увеличение числа агрегаторов (сборщиков информации через вебсайты), производящих сравнение продуктов и услуг разных провайдеров;
- транзакции и платежные услуги: использование передовых технологий для повышения информационной безопасности, прогнозирования, выявления и анализа мошенничества; распространение мобильных кошельков и новых способов платежей; расширение использования данных о потребительском рынке для увеличения добавленной стоимости.
Список литературы
1. Бокша Н. Банки против финтеха: конкуренция в надежде на партнерство // Forbes. - 2017. - 25.10. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351907-banki-protiv-finteha-konkurenciya-v-nadezhde-na-partnerstvo
2. Novack J. The Forbes Fintech 50 for 2018 // Forbes. - 2018. - 13.02. - Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/janetnovack/2018/02/13/the-forbes-fintech-50-for-2018/#5c7cece05582
3. Redrawing the lines: FinTech's growing influence on financial services / PWC. -2017. - 20 p. - Mode of access: https://www.pwc.com/gx/en/industries/financial-services/assets/pwc-global-fintech-report-2017.pdf
2018.04.017. E.E. ЛУЦКАЯ. ИТАЛИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА. (Обзор).
Ключевые слова: Италия; Испания; Европейский валютный союз; кризис евро; будущее зоны евро.
В середине 2018 г. Европейский валютный союз (ЕВС) вновь оказался на грани кризиса, на сей раз вызванного событиями в Италии - выборами в парламент и приходом к власти популистского «правительства-евроскептика». В самой Италии данные события знаменовали собой серьезный политико-экономический кризис, поставивший на повестку дня ключевую национальную дилемму: остаться в зоне евро, т.е. подчиняться единой валюте, или попытаться восстановить экономический, политический и институциональный суверенитет. В стране возникла также угроза финансового кризиса, о чем свидетельствуют падение курсов акций и повышение премий за суверенный риск на глобальных фондовых рынках.
Протест Италии против евро как единой валюты ЕС, считает профессор Колумбийского университета Дж. Стиглиц, - вполне
ожидаемый эпизод обострения противоречий между Германией, настаивающей на жестких реформах в ЕВС, и более слабыми периферийными странами Европы (4). Италия - третья по величине экономика ЕС - относится к числу стран с низкими темпами экономического роста, слабыми показателями доходов населения и др. При этом экономика зоны евро в целом также развивалась плохо -в период 2008-2016 гг. по темпам роста она существенно отставала от США. Так, в 2000 г., год спустя после введения евро, ВВП США был больше ВВП зоны евро на 13%, а в 2016 г. - уже на 26%. Реальный рост экономики ЕС в 2017 г. составил 2,7% и был явно недостаточным, чтобы переломить тенденцию к застою в некоторых странах (4, с. 1).
Значение членства в ЕВС для экономики Италии. С того времени, как Италия восстановила в 1996 г. свое членство в европейской системе единого обменного курса (European exchange rate mechanism) - после выхода из него в 1992 г., - она лишилась валютного суверенитета и целиком подчинилась политике Европейского центрального банка (ЕЦБ). Результатом этого шага стали более низкие темпы инфляции и уменьшение стоимости заемных средств, что позволило Италии существенно сократить (с 12 до 5% относительно ВВП) процентные платежи по госдолгу. Однако были и негативные последствия потери контроля над монетарной политикой: миллионы мелких и средних предприятий теперь уже не могли полагаться на потенциальную возможность девальвации валюты как способ сохранить конкурентоспособность в условиях неэффективной экономической системы.
Анализируя доводы «за» и «против» выхода Италии из ЕВС, профессор Нью-Йоркского университета Н. Рубини отмечает, что, несмотря на некоторые преимущества евро для Италии, использование этой валюты на протяжении значительного периода не было экономически оправданным (3). Сегодняшний реальный доход на душу населения в стране ниже, чем в начале эксперимента в 1998 г. Даже в Греции, пережившей период депрессии после 2009 г., был отмечен рост этого показателя. Некоторые аналитики объясняют экономические проблемы Италии тем, что страна не смогла выполнить все правила и стандарты Евросоюза и провести необходимые базовые реформы.
Однако в настоящее время, считает Рубини, результаты анализа роли евро уже не имеют значения - в Италии господствует точка зрения, что именно единая валюта ответственна за экономические болезни страны. В качестве одного из доводов в пользу выхода из зоны евро используется тезис, что итальянский промышленный сектор вполне конкурентоспособен в глобальном аспекте -за счет более слабой национальной валюты страна может увеличить экспортную выручку. Если же всё останется по-прежнему, то многие отрасли могут целиком перейти под контроль иностранного капитала (3, с. 1-3).
Сравнение экономик Испании и Италии. Аналитик М. ОБрайен из американской газеты The Washington post проводит сравнительный анализ экономики двух стран, чтобы показать различия в характере их взаимоотношений с ЕВС и в достигнутых экономических результатах (2). Еще недавно (6-7 лет назад) это были страны, переживавшие схожие трудности, такие как: сепаратистские движения, вызванные противоречиями между процветающим Севером и слаборазвитым Югом; чрезмерно высокие затраты по обслуживанию госдолга и др. Однако сейчас их пути разошлись. Испания, выполняя требования Евросоюза, проводила политику бюджетного ужесточения и с трудом, но всё же вышла из кризиса, тогда как Италия до сих пор находится в стагнации. За последнее десятилетие ВВП Испании в расчете на человека рабочего возраста вырос на 3,3% по сравнению с докризисным пиком; в Италии соответствующий показатель все еще на 5,5% ниже. Нынешнее правительство Италии, не желающее идти в фарватере политики Брюсселя и Франкфурта, стоит на грани разрыва конкордата с ЕВС (2, с. 1).
Более успешное развитие Испании по сравнению с Италией частично объясняется тем, что в последние годы «Испании было позволено иметь более крупный бюджетный дефицит». Однако истинная причина различий между двумя странами иная - в Италии более низкая производительность труда. Периферийные страны, жестко регламентируемые ЕС, не располагают необходимым количеством рычагов борьбы с рецессией и поддержания адекватного уровня конкурентоспособности. По существу, единственный имеющийся в их распоряжении метод - это сокращение издержек производства, в первую очередь зарплат наемных работников.
Обычно правительства идут по пути замораживания уровня зарплаты (по сути это скрытый метод ее сокращения), побуждая таким образом рабочих повышать эффективность производства. В отличие от Испании, которой удалось повысить производительность и немного снизить удельные трудовые издержки, в Италии они продолжают расти. Помимо неэластичного рынка труда, есть еще одна важная причина невысокой эффективности экономики Италии -это низкий технологический уровень сектора мелких предприятий, процветающие в нем коррупция и кумовство.
О Брайен присоединяется к точке зрения аналитиков, считающих, что в Италии 95% мелких предприятий с числом занятых менее 10 человек нуждаются в рационализации производства с целью повышения его эффективности, причем наиболее слабые из них должны уйти из бизнеса, а для наиболее крепких лучший путь -быть поглощенными более крупными компаниями. Однако это означает увеличение безработицы в то время, когда ее уровень среди всего активного населения уже достиг двузначной величины, а среди лиц в возрасте 15-24 года безработица составляет 20% - это наихудший показатель в зоне евро (2, с. 3).
Попытки преодоления кризиса в Италии — прогноз развития событий в кратко- и долгосрочной перспективе. Как отмечает Б. Эйченгрин, профессор Университета Калифорнии, руководители нового коалиционного правительства Италии в настоящее время не настаивают на идее отмены евро (1). Но предлагаемые ими фискальные меры выхода из кризиса могут привести к очередному витку обострения противоречий с Еврокомиссией и ЕЦБ. Правительство намеревается ввести в стране одновременно плоскую шкалу подоходного налога и обеспечить всем гражданам минимальный доход - так называемый безусловный базовый доход1 (universal basic income, UBI). Эти меры вызовут резкий рост бюджетного дефицита. Следствием такой политики будут санкции со стороны руководства ЕС и отток капитала из страны. Италия окажется практически отгороженной от зоны евро забором жесткого финансового контроля, независимо от намерений правительства.
1 Безусловный базовый доход - принцип социальной политики, предполагающий регулярную выплату государством определенной суммы денег каждому члену общества, вне зависимости от уровня его дохода. - Прим. авт.
По мнению Эйченгрина, предлагаемые меры как способ повышения темпов экономического роста неэффективны. Плоская шкала подоходного налога выгодна в основном богатым слоям населения, не склонным к увеличению расходов, a UBI может спровоцировать негативную реакцию со стороны финансовых рынков. На повестке дня стоит вопрос: решится ли Еврокомиссия на опасный прецедент и будет ли позволено Италии превысить регламентируемую норму бюджетного дефицита? Существует вероятность того, что во избежание открытого конфликта со страной, Еврокомиссия пойдет на компромисс и допустит «скромное увеличение бюджетного дефицита в сочетании с реформами на стороне предложения». Данное противостояние напоминает игру «кто струсит первым» (a game of chicken), исход которой не всегда удается предсказать (1, с. 2).
Рубини дает свой прогноз развития событий в Италии (3). Большинство населения Италии, скорее всего, предпочтет остаться в зоне евро, чтобы избежать ущерба для банков, увеличения обязательств по госдолгу и роста издержек держателей сбережений, подобно тому, как это было в Греции в 2012-2015 гг. Но в долгосрочной перспективе издержки пребывания в «евро-клубе», где действуют диктуемые Германией правила, возрастут и вынудят Италию этот клуб покинуть. Это решение, считает Рубини, возможно, будет принято в период следующего глобального финансового кризиса одновременно с действиями других слабых стран Евросоюза. «Италия подобна поезду, чей локомотив потерпел аварию; это только вопрос времени, когда вагоны начнут сходить с рельсов» (3, с. 3).
Проблемы зоны евро и пути выхода из тупика. Суть проблемы ЕВС, по мнению Стиглица, заключается не в отставании отдельных стран (Италии, Испании, Греции), а в изъянах самой евросистемы, плохо продуманной и с самого начала «сконструированной так, чтобы практически потерпеть крах». Данная система предусматривала изъятие у правительств главных рычагов регулирования (ставки процента и обменного курса) и вместо создания новых механизмов преодоления экономических неурядиц вводила дополнительные ограничения, касающиеся бюджетных дефицитов, госдолга и даже структурной политики. Евро как единая валюта стран, объединившихся в ЕВС, был задуман его создателями с целью усиления ев-
ропейской солидарности и интеграции. На практике произошло ослабление экономического роста и усиление разногласий.
Как отмечает Стиглиц, в Европе существует достаточно много предложений по решению проблемы кризиса евро, но большинство из них наталкиваются на проблему нехватки инвестиций в зонах, которые особенно в них нуждаются (4). Центральная проблема зоны евро - преодолеть рассогласованность между странами, связанную с обменным курсом валюты. Ответ Германии - усилить давление на слабые страны, которые уже и так страдают сейчас от высокой безработицы и низких темпов роста. Альтернативный выход - возложить бремя урегулирования проблем на страны с сильной экономикой (с более высоким уровнем зарплаты и более высоким спросом, поддерживаемым с помощью государственных инвестиционных программ).
До сих пор побеждало первое направление, которого придерживался не только истеблишмент ЕС, но и правительства стран, вынужденных проводить политику жесткой экономии. В последнее время увеличиваются антигерманские настроения, растет число евроскептиков и сторонников «более разумных структурных реформ». Первой страной, избравшей правительство, выступившее против евро, была Португалия. Вторая страна - Италия, отличающаяся тем, что здесь евроскептические настроения исходят в равной степени от правого и левого политического спектра. Будучи крупным государством, она может осуществить выход де-факто из зоны евро и установить гибкий двойной обменный курс (flexible dual currency), который поможет ей встать на путь экономического роста. При этом ответственность за выход де-юре и все последствия этого шага будут возложены на Брюссель и Франкфурт. По словам Стиглица, «результат может быть только один - зона евро развалится» (4, с. 2).
Схожей точки зрения придерживается О Брайен. По его мнению, природа ЕВС такова, что политический кризис в одной стране может перекинуться на другие страны и поставить под вопрос само существование единой валюты (2). В данном случае выбор Италии во многом определяет долгосрочный прогноз выживания евро. Решение экономических проблем Италии и ЕВС в настоящее время целиком зависит от выработки адекватной политики.
Список литературы
1. Eichengreen B. The populists'euro // Project syndicate. - 2018. - 12.06. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentaiy/italy-populist-govern ment-euro-membership-by-bany-eichengreen-2018-06
2. O'Brien M. Italy is how the euro crisis could end badly. Spain is how it could end well // The Washington post. - 2018. - 08.06. - Mode of access: https://www. washingtonpost.com/news/wonk/wp/2018/06/08/italy-is-how-the-euro-crisis-could-end-badly-spain-is-how-it-could-end-well/?utm_term=.62b2dc88206d
3. Roubini N., Rosa B. Italy is a slow-motion train wreck but would it quit the euro? // The Gardian. - 2018. - 01.06. - Mode of access: https://www.theguardian.com/ business/2018/jun/01/italy-is-a-slow-motion-train-wreck-but-would-it-quit-the-euro
4. Stiglitz J.E. Can the euro be saved? // Project syndicate. - 2018. - 13.06. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/next-euro-crisis-italy-by-joseph-e--stiglitz-2018-06
2018.04.018. E.E. ЛУЦКАЯ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ: ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКСПАНСИЯ И СИСТЕМНЫЕ РИСКИ. (Обзор).
Ключевые слова: Китай; банковская система; зарубежная экспансия банков; системные риски.
В течение последних восьми лет банковская система Китая развивалась высокими темпами, отмечают западные эксперты (1). В настоящее время это крупнейшая в мире банковская система с общей суммой активов 35 трлн долл. (примерно 300% ВВП Китая). По показателю активов она превзошла банковскую систему США в 2010 г., а систему ЕС - в 4-м квартале 2016 г. (1, с. 1).
Согласно данным журнала The Banker, количество китайских банков в группе 1000 крупнейших банков мира продолжает увеличиваться - в середине 2017 г. их было 126 (что на семь банков больше, чем в 2016 г.). По этому показателю Китай занимает прочное второе место после США (165 банков в топ 1000). Лидером среди китайских банков в течение уже пяти лет по-прежнему остается Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) с капиталом 281,2 млрд долл. в 2016 г. В список 1000 крупнейших банков мира в 2016 г. вошли три новых китайских банка: Guangdong Nanhai Rural Commercial Bank, Bank of Dandong и Bank of Chengde, занявшие соответственно 470, 820 и 864-е место. Хотя общее количество китайских банков в мировом списке первой 1000 возросло, их позиции среди наиболее крупных банков несколько ухудшились.