования своих расходов по предоставлению кредитов студентам, а также вело переговоры о продаже частному сектору задолженности студентов по государственным образовательным кредитам.

В 1996 г. в соответствии со сложившейся в стране процедурой подготовки законодательных актов, для выработки рекомендаций по реформе финансирования высшего образования правительством консерваторов был назначен Национальный комитет по изучению проблем высшего образования (National committee on inquiry into higher education) под руководством лорда Диринга. Комитет подготовил пространный доклад и дал соответствующие рекомендации.

Новая схема кредитования студентов, предложенная правительством консерваторов, предусматривала участие в кредитовании частной компании по предоставлению кредитов студентам (Student loans company) и частных банков. Однако она показала все трудности привлечения частного сектора в жестко регулируемый и субсидируемый государством сектор.

В июле 1997 г. пришедшее к власти лейбористское правительство Т. Блэра обнародовало основные направления реформы финансирования высшего образования. Предусматривалось введение ежегодной платы за обучение (в размере, покрывающем около 1/4 его стоимости). При этом студенты из семей с самыми низкими доходами освобождались от платы за образование. Предлагаемая 62

правительством система кредитования студентов предполагала возврат кредитов с учетом доходов выпускников, что должно было облегчить их финансовые проблемы в первые годы после окончания вуза.

Реализация реформы началась в 1998 г. Ежегодная оплата за обучение студентов всех университетов Великобритании составила сумму, эквивалентную 1600 долл. При этом размер платежей каждого студента зависел от дохода его семьи. Студенты из бедных семей, составлявшие около 50% от общего числа студентов, либо вообще не платили за обучение, либо платили весьма небольшие суммы. Как уже было сказано, Шотландия вообще отказалась от принципа платного образования, который был введен только в Англии и Уэльсе.

В начале нового столетия высшая школа Великобритании столкнулась с острой нехваткой финансовых средств. Это было во многом обусловлено замедлением темпов роста государственной поддержки вузов, происходившим одновременно с увеличением численности студентов. Нехватка государственного финансирования заставила учреждения высшего образования Великобритании активизировать свои усилия по поиску дополнительных частных источников финансирования своей деятельности, а также более эффективно использовать имеющиеся у них ресурсы.

На протяжении многих лет в стране шла острая дискуссия по проблемам финансирования высшей школы. Ее участниками были ученые, руководители высших учебных заведений, политики - как консерваторы, так и лейбористы. Летом 2004 г. в Великобритании был принят новый Закон о высшем образовании, предусматривающий повышение платы за обучение в британских вузах.

Закон о высшем образовании, принятый правительством лейбористов летом 2004 г., предусматривал повышение платы за обучение студентов очных факультетов с 2006 г. до 3 тыс. ф. ст. в год, причем студенты могли получить кредит и выплачивать его лишь после окончания обучения, когда их зарплата будет составлять не менее 15 тыс. ф. ст. в год. Кроме того, с 2006 г. студенты из бедных семей, чей общий семейный доход составлял менее 15 200 ф. ст. в год, могли получать ежегодную стипендию в размере 2700 ф. ст. Еще треть студентов с семейным доходом 33 тыс. ф. ст. получала неполные стипендии. Университеты, взимающие максимальную

плату за обучение, должны были одновременно предоставлять наименее обеспеченным студентам стипендию в размере не менее 300 ф. ст. (16).

Новый закон подвергся сокрушительной критике в прессе и получил презрительное прозвище «Top-up fees bill» (Закон о дополнительных счетах за образование). Накануне первого чтения закона в парламенте Ф. Виллис, член партии либерал-демократов, выпустил специальное заявление, в котором пророчил, что правительственный закон «разрушит систему образования Великобритании навсегда». Студенты Оксфорда и примкнувшие к ним студенты Брукса и Раскин колледжа захватили главное здание Оксфордского университета в знак протеста против планов правительства. К моменту начала обсуждения законопроекта Национальный профсоюз студентов собрал митинг прямо перед стенами Вестминстера. Однако новый закон был принят 316 голосами против 311 (6).

Как заявлял тогдашний министр образования Ч. Кларк, ожидалось, что новый закон поможет университетам привлекать помимо бюджетных новые независимые источники финансирования, которые дадут университетам возможность не только увеличивать зарплату преподавателей, но и модернизировать исследовательские лаборатории, лекционные аудитории, студенческие общежития (26). Новый механизм финансирования был призван стать рычагом воздействия на систему образования в период реформы.

Наряду с увеличением оплаты обучения департамент, занимающийся вопросами высшего образования, предлагал университетам формировать собственные фонды и более тесно сотрудничать с бизнесом. Особое внимание при этом уделялось развитию собственно университетских корпораций.

Исследования и инновации в университетах Великобритании

Отличительной особенностью британского академического образования является доминирующая ориентация на фундаментальную научно-исследовательскую деятельность и теоретическую подготовку, которая является также важной частью школьного и вузовского обучения. В большинстве британских университетов научно-исследовательская деятельность считается важнейшим компонентом академической карьеры. Ориентация на исследова-

тельскую деятельность отражается и на присваиваемых вузами степенях.

Особое внимание уделяется постдипломному образованию, завершающемуся присвоением степени магистра философии (M.Phil., Master of Philosophy). Получение этой степени предваряет работу над докторской диссертацией (Ph.D.). В Великобритании большинство программ, ведущих к получению степени доктора, -это чисто научно-исследовательские проекты.

Система высшего образования в Великобритании находится в сфере деятельности Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования (Department of business, innovation and skills - BIS), причем это министерство курирует как образовательный процесс, так и проведение научных исследований. Его полномочия распространяются на образование, политику в области инноваций, а также науку в целом. Министерство имеет бюджет на НИОКР, который предусматривает финансирование семи исследовательских советов и субсидирование всей системы университетов. Тем самым правительство стремится сконцентрировать в своих руках все элементы инновационной системы - образование и профессиональную подготовку, регламентирование деятельности бизнеса, инновационную и научную политику - и вырабатывать единую стратегию в этой сфере.

В настоящее время наиболее крупной статьей расходов, выделяемых министерством, является финансирование науки (см. табл. 1). В первую очередь его получают исследовательские советы, потом университеты. На исследовательские советы выделяется примерно 2,5 млрд. ф. ст., на университеты - чуть менее 2 млрд. ф. ст. Отдельно финансируются инфраструктура и средства производства, используемые научными учреждениями. Таким образом, деньги направляются на научно-исследовательскую работу, а также на поддержку лабораторий, закупку оборудования, создание научной инфраструктуры и т.д.

Процедура финансирования следующая. Исследовательские советы запрашивают средства у министерства. В заявке в общих чертах указывается направление исследования и предполагаемая стоимость проекта. По результатам экспертной оценки заявок министерство выносит решение о финансировании. По этой линии

финансируется деятельность исследовательских институтов (в общей сложности 140 учреждений).

Что касается финансирования высшего образования, то оно осуществляется через негосударственную организацию - Совет по финансированию высшего образования (Higher education funding council - HEFC), который и получает средства от государства.

Таблица 1

Запланированное финансирование научных и исследовательских проектов в Великобритании на 2011-2015 гг.

(в млн. ф.ст.)

20112012 гг. 20122013 гг. 20132014 гг. 20142015 гг. Всего за период

Научно-исследовательские советы 2596,2 2573,7 2586,6 2599,8 10 356,3

Совет по финансированию высшего образования Англии 1662,1 1699,6 1685,7 1686,3 6733,7

Национальные академии 87,4 86,5 86,5 86,5 347,1

Космическое агентство Великобритании 2056,6 191,9 192,9 179,2 769,7

Источник: 7, с. 23.

Функции Совета по финансированию заключаются в распределении средств между университетами на основании показателей качества. В результате большую часть средств - примерно 80% - получают около 20 университетов. Самым лучшим университетом считается Кембридж, и именно он получает львиную долю финансирования. Затем идут Оксфорд, несколько лондонских университетов - Университетский колледж Лондона, Имперский колледж Лондона, а также Манчестерский и Бирмингемский университеты. Кроме того, в Великобритании действуют еще приблизительно 150 университетов, многие из которых также получают средства на исследовательскую деятельность. Но в основном, отмечает К. Смит, заместитель директора отдела науки и инновационного анализа Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования, финансируются именно лучшие университеты. Университеты расходуют полученные средства са-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мостоятельно, используя их либо на продолжение уже ведущихся работ, либо на новые области исследования (4, с. 2).

В рамках проводимой государством политики университеты получают средства и для создания структур, способствующих коммерциализации результатов исследований посредством защиты интеллектуальной собственности и «переноса» знаний в частный сектор. В этой сфере действует схема стандартных грантов, в рамках которой часть средств предоставляется в обход конкурса. Дополнительные средства позволяют университетам создавать специализированные отделы, занимающиеся получением патентов и коммерциализацией интеллектуального продукта1.

Ниже, в табл. 2, приводятся данные, по которым можно судить об эффективности финансирования исследовательских работ в учреждениях высшего образования Великобритании, число полученных патентов и лицензий, создание исследовательских компаний.

В Великобритании помимо государственного и частного финансирования исследовательских работ в университетах существует и финансирование со стороны благотворительных организаций. Объем грантов этих организаций сопоставим с грантами, предоставляемыми исследовательскими советами. Самой большой из них является «Welcome trust». Это медицинская благотворительная организация, у которой есть венчурный фонд, капитал которого со-

1 Когда государство финансирует исследования британских университетов, все права на интеллектуальную собственность принадлежат последним. До недавнего времени в Великобритании были два университета, где после проведения научных исследований права собственности на их результаты принадлежали самим ученым. Двумя этими университетами были Кембридж и один из университетов Манчестера. Сейчас Кембридж взял на вооружение ту же политику, что и Оксфорд, когда все права интеллектуальной собственности принадлежат университету, а не отдельным ученым, что дает университетам возможность снизить риски и стоимость продвижения продукта на рынок. При таком подходе все проблемы в области прав собственности и коммерциализации интеллектуального продукта улаживает университет. Изобретатель оставляет себе 20-25% акций и получает значительную сумму в качестве дохода от использования патента. Он также гарантированно получает первые 75 тыс. ф. ст. в год. В Оксфорде этим занимается созданная при университете компания «ISIS Innovation».

ставляет около 10 млрд. ф. ст. Еще одна благотворительная организация - «Са18Ъу» - является фондом целевого назначения с капиталом 600 млн. ф. ст. Организация не только поддерживает научные исследования, но и выделяет средства на строительство зданий. Так, например, строительство здания Института промышленности имени Алана Риса при Кембриджском университете на 50% было спонсировано этой организацией (сумма пожертвования составила 7 млн. ф. ст.). В настоящее время «Са18Ъу» строит в Кембридже научно-исследовательские лаборатории, стоимость нового проекта составляет 90 млн. ф. ст.

Таблица 2

Число патентов, лицензий, изобретений, спин-офф-компаний*

Годы Заявки на патенты Выданные патенты Изобретения Лицензии Спин-офф-компании

2000-2001 725 188 1912 238 187

2001-2002 89б 250 114б 30б 220

2002-2003 9б7 199 11бб 415 199

2003-2004 1222 377 2710 508 177

2004-2005 1308 4бЗ 3029 4800 133

2005-200б 153б 577 32б8 5381 155

200б-2007 1913 б47 374б 2312 172

2007-2008 1898 590 Зб1б 2153 1б9

2008-2009 2097 б53 3822 2б12 157

Источник: 2.

* Спин-офф-компании - компании, созданные бывшими студентами и преподавателями университетов и отпочковавшиеся от университетов или уже существующих компаний в сфере высоких технологий.

Исследовательская работа британских университетов ориентирована на практическое применение. Научные разработки часто ведутся «на встречных курсах» - наука и экономика взаимно поддерживают друг друга. Немаловажную роль играет сотрудничество с предприятиями в определенных отраслях. Например, Школа информатики Эдинбургского университета имеет налаженные связи с отраслью, в том числе с компаниями IBM, «Sony», «Sun Microsystems», «Honda», «Microsoft», «Royal Bank of Scotland» и даже с

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) ООН. Многие проекты, разрабатываемые в стенах школы, ведутся на стыке когнитивных исследований и вычислительной науки. В Эдинбурге работает одна из сильнейших групп в области компьютерной лингвистики. За последние 15-20 лет на базе университетских разработок было создано 80 компаний в области информатики и вычислительной техники.

Таблица 3

Источники доходов университетов от исследовательской и инновационной деятельности

Источники доходов 20032004 гг. 20042005 гг. 20052006 гг. 20062007 гг. 20072008 гг. 20082009 гг.

Совместные исследования 614 587 645 703 713 732

Исследования по контрактам 655 683 705 823 854 937

Консультационные услуги 239 248 262 303 343 332

Предоставление помещения и оборудования 91 84 97 98 106 110

Повышение квалификации 248 306 310 369 393 383

Продолженное образование 87 112 126 141 157 176

Программы по регенерации и развитию 245 230 246 279 244 172

Индивидуальные проекты 43 63 63 61 68 124

Всего: 2222 2313 2454 2777 2878 2966

Источник: 2.

Саутгемптонский университет (University of Southampton) -один из 19 британских университетов, попавших в первую сотню (75-е место) мирового рейтинга (QS World university rankings 2011). Кроме того, по опросам студентов об уровне преподавания, он входит в первую десятку исследовательских университетов Велико-

британии. Университет занимает ведущие позиции в стране в области инженерных и компьютерных дисциплин и медицины, а также является ведущим исследовательским узлом - здесь располагаются Центр оптоэлектроники и Национальный океанографический центр. Центр оптоэлектроники ведет исследования в области оптики, нанооптики, оптоволоконных технологий. Один из его основных спонсоров - Научный совет по инженерным и физическим наукам (Engineering and physical science research council - EPSRC), который сотрудничает с центром более 50 лет. За последнее время центру было выделено 13 млн. ф. ст. в виде грантов и около 5 млн. ф. ст. было инвестировано в создание Центра инновационных технологий. Кроме того, Саутгемптонский университет был признан одним из лучших в мире по качеству созданных на его базе спин-офф-компаний.

Окупаемость затрат на исследования и разработки вузов (индекс цитирования) в Великобритании намного выше, чем в других странах, что хорошо видно из табл. 4.

Таблица 4

Средний ежегодный индекс цитирования (количество публикаций на 1 млн. долл. затрат)

Страна 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Великобритания 36,0 31,6 31,8 37,6 38,3 37,8 36,3 35,8 32,9

Германия 19,7 19,7 20,0 24,2 26,2 28,8 28,6 29,3 24,6

США 28,1 27,1 26,3 27,7 26,2 26,9 27,1 26,5 22,8

Китай 13,6 13,1 13,5 16,9 19,7 22,7 25,6 25,9 22,3

Япония 10,0 10,1 10,7 12,5 12,9 12,3 12,5 11,8 11,3

Источник: 2.

В Великобритании действуют две политические программы, направленные на развитие инноваций и стимулирование переноса знаний в частный сектор. Однако в бюджете на 2012 г. доля расходов на науку несколько уменьшилась, поскольку государственные расходы, согласно планам коалиционного правительства, должны сократиться на 15%, и в будущем рост финансирования этой сферы не предполагается.

Университеты играют большую роль в региональном развитии страны. В конце 1990-х годов лейбористское правительство активно стимулировало участие университетов в программах развития тех регионов, где они находились. Университеты стали все больше вовлекаться в процесс регионального и местного планирования и управления. Это объяснялось тем, что рост конкуренции в глобальной экономике требовал все большего числа профессионалов и людей с высшим образованием, нехватка которых ощущалась в отдельных регионах, особенно там, где сокращалось промышленное производство и возникали новые кластеры развитых про-дюсерских услуг (10, с. 12).

Модернизация образования - последние законопроекты

Значимость процесса модернизации обусловлена потребностями современной научно-технической инновационной мысли в обеспечении высококвалифицированными кадрами. Широкое распространение информационных технологий, микроэлектроники, робототехники существенно изменило требования к квалификации специалистов. Высокая квалификация рабочего предполагает не только знание профильной специальности, но и овладение им общекультурными и профессионально-техническими компетенциями. Британская экономика по праву может называться «экономикой знаний».

За десятилетия реформ система высшего образования Великобритании заметно преобразилась. Ей удалось трансформироваться из замкнутой и элитной в эффективно функционирующую, ориентированную на потребности рынка труда. Однако сегодня она оказывается перед новыми вызовами, частично вызванными негативными последствиями трансформации, а частично - изменениями внешних условий. К таким вызовам можно отнести:

- риск потери университетами значительной части своей автономии в результате усиления внешнего контроля;

- опасность ухудшения качества образования вследствие его «массовизации»;

- неопределенность перспектив университетского сектора в результате стремительного и скачкообразного расширения сети вузов;

- недостаток частных инвестиций;

- возрастающая международная конкуренция на рынке исследовательских услуг и возможная утрата конкурентоспособности в сфере инноваций;

- недостаточная финансовая устойчивость вузов;

- трудности построения единого образовательного пространства.

Отличительной чертой британской модели управления образованием является обилие и многообразие специализированных агентств-посредников. Помимо Советов по финансированию Англии, Шотландии и Уэльса к ним относятся Агентство по обеспечению качества, ответственное за оценку качества программ обучения, Агентство по статистике высшей школы, отвечающее за сбор статистических данных и недавно созданный Аналитический институт высшей школы, выполняющий исследования по заказу правительства. Контролирующие функции возложены на Королевскую инспекцию. Помимо своих непосредственных функций изучения, координации и оценки деятельности высших учебных заведений специализированные агентства выполняют стратегические задачи, определенные Министерством по делам бизнеса, инноваций и квалификаций (Department for business, innovation and skills -BIS), - в частности, реализуют политику сближения двух сегментов системы высшего образования: университетского и неуниверситетского. Перед лицом новых вызовов возрастает роль организаций-посредников, особенно Советов по финансированию высшего образования и Агентства по обеспечению качества, от действий которых будут зависеть перспективы развития британской высшей школы.

Хотя институциональная дистанция между органами-посредниками и государственными органами власти четко установлена, в последнее время агентства все чаще становятся проводниками политики центральных властей во взаимодействии с университетами. Сами вузы представлены в этом диалоге коллегиальными советами. Крупнейший из них - Университеты Великобритании (The university alliance and the Russell group of universities), включающий в себя представителей 121 университета. Неуниверситетский сектор представлен Ассоциацией британских колледжей (Association of Colleges). 72

Большую роль в ускорении модернизации высшего образования играет фактор интернационализации. Великобритания занимает второе после США место в мире по объему экспорта образовательных услуг. Доля экспорта образовательных услуг составляет более 3% от общего объема экспорта услуг, принося доход свыше 4 млрд. евро (5). Это обстоятельство способствовало развитию дистанционных форм обучения и механизмов обучения иностранных студентов.

В Великобритании в 2010 и 2012 гг. прошли дискуссии вокруг нового законопроекта о модернизации высшего образования. Осенью 2010 г. в Лондоне были опубликованы предложения лорда Брауна по реформе системы финансирования высшего образования. Лорд Браун, не принадлежащий ни к одной из партийных фракций в верхней палате парламента, возглавил независимую комиссию по пересмотру системы оплаты за университетское обучение еще в 2009 г., т.е. в то время, когда у власти были лейбористы. Доклад предусматривал, что государство прекратит финансировать обучение по большинству специальностей, но льготы для студентов из малообеспеченных семей должны сохраниться. Тем не менее студенты должны будут брать огромные кредиты на десятки тысяч ф. ст., чтобы расплатиться за обучение, которое будет стоить вдвое дороже, чем раньше.

Предложения лорда Брауна вызвали в стране волну негодования. В центре Лондона прошли марши студентов, протестующих против нового повышения платы за обучение и очередной реформы высшего образования. Полиция арестовала 20 человек в ходе марша протеста, участники которого пытались разбить палаточный лагерь на Трафальгарской площади. Эта акция была организована Национальной кампанией против платы за обучение и сокращение расходов на образование (National campaign against fees and cuts). Председатель Национального союза студентов А. Портер отмечал, что если предложения лорда Брауна будут приняты, то английские университеты станут в числе самых дорогих в мире.

Однако эти акции протеста ни к чему не привели и в июне 2011 г. правительство опубликовало Белую книгу «Высшее образование: Студенты в основе системы» («Higher education: Students at the heart of the system»), где содержались предложения об измене-

нии системы финансирования высшего образования, самые радикальные за все послевоенные годы (18).

Этот документ стал ответом на опубликованную в 2011 г. программу ЕС «Модернизация высшего образования в Европе: Вклад ЕС» («Modernisation of higher éducation in Europe: The EU contribution»), разработанную в рамках «Стратегии для Европы до 2020 г.» («Europe 2020 Strategy»). В программе отмечалось, что если Европа не хочет проиграть в глобальной конкуренции в области образования, научных исследований и инноваций, то национальные системы высшего образования стран - членов ЕС должны отвечать требованиям «экономики знаний». «Европа 2020» - стратегия роста на грядущее десятилетие - выделяет высшее образование как ключевую зону, где сотрудничество между странами ЕС должно привести к позитивным результатам в сфере экономического развития и занятости. Цель программы: к 2020 г. 40% граждан в возрасте 30-34 лет должны иметь высшее образование. Для этого государствам предлагается провести следующие мероприятия:

- увеличить число специальностей в вузах;

- улучшить качество обучения;

- предоставить больше возможностей для получения дополнительного образования и обучения за границей, стимулировать международное сотрудничество в области высшего образования;

- усилить «треугольник знаний» («Knowledge triangle»), связывая обучение, научно-исследовательские работы и бизнес;

- создать эффективную систему управления и финансовые механизмы для развития высшего образования (13).

Программа, выдвинутая ЕС, обсуждалась на специальных заседаниях палаты лордов. В обсуждениях принимали участие представители британских университетов, Ассоциации колледжей, Британской академии, Британского совета, Ассоциации европейских университетов, Министерства по делам бизнеса, инноваций и квалификаций (BIS), Совета по финансированию высшего образования Англии (HEFCE) и некоторых других организаций. Все они высказали свои предложения по программе, выдвинутой ЕС, и в целом приветствовали и принимали эту программу (21).

Спорный законопроект об изменении системы финансирования высшего образования, предложенный уже коалиционным правительством консерваторов и либерал-демократов, был принят 74

парламентом с перевесом в 21 голос: «за» проголосовали 323 депутата, «против» - 302. Политологи называли голосование по реформе вузов первым серьезным испытанием для правительства тори и либеральных демократов, которое формально обладает в палате общин преимуществом в 84 голоса. Однако итог голосования показал, что на самом деле поддержка у кабинета министров, руководимого Д. Кэмероном, в парламенте не столь значительна.

Выступая в палате общин, один из инициаторов новой системы финансирования вузов министр по делам бизнеса, инноваций и квалификаций (BIS) В. Кейбл называл ее справедливой и обеспечивающей сохранение высокого качества британских университетов. При этом следует отметить, что либерально-демократическая партия, членом которой является Кейбл, в своей правительственной программе обещала препятствовать любому увеличению платы за обучение. Однако после вхождения в правительственную коалицию ее руководство решило поддержать образовательную реформу консерваторов, чем навлекло на себя гнев тысяч молодых людей, голосовавших на последних парламентских выборах за либерал-демократов и их лидера, молодого и харизматично-го Н. Клегга.

Вопрос о реформе образования расколол либерал-демократов: 21 депутат парламента от этой партии голосовал против правительственного проекта; двое их товарищей по партии в знак протеста покинули посты помощников министров. При этом коллега В. Кейбла в теневом правительстве оппозиционной лейбористской партии Джон Денэм заявил, что если бы у власти оставалась его партия, то она не предложила бы столь резкого увеличения платы за обучение, забыв о том, что впервые плату за обучение ввела в 2004 г. именно его партия.

До сих пор английским вузам (в Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии действовали иные правила) разрешалось взимать со студента максимум 3290 ф. ст. в год. С сентября 2012 г. они могут назначать плату от 6 до 9 тыс. ф. ст., при этом поощряя поступление в вузы выходцев из семей с низким уровнем дохода. Ни от кого от студентов не будут требовать плату за обучение вперед: в соответствии с новыми правилами учиться они будут в кредит, возвра-

щать который станут уже по получении диплома и устройства на работу с годовой оплатой более 21 тыс. ф. ст. в год1.

Кредиты предоставляются для оплаты проживания, питания и проезда - до 5,5 тыс. ф. ст. - для тех, кто живет вне дома и учится вне Лондона; до 7,67 тыс. ф.ст. - для тех студентов, кто живет вне дома и учится в Лондоне; и наконец, до 4,37 тыс. ф.ст. тем, кто живет с родителями. Льготные ссуды в сумме 3,250 тыс. ф. ст., не подлежащие возврату, предоставляются тем студентам, чей семейный доход не превышает 25 тыс. ф. ст. в год (25).

Студенты из Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии могут получать финансовую поддержку от шотландского правительства, Правительственной ассамблеи Уэльса или Исполкома Северной Ирландии соответственно. Студенты из стран ЕС смогут получить определенный кредит только на обучение, но не на проживание. Вечерники или заочники (part-time students), заканчивающие полный курс высшего образования, также могут рассчитывать на получение кредита. Следует отметить, что эти кредиты предоставляются только студентам государственных университетов и вузов, однако студенты частных высших учебных заведений также могут обратиться к своему руководству с просьбой о кредите, но вопрос решается индивидуально в каждом отдельном случае.

Одновременно проводилась и реформа системы послешко-льного и профессионального образования. В Англии эта система хорошо отлажена и предлагает академические и профессиональные программы любого уровня - от средней школы до вуза. Круг предметов очень широк - академические и прикладные науки, языки, здравоохранение и социальные службы, искусство и гуманитарные науки, педагогика, средства массовой информации, компьютерные технологии и информатика, а также подготовка к поступлению в вузы. Около 11% вузов и 42% колледжей и школ для 16-18-летней молодежи участвуют в системе послешкольного образования. В ноябре 2010 г. и в декабре 2011 г. были приняты две про-

1 До достижения этой суммы кредит не выплачивается, а при ее превышении выплачивается 9% лишь с суммы свыше 21 тыс. Например, при сумме годовой оплаты 25 тыс. ф.ст. в год, 9% будут взиматься с суммы в 4 тыс. в год, что составит 30 ф. ст. в месяц. Если выпускник университета не сможет выплатить кредит в течение 30 лет, он будет списан.

граммы по модернизации этой системы. Первая - «Квалификации для устойчивого роста экономики и финансирование профессионального обучения» («Skills for sustainable growth and the funding to support this») и вторая - «Новые вызовы. Новые возможности» («New challenges. New chances»). В этих программах приоритет в финансировании и кредитовании отдается молодежи, которая нуждается в улучшении своих знаний английского языка, математики и информационных технологий, а также тем, кто ищет работу. Одновременно вводится новая система кредитов на послешкольное образование, в которой делается акцент на предоставление индивидуальных кредитов и ответственности за них. Программы по практическим занятиям финансируются как государством, так и бизнесом (22; 24).

Общая сумма финансирования послешкольного обучения в 2012-2013 фин. г. составила 3,8 млрд. ф. ст. В 2010-2011 уч. г. финансовая помощь была предоставлена более 3 млн. учащихся в возрасте от 19 лет, причем большинство из них были старше 25 лет.

В стране действуют около 350 учебных заведений общего по-слешкольного образования и колледжей 6-го класса и более 1000 тренинговых организаций, которые предлагают профессиональное обучение высокого уровня и отлично оснащенные помещения для практических занятий. Профессиональное обучение, или «ученичество» (apprenticeships), - это основа стратегии правительства, отмечается в программе. Правительство рассчитывает, что модернизированная система послешкольного и профессионального образования повысит квалификацию рабочей силы, экономические показатели страны и привлечет большее число студентов в учебные заведения (14).

Процесс модернизации образования также затрагивал сотрудничество университетов и вузов с бизнесом в области подготовки специалистов не только высокого класса, но и тех квалификаций, которые в данное время необходимы на рынке. Университеты являются неотъемлемой частью экономического и делового развития, ключевыми акторами в цепи «поставки» квалифицированной рабочей силы различным сферам деловой активности.

В 2003 г., в преддверии принятия лейбористским правительством Закона о высшем образовании 2004 г., в Великобритании был опубликован обзор «Анализ сотрудничества бизнеса и образования

Ричарда Ламберта» («Lambert review of business-university collaboration»). В обзоре Ламберта делался вывод о том, что университеты ощутили потребность привлечь бизнес-сообщество к процессу «передачи знаний». Однако этому мешали определенные препятствия, в числе которых назывался «человеческий фактор». Некоторые ученые и преподаватели не могли идти «в ногу» с бизнесом из-за непринятия ими концепции подхода, при котором исследования должны быть ориентированы на потребителя. Кроме того, временные рамки, в которых работают учебные заведения, зачастую не совпадали с режимом, в котором работают предприятия: научное исследование, проводимое в стандартные сроки написания диссертации - три года, - может быть слишком долгим, чтобы бизнес дождался его результатов. Скорость принятия решений также становилась проблемой. Хотя в Великобритании университеты приобрели автономию, они все еще остаются неповоротливыми бюрократическими организациями. Если университеты хотят стать партнерами бизнеса, то им необходимо развивать опыт принятия на себя просчитанных коммерческих рисков. Это, естественно, сложно для учреждений, занимающихся научной работой при использовании государственного финансирования (28, с. 59).

Вопросы сотрудничества университетов и бизнеса не оставались без внимания и после принятия Закона 2004 г. В 2012 г. был опубликован независимый обзор сэра Т. Уилсона «Сотрудничество между университетами и бизнесом» («A Review of business-university collaboration»), подготовка которого была намечена в Белой книге. Сэр Т. Уилсон был вице-председателем (проректором) Херд-фордширского университета на протяжении почти 20 лет. Под его руководством университет стал ведущим среди университетов Британии в области сотрудничества с бизнесом. Особое внимание в деятельности университета уделялось трудоустройству выпускников.

В обзоре отмечалось, что университеты и бизнес в настоящее время стоят перед лицом больших изменений, которые происходят в связи с глобализацией и реформами высшего образования во всех странах Европейского союза. По сравнению с началом 2000-х годов в сотрудничестве между университетами и бизнесом произошли значительные перемены как в количественном, так и в качественном отношении. Эти изменения стимулировались не только правительственными инициативами в области финансирования, но и 78

растущим осознанием предпринимателями того факта, что университеты играют ключевую роль в поставке высококвалифицированных специалистов на рынки труда, располагают исследовательскими базами мирового уровня, имеют опыт инновационной деятельности, отмечает Т. Уилсон. Развитие сетей взаимодействия между вузами и бизнесом служит основой сотрудничества и получения доступа к «внешним» знаниям, снижает возможности риска и лучше распределяет инвестиционные затраты. Такие сети неизбежно должны включать в себя университеты. Современная экономика характеризуется не столько жизнеспособностью своих рынков, сколько эффективностью и жизнеспособностью своих «сетей» (28).

Многие предпринимательские зоны, технопарки расположены вблизи университетов и пользуются всеми выгодами, которые может им предоставить это соседство. Т. Уилсон считает, что в таких случаях необходимо использовать опыт США в создании бизнес-кластеров, которые действуют совместно с теми университетами, где особенно развита научно-исследовательская деятельность (28).

Многие британские университеты уже активно сотрудничают с бизнесом в подготовке своих студентов по определенным, необходимым в данном регионе специальностям. Помимо Херд-фордширского университета, где многие годы работал Т. Уилсон (он даже заслужил звание пэра за свою деятельность), это Эдинбургский университет (University of Edinburgh), где бизнес-школа готовит не просто финансистов, а профессионалов в узких областях, например финансовая деятельность в сфере экологии. В Университете Голдсмит (Goldsmith university) создан Институт предпринимательства в области культуры и творчества (Institute of creative and cultural entrepreneurship). В рамках этого направления преподаются постдипломные программы - магистратура и Ph.D., в основном адресованные учащимся, имеющим опыт работы в соответствующих областях и желающим создать собственный бизнес. В идеале студенты открывают свой бизнес еще до окончания обучения.

Школа информатики Университета Сити (City university of London) предоставляет возможность шестимесячной практики в рамках курса обучения в магистратуре по специальности в области компьютерных технологий. В бакалавриате все программы могут включать и годичную практику, когда студенты работают на усло-

виях полной занятости и получают зарплату. Университет, расположенный в деловом центре Лондона, организует встречи студентов с представителями компаний, приглашает лекторов из секторов реальной экономики.

Однако все еще остается значительное число университетов, которые занимаются лишь академической подготовкой своих студентов, не увязывая ее с последующей практической деятельностью. Те университеты, которые не налаживают связи с бизнесом, рискуют утратить свою привлекательность, что, безусловно, снизит возможность устройства на работу их выпускников и отрицательно повлияет на региональную социально-экономическую ситуацию.

Система британского образования динамично развивается. Великобритания раньше других европейских стран осознала необходимость модернизации и начиная с 1944 г. последовательно проводит реформы высшего и послешкольного профессионального образования, при этом постоянно поддерживая высокие стандарты обучения.

Страна обладает огромным потенциалом в области сотрудничества между бизнесом и университетами. Британские университеты, как правило, являются международными организациями и не только привлекают студентов из разных стран, но и участвуют в различных международных научно-исследовательских проектах с привлечением частного венчурного капитала. Однако их возможности пока используются не в полную силу. Реформа, проводимая в настоящее время, призвана устранить эти недостатки.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Афонин А., Гибсон М. Бизнес и высшее образование: Опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление. - М., 2004. -№ 4(32). - С. 53-66. - Режим доступа: http://www.ecsocman.hse.ru/ univman/msg/16857106.html

2. Грей М. Исследования и инновации в университетах: Опыт Великобритании. - Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/kazakhstan-inspire-seminar-kazakh-session1-ru.pdf

3. Добсон П. Компании важнее университетов // Инновационные тренды. - М., 2011. - № 6. - С. 8-12. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/ pdf/inn_trend/06_2011/03.pdf

4. Смит К. Тотальные инновации по-английски // Инновационные тренды. - М., 2011. - № 6. - С. 1-4. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/ readroom/innovacionnye-trendy/it_6_2011/9253-totalnye-innovacii-po-anglijski.html

5. Ступин Р.С. Модернизация образования: Опыт Великобритании // Современная школа России. - М., 2012. - 15 марта. - Режим доступа: http://www.russia-school.com/index.php/archives/782

6. Тарасов А. Another brick in the wall // Скепсис. - М., 2005. - № 3/4. -Режим доступа: http://www.scepsis.ru/library/id_388.html

7. Annual innovation report 2010. - Mode of access: http://www.bis. gov.uk/policies/innovation/annual-innovation-report

8. Benn M. The crisis facing Britain's education system // The Guardian. - L., 2011. - 16 August. - Mode of access: http://www.guardian.co.uk/ education/2011/aug/16/crisis-britains-education-system/print

9. Blass E., Jasman A., Shelley S. The future of higher education provision in the UK: Workforce implications: A review of the literature: A report to HEFCE. - Mode of access: http://www.hefce.ac.uk/media/hefce/content/ pubs/2010/rd0410/rd04_10.pdf - 50 p.

10. Charles D. Universities and territorial development: Reshaping the regional role of UK universities // Local economy. - L., 2003. - Vol. 18, N 1. - P. 7-20.

11. Education at a glance 2012: OECD indicators / OECD. - P.: OECD Publishing, 2011. - 497 p. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2011-en

12. Efficiency and effectiveness in higher education: A report by the universities UK efficiency and modernization Task group. - 2011. - September. - 74 p. -Mode of access: http://www.universitiesuk.ac.uk/Publications/Docu ments/2011/EfficiencyinHigherEducation.pdf

13. EU Modernization of higher education: Funding and the social dimension 2011. - 116 p. - Mode of access: http://eacea.ec.europa.eu/education/ eurydice/documents/thematic_reports/131EN.pdf

14. Further education and skills. - Mode of access: http://www.bis. gov. uk/policies/further-education-skills

15. Greenaway D., Haynes M. Funding universities to meet national and international challenges. - Mode of access: http://www.patersoneducation trust.org/funding_universities.pdf

16. Higher Education Bill, 2003-2004. - Mode of access: http: //www. publications.parliament.uk/pa/cm200304/cmbills/035/04035.i-v.html

17. Higher education / Department for business, innovation & skills - BIS. -Mode of access: http://www.bis.gov.uk/policies/higher-education

18. Higher education: Students at the heart of the system / Department for business, innovation & skills - BIS. - 2011. - June. - 83 p. - (White Paper). -

Mode of access: http://bis.gov.uk/assets/biscore/higher-education/docs/ h/11-944-higher-education-students-at-heart-of-system.pdf

19. Hogson F., Spours K. Expanding higher education in the UK: from «system slowdown» to «system acceleration» // Higher education quart. - Oxford, 2000. - Vol. 545, N 4. - P. 295-322.

20. Links between higher education institutions, schools, colleges and academies. - 2010. - March. - Mode of access: https://www.hefce.ac.uk/data/ year/2010/linksbetweenhighereducationinstitutionsschoolscollegesandacad emies/

21. Modernisation of higher education in Europe: The EU contribution. European Union Committee: Social policies and consumer protection subcommittee. Oral and written evidence / House of Lords. - 2011. - 226 p. -Mode of access: http://www.parliament.uk/documents/lords-committees/ eu-sub-com-g/WrittenandOralHEevidence.pdf

22. New challenges. New chances: Next steps in implementing the further education reform programme. - 2011. - August. - 36 p. - Mode of access: http://www.bis.gov.uk/assets/biscore/ further-education-skills/ docs/n/11-1213-new-challenges-new-chances-implementing-further-education-reform. pdf

23. Paton G. British education system is our «greatest national crisis» says David Starkey // The Telegraph. - L., 2011. - 11 May. - Mode of access: http: / / www.telegraph.co.uk/ education/ educationnews/8505639/British-education-system-is-our-greatest-national-crisis-says-David-Starkey. html (Дата обращения 3.05.2012).

24. Skills for sustainable growth: Strategy document / Department for business, innovation & skills - BIS. - 2010. - 62 p. - Mode of access: http: / / www. bis.gov.uk/ assets/BISCore/further-education-skills/docs/S/10-1274-skills-for-sustainable-growth-strategy.pdf

25. Student finance / Department for business, innovation & skills - BIS. -Mode of access: http://www.bis.gov.uk/policies/higher-education/stu dents/student-finance

26. Clarke Ch. The education secretary's statement to MPs introducing the higher education bill: Full text: Charles Clarke's speech. - 2004. - Mode of access: http://www.guardian.co.uk/politics/2004/jan/08/publicservices.uk1

27. Understanding the UK education system. - 7 p. - Mode of access: http://www.schoolswork.co.uk/media/files/Undestanding_the_UK_educ ation_system.pdf

28. Wilson T. A Review of business-university collaboration. - 2012. - 89 p. -Mode of access: http://www.bis.gov.uk/assets/biscore/further-education-skills/docs/w/12-610-wilson-review-business-university-collaboration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.