Научная статья на тему 'Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании'

Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1737
971
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ / АВТОНОМИЯ / РЕФОРМЫ / ACADEMIC MOBILITY / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / UNIVERSITY EDUCATION / MEDIEVAL / AUTONOMY / REFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертовских Ольга Олеговна

В статье предлагается историко-педагогический анализ зарождения и становления системы высшего образования в Великобритании. Автор подчеркивает, что знание историко-культурных особенностей академической среды необходимо студентам и преподавателям, проходящим повышение квалификации в британских университетах в рамках академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

British University System: Historical and Pedagogic Aspects

The article offers a historical survey of the British university system as part of the history of education. The author stresses the importance of the cultural aspect in preparing Russian university students and staff members for internship, language training and further education in British universities within the system of European academic mobility.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании»

ПЕДАГОГИКА

Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании

О.О. Чертовских

В статье предлагается историко-педагогический анализ зарождения и становления системы высшего образования в Великобритании. Автор подчеркивает, что знание историко-культурных особенностей академической среды необходимо студентам и преподавателям, проходящим повышение квалификации в британских университетах в рамках академической мобильности.

В современном мире становится все более очевидной роль образования и наднациональная роль университетов: возможность получения высшего образования не ограничивается рамками одной страны и/или одного университета. Сегодня можно выбирать как форму, так и место обучения, причем образование в зарубежных университетах, благодаря системе грантов и стипендий, становится доступным все более широким слоям молодежи. Получившая широкое распространение международная академическая мобильность имеет различные формы - от полного цикла обучения студентов в зарубежных вузах до языковых стажировок1. В связи с этим студентам, преподавателям и администрации российских университетов важно ясно представлять структуру университетского образования стран, с которыми они поддерживают контакты в рамках академической мобильности.

Одной из самых престижных стран с точки зрения высшего образования традиционно считается Великобритания, чьи университеты традиционно принимают на обучение, стажировку и

повышение квалификации студентов, магистрантов и преподавателей из России, в том числе из МГИМО. Их необходимо готовить к пониманию особенностей и адекватному восприятию британской культуры и университетской системы.

В условиях глобализации и расширения межкультурной коммуникации, при продолжающемся процессе сближения и взаимодействия различных стран и культур на различных уровнях для вступления в открытое информационное общество современный специалист, в особенности будущий международник, должен хорошо владеть иностранными языками, и прежде всего английским. Для этого необходимо не только изучить грамматику, фонетику и определенный набор лексики, но и разбираться в национально-культурных особенностях страны изучаемого языка. Общение на иностранном языке, особенно с носителями языка, неизбежно погружает человека в языковую картину мира, свойственную этому языку, заставляет воспринимать иную логику мировосприятия, иную систему ценностей2.

Чертовских Ольга Олеговна - к.пед.н., доцент кафедры английского языка № 2 МГИМО(У) МИД России. E-mail: olga_chertovskih@mail.ru

Академическая мобильность не только дает возможность студентам учиться в разных странах, изучать их язык и культуру, но и означает, что они должны быть готовы к восприятию инокультур-ного академического сообщества. В «переломные» моменты мировой истории обостряется внимание к межкультурной коммуникации, и это подтверждает мысль о том, что организация высшего образования напрямую зависит от современной ступени развития общества, а оно является результатом мирового исторического развития3. Современные университеты формируют своеобразное «космополитическое» поликультурное поколение, которое сыграет решающую роль в будущем развитии Европы. Для понимания специфики высшего образования Великобритании важно исследовать и проанализировать процесс становления очагов просвещения и науки - британских университетов. Это связано с тем, что университет как в Великобритании, так и во всем мире является местом зарождения и распространения культуры и духовных ценностей нации.

Университетское образование в Великобритании со времен возникновения первых университетов всегда находилось на вершине образовательной пирамиды. На университет возлагаются большие надежды в плане проведения социальных, экономических и национальных программ развития. В связи с этим университет и процесс обучения в нем находятся в центре внимания многих исследователей. С самого своего возникновения основное предназначение университетов состояло в распространении высокого уровня знания, в воспитании элиты общества, в развитии культуры мышления и деятельности, распространении культурных ценностей. Поскольку в человеке при рождении не заложена система ценностей, основанная на культурных особенностях и традициях как родной страны, так и зарубежных стран, то необходимо ее формировать в процессе развития. Это одна из образовательных проблем, с которыми университеты сталкивались и сталкиваются в разные периоды своего развития. Университетская проблематика, как правило, включает исторические исследования своего становления, а также сравнительные исследования университетского образования в разные периоды времени.

Для обоснования теоретического и исторического аспекта культурологических позиций университетов Великобритании необходимо исследовать проблему их эволюции с учетом национальных особенностей. Однако, прежде чем перейти к истории развития английских университетов, обратимся к самому понятию «университет». В таких изданиях, как Большая Советская Энциклопедия, Философский словарь, термин «университет» (от лат. иштегейаз - совокупность, общность) определяется как высшее учебно-научное заведение, ведущее подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания4.

Первые университеты имели несколько названий: помимо «ишуегзйаз», которое не сразу стало

главным, основным и единственным определением университета, их называли «8Шёшш generale». Первые университеты обучали ремеслу врачей, юристов и теологов, выполняя функции городских гильдий, и в этом они были подобны другим гильдиям, также обучавшим какому-либо ремеслу, например гильдии каменщиков. Отличие же университетов заключалось в том, что обучение ремеслу сводилось не только к передаче узкоспециальных, профессиональных знаний, которые можно было получить и в жизненной ситуации. Здесь давали массу дополнительных знаний на так называемом факультете свободных искусств. Студенты, окончившие этот факультет, учились далее на медицинском, правовом или теологическом факультете. Дополнительное образование, помимо специально-профессионального, определяло утверждение университета как учебного заведения (БШ&иш generale)5, а не только как гильдии (ишуегсйаз).

Развитие интеллекта и обучение ремеслу предстало в университете как обучение интеллектуальной профессии, то есть искусству-ремеслу. Можно предположить, что суть университетского образования именно в этом - в обучении интеллектуальной профессии. Таким образом, до окончательного выяснения причин становления университета, имеющаяся историческая информация уже позволяет уловить смысл университетского образования: университет как ценность культуры гарантирует сохранение интеллектуальной профессии в человеческом сообществе. В нашем же понимании понятие «университет» рассматривается не только как высшее учебно-научное заведение, ведущее подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания, но и как связующее звено между различными культурами для установления тесного межкультурного контакта.

По мнению ученых, занимающихся исследованием проблемы возникновения университетов, университет в Великобритании, так же как и во всем мире, возник как институт европейской культуры, как продукт христианского Запада XII в., как уникальное явление Средневековья, не имеющее аналогов в предшествующем ему времени. Таково распространенное и устоявшееся мнение. Чтобы определить характер изменений и проследить образовательные особенности университетов Великобритании, рассмотрим историю их возникновения и их последующее развитие.

Ученые констатируют тот факт, что образование на Британских островах, как и повсюду в Европе, началось с желания познать библейскую истину, поэтому чтение и толкование Библии, церковные песнопения, понимание чина богослужения были единственными стимулами к открытию первых средневековых учебных заведений. Таким образом, знания и образование пришли на землю бриттов вместе с христианством. Еще во времена раннего Средневековья Британия была известна как «остров святых старцев и школяров». Этой древней славой Британия обязана монахам, которые основывали монастыри, а при них - школы6.

С конца VI в. святые отцы стали отправляться и за пределы островов, чтобы нести свет знания и божественной истины по всему западному миру.

Школы для подготовки священнослужителей были открыты в Великобритании уже в VI в. Позднее появились светские, так называемые «грамматические» школы, где мальчики изучали латинскую грамматику. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Первые положения этой программы для средневековой Европы выработали философы-педагоги Марциан Капелла (410-427), Боэций (480-524), Кассиодор (487-578), Исидор Севильский (570-636), Алкуин (735-804). Учебники, написанные этими философами, пользовались популярностью вплоть до XIV в.7. Канон семи свободных искусств включал следующие дисциплины:

- грамматику (с элементами литературы);

- диалектику (философию);

- риторику (включая историю);

- географию (с элементами геометрии);

- астрономию (с элементами физики);

- музыку;

- арифметику.

Науки тривиума (грамматика, риторика, диалектика) считались низшими, высшими были науки квадривиума (арифметика, география, астрономия, музыка). Особенно основательно изучались дисциплины, являвшиеся базовыми для будущих священнослужителей, - грамматика и музыка. Известия об английских университетах до XIII столетия чрезвычайно скудны, поэтому невозможно составить ясного понятия о важнейших моментах зарождения и развития высших учебных заведений. Необходимо искать объяснение в других достоверных аналогичных источниках, которые имели тесные связи с английским университетом. Таковым был Парижский университет, по образцу которого строился старейший из английских университетов - Оксфордский.

В течение XI-XII столетий на западе христианской Европы - в Болонье, Париже, Салерно - возникли первые средневековые университеты. Они присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, как рыцарей, венчали громкими титулами, например «граф права». В ученой степени «магистр» (англ. master) нетрудно угадать звание, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты находились во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев. Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем был за него в ответе8. Так постепенно складывалась система тьюторства, существующая и в настоящее время и являющаяся продуктивной формой проведения занятий.

Студент занимался у профессора от трех до семи лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале степень бакалавра рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то

есть становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал научную работу, защищая ее перед уже имевшими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень лиценциата, магистра или доктора. Следует отметить, что первые средневековые университеты долгое время составляли совершенно независимые сообщества в государстве, как бы status in statu. Университеты сами учреждали законы, правила и всю университетскую организацию, без участия не только городских, но и государственных и церковных властей.

Анализ источников по проблеме университетского образования в Европе свидетельствует о том, что в Парижском университете изначально было четыре факультета: теологии, медицины, канонического права и свободных искусств. Продолжительность обучения варьировалась, но в любом случае требовалось сначала пройти трехгодичный курс обучения на факультете свободных искусств, где преподавались дисциплины, необходимые для общего образования: грамматика, и философия Аристотеля. Далее студент (или, как тогда его называли, школяр), получивший степень лиценциата, мог закончить обучение или поступить на один из трех высших факультетов, где давались специальные знания. Самым продолжительным было обучение на факультете теологии - четырнадцать лет, но его выпускник мог сделать блестящую карьеру и претендовать на самый высокий церковный сан.

Парижский университет послужил вдохновляющим примером для создания университетов в Англии, с теми лишь изменениями, которые были обусловлены духом времени, местными потребностями и национальными особенностями. История английских университетов XII-XIX вв. по характеру различных перемен, совершавшихся при постепенном развитии, может быть разделена на несколько периодов9:

I период (V-XII вв.) - зарождение школ, из которых позже (в XII-XIII вв.) образовались Оксфордский и Кембриджский университеты. В Оксфорде обучение проводилось с 1096 г. Созданию в стране собственных университетов способствовала ссора Генриха II (1154-1189) с парижским архиепископом (1167). В гневе король запретил своим подданным учиться в Парижском университете. Англичанам пришлось полагаться на собственные ученые силы. В результате их усилий около 1189 г. в Оксфорде стали возникать структуры будущего университета. Среди ученых того времени, преподававших в Оксфордской школе, можно отметить парижского богослова (английского происхождения) Роберта Пуллена, Симеона Даремского, Иоанна Солсберийского. Вследствие смуты, произошедшей в Оксфорде в 1209 г., около трехсот школяров и магистров покинули Оксфорд и поселились в Кембридже, где стали продолжать занятия. Благодаря переселению и деятельности магистров и школяров примерно в 1229 г. Кембриджской школе было присвоено звание studium generale. Еще до середины двенадцатого столетия первые университеты имели все признаки

и условия средневекового университета как в отношении объема учебных предметов, так и в отношении преподавательского состава и помещения;

II период (XIII - первая половина XIV вв.). В этот период зафиксирован расцвет научной мысли. Характерными для него являются следующие черты:

- автономность университета, то есть его независимость как от государства, так и от церкви;

- доступность обучения для всех слоев населения.

В Оксфордском университете открываются первые колледжи (Balliol College - 1249, Merton College - 1264), в которых работают ученые Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Майкл Скотт, Уильям Оккам и др.

III период (вторая половина XIV - XVI вв.) характеризовался устарелостью прежних форм обучения, вызванных рядом социальноэкономических и политических причин. Академическая жизнь, обеспеченная недвижимой собственностью, получив важное материальное значение, не избежала того подавляющего влияния, которое оказывают материальные блага на духовную жизнь. Изменилась и внутренняя организация университетов, она приняла аристократическую форму. Университеты частично потеряли свою независимость от государства и церкви. Образование в университетах постепенно становится все более элитарным. В XV в. возникли первые шотландские университеты: Сент-Эндрюсский университет, Университет Глазго и Университет Абердина, в которых изучались гуманитарные науки (свободные искусства), теология и каноническое право. В отличие от английских университетов, которые являлись аристократическими учебными заведениями, тесно связанными с англиканской церковью, шотландские университеты были более демократичными.

IV период (XVI-XVII вв.). Университетское образование постепенно выходит из оцепенения, на смену «мертвым» предметам и наукам приходят новые, живые формы, распространяются гуманитарные науки. Подъем образования характеризуется появлением в университетах целой плеяды мыслителей-гуманистов, наиболее выдающиеся из которых - Томас Линакр, Уильям Гросин, Джон Колет, Томас Мор, Эразм Роттердамский (профессор Оксфордского университета), Френсис Бэкон и др. В стране появляется множество грамматических гимназий (Grammar schools) и школ для начального обучения. В середине XVI в. в Оксфорде и Кембридже окончательно оформилась система тьюторства. В XVII в. английский университет представлял собой аристократическую республику, которая принимала активное участие в политической жизни страны. После вступления на английский престол Якова I (Якова VI, короля Шотландии) английские университеты, вслед за шотландскими, получили представительство в парламенте. В XVII-XVIII вв. это же право получили университеты Ирландии.

Кроме того, Оксфордский и Кембриджский университеты считали своим долгом воспитание достойной смены для государственной и церковной

службы. Королевская власть постоянно использовала помощь университетских специалистов в таких делах, как подготовка документов, защита королевских интересов в папской курии, осуществление «черновой» работы посольств, взаимодействие с парламентом.

V период (XVIII - XIX вв.) характеризовался более усиливавшимся стремлением к радикальным реформам всей системы британского высшего образования. Оно было обусловлено потребностями общества. Плодом этого стремления явилось появление новых университетов и гимназических школ. В Оксфорде и Кембридже, наряду с традиционным обучением, развивалось новое направление - исследовательская работа студентов в лабораториях и семинарах. С другой стороны, бурное развитие промышленности в эпоху промышленного переворота потребовало создания новых, более практически ориентированных университетов, в которых меньше внимания уделялось классическим дисциплинам, за счет чего была усилена подготовка по естественным наукам. Университеты, возникшие в Бирмингеме, Бристоле, Ливерпуле, Манчестере, Лидсе, Шеффилде на базе колледжей, институтов и других образовательных центров (например, медицинской школы Лидса) вошли в историю как индустриальные университеты (civic universities) или «краснокирпичные университеты» (red brick universities).

В отличие от «старинных университетов», построенных из камня, в которых преобладало классическое богословское образование, целью новых образовательных учреждений была подготовка студентов к практической профессиональной деятельности. «Краснокирпичные университеты» получили университетские хартии только в начале XIX в., а в конце века они уже приобрели статус весьма респектабельных учебных заведений.

VI период (XX-XXI вв.) может быть охарактеризован как период продолжающихся реформ системы высшего образования страны. К концу 1980-х гг. в Соединенном Королевстве Великобритания и Северной Ирландии насчитывалось 45 университетов, из них 34 - в Англии, 1 - в Уэльсе, 8 - в Шотландии и 2 - в Северной Ирландии. Существуют определенные различия между:

- старыми университетами (ancient universities) и новыми (new universities), возникшими в XX в.;

- университетами, возникшими в 1960-х гг. (University of East Anglia, University of Warwick, University of Kent, Lancaster University, University of York и др.), и технологическими университетами, появившимися после реформы 1992 г. (Birmingham City University, University of Brighton, London Metropolitan University, Middlesex University и др.).

Новые университеты тесно связаны с торговлей и промышленностью и поэтомустроят свои учебные программы с определенным учетом интересов предпринимателей, руководствуясь ситуацией на экономическом рынке10. Технологические университеты, сформировавшиеся на базе политехнических институтов и технологических колледжей, занимают в Великобритании менее

престижное место. Созданные по инициативе предпринимателей, они предлагают программы и курсы обучения в соответствии с интересами промышленности и бизнеса. Фактически их появление можно сравнить с появлением «краснокирпичных университетов», но только на другом витке исторического развития. Старые университеты стремятся укрепить свои связи с местными и национальными коммерческими кругами, однако в учебных программах уделяется много внимания таким классическим университетским дисциплинам, как философия, литература и естественные науки.

Исследование эволюции историко-педагогических основ зарождения университетов в Великобритании позволяет сделать следующие выводы:

- первые университеты, возникшие в XII-XIII вв., заложили институциональную структуру современной высшей школы;

- университетская мировая традиция исходит из ориентации на высокие моральные и интеллектуальные ценности. Британские университеты возникли на основе консолидации культур европейских народов. Идеология университетского образования - наследование лучших достижений общечеловеческой гуманистической культуры, не имеющей национальных границ, а лишь национальные особенности, стремление к интеллектуальному развитию личности, открытому диалогу и коммуникации в исследованиях и обучении;

- британский университет исторически являлся не только учебным заведением, но и политическим институтом. Это подтверждается фактом дарования высшему учебному заведению права иметь собственных представителей в парламенте;

- британские университеты в определенной мере являлись двигателем общественно-культурного прогресса, отражением меры цивилизо-

ванности нации; относительно высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные школы, обеспечивающие условия роста, передачи и воспроизводства знаний придали английским университетам национальное и международное значение и признание;

- базовые принципы университетского образования сводились к: а) идее академической свободы, то есть автономии; б) признанию приоритета обучения и исследовательской работы как сущности образования; в) активному включению в общественную жизнь, возрождению ее целостности, а также этическому обоснованию достоинства знания и учености;

- студенты британских университетов принимали и принимают активное участие в диалоге культур - главном факторе развития европейской цивилизации. Он реализуется через мобильность студентов и преподавателей, развитую систему переводов научной литературы на национальные языки европейских стран, свободный обмен научной информацией, многонациональный состав университетов. Такой диалог культур способствует культурному и духовному объединению Европы;

- знания исторических образовательных традиций и статуса высшего учебного заведения необходимы при выборе университета для обучения и стажировок в рамках академической мобильности.

Chertovskikh O.O. British University System: Historical and Pedagogic Aspects.

Summary: The article offers a historical survey of the British university system as part of the history of education. The author stresses the importance of the cultural aspect in preparing Russian university students and staff members for internship, language training and further education in British universities within the system of European academic mobility.

------------ Ключевые слова ----------------------------------------- Keywords -------

Академическая мобильность, межкультурная Academic mobility, cross-cultural communication,

коммуникация, университетское образование, university education, medieval, autonomy, reforms.

средневековый, автономия, реформы.

Примечания

1. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / А.В. Торкунов // Вестник МГИМО-Универ-ситета. 2012. № 4. С. 87.

2. Воевода Е.В. Контактные языки как лингвокультурная доминанта на постсоветском пространстве / Е.В. Воевода // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 172-173.

3. Костикова Л.П. Эмоционально-волевая регуляция личности в условиях межкультурной коммуникации / Л.П. Костикова // Современная коммуникативистика. 2012. № 1. С. 32.

4. Большая Советская Энциклопедия / URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-58074.htm

5. Большой немецко-русский словарь. URL: http://dict.com.ua/bolshoy_nemetsko_ russkiy_slovar/page/Studium_generale.140244

6. Перетяченко Е. Традиции и современность ирландского образования / Е. Перетяченко // Журнал «Где учиться?» URL: http://www. gde-uchitsa.ru/cgi-bin/show.pl?tpl= stat09_text&page_id=4611686018427388760&ses_id=8953356744585212

7. Ивановский В.Н. Народное образование и университеты в средние века // Книга для чтения по истории средних веков / Под ред. П.Г. Виноградова. М., 1898. Т. 4.

8. Латышева Д.И. История педагогики и образования. М.: Гардарики, 2007. С. 17-18.

9. Игнатович В. История английских университетов. С.- Петербург, 1861.

10. Wanger L. A thirty-year perspective : From the sixties to the nineties / L. Wanger //The changing university. Buckingham; Bristol, 1996. P. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.