Научная статья на тему 'Историко-педагогические основы зарождения государственного высшего образования в Великобритании'

Историко-педагогические основы зарождения государственного высшего образования в Великобритании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9998
669
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОЛЛЕДЖ / ОКСФОРД / КЕМБРИДЖ / HIGHER EDUCATION / MEDIEVAL UNIVERSITY / COLLEGE / OXFORD / CAMBRIDGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малыгина Светлана Викторовна

Цель статьи выявление особенностей и предпосылок зарождения государственного высшего образования в Великобритании. Проведенный историко-педагогический анализ позволяет утверждать, что именно Оксбридж заложил прочный фундамент британского высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this article is to identify peculiarities and background of the genesis of state higher education in Great Britain. In the late 11th early 12th centuries big educational centers appeared on the basis of some cathedral and monastery schools to become later the first universities. Oxford and Cambridge founded in Britain in that period remained the only universities for more than 600 years. The historical and pedagogical analysis makes it possible to affirm that Oxbridge laid the basis for higher education in Britain

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические основы зарождения государственного высшего образования в Великобритании»

С. В. Малыгина

(Самара)

Историко-педагогические основы зарождения

государственного высшего образования в Великобритании

Цель статьи - выявление особенностей и предпосылок зарождения государственного высшего образования в Великобритании. Проведенный историко-педагогический анализ позволяет утверждать, что именно Оксбридж заложил прочный фундамент британского высшего образования.

Старейшие университеты, оставаясь единственными в Великобритании на протяжении более чем шестисот лет, заложили прочный фундамент и многие традиции британского высшего образования [8]. Известно, что первые учреждения высшего образования получили название университеты (от латинского ипмвтШЬвт - «весь, полный»] [7, с. 687]. История их становления и развития восходит к монастырским и кафедральным (епископальным] школам, получившим широкое распространение в средневековой Европе [6, с. 72]. Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Основное внимание в них уделялось изучению Библии, а также трудов таких римских философов, как, например, Катон и Сенека. Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. Так, в школах монахов-бенедиктинцев учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. В программу школ монахов-капуцинов входили, кроме религиозного знания, письмо, счет, пение, начала астрономии [2, с. 131].

Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ было в конце VIII в. в Англии, Ирландии и Шотландии. В церковных школах повышенного образования обучали по программе «семи свободных искусств», которая включала в себя следующие дисциплины: грамматику с элементами литературы, диалектику (философию], риторику (включая историю], географию с элементами геометрии, астрономию с элементами физики, музыку, арифметику [10, с. 84]. Вся программа имела две ступени: низшую -тривиум (состоящий из грамматики, риторики и диалектики] и высшую - квадривиум (включающий арифметику, географию, аст-

рономию, музыку]. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. В итоге, церковные школы раннего Средневековья были малополезны и столь же мало доступны.

С начала XII в. образование вышло за монастырские и церковные рамки. В это время возникают светские учебные заведения -городские школы [2, с. 134] Данные учреждения были тесно связаны с ростом городов, укреплением социальных позиций граждан. Первым городским школам пришлось функционировать под строжайшим надзором католической церкви, которая видела в них опасную альтернативу церковному образованию. Представители церкви урезали программы, контролировали утверждение кандидатуры учителей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто называли ректор. Ректор сам подбирал себе в помощники учителей из числа клириков. Программа городских школ носила более прикладной характер по сравнению с программой церковных учебных заведений. Кроме латыни здесь обучали арифметике, элементам делопроизводства, географии, технике, естественным наукам.

В конце XI - начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы стали превращаться в крупные учебные центры, ставшие впоследствии первыми университетами. Средневековые университеты были культурными очагами большого значения. Они возникали по инициативе ученых и пользовались самоуправлением, вырабатывали собственный распорядок жизни, избирали должностных лиц, оберегая свои «вольности»» [1, с. 26]. В Средневековье все знания об окружающем мире получали в монастырях. Главным отличием университетов от монастырей стало обучение наукам, философии, логике,

математике. В то время необходимый минимум знаний образованного человека, помимо латыни, философии и теологии, составляли семь наук («семь свободных искусств»]: риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Выпускники этих университетов были подготовлены к высоким церковным и светским должностям, ведению теологических диспутов, законоведческой службе. Уже в ХШ-Х^ вв. появились первые стипендии. Основным языком преподавания в средневековых университетах был латинский язык, а основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы бого-словско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолар - студент от лат. зсИо1а - школа] [3].

Важной чертой первых университетов Британии являлся их наднациональный, демократический характер. На студенческих скамьях сидели мужчины разных возрастов и сословий. Для организации университета не требовалось больших затрат. Студенты часто выбирали профессоров из своей среды. Порядок зачисления в университет был достаточно вольным. Студенты бедных сословий снимали малопригодные для жилья помещения, перебивались случайными заработками, нищенствовали, странствовали [2, с. 136].

Датой основания Оксфорда многие историки считают 1206 г., однако точная дата неизвестна. Обучение в Оксфорде велось ещё с 1096 г. Стимулом для обширного заселения Оксфорда послужила высылка иностранцев из Сорбонны в 1167 г. (в результате реформы Генрих II Плантагенет запретил английским студентам учиться в Сорбонне]. Историк Дже-рард Уэльский читал лекции студентам ещё в 1188 г., а первое упоминание об иностранных учениках было в 1190 г. Поначалу в Оксфорде обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны. Главой университета являлся (и является в настоящее время] канцлер. Неанглийские студенты-британцы делились на северных (шотландцы] и южных (ирландцы и валлийцы]. В середине XIII в Оксфорде обосновались члены таких монашеских орде-

нов, как доминиканцы, францисканцы, кармелиты, августинцы. Примерно в то же время частными благотворителями были созданы колледжи, чтобы жить как самостоятельное ученическое сообщество [4, с. 23].

Университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Первые профессора и студенты стекались в местечко Оксфорд из разных уголков Англии, Франции и Германии. Университет был наднациональным образованием, не знающим государственных границ, но, с другой стороны, поскольку город заботился только о своих гражданах, чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов. Эти союзы постепенно получали привилегии и грамоты, дававшиеся университетам королем или местными управителями, и приобретали автономию [6, с. 75].

Юридическая независимость средневековых университетов наглядно иллюстрируется структурой Оксфорда. Власти университета представляли следующую иерархию:

- канцлер Университета (какое-либо почетное лицо в государстве - например, герцог или маркиз];

- вице-канцлер - исполнительная власть;

- два инспектора (proctors] - полиция университетской жизни;

- три совета: 1] собрание (convocation] -все преподаватели и доктора (в том числе не живущие в Оксфорде], собирающиеся раз в год на назначение ученых степеней и канцлера; 2] община (congregation] - директора колледжей и преподаватели; 3] еженедельный совет из 18 избранных первым советом членов, который составляет законы университетской жизни.

Кембриджский университет - по времени основания является вторым в Великобритании после Оксфордского и четвертым в мире; один из «старинных университетов» Великобритании и Ирландии. Университет вырос из собрания ученых людей города Кембриджа, которое было образовано в 1209 г. учеными, покинувшими город Оксфорд из-за того, что оксфордский студент убил жительницу города [9].

Прибыв в Кембридж, «сорвиголовы» нашли приют в церкви Святого Петра, быстро остепенились, обустроились и вернулись к учебе. Для новой академической общины потребовалось новое здание, и епископ Йель-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42] 2015

157

Зарубежный опыт и историко-педагогические исследования

ский приказал построить рядом с церковью «Дом Петра», ставший впоследствии одноименным колледжем - первым в Кембриджском университете.

Английский средневековый университет представлял собой город в городе, государство в государстве, федеративную республику с системой власти, основанной на совместных договорах, колледж - как одну из суверенных частей университетской ассоциации. Оксфорд традиционно складывался как федерация автономных республик-колледжей, объединенных общей внешней политикой, отношениями с правительством и другими университетами, общей системой ценностей и правилами жизни, учебной и научно-исследовательской работы. Согласно русскому исследователю истории средневековых университетов Николаю Суворову, именно квартирный вопрос, являвшийся наиболее острым для пришлых в университетский город людей, позднее привел к образованию коллегий (колледжей] [5].

Сегодня в этих двух старейших университетах Великобритании действует 39 и 29 коллегий соответственно [8]. Они представляют собой самоуправляемые единицы университета, которые входят в состав университета, но от него не зависят, со своими собственными финансовыми средствами. Именно коллегии контролируют прием и обучение студентов, предоставляют им жилье, питание и прочее. В свою очередь студент, поселяясь в коллегию и получая полное содержание, обязан подчинить свою жизнь режиму, установленному в ней. Деятельность коллегии регулиру-

ется товариществом преподавателей (fellows], членом которого можно стать после пяти лет пребывания в коллегии, и возглавляется главами (heads], которых преподаватели выбирают из своей среды [11].

Возникнув как своеобразное «государство в государстве», британские старейшие университеты приобрели административную, финансовую, научную, теологическую независимость. Университетское образование в рассматриваемых вузах Великобритании -продукт исторического развития общества. Оно формировалось с развитием общества в тесной связи с его экономической, политической, социальной и культурной жизнью.

Итак, как показывает вышеприведенный исторический анализ, для становления высшего образования Великобритании в XI веке сложились следующие историко-педагогиче-ские предпосылки:

- социально-политические (стабилизация международного положения страны, усиление позиции феодальной аристократии, приток иностранных ученых в страну];

- социокультурные (расширение рамок образования за пределы религиозного познания, развитие просветительской работы на основе разнообразных литературных источников];

- социально-экономические (повышение уровня грамотности населения вследствие роста экономики, развитие международной торговли];

- педагогические (развитие сети церковных школ, появление системы повышенного образования].

Литература

1. Барбарига А. А., Федорова Н. В. Британские университеты': учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Высшая школа, 1979. - 127 с.

2. Джуринский А. Н. Зарубежная педагогика : учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2008. - 383 с.

3. Игнатович Ю. В. История английских университетов. - СПб., 1861. - 128 с.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада : пер. с фр. / общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. - М.: Издательская группа Прогресс ; Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

5. Суворов Н. С. Средневековые университеты. - М., 1898. - 256

с.

6. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351 с.

7. Ушаков Д. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.

8. Цейкович К. Н. Университетское образование в Великобритании. - М., 1976. - 23 с.

9. University of Oxford [сайт]. URL: http://www.ox.ac.uk (дата обращения 30.10.14).

10. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени : учебно-методические материалы по истории педагогики / авт.-сост. М. Р. Кудаев, Ф. Н. Апиш. - Майкоп : Аякс, 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.adygnet.ru/sites/default/files/block_1.doc/

11. Проскуровская И. Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Вестник Томского государственного университета. -

2009. - № 2 (6). - С. 71-81.

-^-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.