соответствующие европейские институты, которые обеспечат необходимую координацию в надзоре и оценке системного риска. Но столь же важно для обеспечения основ финансовой стабильности в регионе создать и европейское ведомство, отвечающее за санацию банков, находящихся на грани банкротства, независимо от их страновой принадлежности. Только тогда судьба банковского сектора будет полностью отделена от судьбы их суверенов.
Г. В. Семеко
2012.04.019. ЕВРОПА ДВУХ ЕВРОП / КУРБЮВАЙТ Д., НОЙ-КИРХ Р., РАЙЕРМАН К., ШУЛЬТ К.
Europa der zwei Europas / Kurbjuweit D., Neukirch R., Reiermann C., Schult C. // Spiegel. - Hamburg, 2011. - N 44. - S. 24-28.
В конце октября 2011 г. на саммите лидеров стран-участниц зоны евро был одобрен пакет мер, которые должны остановить рост государственных долгов. Кроме того, были намечены контуры новой Европы, разделенной на государства, входящие в зону евро, и государства, не являющиеся членами Европейского валютного союза (ЕВС). Последняя инициатива принадлежит А. Меркель. Ведущей державой этой новой Европы является Германия, выступающая за ее стабильность, руководствуясь при этом принципом: «кто плохо работает со своими финансами, теряет часть своего суверенитета». Авторы считают такое разделение здравым и рациональным решением. В данном виде Европа является целевым сообществом, и если зона евро будет успешной, она поможет построить хорошую общую Европу.
Хотя министр финансов Германии В. Шойбле заявил, что предстоит еще много работы для решения всех проблем, авторы полагают, что в данном случае А. Меркель сработала хорошо, с самого начала сделав ставку на национальную стратегию. Она не намеревалась стать спасительницей Европы, а хотела обеспечить конкурентоспособность Германии и наряду с этим, возможно, спасти Европу. Немецкая культура стабильности должна постепенно становиться ведущей европейской идеей. Теперь другие страны должны постараться догнать Германию. Испания, Греция, Португалия и Италия частично ужесточили свои программы оздоровления экономики. Однако платой за успех является раскол Европы -кто не входит в зону евро, не принадлежит более к Центральной
Европе, тот не может участвовать в обсуждении серьезных проблем.
При этом «зонтик спасения» - Европейский фонд финансовой стабильности (European financial stability facility, EFSF) - также является институтом, углубляющим раскол, поскольку является созданием 17 стран ЕВС для этих же стран. В целом в его распоряжении было 440 млрд. евро. 250 млрд. евро осталось после акций по спасению Португалии, Ирландии и Греции. После последних решений эта сумма должна быть увеличена почти до 1 трлн. евро, что позволит предоставить помощь оказавшимся в затруднительном положении Италии и Испании.
EFSF сможет предоставлять гарантии под выпуск новых суверенных облигаций на первичном рынке, а также подстраховывать эти облигации до определенного уровня (20%), что делает их более привлекательными. По расчетам EFSF, один евро от «зонтика спасения» мобилизует четыре евро частных инвестиций. Кроме того, EFSF вместе с другими частными или государственными инвесторами будет заниматься скупкой государственных долгов. Этот вариант ориентирован прежде всего на миллиардные фонды таких государств, как Китай или Бразилия, которые ищут возможности для инвестиций по всему миру.
При рассмотрении долговых проблем Греции также просматривались контуры новой Европы. Комиссия ЕС играла в этой ситуации лишь подчиненную роль, а страны, не входящие в зону евро, такие как Швеция, Великобритания или восточноевропейские государства, практически не участвовали в этом процессе. Задавали тон страны - члены ЕВС, в первую очередь Германия. А. Меркель и ее министр финансов торопили, акцентируя внимание на большом размере долга. Для решения долговых проблем страны частным кредиторам Греции (прежде всего банкам и страховым компаниям) предложено отказаться от половины своих требований. В то же время это предложение не распространяется на государственных кредиторов, в том числе на Европейский центральный банк (ЕЦБ). Предполагается, что в результате реализации этих мер государственная задолженность Греции должна снизиться с нынешних 160% до 120% от национального ВВП к 2020 г. (с. 26).
Создание двухуровневой Европы в ЕС подтверждается предложением проводить на регулярной основе встречи глав государств
и правительств зоны евро. Таким образом, создается новый орган управления для зоны евро - Евросаммит (Euro-Gipfel). Его председателем назван Х. Ван Ромпей (H. van Rompuy), который является и президентом Европейского совета.
Британский премьер Д. Кэмерон считает, что планируемое решение будет иметь серьезные последствия для других стран, поскольку кризис еврозоны касается всех государств ЕС (с. 26). Он потребовал предоставить 27 странам ЕС право блокировать решения Евросаммита. Сначала страны, не входящие в зону евро, проявили к этому интерес, но под влиянием Н. Саркози отказались от этого плана. Все кроме Великобритании и Дании, обещали вступить в ЕВС в среднесрочном плане. Тем не менее государства, входящие в ЕВС, зависят от благосклонности других стран. Так, например, потребовалась встреча ЕС-27, чтобы принять решение по плану рекапитализации банков.
Чтобы успокоить обе стороны, в заключение о создании Евросаммита была внесена формулировка об укреплении структуры управления в валютной области с соблюдением целостности ЕС, которая поможет избежать раскола. Однако никто не может ответить на вопрос, что это означает на практике.
Германия считает, что Европа должна делать то, что считает нужным Германия. У соседей это вызывает различные чувства, и если до сих пор для многих ругательством было слово «Брюссель», если в их странах что-то не ладилось, то теперь ругательством стало слово «Берлин». Поэтому до сих пор все правительства стран ЕС пытались маскировать собственные интересы и амбиции европейскими или трансатлантическими. А. Меркель не обращала на это внимания, она оберегала скорее немецкие финансы, чем щадила чувства других, уживаясь с Европой, которая не устраивала Германию.
Одной из проблем, с которой сталкивается в настоящее время Германия является потеря таких важных союзников Берлина в борьбе за свободную торговлю и единый внутренний рынок, как Великобритания. В зону евро входит значительное число стран Средиземноморья, отношение которых к государственной промышленной политике и протекционизму отличается от немецкого. Польша, Дания и Швеция по многим проблемам в большей степени согласны с Германией, чем Греция, Испания или Франция, но их
2012.04.020-021
голоса учитываются отныне меньше. Таким образом, Германии приходится интегрироваться со странами с иной экономической культурой. Германии нужны новые связи, которые объединят зону евро и Европу-27, иначе, спасая евро, можно потерять ЕС.
Другая проблема заключается в том, что Германия сама не стабильна политически. Федеральный административный суд ФРГ снова выразил сомнение в способе, которым парламент будет участвовать в кризисной политике. К тому же коалиция не может согласиться даже на незначительную налоговую реформу, и приходится постоянно отстаивать EFSF.
На европейском уровне федеральное правительство продолжает активно действовать, и ближайшей целью является изменение Лиссабонского договора, в частности автоматические санкции в отношении страны при определенном бюджетном дефиците.
Германия действует по правилу: кто платит, тот определяет. В целом это звучит как запоздалая шутка: французы хотели ввести евро, чтобы укротить немцев, но теперь евро служит немцам для усмирения французов.
В.И. Шабаева
2012.04.020-021. РУБИНИ Н. КАК ОСТАНОВИТЬ КРИЗИС В ЗОНЕ ЕВРО. (Сводный реферат).
2012.04.020. ROUBINI N. Down with the eurozone. - Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/roubini44/English
2012.04.021. ROUBINI N. How to prevent a depression. - Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/roubini42/English
Американский экономист Н. Рубини, профессор экономики Нью-Йоркского университета, председатель совета директоров «Roubini global economics monitor», считает, что кризис в зоне евро имеет глубокие и структурные причины; на него сильно влияют по крайней мере четыре экономики: Ирландия, Португалия, Кипр и Испания (020). В последнее десятилетие Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания (ПИИГИ) были основными потребителями зоны евро: их траты превышали доходы, что способствовало увеличению дефицита текущего счета. Тем временем ведущие страны зоны евро (Германия, Нидерланды, Австрия и Франция) являлись основными производителями и тратили меньше, чем получали, что увеличивало профицит их текущего счета.